На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Как-то совершенно мимо меня пролетело его творчество, ни песен ни имени никогда не слышал. А то, что услышал сейчас, ...От одесского жули...
  • Александр Сысоев
    Светлана, полностью согласен: мне творчество Аркадия Северного совсем никак. Хотя я любил и люблю бардовские песни, н...От одесского жули...
  • Светлана Митленко
    Может Мурзилка? Или Костер. Еще Пионер был журнал.GIF-ки, которым б...

Два Александра — Опекушин и Пушкин. Памятник и скульптор — неожиданные виды

Все знают этот знаменитый памятник Александру Сергеевичу Пушкину.Автор памятника Пушкину был крепостным у барыни, которая лично знала поэта.Александр Опекушин.Александр Опекушин. © / Карл Булла

181 год назад, 28 ноября 1838 г. в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии у крепостного мужика родился сын. Событие не бог весть какое. Но история иной раз выкидывает весьма занимательные коленца.

Именно этот ребёнок станет автором как минимум одного всемирно признанного символа России. Назвали младенца Александром. Фамилия — Опекушин.

Александр Михайлович Опекушин родился в 1838 г. в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в крепостной крестьянской семье лепщика Михаила Евдокимовича Опекушина. Каменотесы, лепщики, штукатуры этих мест были хорошо известны в России, и такие места как Свечкино, Рыбницы, Давыдково, Овсяники дали целые семейные династии. У крепостного мальчика рано обнаружились прекрасные творческие способности, и артель лепщиков, где работал юный Опекушин, собрала необходимые средства для его обучения. С разрешения помещицы Е.В. Ольгиной он был отправлен на учебу в С.-Петербург.

Опекушин поступил в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств, которую окончил блестяще в два года. Затем его учеба продолжалась в петербургской мастерской датского скульптора Д.И. Иенсена, ученика знаменитого скульптора Б. Торвальдсена. В возрасте 21 года Александр Михайлович получил вольную и стал вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств.

В 1862 г. Совет Императорской Академии художеств присудил молодому скульптору Малую серебряную медаль за барельеф «Ангелы, возвещающие пастухам Рождество Христово». В том же 1862 г. Опекушин был приглашен известным скульптором М.О. Микешиным для работы над памятником «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Памятник, задуманный Микешиным в виде колокола, который должен был благовестить потомкам о героическом прошлом России, величии государства Российского, венчала держава – символ царской власти, вокруг которой были представлены 17 бронзовых фигур государственных деятелей, внесших наибольший вклад в создание Российской империи.

По количеству изображенных фигур, «Тысячелетие России» явился самым крупным скульптурным памятником русского монументального искусства. В его создании приняли участие знаменитые русские мастера: академик Р.К. Залеман, М.А. Чижов, И.П. Шредер, Н.А. Лаверецкий. Фигура Петра I, выполненная А.М.Опекушиным, оказалась одной из самых удачных. Немного отступлю. В Новгород немцы вторглись 15 августа 1941. Главнокомандующий дал указ разобрать статую на куски и отправить в Германию на поезде. Планам не суждено было сбыться, вывезти успели лишь бронзовые фонари и забор. 20 января 1944 Новгород был освобожден, а разобранный памятник так и не покинул город. К тому времени от сооружения остался только пьедестал и нижняя часть шара, верхняя часть почти полностью разгромлена, фигуры лежали рядом. Мало что сохранило свой первоначальный облик, практически все мелкие делали похищены. Решено было реставрировать как можно быстрее. Второе торжественное открытие произошло 2 ноября 1944. Позже происходили реставрации в 1954 и 1982 годах, но самая крупная в 1994-1995 годах в связи с многочисленными разрушениями и сильной коррозией.В 1864 г. молодой скульптор был награжден Императорской Академией художеств второй Серебряной медалью. В 1869 г. он получил звание классного художника 2-ой степени, а в 1870 г. – классного художника 1-й степени. Диплом академика скульптуры был присужден Александру Михайловичу в 1872 г. за статую Петра I и бюст Цесаревича Николая Александровича, установленный в Санкт-Петербурге на Выборгской стороне у Церкви Святителя Николая Чудотворца. В годы советской власти они были уничтожены.

Разумеется, самой узнаваемой работой знаменитого скульптора, тем самым символом Москвы и России, стал памятник Александру Пушкину на Тверском бульваре. Есть целый ряд любопытных фактов, которые связывают этих двух Александров гораздо серьёзнее, чем обычно думают.

1. В энциклопедиях и справочниках о том, кому, собственно, принадлежала крепостная семья Опекушиных, говорится как бы вскользь. Дескать, единственной заслугой помещицы Екатерины Ольхиной является тот лишь факт, что она не стала препятствовать молодому и подающему надежды скульптору выкупиться из крепостной зависимости. Сумма, в принципе, была не очень большой — 500 рублей. Требуемую сумму Опекушин собирает за 10 месяцев и 20 марта 1859 г. получает вольную.

Всё так. Но почему-то девичья фамилия барыни не упоминается. А она заслуживает внимания. В девичестве она носила фамилию Энгельгардт. В юности Катенька Энгельгардт была представлена Александру Пушкину и неплохо его знала. Но всё же хуже своего отца, Василия Энгельгардта, который считался одним из близких друзей поэта. И даже удостоился неплохого стихотворения:

Дай руку мне. Приеду я
В начале мрачном сентября:
С тобою пить мы будем снова,
Открытым сердцем говоря
Насчет глупца, вельможи злого,
Насчет холопа записного,
Насчет небесного царя,
А иногда насчет земного.

Словом, знакомая Пушкина владела крепостным, который создал лучший памятник Пушкину. Вероятно, это и называется иронией судьбы.Памятник Пушкину на Страстной (Тверской) площади в Москве. На втором плане — Страстной монастырь (основан в XVII веке). Разрушен в 1937 г. (сейчас на этом месте кинотеатр «Пушкинский», бывш.«Россия») Памятник поэту в 1950 г. перенесен с Тверского бульвараПамятник Пушкину на Страстной (Тверской) площади в Москве. На втором плане — Страстной монастырь (основан в XVII веке). Разрушен в 1937 г. (сейчас на этом месте кинотеатр «Пушкинский», бывш. «Россия») Памятник поэту в 1950 г. перенесен с Тверского бульвара. Фото: РИА Новости

2. В 1872 г. Александр Опекушин включается в конкурсную гонку, которая должна была выявить — кто именно станет автором первого памятника «Солнца русской поэзии». Включается настолько плотно, что изучает не только весь прижизненный изобразительный материал, связанный с Пушкиным, но ещё успевает прочесть и даже перечесть всё пушкинское наследие, изданное к тому моменту. И проникается поэзией настолько, что начинает писать стихи сам. Известен, правда, только один шедевр Опекушина на ниве словесности:

Я ехал утром в Храм Искусств
И возмутительною сценой душа была поражена.
На морозе лежала женщина полуобнажена.
Окровавленная, но очень недурная.
Была пьяна без чувств...
И думал я — о, правый Боже,
Отчего же
Ты не взглянешь
на бессердечную толпу
И громче ужаса не грянешь?

По представлениям тогдашних строгих правил стихосложения — дико и беспомощно. Но, думается, нынешние поэты-концептуалисты пришли бы в восторг.

Часами скульптор изучает рукописи Пушкина, перечитывает его стихи и очень внимательно анализирует наиболее известные изображения поэта: портреты Кипренского и Тропинина, посмертную маску и бюст работы Гальберга, приглашённого Жуковским снять посмертную маску, а таке знаменитый бюст Витали.А вот и финалисты — Шредер, Забелло и Опекушин (каждый художник представлял по несколько эскизов):Как мы знаем, выбран был Опекушин.

3. Известна точная сумма, собранная на памятник Пушкину — 160 575 рублей и 10 копеек. Однако оказалось, что цена исчисляется не только в деньгах. По сути, памятник Александру Сергеевичу был реализован за счёт другого, не менее масштабного и впечатляющего проекта.

Приступая к конкурсной гонке, Опекушин работал над памятником летописцу Нестору, автору «Повести Временных лет». Это была мечта его юности, лучшая скульптура, настоящий шедевр. Судьба его была печальна.

Опекушин работал в мастерской Академии художеств. Там стояли глиняные модели, в том числе почти готовая статуя Нестора. Как только стало известно о том, что скульптор выиграл конкурс, длящийся уже несколько лет, последовал вызов к ректору живописи и ваяния Фёдору Иордану: «Вы, господин Опекушин, получите теперь крупный заказ — по вашему проекту в Москве будет изготовлен памятник Пушкину. Но этот заказ — дело частное и с Академией не связанное никак. Поэтому я буду вас просить немедленно, в течение трёх дней очистить помещение мастерской».

Для того, чтобы перевезти огромную глиняную статую, нужно было гораздо больше трёх дней, и все это понимали. Но мольбы Опекушина остались тщетными — сказано «очистить помещение», изволь выполнять. Опекушин съехал. Скульптура Нестора была безжалостно разрушена.Здание волостного правления в селе Вятское Даниловского уезда Ярославской губернии. Справа ― бюст императору Алексадру II работы скульптора А.М. Опекушина.Здание волостного правления в селе Вятское Даниловского уезда Ярославской губернии. Справа ― бюст императору Алексадру II работы скульптора А.М. Опекушина.

4. Весть о том, что готовую скульптуру Пушкина желает осмотреть ещё в мастерской сам император, застала Опекушина врасплох. Нет, глиняная статуя была уже готова полностью, равно как и модель постамента для будущего памятника. Опекушин спешил по иной причине. Он лихорадочно доделывал модели другой скульптуры — как раз императора Александра II. Так, чтобы можно было красиво расставить их вокруг Пушкина и сделать безусловно верноподданнический жест.

Это удалось. С одной оговоркой. Осмотрев свои изваяния, Александр II будто бы сказал: «Хорошо, хорошо... Но хороша ли, братец, примета?»

И оказался прав. Модели станут востребованными только после смерти императора от рук террористов. К сожалению судьба произведений скульптора весьма плачевна, как и его конец жизни.

5. Практически, можно сказать, что обоих подкосила власть. Один не дописал. работы второго сохранились в единичных экземплярах.

А.М. Опекушин создал большое количество скульптурных изображений современников. Среди них были Жуковский, Вяземский, Микешин, Ламанский, Шувалов и другие. Все опекушинские работы, в том числе бюсты Аристотеля и Платона, отличались высочайшим мастерством, удивительным портретным сходством, красотою линий и умением полностью раскрыть духовную сущность человека. Сохранился памятник Лермонтову а Пятигорске.В 1891 г. Александр III утвердил воздвижение на восточной окраине России в Хабаровске памятника патриоту России, генерал-губернатору Восточной Сибири (1848-1861 г.), основателю Хабаровска графу Николаю Николаевичу Муравьеву-Амурскому. С именем Н.Н. Муравьева-Амурского, оставившего заметный след в истории Сибири, связано присоединение к России обширного Амурского края и подписание в 1858 г. Айгунского договора с Китаем, по которому была определена русско-китайская граница в районе реки Амур. Опекушину, выигравшему конкурс, удалось достичь большого портретного сходства. Одет генерал-губернатор был не в генеральский мундир, а в походный казачий чекмень. В правой руке у него была подзорная труба, в левой – свиток (Айгунский договор) с картой. Пятиметровый монумент был прост и изящен по композиции. Статуя хорошо просматривалась даже с далекого расстояния.В 20-е послереволюционные годы по приказу Дальревкома памятник был снесен. Конечно туда водрузили скульптуру вождя, но смотрелась она нелепо. В 90-е годы ХХ столетия бронзовая фигура графа Н.Н. Муравьева-Амурского, олицетворявшая незыблемое присутствие России на тихоокеанском побережье, вновь вернулась на свое место. В конце 1980-х годов начался сбор средств на восстановление памятника Муравьёву-Амурскому, тем более в Русском музее сохранилась модель памятника, выполненная А. М. Опекушиным. Большую роль в деле восстановления сыграла краевед А. К. Дмитриева (впоследствии ей присвоено звание почётного гражданина Хабаровска). Копия скульптуры отлита на заводе «Монумент-скульптура», работу по её воссозданию осуществил ленинградский скульптор, выпускник Академии художеств Л. В. Аристов.В 1991 году прах графа Муравьева-Амурского был перенесен с Монмартрского кладбища в Париже во Владивосток и под звуки салюта корабельных батарей Тихоокеанского морского флота предан земле.

31 мая 1992 года, в день рождения города Хабаровска, восстановленный памятник был открыт.

В 1894 г. А.М. Опекушин становится действительным членом Академии художеств. Вместе со своими учениками он выполнял и церковные заказы – скульптурные распятия и киоты для храмов и монастырей. Занимался отделкой государственных учреждений, личных московских особняков, городских магазинов. Практически все работы были уничтожены как не имеющие художественной ценности для новой власти!

После Октябрьской революции Александр Михайлович был лишен своей мастерской, ограблен во время обысков и выгнан из дома, в котором он жил с семьей. Деньги в Государственном Банке были аннулированы. Умер он в глубокой нищете в марте 1923 года. О его последних днях сообщала ярославская газета «Крестьянский кооператор»: «Он заживо погребен. Квартира, в которой он живет с дочками, – холодная, одежда у них почти сотлела, валится с плеч. Питание – как бы не умереть с голоду. Отсутствие всех признаков, что здесь живет европейски известный скульптор, автор памятника Александру Сергеевичу Пушкину и ряда других памятников. Догорает жизнь в страшных мучениях великого труженика-ярославца А.М. Опекушина…».

http://www.aif.ru/culture/person/dva_aleksandra_opekushin_i_...

http://inieberega.ru/node/844

Картина дня

наверх