На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 171 подписчик

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    А жизнь она именно такая, с загогулинами, а не прямолинейная и с широкой перспективой.Великие истории л...
  • Светлана Митленко
    Извините, дорогой Виктор Александров, мне это не интересно. Я не обязана интересоваться именно тем, что вы желаете мн...Прогулки по Санкт...
  • Виктор Александров
    Дорогая Света! То, «что Вы никогда и в глаза не видели самолетов, зданий и взлетных полос» — это не моё личное умозак...Прогулки по Санкт...

"Битте-дрите, фрау-мадам" или "Свадьба в Малиновке".

13 ноября 1967 г. состоялась премьера музыкальной комедии А. Тутышкина «Свадьба в Малиновке». Никто не ожидал такого ошеломительного успеха: картину посмотрели 74,6 млн зрителей! Хотя фильма могло бы и не быть: когда кинематографистам студии им. А. Довженко предложили приступить к съемкам, они отказались: идея снимать комедию о Гражданской войне показалась странной, а сюжет – несерьезным.
За кадром «Свадьбы в Малиновке»: как появился танец «в ту степь», а жители целого села стали актерам "Свадьба в Малиновке", СССР, кино, комедия
За кадром «Свадьбы в Малиновке»: как появился танец «в ту степь», а жители целого села стали актерам "Свадьба в Малиновке", СССР, кино, комедияМ. Водяной в роли Попандопуло

Героико-романтическая оперетта «Свадьба в Малиновке» была написана Л. Юхвидом, ее премьера состоялась в Харькове в 1937. А для московской постановки музыку написал Б. Александров. Позже Л. Юхвид в соавторстве с В. Типотом подготовили либретто, на основе которого Б. Александров и создал тот вариант оперетты, который лег в основу фильма «Свадьба в Малиновке».За кадром «Свадьбы в Малиновке»: как появился танец «в ту степь», а жители целого села стали актерам "Свадьба в Малиновке", СССР, кино, комедияКадр из фильма "Свадьба в Малиновке", 1967

Фильм был приурочен к 50-летию Октябрьской революции, и, поскольку действие картины происходит на Украине, то Госкино предложило производство Киностудии им. Довженко, но там отказались, сославшись на «несерьёзность» фильма. Тогда к производству ленты приступил «Ленфильм». Натурные съемки проходили с мая по октябрь 1966 г. в нескольких украинских селах: эпизоды в графской усадьбе снимали в с. Хорошки Лубенского района, ветряную мельницу – в с. Мацковцы. А натуру действительно снимали в селе Малиновка, только по одним данным, это Малиновка Чугуевского района Харьковской области, а по другим, Малиновка в Глобинском районе Полтавской области.
В массовках снимались практически все жители Малиновки. Интерьерные съемки проводились в ленфильмовских павильонах.
Благодаря замечательной музыке, вокальным номерам и зажигательным танцам, блестящей игре любимых зрителями актеров, искрометному юмору, запоминающимся персонажам и увлекательному сюжету, «Свадьба в Малиновке» по праву стала одной из популярнейших отечественных кинокомедий.За кадром «Свадьбы в Малиновке»: как появился танец «в ту степь», а жители целого села стали актерам "Свадьба в Малиновке", СССР, кино, комедияАнсамбль "Жок" выполнял в фильме хореографические номера

За кадром «Свадьбы в Малиновке»: как появился танец «в ту степь», а жители целого села стали актерам "Свадьба в Малиновке", СССР, кино, комедияВ массовках задействовали почти всех местных жителей

В массовках были задействованы почти все местные жители. За работу им платили от 50 копеек до 3-х рублей. Особым спросом пользовались те, кто приходил на съемочную площадку с гусем или уткой. Деревенские девушки так лихо танцевали, что почти не уступали хореографическому ансамблю «Жок», задействованному в съемках. Все остались довольны, кроме председателя колхоза: работа на полях останавливалась, все село с утра до ночи толпилось возле съемочной площадки.За кадром «Свадьбы в Малиновке»: как появился танец «в ту степь», а жители целого села стали актерам "Свадьба в Малиновке", СССР, кино, комедияКадр из фильма "Свадьба в Малиновке", 1967

Житель Хорошек, бывший учитель М. Цуканов вспоминает, как проходили съемки: «Местное население по кустам пряталось и готово было целый день смотреть бесплатный концерт, который устраивали артисты. Их гримерка находилась в местной школе. И я как-то подсмотрел, как Яринке (артистка Валентина Лысенко) цепляли длинную косу к ее короткой стрижке. Ну и трусихой же она была! Помните, Яринка уезжает со своей свадьбы с паном атаманом Грицианом Таврическим на тачанке? Так это был мужчина-каскадер в платье невесты. Артистка побоялась даже вожжи взять в руки. И в речку не смогла прыгнуть с дерева. Тоже мужик в фате вместо нее прыгал».С мая по октябрь 1966 года небольшое село в Полтавской области Хорошки превратилось в киношную Малиновку. Дети сбегали с уроков, взрослые чуть не сорвали сбор урожая в колхозе. А некоторые жители села даже нашли свою вторую половинку среди киношников...

Хорошкинские старожилы до сих пор помнят, как фотограф киностудии «Ленфильм» в мае приехал в село с секретарем райкома партии, сделал несколько снимков пейзажей и старинной усадьбы помещика Щербатова. И уже через несколько недель население села увеличилось в несколько раз: киношники приехали!

До революции хозяева усадьбы менялись очень часто: помещики ее продавали, проигрывали в карты, отдавали в счет долгов.

- В 1966 году здание было в отличном состоянии, там размещалась школа. Чтобы не срывать учебный процесс, киношники в ста метрах построили точную копию фасада усадьбы и съемки проводили там, - рассказал «КП» Михаил Цукатов, бывший учитель физики и замдиректора Хорошковской школы.

Копию фасада усадьбы от настоящего дома было не отличить. Из Ленинграда привезли железобетонные статуи львов, а листья на деревьях покрасили из распылителя в более насыщенные тона.
Хорошковцев снимали только в массовке: детвора бегала с прутиками на заднем плане, взрослые с граблями ходили. За съемочный день платили 3 рубля. Но с площадки селян прогнать было невозможно: как только они слышали хлопушку и голоса любимых актеров, бросали работу в колхозе и бежали к школе.
- Жители Хорошков и провиант для кадров обеспечивали: хлеб пекли, молоко приносили. И даже давали советы режиссеру Андрею Тутышкину. У него все не получался кадр, где Попандопуло пьет из кувшина молоко. Как только актер опрокидывал кувшин, все молоко сразу выливалось на него. И тогда кто-то из селян посоветовал привязать к горлышку кувшина веревку, и тут же молоко побежало красивой тоненькой струйкой, как надо, - рассказывают работники школы.
Со многими актерами селяне сдружились, вместе коротали вечера, а танцевальный коллектив «Жок» по вечерам учил местную молодежь зажигать на дискотеках.В здании старинной усадьбы князя Щербатова размещалась школа, и рядом с ней выстроили точную копию фасада для съемок комедии. Отличить бутафорию от оригинала было практически невозможно.«Усадьба пана атамана Таврического» со времен съемок фильма сильно обветшала.За кадром «Свадьбы в Малиновке»: как появился танец «в ту степь», а жители целого села стали актерам "Свадьба в Малиновке", СССР, кино, комедияПолуразрушенное здание усадьбы князя Щербатова в Хорошках. Но кирпичи, по старинной технологии замешенные на курином яйце, сопротивляются времени. Кстати, во времена работы над «Свадьбой...» здесь располагалась школа.

К сожалению, сейчас здание усадьбы находится в полуразрушенном состоянии. Давно уже нет и танцплощадки, которая служила и местом съемок, – заросла травой.

Михаил Пуговкин так отзывался о своей работе в фильме «Свадьба в Малиновке»:
– Маленькая роль требует от актера отличной реакции, гибкости, умения молниеносно и полно высказать всё, что требует замысел. К примеру, роль Яшки-артиллериста в «Свадьбе в Малиновке», снятой Андреем Тутышкиным, состояла всего из двух эпизодов: сцены с сапогами и танца «втустепь». Но как интересно и весело было строить Яшкин характер!
Михаил Пуговкин, обаянию и комическому дару которого во многом картина обязана своим успехом, мог вообще не сняться в «Свадьбе в Малиновке». Андрей Тутышкин с самого начала хотел, чтобы Яшку-артиллериста сыграл именно Пуговкин, но ассистент режиссера, у которой был свой кандидат на эту роль, в течение нескольких месяцев утверждала, что никак не может связаться с актером. В конце концов Тутышкин сам позвонил Пуговкину и за несколько минут вопрос об участии Михаила Ивановича в фильме был решен.

Чтобы добиться от Михаила Пуговкина необходимого для характера его персонажа куража, балетмейстер картины Галина Шаховская разучивала с актером ставший впоследствии знаменитым танец «втустепь» полтора месяца. Игра стоила свеч, и этот танцевальный номер стал одним из лучших эпизодов фильма, чем сам Пуговкин очень гордился.
Танец тустеп (от английского two step – два шага), который Яшка-артиллерист называет «втустепь», появился в Америке в начале 1920-х годов, и Яшка еще не мог знать о его существовании, так как события «Свадьбы в Малиновке» разворачиваются в 1919 году.

Первоначально на роль матери Яринки была утверждена актриса из Ленинграда, но по причине болезни она не смогла принять участия в съемках. Тогда роль была предложена Людмиле Алфимовой. Когда актриса вышла из гримерной, чтобы сняться в пробах, Тутышкин воскликнул: «Это настоящая солдатка София!»За кадром «Свадьбы в Малиновке»: как появился танец «в ту степь», а жители целого села стали актерам "Свадьба в Малиновке", СССР, кино, комедияМ. Пуговкин в комедии "Свадьба в Малиновке", 1967

Вспоминает актер Пуговкин. Искали артиста на роль Яшки-артиллериста. Организовывая съемочную группу, режиссер Андрей Петрович Тутышкин сообщил, что Яшку будет играть Пуговкин. И примерно месяц ассистенты меня «искали», хотя на самом деле только делали вид, что искали. Как часто бывает в кино, ассистент по актерам хотела на эту роль предложить какого-то другого актера, поэтому все время говорила Тутышкину, что меня нет в Москве. Дело подходило уже к съемкам, Андрей Петрович рассвирепел и потребовал от ассистента:
- Ну-ка наберите мне номер Пуговкина! Я подошел к телефону. - Михаил Иванович, — сказал Тутышкин, — вы что, в Москве? - В Москве, — отвечаю удивленно. - А вы что, уезжали куда-то? - Нет, — говорю я, — никуда не уезжал. - Да что же это такое! — окончательно разозлился Андрей Петрович. — Вы завтра должны быть в Ленинграде. Садитесь срочно на «Стрелу» и приезжайте. Будете играть роль Яшки-артиллериста. - Спасибо, — поблагодарил я и отправился в Ленинград. Я даже не пробовался, приехал и начал сниматься. Вот так мы и начали работать. Танец «В ту степь» поставила балетмейстер Галина Александровна Шеховская. Она много лет работала в Театре оперетты, многие танцы поставила. Лучшим исполнителем танца «в ту степь» был знаменитый Владимир Володин.
- После Володина я ставила «в ту степь» несколько раз, в разных городах, — сказала мне Галина Александровна, — Михась, Вы первый, кто дал мне возможность забывать о танце Володина. Когда я снимался в первой своей картине «Дело Артамоновых» в далеком 1941 году, Галина Александровна тоже ставила мой танец в этом фильме. И теперь, спустя двадцать пять лет — в фильме «Свадьба в Малиновке». Почти все съемки проходили под Киевом, мы каждый день ездили в старую усадьбу. В этом фильме снимались и ансамбль «Жок», и Николай Сличенко, и Андрей Львович Абрикосов, и сын его снимался, Григорий. Моей партнершей была Зоя Алесеевна Федорова. Снимались и Евгений Лебедев, и Тамара Носова, и Михаил Водяной.
Жили на квартирах. Город Лубны был хлебосольный. Мы с женой жили в хате, а в саду было сорок яблонь. Каждый вечер под яблонями накрывали на стол и чаевничали со скороспелым клубничным вареньем. Хозяйка Надежда Сергеевна приходила из магазина и приносила свежайший хлеб, у которого, когда режешь, хрустит корочка. Чаепитие с вареньем и со свежим хлебом под яблонями — это было что-то. Вечерами мы собирались, Коля Сличенко брал гитару и пел цыганские романсы. У хозяйки была масса разнообразных животных: индюки, куры, гуси. Жена моя вставала рано утром, а индюки, гуси, куры — все собирались вокруг нее. Интересная была экспедиция. Мы почувствовали запах села. Хоть это и был городок, впечатление было, что это село. Это было хорошее время.
Танец «В ту степь» мы репетировали полтора месяца. Почти каждый день Галина Александровна подходила ко мне и говорила: - Михась, надо порепетировать!
Танец идет ровно минуту. Галина Александровна постоянно говорила: - Михась, вы ножку плохо вытягиваете! Танец мы сняли, Тутышкин поехал на студию показывать материал. Тогда директором «Ленфильма» был Киселев. Он посмотрел и сказал: - Надо на этот танец взять артиста из ансамбля, чтобы исполнял профессиональный танцовщик.
Тутышкин говорит: - Да вы что? Я же почему Пуговкина пригласил?! Потому что он споет все сам, и станцует сам. - Лучше будет, если станцует артист из ансамбля. Тутышкин побледнел и говорит: - Нет, я менять ничего не буду! Прошло время, картину выпустили на экран, она имела большой зрительский успех. В то время были популярными две картины — «Кавказская пленница» Леонида Гайдая и «Свадьба в Малиновке» Андрея Тутышкина.
Эти картины делали колоссальные сборы у зрителей, правда, артистов это не касалось, как всегда. И уже когда картина вышла и имела успех, я появился на «Ленфильме», и тот же директор подошел ко мне, обнял меня и сказал: - Дорогой мой, любимый мой, ты — молодец. «В ту степь» сделал вот так! — И Киселев показал большой палец.

Вот и пойми после этого наших киноруководителей — сначала говорил: «Замените его!», а затем — любовь. - Должен ли комедийный артист ставить перед собой единственную задачу — рассмешить зрителя? - Никогда! Смех в зрительном зале — это результат трудной и серьезной работы актера. Мне не нравятся режиссеры, которые говорят: «Сыграйте-ка этот эпизод посмешнее!» Это не просто. - Это не то, что пришел — и рассмешил. - Юмор — дело серьезное. Нужно понять характер персонажа, а потом отыскать деталь -ключ к характеру, манеры героя, его любимые словечки и привычку.
В мемуарах каскадера Александра Массарского прочитала, что в сцене поединка атамана (Абрикосова) и красного командира (Самойлов) он дублировал Самойлова. Они с Абрикосовым все отрепетировали, обсудили. А начали снимать — Абрикосов машет шашкой (боевой) так, будто зарубить хочет, Массарский едва отбивается, используя все свое мастерство. А тот все рубит и рубит…. Потом осветитель расссказал каскадеру, что актер для куражу выпил бутылку водки перед съемкой. И в такой раж вошел, что все, что отрепетировали забыл. Очень жалко, что Андрей Петрович Тутышкин рано ушел из жизни. Планов у нас с ним было много. Эти две картины, конечно, яркие строки в моей творческой биографии, ведь до сих пор они идут с большим успехом у зрителя. Это народные музыкальные кинокомедии.За кадром «Свадьбы в Малиновке»: как появился танец «в ту степь», а жители целого села стали актерам "Свадьба в Малиновке", СССР, кино, комедияМ. Пуговкин сыграл эпизодическую роль, но его танец "в ту степь" запомнился всем зрителям.

Пуговкин со шваброй

Актеры поселились кто в гостинице в ближайшем городе Лубны, кто у селян. Михаил Пуговкин квартировал у 87-летней Надежды Корниенко.

- Прихожу домой, а у нас гости - актер Пуговкин с женой Александрой. Муж оправдываться стал: мол, не мог отказать таким людям, - вспоминает пенсионерка. - Оказалось, Михаил, когда увидел наш сад, улегся под забором и заявил, что с места не сдвинется, пока его не пустят во двор. Пустили.

Семья Корниенко ни разу не пожалела, что все лето делила небольшой дом с известной четой. А Пуговкины помогали хозяевам собирать большой урожай яблок, арбузов и дынь.

- Мне очень нравилось, как Александра Николаевна опекала своего мужа, - улыбается Надежда Сергеевна. - В съемочный процесс вникала, давала советы. А знаменитый танец «В ту степь» Пуговкин разучивал как раз на нашем подворье в обнимку со шваброй.За кадром «Свадьбы в Малиновке»: как появился танец «в ту степь», а жители целого села стали актерам "Свадьба в Малиновке", СССР, кино, комедияМ. Водяной в роли Попандопуло

В 1968 году фильм «Свадьба в Малиновке» был удостоен на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде приза за лучший комедийный ансамбль. Приз был вручен актерам, исполнившим главные роли в картине, – Зое Федоровой, Владимиру Самойлову, Михаилу Водяному и Михаилу Пуговкину.
«Свадьба в Малиновке» стала лидером проката в 1967 году и занимает 5-е место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кино: картину посмотрели 74,6 миллиона зрителей.
Комедия быстро разошлась на цитаты, вскоре весь Союз повторял фразы «И шо это я в тебя такой влюбленный?», «Кони пьяны, хлопцы запряжены», «Трубка 15, прицел 120, бац, бац... и мимо!», «Сыграй что-нибудь такое, чтобы душа развернулась, а потом обратно завернулась!» и т. д.За кадром «Свадьбы в Малиновке»: как появился танец «в ту степь», а жители целого села стали актерам "Свадьба в Малиновке", СССР, кино, комедияН. Сличенко и В. Самойлов в фильме "Свадьба в Малиновке", 1967За кадром «Свадьбы в Малиновке»: как появился танец «в ту степь», а жители целого села стали актерам "Свадьба в Малиновке", СССР, кино, комедияКадр из фильма "Свадьба в Малиновке", 1967 | Фото: kinopoisk.ru

В июле 2013 года в селе Малиновка (Харьковская область) был установлен памятник герою фильма адъютанту Попандопуло.


Очень многое поменялось в Хорошках за 45 лет. Пейзажи уже не те, усадьба Щербатова стоит полуразрушенная... Как только учеников перевели в новую школу, селяне начали разбирать знаменитый дом. Но стены оказались такими крепкими, что даже с молотом кирпичи выбить очень трудно.

- Недавно усадьбу выкупил бизнесмен из Лубен, хотел отреставрировать и заняться сельским туризмом, - говорит сельский голова Николай Бровко. - Но, видимо, денег не хватило.

А льва, который уцелел от мародерства селян, перенесли в школьный музей. Там же собирают у населения и фотографии 45-летней давности - для экспозиции о самом важном событии в истории Хорошков. Когда по телевизору показывают «Свадьбу в Малиновке», все - от мала до велика - в унисон с актерами дружно проговаривают коронные фразы героев.

- Сценаристы попали в точку - ситуация тех времен до сих пор актуальна. Власть меняется; всем подавай такую работу, чтобы меньше работать. Делим секонд-хэнд, как Попандопуло, а денег вечно нет, хоть рисуй! - улыбаются хорошковцы.

НА ЗАМЕТКУ

Фразы, ставшие крылатыми

- Я у тебя голову отвинчу и скажу, шо так и було.
- Бери все. Я себе еще нарисую.
- Да это ж мой гардеробчик!

- Женщина я или не женщина?!
- Не разобрал.

- Кони пьяны, хлопцы запряжены.
- Мне бы такой работы, чтобы поменьше работы. Начальником могу.
- Опять власть переменилась!
- Трубка 15, прицел 120, бац, бац... и мимо!

Попандопуло, адъютант атамана:
- Гриша, и шо я в тебя такой влюбленный?!
- Что смотришь? Деньги настоящие! Видишь, написано: "Министр финансов Попандопуло"? Бери, бери! Я себе еще нарисую.
- Хлопцы у нас абсолютно мировые. Форменные звери! Вроде меня.
- Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера.
- Я такой фасон не ношу! Я себя не обделил, по-честному?
- Убери ножичек! Сделаешь дырку, потом не запломбируешь!
- Ты наблюдал как эта врангельская морда била меня у морду?
- Ты что делаешь, разбойник, своих грабишь! Гадский папа!
- У пана-атамана нэма золотого запасу, я чувствую, что я скоро разбегусь в разные стороны.



КСТАТИ

Отца атамана Грициана Таврического (Григорий Абрикосов) сыграл настоящий отец Григория Андрей Абрикосов.

Солдатка Соня живет в графской усадьбе

Многие актеры приезжали на съемки фильма со вторыми половинками. И селяне догадывались почему. Однажды видный цыган Николай Сличенко так разгулялся, что пришлось его жене мчаться из Москвы.

- Но были и романтические истории. Наш Володя Шевченко каждый день приходил на съемки. Там и заприметил девушку - водителя режиссера. После съемок уехал с любимой. Родили двоих детишек! - рассказывают старожилы.

Вторая любовная история приключилась с актрисой Людмилой Алфимовой (солдатка Соня). В нее влюбился председатель соседнего колхоза. Собрался с духом и признался Людмиле в своих чувствах. Но поженились они лишь в 1993 году - вначале оба были несвободны. Ради любимой председатель купил бывшую барскую усадьбу. Не ту, что в фильме. Другую. Получше.

Картина дня

наверх