Светлана Митленко предлагает Вам запомнить сайт «Жизнь - театр»
Вы хотите запомнить сайт «Жизнь - театр»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Шекспир "весь мир - театр" сказал. Он явно в цирке не бывал

Пётр Лещенко

развернуть
Пётр Лещенко«Чубчик», «Капитан», «У самовара я и моя Маша», «Чёрные глаза» — это лишь малая часть нестареющих хитов, которые исполнял легендарный музыкант Пётр Лещенко.В первой половине XX века легко узнаваемый голос Петра Лещенко звучал в разных уголках мира, причём слушателей не смущало, что артист поёт на незнакомом им языке.
Главное — как, он это делает. Мы вспоминаем трагическую жизнь музыканта, которому подпевала вся Европа, но на родине он оказался под запретом…

К счастью Был снят и показан на первом канале сериал о Петре Лещенко. Консультантом фильма стала Ольга Петухова — журналист и подруга Веры Белоусовой-Лещенко, покойной супруги Петра Лещенко. По её словам, этот проект ей особенно дорог:
Лет 15 назад, когда Вера Лещенко впервые увидела Константина Хабенского, она сказала, что он ей очень напоминает Петра Константиновича. Не только внешне, но и своим поведением, потому что в Хабенском, как и в Лещенко, удивительно уживаются деликатность, сдержанность, скромность и сила характера. Так что, когда мне сказали, что Константин будет играть главную роль, я очень обрадовалась».Пётр Лещенко

Петр Лещенко: биография

Петр Лещенко родился по одним источникам в селе Исаево, Одесской губернии, по другим - в Херсонской губернии Российской империи, а третьи, в том числе и младшая сестра Валентина, называют Кишинев. Как бы там ни было, речь идет о южных областях Российской империи, где издавна пение и музыка пользовались большой любовью и популярностью.

Мать - Мария Калиновна Лещенкова родила сына вне брака, и своего биологического отца он так и не узнал. Как незаконнорожденному Петру не выдали метрику, и первым документом стало свидетельство о крещении, которое состоялось 3 июля 1898 года. У Петра были младшие сводные сестры Валентина и Екатерина. Своего родного отца сын бедной крестьянки не знал, зато с отчимом мальчику повезло: Алексей Васильевич был одним из первых, кто разглядел в нём артиста, он же подарил пасынку гитару.

Через 9 месяцев после рождения первенца Мария Калиновна уезжает с родителями в Кишинев. До 8 лет мальчик был на домашнем воспитании, которым занималась мать, бабушка и отчим Алексей Васильевич Алфимов, который был зубным техником. Мария обладала абсолютным музыкальным слухом, любила и умела петь, знала наизусть множество народных песен. Эти способности передались по наследству и Петру, которого в 1906 году за проявленные способности в области вокала и танцев принимают в солдатский церковный хор, а через несколько месяцев его зачисляют в 7-е народное приходское училище в Кишинёве. Таким образом, в 17 лет Петр Лещенко окончил и общеобразовательную и музыкальную школы. Сам юноша не остался в долгу, он как мог помогал родителям, зарабатывая в церковном хоре. Но уже в 16 лет жизнь Лещенко круто изменилась: из-за возрастной перемены голоса он больше не мог участвовать в хоре. В это же время началась Первая мировая война.
В дневниках Лещенко нет патриотических слов о том, что он хотел сражаться за родину. Юноша отправиться на фронт просто потому, что остался без зарплаты, а «новая работа» чуть не стоила ему жизни.

Петр Лещенко в молодостиПетр Лещенко в молодости

Сначала он год прослужил в 7-й Донском казачьем полку, а затем после окончания киевской пехотной школы прапорщиков - в одесском 40-й запасном полку в должности прапорщика, еще позже - командиром взвода подольского пехотного полка. Уже в конце лета 1917 года прапорщик Лещенко с тяжёлыми ранениями оказался в кишинёвском госпитале. Лечение было долгим, но ещё до конца не поправившийся русский офицер узнал, что теперь он румынский подданный — Бессарабия в 1918 году была объявлена румынской территорией.

Токарь у частного предпринимателя, псаломщик в приютской церкви, регент в церковном хоре на кладбище — и это ещё не полный список профессий, которыми бывшему военному пришлось зарабатывать себе на жизнь. Лишь к концу 1919 года главным заработком прирождённого музыканта стала эстрадная деятельность.

Танец Петра Лещенко и Жени ЗакиттТанец Петра Лещенко и Жени Закитт

В конце 1919 года Петр Лещенко переключается исключительно на эстрадную деятельность. В начале карьеры Лещенко выступал в гитарном дуэте, в составе танцевальной группы «Елизаров», в музыкальном ансамбле «Гусляр». Особенным успехом у зрителей пользовался авторский номер, где он играл на балалайке, затем, переодевшись в кавказский костюм, выходил на сцену с кинжалами в зубах, танцуя в «присядку».
Несмотря на одобрение публики, свою технику танца Лещенко считал несовершенной, поэтому поступил на обучение в лучшую французскую школу балетного мастерства, где познакомился с латышской танцовщицей Зинаидой Закитт. Они разучили несколько номеров и стали выступать в паре в ресторанах Парижа.

Сама судьба свела этих двух изгнанников, подарив им трепетную любовь. Они стали встречаться, засиживались подолгу в уютных парижских кафе, допоздна гуляли по набережным и улицам. Теперь Лещенко пел для нее — Зины, Розики, как он любил ее называть. Петр обрел свою музу, любимую, родственную душу. Без нее скучал, грустил, томился, о чем позднее рассказал в одной из своих песенок:

...Девонька милая,
Девонька славная,
Девонька радость моя,
Если б ты знала, моя ненаглядная,
Грустно мне так без тебя.

Вскоре молодые зарегистрировали свой брак, а уже через год отмечали рождение сына Игоря.Пётр Лещенко

Музыка

С 1926 года в течение двух лет гастролирует по Европе и странам Ближнего Востока. После турне Петр возвращается в Румынию и некоторое время работает в театре «Театрул Ностра», но вскоре уезжает в Прибалтику.Пётр ЛещенкоЗинаида Закитт и Петр Лещенко, Рига, 1930-е года

А затем в Украину, где выступает в различных ресторанах. Его голос становится узнаваемым. В одной из поездок супруги познакомились с Александром Вертинским — прославленным эстрадным певцом. Вертинский пришел в восторг, услышав пение Лещенко. Он то настоятельно и посоветовал начинающему певцу сделать граммофонные записи некоторых песен и романсов. Петр согласился. Он и не подозревал, что его ждет впереди.

Петр Лещенко на сценеПетр Лещенко на сцене

Наконец, в 32-летнем возрасте Лещенко стал выходить на сцену один и сразу обрёл ошеломительный успех. Огромную роль в этом сыграл его новый друг, прославленный композитор Оскар Строк, который умело соединял интонации аргентинского танго с душевными русскими романсами. Он же помог Лещенко записать первые граммофонные пластинки, на которых звучали такие хиты, как «Чёрные глаза», «Синяя рапсодия», «Скажите почему», а позже - «Татьяна», «Миранда» и «Настя-ягодка».

Успех этих песен приводит к тому, что исполнителю предлагает контракт румынский филиал английской фирмы звукозаписи «Columbia», на которой он записал более 80 пластинок. Также его записи издавались другими фирмами грамзаписи - немецкой «Parlophone Records», румынской «Electrecord» и латвийской «Bellaccord». Всего Петр Лещенко за свою жизнь успел записать около 180 пластинок.

Звукозапись поднимает известность Петра Лещенко, и он много гастролирует не только по Бессарабии, но и выступает в лучших залах Вены, Бухареста, Лондона.

Накануне Второй мировой войны гастроли Лещенко по европейским странам проходили с неизменным успехом, а лучшие звукозаписывающие фирмы Европы распахнули перед ним свои двери.Пётр ЛещенкоПетр Лещенко - кумир миллионов с оркестром под управлением прекрасного скрипача Герберта Шмидта, май 1930 года. Слева с виолончелью - Борис Потулов, рядом – саксофон и аккордеон, которыми он владел виртуозно. В центре – Петр Лещенко. Руководитель оркестра – скрипач Герберт Шмидт – справа.

На всё, что не было связано с музыкой, у Лещенко времени не оставалось, хотя в годы войны популярного певца подозревали и в сотрудничестве с органами госбезопасности СССР, и с фашистами. На самом же деле, артист всеми способами старался дистанцироваться от политики, а тем более армии — военный трибунал даже судил его «за уклонение от призыва».

Теоретически он должен был воевать за немцев — он был майором Румынской армии. Хотя он им стал не по своей воле. К нему просто пришли и сказали, что теперь он румынский подданный. Вот и всё. Но сам он никогда не переходил на другую сторону — однажды приняв присягу, он оставался ей верен. В биографии Лещенко много историй, доказывающих, что он очень любил Россию и мечтал туда вернуться. Поэтому ни одного выстрела как германский солдат он так и не сделал — он всячески увиливал от призывов, чтобы не воевать с Россией, а однажды даже лёг на операцию по удалению абсолютно здорового аппендицита, только чтобы не являться к месту службы.

Как раз одна из задач фильма и состояла в том, чтобы рассказать современному поколению, кто такой был Пётр Лещенко и почему его так любила публика. Лещенко исполнял романсы, танго, русские народные и цыганские песни — то есть то, что не имело отношения к высокому искусству. Шаляпин, с которым они очень дружили, называл Лещенко «патефонным певцом» и «хорошим исполнителем глупых песенок» — из уст величайшего оперного певца это считалось даже комплиментом. Но при этом у Шаляпина было гораздо меньше пластинок, потому что патефоны тех времён не могли нормально воспроизвести всю мощь шаляпиского баса — они сипели и хрипели. А Лещенко как раз прекрасно можно было слушать в записи, поэтому его «глупые патефонные песенки» были так популярны. Лещенко слушали все — и белые офицеры, и красные солдаты, и рабочие, и парижские таксисты. Этим и уникален этот исполнитель. У него было более 300 пластинок, он много записывался за рубежом.Пётр ЛещенкоРумыния, 1937 год. Петр Лещенко с сыном и его гувернантками на своей загородной вилле в Кармен Сильва, близ Констанцы (ныне, Эфорие Суд).

Лещенко буквально купался в лучах собственной славы. Ему, крестьянскому пареньку, такой успех и не снился. Как известно, многие знаменитости не выдерживают испытания славой. Не избежал этого и Петр Лещенко.
«Гениально талантливый Петр любил музыку, вино и женщин, и они отвечали ему тем же», — рассказывал Жорж Ипсиланти, друг Лещенко и автор текстов многих его песен.
Все чаще и чаще Лещенко можно было встретить пьяным: он быстро пристрастился к дорогим старым винам и шампанскому. В ресторане оно просто лилось рекой. К тому же нередко приходилось снимать нервное напряжение. Вдобавок романтичный певец не мог не пользоваться популярностью у женщин. Разве можно устоять перед соблазном, когда его слишком много?
Разумеется, у него были быстротечные романы, заставлявшие жестоко страдать верную жену Зину. Где ей угнаться за красивыми раскованными дамочками. Однако все было несерьезно, пока... Пока в его жизни не появилась симпатичная одесситка Верочка.

В конце 1941 года Лещенко поступило предложение от Одесского оперного театра приехать в город с гастролями, и после долгого согласования румынская сторона дала артисту разрешение посетить город, который к тому времени уже был оккупирован немецко-румынскими войсками.

После знакомых танго, фокстротов, романсов зрительный зал благодарил артиста небывалыми овациями. Однако гастроли в оккупированном городе запомнились Лещенко не столько тёплым приёмом публики, сколько встречей с новой любовью. Пётр ЛещенкоОдесса, август 1942 года. Из архива Веры Лещенко: В стенах Одесского русского театра мы впервые встретились. Здесь же состоялся концерт из 2-х отделений. Программа концерта красноречивее слов. И фотография с факсимиле Петра Лещенко 39 года, а мне он ее подписал и подарил счастливым для нас летом 42 года.

В ту пору ей было только 19. Как когда-то Зинаиде. Худенькая, стройная, необыкновенно подвижная, эта девушка сразу же захватила воображение артиста. Он с восхищением смотрел на ее легкую воздушную фигурку. Ревновал, не хотел отпускать от себя ни на минуту. Позже о своих чувствах он напишет сам, создав вальс «Черные косы»:
...Каждый день я томился о встрече,
А при встрече робел, как дитя,
Жил я мыслию быть с нею вместе,
Быть любимым и нежно любя...

Верочка неплохо пела, и Петр Константинович пригласил девушку выступить вместе с ним. Пришла пора возвращаться домой, и певец понял, что просто не в силах расстаться с новой пассией. Он сделал ей предложение, а она как будто только и ждала этого момента — сразу же согласилась. Лещенко давно был ее тайным кумиром. Веру не смутил тот факт, что жених годился ей в отцы.
Чтобы жениться во второй раз, Лещенко предстояло ещё развестись с первой супругой, но она устроила мужу «тёплый» приём. Есть версия, что именно первая жена Лещенко после просьбы о разводе способствовала тому, что армия вновь о вспомнила о музыканте, и он получил очередную повестку.

Петр Лещенко с женой ВеройПетр Лещенко с женой Верой

В итоге популярный певец оказался в военной артистической группе 6 дивизии, а после получил распоряжение отправиться в Крым, где продолжил службу заведующим офицерской столовой.


Едва в 1944 году музыкант получил долгожданный отпуск, он отправился к Вере в Одессу, чтобы жениться. А после того, как узнал, что молодую жену вместе с семьёй должны депортировать в Германию, перевёз их в Бухарест. Когда в город вошли советские войска, Лещенко искренне их приветствовал. Он стал выступать перед новой аудиторией с тем же энтузиазмом, что и раньше. Один из концертов Лещенко посетил сам маршал Жуков. Говорят, что хладнокровный, чуждый всяких сантиментов военный прослезился, слушая певца. В течение трех послевоенных лет Лещенко дал сотни концертов в расквартированных в Румынии воинских частях. Особой популярностью пользовались «Наташа», «Надя-Надечка», «Синий платочек», «Сердце», «Темная ночь».

Впрочем, тучи над артистом сгущались. Ему не могли простить эмигрантского прошлого, «сотрудничества» с немцами, а его искусство все равно считалось буржуазным и пошлым .

Известно, что после Победы Лещенко искал любую возможность вернуться в Советский Союз, однако там ему были не рады. Сотрудничество с немецкой студией грамзаписи и гастроли в западных странах не остались незамеченными.
Сам Сталин говорил о Лещенко, как о «самом пошлом и безыдейном белоэмигрантском кабацком певце, запятнавшем себя сотрудничеством с немецко-фашистскими оккупантами». Также музыканту ставили в вину, что он принудил к переезду в Румынию советскую гражданку Белоусову.

Пётр Лещенко свободно владел русским, украинским, румынским, французским и немецким языками.

Смерть

Сотрудничество с немецкой студией грамзаписи и гастроли в западных странах не остались незамеченными Советской властью. Социалистическая система, к которой после второй мировой войны присоединилась и Румыния, посчитала певца неблагонадежным, непозволительно пошлым и даже антикоммунистическим. Также ему ставилось в вину, что он принудил к переезду в Румынию советскую гражданку Белоусову, которая после брака с Лещенко стала официально считаться в СССР предательницей родины.

По прямому приказу из Москвы органы государственной безопасности Румынии арестовывают Петра Лещенка прямо в антракте концерта, который состоялся в городе Брашов в конце марта 1951 года.

Пётр ЛещенкоБрашов, Румыния. Март 1951 года. Карточки ареста с отпечатком пальца.

В течение трех лет его переводили из одной тюрьмы в другую. Лещенко находился в Жилаве, Капул Мидиа, Борджеште, а в 1954 году был переведен в тюремную больницу Тыргу-Окна, так как у него открылась старая язва желудка. Была проведена операция, но из больницы он так и не был выписан. Новое обострение и ослабленный тюремным заключением организм стали причиной смерти Петра Константиновича Лещенко 16 июля 1954 года.

Пётр ЛещенкоВера Лещенко, Москва, 1957 год.

Вере Лещенко пришлось многое испытать в жизни. В марте 1951 года её муж был арестован румынскими органами Госбезопасности прямо во время концерта. Веру тоже арестовали через год и приговорили к 25 годам лагерей, но через два года выпустили на свободу. Выйдя из тюрьмы, Вера Георгиевна долгое время ничего не знала о судьбе мужа. Только спустя два года ей удалось выяснить, что Лещенко умер в лагере летом 1954 года. Место его захоронения по сей день никому не известно.

Была солисткой Брянской филармонии, потом Москва — оркестр Липского, затем Ренского. Союзконцерт и уже до ухода на пенсию Вера Лещенко была на ставке вокалистки Москонцерта.
Шло время, она вышла замуж, но помнила и любила своего одного единственного Петра Константиновича. Писала прошения в различные инстанции, обивала пороги чиновничьих кабинетов с одной единственной просьбой помочь найти ее мужа, но в ответ слышала: «Нет информации. Обращайтесь в Румынию». Письма, что отправляла в Румынию, ей возвращались без ответа и объяснений. Ее огорчало, что репертуар Петра Константиновича многие использовали, а вот добрым словом его не все вспоминали. Еще долго он был под запретом в стране, которую любил. А когда фирма «Мелодия» выпустила первые долгоиграющие пластинки Петра Лещенко, когда его имя и голос стали звучать по радио, телевидению, когда появились в газетах и журналах первые статьи, не ругательные, а хвалебные, то успокоилась. Ей не нужны были гонорары, которыми ее старательно обделяли издатели, ее даже допускавшиеся авторами статей ошибки в биографии Петра Константиновича не очень огорчали. Главным для нее было то, что Петра Лещенко признали там, куда он мечтал вернуться. Она была очень благодарна кишиневцам, которые воистину бережно хранили память о Петре Константиновиче. По инициативе Издательского Дома «Татьяна» в Кишиневе именем ее мужа были названы улица и переулок: «Одесситы мои любимые уже второй десяток лет говорят, обещают, а в Кишиневе уже таблички на домах появились с именем Пети». Вере Георгиевне удалось лишь в последние годы своей жизни выяснить обстоятельства гибели Петра Константиновича, издать книгу воспоминаний о нем — «Скажите, почему?».

Вера Георгиевна умерла 19 декабря 2009 года, в ночь с пятницы на субботу. В последние месяцы, несмотря на болезнь, подкосившую ее, она искренне радовалась выходу книги своих воспоминаний. Ее слова: «Я теперь спокойна. Кто любит Петра Константиновича, сможет узнать правду о нем. А, кто завидует ему, пусть читает помойку в Интернете и тратит деньги на книги пустословов-авторов».

http://www.shansonprofi.ru/archiv/notes/paper581.html

http://www.liveinternet.ru/users/olga-777/tags/%EF%E5%F2%F0+...

http://iknigi.net/avtor-vera-leschenko/86455-petr-leschenko-...

http://www.liveinternet.ru/users/2496320/post144248585/


Ключевые слова: певцы и композиторы
Опубликовала Светлана Митленко , 15.07.2017 в 16:29
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии

Последние комментарии

Светлана Митленко
Ага!
Светлана Митленко Кошки — это жидкость
Татьяна Толстова
Светлана Митленко
Светлана Митленко
Татьяна Толстова
Морды всякие нужны, морды всякие важны! И рыжие, и серые... Главное - наглые.
Татьяна Толстова Кошки — это жидкость
Татьяна Толстова
И чёрта с два Вы их найдёте, пока они сами этого не захотят.
Татьяна Толстова Кошки — это жидкость
Алла Короткова
Светлана Митленко
Светлана Митленко
Татьяна Толстова