На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    А вот если бы вы ссылки еще в конце делали на 1, 2, 3 и т.д. часть было бы здорово...Страницы нашей ис...
  • Светлана Митленко
    Тыкать будете своей жене. И я Светлана, а не Светлан. Я же не обращаюсь к вам, как к Александре. Или с русским напряж..."Амбрелла" - смер...
  • александр муравьев
    Я сейчас уже ничему не удивлюсь. А под эту марку можно освободить кого угодно. Где ты видел чтобы у нас закон работал..."Амбрелла" - смер...

Слава и падение пародиста Александра Иванова

Человек с книжного рынка

Покупатели, в начале 1990-х посещавшие книжную ярмарку в «Олимпийском», завидев долговязого мужчину, торговавшего книгами, шептались между собой: «Он? Да нет, не может быть!». В изможденном человеке рядом со стопкой книг действительно было трудно узнать того, кто еще совсем недавно был одной из главных телевизионных звезд СССР.

Но это действительно был он, пародист Александр Иванов, многолетний ведущий передачи «Вокруг смеха», вынужденный теперь лично продавать свои сборники.

До середины, если не до конца 1980-х, на большей части территории Советского Союза был доступен только один телевизионный канал. Поэтому каждый телеведущий неизбежно становился звездой союзного масштаба.

После закрытия передачи КВН в начале 1970-х, на телевидении практически не было юмористических передач. Из юмористов на полноценный собственный концерт по ТВ мог рассчитывать только маститый Аркадий Райкин, имевший при себе целый Театр миниатюр. Остальные мастера юмора ограничивалась отдельными номерами в праздничных «Голубых огоньках».

Когда в 1978 году в эфир вышла новая передача «Вокруг смеха», аудитория приняла ее на «ура». Особенно понравился её ведущий — практически никому неизвестный доселе поэт-пародист Александр Иванов, чья ироничная манера общения с публикой и гостями в студии была новым словом на советском ТВ.

Учитель меняет профиль

Иванов действительно попал на телевидение буквально из ниоткуда, из недр «Литературной газеты» и его юмористического «Клуба 12 стульев».

Он родился в Москве 9 декабря 1936 года в семье художников. После окончания школы поступил на факультет рисования и черчения Московского заочного пединститута. Получив диплом, Иванов отправился в школу, где работал учителем черчения и начертательной геометрии.

Хрущевская «оттепель» была временем поэтов. Сочиняли стихи все, кто мог, а также те, кто не мог. Потому наряду с талантливыми произведениями возникла настоящая лавина стихотворного «ширпотреба».

Иванов, которому подобные стихи резали глаз и слух, начал практиковаться в жанре пародии, высмеивая рифмованное непотребство.

Как-то на строчки поэта Николая Доризо, «Не писал стихов и не пишу, — Ими я, как воздухом, дышу» Иванов разразился убийственной пародией.

Не писал стихов — и не пиши!
Лучше погуляй и подыши.
За перо поспешно не берись,
От стола подальше уберись.

Не спеши, не торопись, уймись,
Чем-нибудь, в конце концов, займись.
Выброси к чертям карандаши.
Полежи, в затылке почеши.

Суп свари, порежь на кухне лук.
Выпей чаю, почини утюг.
Новый телевизор разбери —
Посмотри, что у него внутри.

Плюнь в окно и в урну попади!
В оперетту вечером пойди.
Вымой пол, прими холодный душ,
Почитай на сон грядущий Чушь...

Что-нибудь, короче, соверши!
Не писал стихов —
И не пиши!

В кино Иванову слова не давали

Иванова заметили практически сразу, и стали публиковать. Он первым в стране назвал себя профессиональным поэтом-пародистом. В 1968 году вышел его первый сборник пародий «Любовь и горчица», а дальше книги Иванова стали выпускаться едва ли не ежегодно.

Под «каток» пародий Иванова попадали самые маститые поэты СССР. Фазиль Искандер, которого эта чаша не минула, ответил пародисту эпиграммой:

Скорбен лик у Иванова —
Хоть пиши с него святого.
Благодушен в скорби он,
Как весенний скорпион.

Иванов считал ответ Искандера лучшей эпиграммой, когда-либо написанной в свой адрес.

Поэта-пародиста знали любители поэзии, постоянные читатели «Литературной газеты», но даже они не имели представления о внешности автора.

В 1970 году на экраны вышел детский фильм «Тайна железной двери», одним из героев которого был строгий молчаливый регулировщик, ростом похожий на Дядю Степу. Так Александр Иванов впервые появился на экране.

В его жизни будут еще две киноработы — в 1984 году в фильме «Прохиндиада, или Бег на месте» Иванов сыграет самого себя. А в 1989 году режиссер Алла Сурикова пригласит пародиста в картину «Две стрелы. Детектив каменного века», где было задействовано целое созвездие самых популярных советских актеров. Удивительно, но, как и роль регулировщика, роль в фильме Аллы Суриковой тоже окажется бессловесной.

Пародист выходит на замену

В 1978 году на Центральном телевидении решил и, что народу не хватает юмора. Недостаток этого продукта решили ликвидировать при помощи передачи, главными героями которой должны были стать авторы клуба «12 стульев» «Литературной газеты». Передачу назвали «Вокруг смеха» — парафраз на популярный тогда журнал «Вокруг света».

Есть несколько версий того, как на место ведущего попал Иванов. Мы остановимся на самой красивой. Согласно ей, ведущим был утвержден артист Ростислав Плятт. Но накануне записи первой передачи Плятт неожиданно заболел. Режиссер решил посадить в кресло одного из участников, который должен был провести программу в студии. Затем планировалось отдельно снять Плятта, и включить кадры с ним в готовую программу.

Выбор пал на Александра Иванова, который должен был выступать со своими пародиями. Поэт провел программу, а когда посмотрели запись, пришли к выводу, что Плятт больше не нужен — Иванов в кресле ведущего оказался невероятно органичен.

Программа «Вокруг смеха» выходила в эфир с 1978 по 1990 годы, будучи одной из самых популярных. Чтобы понять, насколько, приведем такой факт — ее неизменно ставили в эфир вечером 31 декабря, время, «престижнее» которого на советском телевидении не было.

Высшая лига советского юмора

В программе не было никаких наложенных аплодисментов — запись проходила в концертной студии телецентра «Останкино», который всегда был переполнен. Юморист, попадавший в эфир, права на промах не имел — это была высшая лига советского юмора.

Актера Леонида Ярмольника многие годы именовали не иначе, как «Цыпленок табака» — из-за пантомимы, показанной в «Вокруг смеха». Клоун Вячеслав Полунин прогремел на весь Советский Союз, показав в программе своего «Асисяя».

Попасть в «Вокруг смеха» считали за честь звезды первой величины. В одной из передач Иванов собрал сразу всех главных звезд советского ТВ — начиная Сергея Капицы из «Очевидного-невероятного» и заканчивая Хрюшей и Степашкой.

А «хедлайнером», как сказали бы сейчас, неизменно оставался сам Иванов, выходивший в конце программы к микрофону со своими пародиями.

«Случайный пешеход
мне в спину камень бросит
иль просто подойдет
и закурить попросит?»

(Сергей Манцаканян)

Я людям верю, но
немало озабочен
тем, что, когда темно,
я верю им не очень.

Я с музою дружу,
знаком с успехом гулким,
но больше не хожу
по темным переулкам...

Случайный пешеход
ко мне на днях подходит
с улыбкою. И вот
что дальше происходит.

О чем-то говорить
желает, вероятно...
«Позвольте прикурить»,—
он произносит внятно.

Я на него смотрю
и загодя скучаю.
«Простите, не курю»,—
печально отвечаю.

Чем это мне грозит,
понятно и ребенку.
Он тихо говорит:
«Тогда сымай дубленку!»

Дубленку я свою
снимаю торопливо
и молча отдаю...
А на душе тоскливо.

Вот отчего грустна
моя ночная лира
и жалуется на
несовершенство мира...

Подобрали, обогрели...

За 12 лет в эфир вышли 38 выпусков программы. К началу 1990-х времена изменились — активизация политической жизни привела к тому, что юмор стал злым, порой оскорбительным. Иванов, пытавшийся следовать в ногу со временем, включал в программу злободневные номера, не имевшие ничего общего с прежним стилем передачи. Программу закрыли.

Для Александра Иванова это было тяжелым ударом. Вся его жизнь к тому времени была связан с «Вокруг смеха».Единственным близким человеком пародиста была жена, бывшая балерина Ольга Заботкина. Когда Иванов стал звездой телевидения, жена, по меткому выражению Аркадия Арканова, стала его «серым кардиналом», взвалив на свои плечи все организационные обязанности.

Заработки Иванова позволили им приобрести кооперативную квартиру в престижном московском районе. Детей у пары не было, а нерастраченную родительскую любовь они распространяли на домашних любимцев — кошек и собак.

Закрытие «Вокруг смеха» пришлось на период глубокого экономического кризиса и распада страны. Безденежье пришло и в семью Ивановых, что и заставило пародиста отправиться торговать собственными книжками.

Трудности обострили проблему, о которой до этого знали только самые близкие. Поэт-пародист еще в звездные времена «Вокруг смеха» злоупотреблял спиртным, правда, всегда брал себя в руки. В начале 1990-х ситуация стала выходить из-под контроля.

И здесь Иванову повезло. В разгар резкого политического противостояния команда президента России Бориса Ельцина формировала «спецбригаду» из писателей и артистов с антикоммунистическими взглядами для обработки общественного мнения. Иванов, тоже ударившийся в антикоммунизм, пришелся как нельзя кстати.

У Иванова после этого сразу улетучились финансовые проблемы, он снова стал появляться на ТВ и в печати.

Но прежние поклонники ужасались: от прежнего элегантного стиля пародиста не осталось и следа.

Типичное произведение Иванова того периода — пародия на Владимира Жириновского:

Посмотрите скорей!
Дело-то хреновое:
и фашист, и еврей
— Это что-то новое.

Финальная точка

Политические выступление пародиста и вовсе выглядели полубезумными: «Да, нам придется загнать коммунистов и вообще противников демократии на стадион в Лужниках. Но что поделаешь: с Советами пора кончать! Да, придется, и пострелять кое-кого».

Это было сказано весной 1993 года, а спустя полгода Борис Ельцин расстреляет из танков парламент страны. На следующий день Иванов подпишет так называемое «Письмо сорока двух», где не только одобрит бойню в центре Москвы, но и призовет к новым жестким мерам. Все это будет описано как «шанс сделать широкий шаг к демократии и цивилизованности».Александр Иванов и мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, 1993 г.

Наградой за все это станет уютная вилла в Испании, где Иванов будет жить со своей женой. Однако победить прогрессирующую алкогольную зависимость пародист уже не сможет.

В июне 1996 года, в канун президентских выборов, его пригласят в Москву, чтобы выступить на митинге в поддержку Бориса Ельцина. Иванов оставит жену в Испании и поедет один. Оставлять его без контроля в тот момент уже было нельзя. Пародист ушел в тяжелый запой, который организм уже не выдержал. 12 июня 1996 года Александр Иванов скончался от обширного инфаркта.

Двадцать лет спустя элегантный юмор лучших лет передачи «Вокруг смеха» и меткие пародии ее ведущего выглядят как исчезающий след навсегда ушедшей эпохи.

Небольшая подборка его пародий.

Высокий звон

Косматый облак надо мной кочует,
И ввысь уходят светлые стволы.
Валентин Сидоров

В худой котомк поклав ржаное хлебо,
Я ухожу туда, где птичья звон.
И вижу над собою синий небо,
Косматый облак и высокий крон.

Я дома здесь. Я здесь пришел не в гости.
Снимаю кепк, одетый набекрень.
Веселый птичк, помахивая хвостик,
Высвистывает мой стихотворень.

Зеленый травк ложится под ногами,
И сам к бумаге тянется рука.
И я шепчу дрожащие губами:
«Велик могучим русский языка!»

 

Рок пророка

Кривонос и косорыл,
удивился и смутился:
серафимный шестикрыл
в юном облике явился. 
Вадим Рабинович

Я хоть музой и любим,
только, как ни ковырялся,
шестикрылый серафим
мне ни разу не являлся.

Вместо этого, уныл,
словно он с луны свалился,
серафимный шестикрыл
на распутье мне явился.

— Ну-с! — свою он начал речь. —
Чем желаете заняться?
— Вот хочу жаголом глечь —
так я начал изъясняться. —

Сочиняю для людей,
пред людьми предстал не голым.
Так сказать, людца сердей
собираюсь глечь жаголом...

Шестикрыл главой поник
и, махнув крылом как сокол,
вырвал язный мой грешык,
чтобы Пушкина не трогал. 

После сладкого сна

Непрерывно, 
С детства, 
Изначально 
Душу непутевую мою 
Я с утра кладу на наковальню, 
Молотом ожесточенно бью. 
Анисим Кронгауз

 

Многие (Писать о том противно;
Знаю я немало слабых душ!)
День свой начинают примитивно —
Чистят зубы,
Принимают душ.

Я же, встав с постели,
Изначально
Сам с собою начинаю бой.
Голову кладу на наковальню,
Молот поднимаю над собой.

Опускаю...
Так проходят годы.
Результаты, в общем, неплохи:
Промахнусь — берусь за переводы,
Попаду —
Сажусь писать стихи...

10 самых смешных пародий Александра Иванова

 Лирика с изюминкой

Я слышу, как под кофточкой иглятся 
соски твои - брусничники мои, 
ты властна надо мною и не властна, 
и вновь сухи раскосинки твои...  
Владимир Цыбин 

Ты вся была с какой-то чертовщинкой, 
с пленительной смешинкой на губах, 
с доверчинкой до всхлипинки, с хитринкой, 
с призывной загогулинкой в ногах.

Ты вся с такой изюминкой, с грустинкой, 
с лукавинкой в раскосинках сухих, 
что сам собою нежный стих с лиринкой 
слагаться стал в извилинках моих.

Особинкой твоей я любовался, 
вникал во все изгибинки твои, 
когда же до брусничинок добрался, 
взыграли враз все чувствинки мои.

Писал я с безрассудинкой поэта, 
возникла опасенка уж потом: 
вдруг скажут мне: не клюквинка ли это 
с изрядною развесинкой притом?.. 

Он может, но...

Нет, жив Дантес. 
Он жив опасно, 
Жив 
Вплоть до нынешнего дня. 
Ежеминутно, 
Ежечасно 
Он может выстрелить в меня.  
Николай Доризо

Санкт-Петербург взволнован очень. 
Разгул царизма. 
Мрак и тлен. 
Печален, хмур и озобочен 
Барон Луи де Геккерен. 

Он молвит сыну осторожно: 
- Зачем нам Пушкин? 
Видит бог, 
Стреляться с кем угодно можно, 
Ты в Доризо стрельни, 
Сынок!

С улыбкой грустной бесконечно 
Дантес 
Взирает на него. 
- Могу и в Доризо, конечно, 
Конечно, 
Какая разница, 
В кого...

Но вдруг 
Лицо его скривилось, 
И прошептал он 
Как во сне: 
- Но кто тогда, 
Скажи на милость, 
Хоть словом 
Вспомнит обо мне?!..10 самых смешных пародий Александра Иванова

Нечто трогательное

Все предвижу, чувствую заранее.
Ем твою конфету, фантик мня.
Ну чего ты трогаешь вязание?
Так и быть - дотронься до меня. 
Нина Краснова

Не слыву я сроду недотрогою.
То и дело платье теребя,
У тебя чего-нибудь потрогаю
Или дам потрогать у себя.
Ты, дружок мой, чудо несусветное,
То, сидишь, на кресле брюки мня,
То шуршишь бумагою газетною
И совсем не трогаешь меня.
То уходишь ты своей дорогою,
То заснешь, сопя, как носорог.
Не слыла я сроду недотрогою,
Жаль, что ты - ужасный недотрог...

Поэтический бредняк

Ведь это неясыть поет... 
...Шапку
Сшибает бредняк. 
- Тут неглыбко:
Выбредай на берег! 
Игорь Григорьев

Скрозь елань, где елозит куржа,
Выхожу с ендалой на тропень.
А неясыть, обрыдло визжа,
Шкандыбает, туды её в пень!

Анадысь, надорвав горлопань,
Я намедни бежу в многоперь,
На рожон, где нога не ступань.
Но неглыбко в стихах и таперь.

На олешнике бязь.
Ан пупырь
Врастопырь у дубов раскоряк.
Вопия, контрапупит упырь
Мой стихорукотворный бредняк!..

Наливание

Твои ресницы, словно коромысла,
Легко несут большие ведра глаз,
Что так полны живой небесной сини
Плескающейся даже через край.
Я ждал:
а вдруг плеснешь в меня случайно,
И брызги жгуче звездами сверкнут,
И ослепят,
чтоб я других де видел...
Но ты то ведра
мимо пронесла. 
Дмитрий Смирнов

Не губы, не колени и не бедра,
А ведра глаз твоих меня пленили.
Их было два.
С ресниц они свисали,
К тому же ты с утра их налила...
И я все ждал:
а вдруг пройдешь и спрыснешь,
Вдруг отольешь,
пускай непроизвольно...
Но мимо ты прошла,
не отлила.
И я с тоски
свои глаза налил.

Разговор

Бесконечными веками —
есть на то причина —
разговаривал руками
любящий мужчина. 
Римма Казакова

Повстречался мне нежданно
и лишил покоя.
И что я ему желанна
показал рукою.

Молча я взглянула страстно,
слова не сказала
и рукой, что я согласна,
тут же показала.

Образец любовной страсти
нами был показан.
Разговор влюбленным, к счастью,
противопоказан.

А потом горела лампа,
молча мы курили,
молча думали: «И ладно,
и поговорили...»

Так вот счастье и куется
издавна, веками...
Всем же только остается
развести руками.   

Из: Иванов А.А. Плоды вдохновения. – М., «Советский писатель», 1983

И вот еще пара интересных совпадений.

Картина дня

наверх