На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    А вот если бы вы ссылки еще в конце делали на 1, 2, 3 и т.д. часть было бы здорово...Страницы нашей ис...
  • Светлана Митленко
    Тыкать будете своей жене. И я Светлана, а не Светлан. Я же не обращаюсь к вам, как к Александре. Или с русским напряж..."Амбрелла" - смер...
  • александр муравьев
    Я сейчас уже ничему не удивлюсь. А под эту марку можно освободить кого угодно. Где ты видел чтобы у нас закон работал..."Амбрелла" - смер...

«Единственный случай, когда Русь оказалась завоеванной»

Чингисхан. Абсолютное Зло

По масштабности сравним с Александром Македонским. По жестокости и мудрости ни с кем. Чингисхан - абсолютное Зло Истории

Земля знает только двух, что изменили ход мировой истории – это Александр Македонский и Чингисхан. Один покорил Азию до границ Индии. Другой - Азию и Европу. Но Македонский был царем передового государства и просто использовал лучшую армию и наследство отца. Чингисхан был простым бедным кочевником и создал все с нуля.

Однажды Чингисхан спросил у Боорчу-нойона, который был главой беков: Наслаждение и ликование в чем состоит? Боорчу ответил: Состоит в том чтобы человек, взяв на руку сокола и сев на хорошего коня охотился ранней весной за птицами и одевался в хорошие платья и одежды.
Чингисхан сказал Борохулу: Скажи и ты. Борохул ответил: Наслаждение состоит в том, чтобы животные, подобные кречету, летали над журавлями, пока не низвергнут их ранами когтей и не возьмут их.
Тогда ответил Чингисхан: Вы неправильно сказали. Наслаждение и блаженство человека состоит в том, чтобы подавить возмутившегося и победить врага. Вырвать его из корня. Взять то, что он имеет. Заставить вопить семью его, чтобы их слезы текли по лицу и носу их. Сидеть на их приятно идущих жирных меринах. Любоваться розовыми щечками их жен и целовать. И сладкие алые губы их жен – сосать.

Чингисхан был единственный, кто создал империю из ничтожества, построив ее на фундаменте абсолютной жестокости. Такого размаха террора не знает мировая история. Чингисхан и его наследники уничтожили 10% жителей Евразии. Это 40 млн. человек. По числу жертв рассчитанных на численность населения Земли, Чингисхан не знает себе равных.

Монголы

Феномен Чингисхана основан на земле, что его родила. Монголы были небольшим диким народом, всего их было до 1 млн. человек с младенцами. Но это тот случай, когда не в числе дело. Жизнь на границе будущей России и Монголии была дичайшей. Летом и зимой до +/-40 градусов. Еды было мало, главной ценностью был скот и лошади.В XX веке жизнь монголов стала ненамного проще

Род (клан) который не мог прокормить себя, погибал. Жизнь не имела значения. Поэтому с детства монголов учили трем вещам: искать еду, защищаться от сильных и нападать на слабых. Монголы били монголов. Женщины и мужчины были одинаковы в правах и в мастерстве. Владели в совершенстве луком, скакали, охотились и таскали тяжести вместе.

Монголы ели только мясо и молоко. Их маленькие лошади были неприхотливы и ели что найдут. Когда у монгола не было еды в походе, он аккуратно вскрывал вену своего коня и пил кровь. Затем зашивал и скакал на нем дальше. Монголы не мылись.

Когда они хотят вымыть руки или голову они наполняют себе рот водою и льют ее изо рта себе. Платьев они не стирают, ибо гневается Бог. И бью тех, кто их моет. Не моют они блюд своих, сварив мясо, они моют для него чашку в том же котле, а потом сливают в него обратно.

Никаких иллюзий и будущего. Никакого доверия. Жизнь для выживания. Постоянный голод и нападения. В таком мире родился Темучин (Чингисхан с 1206 года).Детство Чингисхана воспитало его будущее

Знаменитая жестокость Чингисхана была обычной логикой монгола. Но Темучин довел ее до совершенства. Он делал то, что давало результат. Когда в 9 лет Темучин женился на 10-летней Бортэ, на его лагерь напали меркиты. Поняв, что их слишком много, он просто бросил свою юную жену и удрал в степь. Затем он заключит союз для чего породнится с другим кланом, перебьет весь род меркитов и вернет жену. Затем Темучин уничтожит нареченного отца и брата, сочтя их опасными для своей власти.

Бортэ принесла ему в подоле чужого ребенка от нового мужа меркита. Он не бросит ее не проклянет. Зачем? Это же наследник, а отца больше нет. Бортэ станет старшей женой, Джучи старшим сыном и родоначальником чингизидов Джучи. Одним из которых станет Батый.

Чингисхан прагматично берег армию

Чингисхан не возвеличивал из-за знатного происхождения. Только за таланты и заслуги. Субэдей и Джэбе пасли коров и ходили без штанов. При Чингисхане они будут лучшими полководцами и станут покорять народы. По простой причине – Чингисхан редко что-то делал сам. А предпочитал подбирать других для войн и походов. Самых лучших. Чингизиды это запомнят, и жизни русских тысячников, половецких ханов будут сохранены и они помогут Батыю.Феноменальные лошади и лучшие инженеры не оставляли шансов

Впервые в истории Чингисхан запретит генералам участвовать в битве. Армии других народов будут терять князей, королей и генералов. А монголы будут жить и сидеть на холме, наращивая опыт сражений. Захватив северокитайскую империю Цзинь, он наводнит свои войска китайскими лекарями. И раненые монголы будут умирать меньше своих врагов в руках лучших медиков того времени. Первыми на убой в сражении будут идти не монголы, а покоренные армии, включенные в состав тьмы Чингисхана.

Захватив другие народы, он будет гнать на штурм покоренных женщин и детей. И монголы будут прикрыты их телами от оружия их же воинов. Чтобы избежать потерь при осаде, Чингисхан наводнит войска китайскими инженерами. И монголы будут завтракать в стороне. А китайцы окружат город частоколом, перекроют воду и круглосуточно будут бомбить его из лучших в мире осадных орудий. Не давать спать несчастным, но сменяя друг друга с перерывом на питание и сон. Ни одна крепость мира не могла выдержать такого. Гарнизон нес потери, монголы - никаких.Осада Чжоу монголами

Чингисхан прагматично уничтожал всех

Жестокость сковывает и рождает максимальный страх. Когда один из монгольских родов опоздает на место сбора армии, Темучин прикажет всех перебить. Больше опозданий не будет.

Что же говорить о врагах. В то время в войнах редко гибло население. Войны заканчивались и все жили дальше. Но не Чингисхан. Руси повезло, что в момент нападения монголы отошли от заповедей Чингисхана. Поняв, что живые дают больше денег чем мертвые. Сам Чингисхан не оставлял живых. Его заповедь была проста – грабеж, рабство «полезного» и уничтожение остального.

Последними в забайкальской степи из непокоренных останутся гордые татары. После их поражения Темучин прикажет выстроить всех. И перебить мужчин, а мальчиков провести вдоль телеги. Все кто выше колеса отправились к отцам. Ниже - на воспитание в монгольские семьи.Если город сопротивлялся и не открывал ворота, то население истреблялось полностью. Так за несколько лет исчезла с карты истории тысячелетняя держава Хорезмшахов. Ее великие города - Самарканд, Бухара, Отрар превратились в пепел. А в одном Самараканде жило 500 000 человек, это в 10 раз больше тогдашнего Парижа.

Если город не сопротивлялся, истреблялась знать. И воины, что не хотели присоединиться. Так убирались вожди возможного сопротивления. Желание истребить их всех было методичным. Хорезмшаха Мухаммеда искали 20 000 монголов несколько лет. Брошенный всеми, он скрывался на маленьком островке в Каспийском море и умер от голода.

Жили только «полезные» – мастера, наложницы и крепкие рабы. Мать хорезмшаха Мухаммеда стала простой рабыней, потому что крепкая. Прочих из династии - уничтожили.

Лучшая империя

Жестокостью Чингисхан выполнил мечту. Он создал единый мир и совершенное государство. В 1300 году в его империи жило 110 млн. человек, 25% всего населения планеты. «Девушка с золотым блюдом, может пройти от края до края, не лишившись ни чести, ни блюда».

Его «Великая Яса» возвела монголов в господ, заставила прекратить раздоры и скрепиться под угрозой казни. Его «Яса» низводила другие народы в рабов, живущих в страхе и покорности. В его государстве не было преступности. Какая преступность, если одно нападение на купцов или гонцов каралось уничтожением ближайшего населения.

Пройдет 700 лет и новый мечтатель скопирует его принципы и законы в своей стране, чтобы ее уничтожить. Им будет Адольф Гитлер. Кто-нибудь еще скажет, что Чингизхан принес в мир прогрес?

Чему Россия научилась у Золотой Орды и почему Москва победила в борьбе за власть

Кадр из сериала «Золотая Орда»Кадр из сериала «Золотая Орда»
 
В 2019 году в казахстанской Астане и в российской Казани собираются широко отпраздновать 750-летие Золотой Орды, наследниками которой считают себя и казахи, и татары. Почему этот юбилей на самом деле является надуманным, а слово «Орда» в русском языке приобрело негативную окраску?

Была ли Московская Русь частью Золотой Орды и как их взаимоотношения повлияли на становление и развитие Российского государства? Может ли современная Российская Федерация тоже считатьcя преемником Орды?

 
Обо всем этом рассказал доктор исторических наук, руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН (ИРИ РАН), главный научный сотрудник ИРИ РАН Вадим Трепавлов.

С «проклятою» Ордой

После выхода сериала «Золотая Орда» в 2018 году казанские историки возмущались тем, что в нем «изображают Орду как какое-то инфернальное зло, которое существует вне Руси и является злокозненной силой, которая давит Русь». И действительно, слово «орда» в русском языке имеет однозначно негативную коннотацию. Вспомнить хотя бы песню «Священная война» или то, как сейчас украинские тролли в соцсетях, пытаясь как-то задеть русских, обзывают нас ордынцами. Откуда идет эта историческая традиция, которую Лев Гумилев назвал «черной легендой»?

Вадим Трепавлов: Эта традиция идет с тех времен, когда слово «орда» проникло в язык и сознание русских людей. Тот фильм, о котором вы говорите, целиком находится в русле нашей руссоцентричной культуры. Негативное отношение к Орде — это порождение русской исторической памяти. С XIII века она ассоциируется с разорением, с тяжелой данью и опустошительными набегами. Это был единственный случай в истории, когда русская земля оказалась завоеванной. Разумеется, все это не способствовало положительному восприятию Орды. К тому же такое представление наслаивалось на особенности сознания средневекового человека.

Это сознание было особенным?

Русские люди рассматривали монгольское нашествие как небесную кару, как божье наказание за предыдущие десятилетия непрерывных междоусобиц и раздоров. Это тоже в русском языке добавило негативного смысла в понятие «Орда». Но одновременно восприятие ордынского владычества как наказание за грехи выражалось в том, что на Руси его переносили смиренно. Ведь за все долгие десятилетия ордынской власти не было ни одного восстания против нее самой, вспыхивали лишь волнения против ее злоупотреблений.

А как же крупные восстания в Новгороде и в городах Северо-Восточной Руси на рубеже 1250-1260-х годов?

Об этом я и говорю. Это были выступления не против ханской власти как таковой, а против злоупотреблений со стороны мусульман-откупщиков, собирающих дань в русских городах. В этом же ряду стоит восстание против бесчинств ханского посла и его свиты в Твери в 1327 году.
Кадр из сериала «Золотая Орда»

Но я согласен с историками из Татарстана, что сейчас нужно уходить от прежних историографических стереотипов и устаревших публицистических штампов в изображении Золотой Орды. Она была гораздо более интересным и сложным явлением, а вовсе не сборищем свирепых кочевых степных разбойников, как многие у нас до сих пор считают.

Но есть и противоположная точка зрения, которую сейчас активно продвигают историки из Татарстана и Казахстана. Они стремятся доказать, что Орда представляла собой блестящую высокоразвитую цивилизацию Евразии. Насколько это соответствует реальности?

Истина, как обычно, посередине. Проблема вот в чем. Золотая Орда была сложным организмом. Если читать труды нынешних татарстанских и казахстанских историков, а также работы археологов, исследующих золотоордынские города, возникнет впечатление, что это была развитая городская цивилизация с высокой самобытной культурой. В реальности же абсолютное большинство жителей Золотой Орды оставались кочевыми скотоводами. Это совсем другой полюс культуры, который археологически трудно уловить.

К тому же известные нам источники (хотя в основном их писали никогда не бывавшие в Орде иноземцы) повествуют именно о том, что происходило в городах, — о событиях при ханском дворе, настроениях среди аристократии и купечества. Но кочевая степь — основа Золотой Орды — оказывалась за пределами их внимания. Поэтому, с моей точки зрения, говорить об Орде как о блестящей высокоразвитой цивилизации Евразии — это все-таки одностороннее представление.

Своеобразное иго

Насколько уместно употреблять формулировку «монголо-татарское иго»? Кажется, несколько лет назад в учебниках истории его заменили на нейтральную: «система зависимости русских земель от ордынских ханов».

Это была своего рода уступка историкам из Татарстана, которых я, конечно, понимаю. Но я считаю, что не надо отказываться от слова «иго». Просто нужно объяснять его значение, тем более что оно давно уже превратилось в научный термин. Я думаю, что не следует нарушать устоявшуюся историографическую традицию, оглядываясь на комплексы некоторых современных потомков Золотой Орды. В конце концов, ордынское иго на Руси было гораздо менее тяжелым, чем пятисотлетнее османское иго на Балканах.

Вы говорили, что «не нужно усматривать в факте давней подчиненности Руси и ее вхождении в состав Монгольской империи что-то унизительное или несовместимое с престижем русского "народа-богоносца". Пребывание в составе крупнейшей державы Средневековья и тесная связь с Золотой Ордой придали русской государственности и культуре особое своеобразие». В чем заключалось это своеобразие?

Древнерусское государство было одним из типичных европейских образований того времени, хотя и периферийным. До монгольского нашествия Русь развивалась в том же направлении, что и ее западные соседи. Но при ордынском владычестве контакты русских земель с остальной Европой свелись к минимуму — пожалуй, именно тогда впервые в нашей истории возник «железный занавес», а Европа и Русь разошлись в разные стороны.Кадр из фильма «Орда»

О влиянии Орды на Московскую Русь написано уже много. Это своеобразная монархическая государственность с абсолютной властью верховного правителя, чего не было в Европе. Если до монгольского нашествия во всех крупных русских городах существовали вечевые собрания и выборные должности, то при ордынском владычестве русские элиты встроились в номенклатуру Монгольской империи, сверху донизу пронизанную «ярлычной» инвеститурой.

Что это означает?

То, что на любую должность вышестоящий правитель выдавал ярлык (грамоту, разрешение) — своего рода лицензию на власть. В этих условиях не оставалось места для народного самоуправления. Так постепенно закладывались основы русского самодержавия. Кстати, и в организации военного дела московские князья очень много позаимствовали у ордынских ханов.

Другим наследием ордынского владычества был подчиненный статус всех подданных по отношению к верховному правителю. Как ни парадоксально, но это наиболее ярко проявилось уже после ордынской власти, когда московский князь стал верховным повелителем для всех слоев русского общества. Древний термин «холоп» получил новое значение, став в том числе калькой с тюркского слова «кул» (раб) — так называли себя подданные ордынских ханов, обращаясь к ним с просьбами.

(Отступление)

Древняя Русь, и без того подверженная междоусобицам, в лице ордынцев получила мощного противника возможности естественного объединения и сплочения вокруг сильной централизованной власти. Для ослабления подчиненного народа был избран самый эффективный способ контроля: князья должны были получать разрешение у хана на возможность управления государством. Так появился термин "ярлык на великое княжение".Ханский ярлык.

Ханский ярлык – это письменный документ, подтверждающий волю кагана. В Древней Руси давал право князю на управление землями и долю от собранной дани. В настоящее время историки часто спорят о том, а было ли на Руси монголо-татарское иго. Все чаще высказывается версия, что никакого нашествия, а тем более порабощения не было. Одним из основных аргументов в пользу данной теории является тот факт, что, несмотря на огромную ценность ярлыка на княжение, ни один из документов не был сохранен. Но для этого есть объективные причины.

Ярлык – это рукописный документ или грамота, для сохранности которой нужны особые условия. С учетом того, что монголо-татары следили за тем, чтобы не только один князь, но и одно княжество долго не имело главенствующей власти, о создании какого-то архива, способного сохранить подобный документ для потомков, не могло быть и речи. А частые пожары и разорительные набеги способствовали их исчезновению.

После освобождения от власти Золотой Орды ценность этих бумаг была утрачена. Подтверждение выдачи ярлыков на великое княжение можно найти только в летописях. Но далеко не все признают этот источник. Ведь описание и переводы ярлыков были сделаны спустя много лет после избавления от ига, в связи с чем ряд историков говорит о возможности фальсификации рукописных свидетельств.

Еще одним подтверждением существования ярлыков и полной политической зависимости Руси от Золотой Орды являются многочисленные свидетельства поездок князей на поклон к великому хану. Впервые хан Батый потребовал явиться действующего Великого князя в 1243г. К поездке в Сарай князья начинали готовиться заранее. Необходимо было собрать щедрые подарки хану, его приближенным, женам и всем влиятельным монголам. Помимо подарков необходимо было продумать дипломатическую стратегию: как обойти конкурентов и защититься от их нападок. Русские князья и их бояре плели друг против друга настоящие интриги в надежде получить власть в свои руки. Но вернемся к теме.

А в культуре?

В русской культуре существует множество тюркских заимствований в языке, в одежде и даже в кулинарии. Особенно это касается допетровского периода нашей истории. Здесь Русь уместно сравнить с Испанией, где обширное мавританское влияние существенно обогатило культуру.

Получается, вы считаете русский самодержавный деспотизм, отдельные черты которого проявляются и поныне, исключительно ордынским наследием?

Да, я действительно так думаю.

Но ваш коллега Игорь Данилевский полагает, что во Владимиро-Суздальской земле такая система власти установилась еще до монгольского нашествия, при князе Андрее Боголюбском.

Понимаете, самодержавных монархов хватало и в Европе, но там не установился самодержавный деспотизм в качестве постоянно функционирующей системы власти. Андрей Боголюбский с его порядками был исключением из ряда древнерусских князей. К тому же не будем забывать, что кончил он плохо.

Завоевание без оккупации

Почему вы считаете, что Северо-Восточная Русь была частью Золотой Орды? Многие историки с вами не согласятся.

Золотая Орда была типичной архаичной империей, в которой разные ее части имели разный статус. О том, что Северо-Восточная Русь вошла в состав Золотой Орды, говорят два обстоятельства. Во-первых, жители этих русских княжеств, как и все остальные подданные империи, платили в ханскую казну «выход», то есть налог. Во-вторых, практика выдачи ярлыков на правление, без которых ни один ханский улусник не мог получить власть. И Русь в эту систему была встроена.

Если это так, то какой статус княжества Северо-Восточной Руси имели в составе Орды?

Довольно своеобразный. Если вся территория Золотой Орды была поделена на улусы, то русские княжества оставались под властью своих исконных правителей.
Картина Павла Рыженко «Сартак»

То есть их статус был уникальным?

Нет. В таком же положении находились Грузия, сельджукская Малая Азия, страна енисейских киргизов, Уйгурия и некоторые другие территории.

Вы оговариваетесь, что княжества Северо-Восточной Руси были завоеванными, но не оккупированными ордынцами.

Но это действительно так — ордынцы никогда не держали на Руси свои гарнизоны. Иногда лишь приезжали ханские посольства или периодически заходили отряды сборщиков дани.Художник Иванов Сергей Васильевич, Баскаки (сборщики дани)

По вашим словам, Москва после распада Золотой Орды стала участником борьбы за ее геополитическое наследство. Получается, что Великое княжество Московское было таким же осколком Золотой Орды, как Крымское, Казанское и Астраханское ханства или Ногайская Орда?

В некотором смысле это так, хотя мне не нравится слово «осколок», мне ближе термин «наследник». Однако земледельческая, православная, славянская Московская Русь в этническом и культурном отношении существенно отличалась от перечисленных вами мусульманских тюркских ханств. Со всеми ними в XV-XVI веках у нее развернулась ожесточенная конкуренция за наследие Золотой Орды: за территории, за торговые пути, за политическое влияние.

Почему именно Москва победила в этом историческом противоборстве за господство в Северной Евразии?

Об этом нужно говорить отдельно. Вкратце можно выделить две причины. Во-первых, это результат умелой политики московских князей, которые смогли нейтрализовать конкурентов среди русских князей и сконцентрировать под своей властью огромные ресурсы.

Во-вторых, опираясь на служилое сословие (будущее дворянство), московские князья постепенно консолидировали (вот чему и научила их Орда- прим.) вокруг себя большинство русских княжеств и в итоге подчинили себе разрозненные ханства, оставшиеся после распада Золотой Орды. Исключениями стали Крымское и Казахское ханства, сохранившиеся до XVIII-XIX веков.

Есть такой философский постулат, что всякая сложность делает любую систему более устойчивой. Можно ли сказать, что взаимодействие с Ордой и с другими восточными влияниями сделало российскую государственность более сильной, крепкой и прочной?

Несомненно. Такой многоплеменный космос, как Россия, мог сохраниться и выжить, а не распасться наподобие «лоскутных» государств вроде Австро-Венгрии или Югославии, только благодаря тому, что в процессе своего становления и развития она активно использовала приемы, унаследованные в том числе от эпохи Золотой Орды. В одних случаях наши правители делали это сознательно, в других ситуациях не отдавали себе в этом отчет, поскольку многие практики уже были наработанными.

Ордынское наследие

Как вы думаете, есть ли у современной России историческая преемственность по отношению к Золотой Орде?

Московские государи наследовали прежде всего административные методы ханов Золотой Орды. Они позаимствовали у своих предшественников технологию власти, да и то в основном это касалось их неславянских подданных. После разгрома поволжских ханств московский князь стал старшим государем для местного тюркоязычного населения, а потом и для населения Сибири.

Он тоже потом выдавал ярлыки (в Москве их предпочитали называть грамотами) на правление местным ханам, его представители взимали ясак (натуральный налог) и брали аманатов (заложников). Так было удобнее управлять огромной территорией. Ведь по историческим меркам Московское государство разрасталось стремительно — практически за век русские дошли до Тихого океана. Вот тут им и пригодились методы управления, оставшиеся от Орды.

Но все это было не потому, что московские князья полагали себя наследниками ханов Золотой Орды. Русское государство было православным царством, осознавало себя Третьим Римом и преемником рухнувшей Византии. Недаром Иван Грозный считал себя прямым потомком императора Августа и Рюрика. Поэтому ни о какой идейной преемственности Московской Руси в отношении Золотой Орды говорить нельзя. Иными словами, идеология Московского государства была полностью европейско-византийской, но в технологии власти применялись многие ордынские практики.

Ваш коллега из Татарстана Рафаэль Хакимов считает, что русские княжества «просто уничтожали друг друга, а Золотая Орда помогла им прекратить эти междоусобицы и наконец объединиться». Вы тоже считаете, что нахождение Северо-Восточной Руси в составе Золотой Орды способствовало объединению русского государства?

Я убежден, что абсолютно неправильно всякий раз привязывать историю Золотой Орды к русской истории, потому что она была самостоятельным субъектом исторического процесса. Золотая Орда — это не часть истории Руси, но неотъемлемая часть истории России.

Те скупые источники, которые сохранились до нашего времени, свидетельствуют о том, что в Орде крайне редко интересовались «русским улусом», или «московским вилайетом», как именовали Северо-Восточную Русь в средневековых текстах. По крайней мере в эпоху расцвета Золотой Орды и до «великой замятни» (смуты второй половины XIV века) Русь редко давала повод вспоминать о себе.

Я считаю, что нельзя приписывать Орде какое-либо фатальное влияние на течение русской истории. Достоверно известно, что в русских княжествах шли самостоятельные политические процессы. О русско-ордынских отношениях есть великолепные работы моего коллеги Антона Горского. Поэтому я не вполне согласен с утверждением уважаемого Рафаэля Сибгатовича. Мне представляется, что он преувеличивает влияние Орды на внутриполитическую ситуацию в Северо-Восточной Руси в то время.

Разве нет в этом противоречия? Вы сказали, что фатального влияния Орды на ход русской истории не было, и в то же время соглашаетесь, что нахождение Северо-Восточной Руси в ее составе привело к возникновению русского самодержавия.

Здесь нет никакого противоречия. Русское самодержавие — это объективное последствие того, что Северо-Восточная Русь стала частью Орды. Но я еще раз повторяю: ордынцы крайне редко вмешивались в русские дела. Приведу один из немногих таких примеров. В середине XIV века, когда Москва заметно усилилась, хан Узбек увидел в этом опасность и создал ей противовес — Нижегородско-Суздальское великое княжество.

Но простые русские люди во времена ордынского владычества татар практически не видели. На Руси появлялись лишь баскаки для сбора дани (и то лишь до начала XIV века) или ханские послы для зачитывания ярлыков на княжение, и потом они сразу же отправлялись восвояси.
Картина Пимена Орлова «Смерть святого князя Михаила Тверского в Орде»

Это правда, что князь был обязан встречать ханского посла у городских ворот и пешком вести его коня под уздцы до своего дворца?

Упоминание об этой процедуре встречается у польского историка Яна Длугоша, жившего в XV веке. Трудно сказать о достоверности этого свидетельства. Но, впрочем, такова была традиционная демонстрация покорности, принятая во многих культурах.

Юбилей курултая

Если я правильно понимаю, идея отметить 750-летие Золотой Орды сначала возникла в Казахстане, где вспомнили о Таласском курултае 1269 года, а потом ее подхватили в Татарстане.

Я считаю, что это надуманный юбилей. На самом деле в 1269 году Золотая Орда никакой независимости от Монгольской империи не получила. Я продолжаю придерживаться традиционной точки зрения, что это событие следует отсчитывать с 1266 года, когда ордынский правитель Менгу-Тимур впервые приказал отчеканить монеты со своей тамгой вместо тамги главного монгольского государя — великого хана.

Что такое тамга?

Это род личного герба.

А что же случилось в 1269 году?

В 1269 году улусные правители Борак-хан и Хайду-хан и представитель Менгу-Тимура встретились на реке Талас и договорились разделить сферы влияния. Но с похожей идеей еще в 1260 году выступил великий хан Монгольской империи Хубилай, поскольку это было логично и рационально для управления такой огромной территорией.

Нет ли угрозы того, что юбилей Золотой Орды для Казахстана и Татарстана может стать полем конкуренции и заложником различной политики памяти в тюркоязычном мире? Мы это сейчас видим на примере ожесточенных споров Украины и России за наследие Киевской Руси.

Надеюсь, что до этого не дойдет. История Золотой Орды — это общее наследие народов России и Казахстана. Хотя в Казахстане, насколько я понимаю, празднование будет проходить на государственном уровне, а у нас в России — на региональном: в этом году в Казани откроется юбилейный Международный золотоордынский форум.

Историк Игорь Данилевский как-то сказал, что история России включает в себя не только историю Московского государства, но и также историю Великого княжества Литовского и Золотой Орды. Вы согласны с этим мнением?

Безусловно. Здесь Игорь Николаевич абсолютно прав. Во время работы над двадцатитомной «Историей России», которая ведется сейчас в Институте российской истории РАН, я постоянно настаиваю на том, что неславянским государственным образованиям на территории будущей Российской Федерации должно быть отведено в ней подобающее место. Это касается в том числе и Золотой Орды, являющейся полноценной частью истории нашей страны.

Как в современной Российской Федерации преподносить непростую историю взаимоотношений Руси и Золотой Орды? У русских одна историческая память, у татар или башкир — другая.

Это очень сложный вопрос, и касается он не только тюркоязычных народов. То же самое на Кавказе: у русских одно отношение к Кавказской войне XIX века и деятельности генерала Ермолова, а у местных народов — совершенно иное.

Вот взять хотя бы покорение Казани Иваном Грозным в 1552 году. В Москве на Красной площади стоит построенный в честь этого события храм Василия Блаженного, но немало современных татар считают эту дату гибелью собственного государства и чуть ли не геноцидом своего народа. Или пример беклербека Едигея, которого вы называете последним могущественным «делателем ханов», но в русском народе его прежде всего помнят по разорительному нашествию 1408 года, столь колоритно показанному в фильме Тарковского «Андрей Рублев». Можно ли сделать так, чтобы далекое прошлое народов современной России не разделяло их, а сближало? Чтобы никого не ущемить и не обидеть?

Если говорить об исторической памяти, то она воспитывается и внушается. С одной стороны, это слой низовой семейной памяти, с другой — то, о чем рассказывают в школе.
Кадр из фильма «Андрей Рублев»

Но как обо всем этом надо рассказывать в школе?

Что это общая история людей, живущих в современной России. В ее прошлом было всякое — и жестокие конфликты между народами, и не менее жестокие распри внутри этих народов (вспоминая кровавые княжеские междуусобицы тех же рюриковичей). Если говорить об ордынском владычестве на Руси или завоевании Казанского ханства Иваном Грозным, давайте не будем забывать, что речь идет о взаимоотношениях наших далеких предков, живших несколько столетий назад. Поэтому не нужно эмоционально оценивать последствия их поступков и переносить это на современность. История так распорядилась, что в результате разнообразных внутриэтнических и межэтнических конфликтов и контактов сложилось единое многонациональное Российское государство. И теперь Российская Федерация — общая родина для всех народов, чьи предки когда-то могли находиться в условиях жесткого противоборства.

Беседовал Андрей Мозжухин

Картина дня

наверх