На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Великие истории любви. История популярного романса и судьба его исполнительницы

История популярного романса и судьба его исполнительницы

В том краю тишина бездыханна,
Только в гуще сплетенных ветвей
Дивный голос твой, низкий и странный
Славит бурю цыганских страстей.

Это стихотворение А.А. Блок посвятил знаменитой певице, королеве русского романса Анастасии Вяльцевой. Дочь орловской крестьянки, в юные годы она работала младшей горничной в гостинице на Крещатике. Однажды там остановилась известная оперная прима Серафима Бельская. Услышав пение убиравшей её номер девушки, она была поражена её талантом и составила протекцию в театральных кругах...

Родилась Анастасия Дмитриевна Вяльцева в 1871 году в небольшой слободе Алтухово. Отец служил лесником в имении графов Орловых, мать, Мария Тихоновна, обихаживала детей. Жалованье было небольшое, довольствовались самым необходимым. Когда Дмитрий Михайлович умер, вспомнив, что в Киеве живут дальние родственники, Мария Тихоновна решается искать доли на чужой стороне. Марии Тихоновне удается устроить дочку ученицей вышивальщицы. Весь день Настя разогревает постоянно гаснущие утюги, таскает неподъемные ведра с помоями и только к концу рабочего дня, улучив часок, садится за вышивание. И тогда в протяжную задушевную песню мастериц – словно тонкая, чистая ниточка в основу, - вплетается полудетский голосок ученицы.
Неожиданно подвернулось место подгорничной в модной гостинице. Работа, конечно, не ахти какая, зато чаевые хорошие. Гостиница, в которую нанялась Настя, располагалась на главной улице Киева – Крещатике и пользовалась популярностью у разного рода приезжих знаменитостей: известных на всю Россию адвокатов, журналистов, именитых писателей. Останавливались здесь и служители Мельпомены. Гастролировавшая в Киеве известная прима Серафима Бельская, став свидетельницей того, как прибиравшая в номере молодая горничная напевает какую-то модную песенку, была буквально поражена услышанным. «Вам, милая, надо петь! – горячо воскликнула актриса. – Идите-ка в оперетку. Грех губить такой талант». Комплиментами дело не ограничилось, влиятельная певица где надо замолвила словечко за юное дарование. В который уже раз Настя становится ученицей – на этот раз в мастерской по имени Театр. Учится держаться на сцене, ходить, говорить, петь. Артистичную новенькую с красивым, хотя еще неотшлифованным голосом, замечают зрители. Вскоре она получает постоянное место в профессиональном театре «Бергонье».После того, как труппа «Бергонье» распалась, Анастасия переходит в труппу так называемого киевского товарищества опереточных артистов А. Здановича-Борейко и вместе с ней совершает первое гастрольное турне по России. Так заканчивается киевский период жизни Анастасии Вяльцевой.

1894 год. Позади гастроли в Вильно, Минске, Москве. Впереди – столица, Петербург… Здесь ей удается сделать очень важный шаг – на сцену Петербургского Малого театра. Вяльцева становится постоянной участницей музыкальных вечеров Холева.

Шли цыганские песни в лицах. Анастасии Вяльцевой дали роль цыганки Кати. Роль маленькая, один единственный выход на сцену, да и то в последнем акте, поэтому все надежды Анастасия возлагала на романс, который по ходу действия поет ее героиня… Романс непростой, требующий не только выразительного вокального прочтения, но и собственной актерской интерпретации. Об исполнении этого романса сохранились восторженные отзывы зрителей: «Чуть-чуть подалась вперед и вслед за лаской летит уже угроза, кокетливая, мгновенная, но как подчеркнутая: «Захочу-полюблю». Но брови дрогнули и вслед за лаской летит уже угроза кокетливая, мгновенная, но как подчеркнутая: «Захочу-разлюблю». Целая поэма неги, истомы, любви и поэзии укладывается у нее в коротенькую пару строк».

Каким же он был, голос Вяльцевой? Низкий, грудной, чуть-чуть в нос, протяжный голос. Ей прекрасно удаются не только «низы, но и верхи». В вокале это называется лирическим сопрано обширного диапазона.Уснув только под утро, Вяльцева проснулась знаменитой. О дебютантке в «Цыганских песнях» заговорили в светских салонах, утренние газеты взахлеб расхваливали ее пение. А вскоре счастливая звезда артистки засияла еще ярче. Она была приглашена к самому директору Малого театра, который предложил ей на выбор несколько главных опереточных ролей, но голосистая пташка вскоре выпархивает из петербургского гнезда. С московского театра «Эрмитаж» и начинает певица осуществление честолюбивых планов по завоеванию Москвы, а затем – всей России. Вся московская публика – у ног Вяльцевой. Дирекция «Эрмитажа» старалась занять певицу в как можно большем количестве ролей. Здесь и Саффи в «Цыганском бароне», и Кларетта в «Дочери мадам Анго», и Булотта в «Синей Бороде».

Ольга Грекова-Дамковская вспоминает: «У Вяльцевой были пышные пепельные волосы и зеленые, как мне казалось, глаза. Необычайно прелестной была ее улыбка. Она как будто излучала сладкое благоухание…»

С появлением Вяльцевой романсовое поветрие усиливается настолько, что И. Шнейдер вынужден не без тревоги констатировать: «Романсы Глинки, Даргомыжского и Чайковского тихо отступили перед «Гай да тройкой…», в которой мчалась парочка вдвоем».Самое первое выступление Вяльцевой в провинции состоялось в Павловске. Когда Вяльцева появилась на перроне, у вагона ее ожидала огромная толпа поклонников и поклонниц. Певицу окружили, забросали букетами, любовными записками. У растерявшейся певицы отобрали перчатки и затем стащили с нее шарфик и тут же разорвали его на мелкие кусочки. В 1902 году дирекция петербургского театра «Буфф» предлагает г-же Вяльцевой свои услуги в организации ее гастролей по крупнейшим русским городам. Маршрут поистине кругосветный: Рязань, Тамбов, Воронеж, Курск, Харьков, Киев, Одесса, Ростов, Баку, Тифлис. Сердце актрисы сладко сжимается от подобного размаха, но и нелегкие думы одолевают. Примет ли патриархальная провинция ее манеру, ее репертуар?

Стремительно вырвалась на просторы России вяльцевская тройка и, прямо по Гоголю, пошла считать бесконечные российские версты. Города губернские, уездные, заштатные… Неожиданный, невиданный доселе успех! Везде и всюду одна и та же картина: шквал аплодисментов, горы цветов, нескончаемые крики «бис». И Вяльцева, несмотря на усталость, снова и снова выходит к рампе… Конец концерта тоже всегда одинаков: зрители, рукоплеща, кидаются к сцене и на руках выносят певицу из зала.

Концерты Вяльцевой длятся по 3-4 часа и это не может не беспокоить ее импресарио. Леонард Пальмский пытается охладить пыл безрассудной гастролерши:

- Послушайте, что вы с собою делаете? Публика –зверь, она не знает пощады! А Вы бросаете ей себя полными горстями!
Ответ Вяльцевой хорошо известен: - Я – слуга публики, - с кроткой улыбкой убежденно отвечает она.Отныне ни одна более или менее крупная русская газета не выходит без имени Вяльцевой. Она скромной стопой вошла в цыганское царство и из служанок стала королевой.

По полгода проводит теперь Вяльцева в дороге. С некоторых пор она пускается в путь только в собственном вагоне. Вот примерный распорядок дня в вяльцевском вагоне. Утро ознаменовывалось большим кипящим самоваром. К чаю помимо свежих бубликов, масло и прочей утренней снеди подавались вазочки меда и варенья, как правило вишневого и малинового, до которого Анастасия Дмитриевна была большой охотницей. За стол садились все спутники. Отогрев душеньку чайком, певица направлялась писать письма и рассылать телеграммы.В полдень начиналась подготовка к предстоящему концерту. С утра планировались также предстоящие визиты к городским властям, представителям духовенства и интеллигенции.

Обед составляли самые простые и здоровые кушанья: суп, картошка, гречневая и овсяная каша, из солений- капуста, грибы, моченые яблоки. В сезон очень любила свежие яблоки, виноград и арбузы. Певицв обязательно выкраивала часок, чтобы привести в порядок подаренные накануне цветы. Ближе к вечеру она садилась за свое любимое занятие – вышивание.

Гастрольный километраж певицы составлял в сумме 175 тысяч верст – ни много, ни мало. Вагон, в котором Вяльцева совершала свои гастроли после смерти певицы попал в руки адмирала Колчака, затем – к Блюхеру. Когда же ходовая часть вагона пришла в негодность, его отогнали в Хабаровск и поставили на запасной путь.Из всех цветов Анастасия Дмитриевна больше всего любила гортензии. И, выходя на сцену, обязательно прикалывала к корсажу своего роскошного белого платья большой пышный цветок белой гортензии.

За один выход на сцену актриса, зарабатывавшая в театре «Бергонье» 12 рублей в месяц, получает теперь до полутора тысяч рублей. Разумеется, тут было чему позавидовать. За какие-нибудь неполных десять лет дочь орловской крестьянки становится обладательницей двухмиллионного состояния. На эти деньги она покупает имение Каменка в Витебской губернии, становится хозяйкой нескольких доходных домов в Петербурге.

Вяльцева на гребне славы, о ней пишут Дорошевич и Кругликов, Блок и Анненский посвящают ей стихи, лучшие фотоателье борются между собой за честь сфотографировать несравненную. Когда Вяльцева, протягивая руки в зал и улыбаясь, пела… каждому казалось, что она именно ему протягивает руку, ему улыбается, и зал расцвечивался ответными улыбками.Очарование, чары, чаровница… В продолжение десяти лет длинный шлейф из этих и однокоренных слов остается непременным украшением платья королевы романса.

Услышать Вяльцеву царю довелось в Вильно в «сборном» концерте. По свидетельству личного шофера Государя, Ивана Николаевича Бажанова, пение Вяльцевой произвело на августейшего меломана такое сильное впечатление, что он всю дорогу до вокзала находился в приподнятом настроении.

Первое сольное выступление Вяльцевой состоялось в Москве в 1897 году. Ей было двадцать шесть лет. Уже тогда определилась ее знаменитая творческая манера: она пела ярко, легко, свободно. Ее называли «певицей радостей жизни», потому что песни в свой репертуар Анастасия Дмитриевна придирчиво отбирала сама, отвергая те, в которых были слова «смерть», «разлука», «печаль», «горе», «тоска». «Вот что значит истинный талант! Вот где душа гения, озаренная божественным отражением», — восхищённо говорил И.Е. Репин.

Ночи безумные, ночи бессонные,
Душные комнаты, пенье цыганское;
Страстные речи, глаза утомленные!
Смятые розы в бокалах шампанского!

Этот романс прославил Вяльцеву. Среди ослеплённых талантом восходящей примы был тридцатилетний чиновник, сын губернского секретаря (один из низших чинов в табели о рангах Российской Империи) Николай Владимирович Зубов. С детских лет он тянулся к музыке, к которой пристрастил его меломан-дядя, часто собиравший в своём вологодском доме хор, которым руководил сам.

Так как семья Зубовых жила в большой бедности, Николай Владимирович не смог получить музыкального образования и даже не знал нот. При этом он был удивительно талантлив, имел превосходную память и всё, что слышал, мог сразу сыграть «на слух», спеть любую мелодию из многих опер, а свои сочинения исполнял на рояле наизусть, и его товарищи записывали их нотными знаками.Николай Зубов

Гениальный самоучка, Зубов сочинял вокальные произведения и фортепьянные миниатюры, со свойственной ему душевной щедростью посвящая их родным и друзьям. Сначала это были салонные музыкальные презенты, затем серьезные классические романсы для солистов императорских театров. Два романса на собственные стихи «Камама тут» («Люблю тебя») и «Жажду свиданья» Николай Владимирович посвятил певице Раисе Раисовой.

Имя Зубова стало чрезвычайно популярно на рубеже XIX-XX веков, ноты с его произведениями издавались гигантскими тиражами, в 5-10 раз превышавшими тиражи классической музыки.

Встреча с Анастасией Вяльцевой открыла новую страницу в творчестве молодого композитора, вспыхнувшее чувство вдохновило его на создание десятков романсов, большая часть которых были посвящены его музе и исполнены ею. Среди них наиболее известны и популярны романсы «С тобой вдвоем», «Под чарующей лаской твоею» и «Не уходи», которые до сих пор непременно включают в свои программы почти все исполнители этого жанра.

Не уходи, побудь со мною,
Здесь так отрадно, так светло,
Я поцелуями покрою
Уста, и очи, и чело.
Я поцелуями покрою
Уста, и очи, и чело.
Побудь со мной,
Побудь со мной!

Не уходи, побудь со мною,
Я так давно тебя люблю.
Тебя я лаской огневою
И обожгу, и утомлю.
Тебя я лаской огневою
И обожгу, и утомлю.
Побудь со мной,
Побудь со мной!

Не уходи, побудь со мною,
Пылает страсть в моей груди.
Восторг любви нас ждет с тобою,
Не уходи, не уходи!
Восторг любви нас ждет с тобою,
Не уходи, не уходи.
Побудь со мной,
Побудь со мной!

Свой самый знаменитый романс Николай Владимирович написал в 1899 году, в год своего знакомства с Вяльцевой. Долгое время автором стихов считался поэт М.П. Пойгин, но позднее было установлено, что написаны они самим Зубовым. Кроме «Не уходи», примерно десять романсов были написаны Николаем Владимировичем на собственные стихи.В ответ на «Не уходи» композитор П. Дельме создал романс «У самых нежных слов нет сил…»:

Не уходи, побудь со мной,
Мне так отрадно и светло,
У самых нежных слов нет сил
Пересказать, как я любил,
Кумир прелестный.
Как много тратил я речей,
Чтобы зажечь во тьме ночей
Огонь небесный.

Еще одна моя мечта —
Расцеловать тебя в уста,
Едва касаясь.
В груди к другому страсть тая,
Вообрази, что это я,
К нему ласкаясь.

Упрек не стоит ничего,
Когда несешь с собой его
В уединенье.
А помнишь, как вчера еще
Мы целовались горячо
Мне в утешенье.

Прощай! Пробил разлуки час,
Огонь любви в тебе погас,
Ты прихотлива.
Другой прижмет тебя к груди,
Забудешь клятвы ты, иди
И будь счастлива!

К сожалению, чувство Николая Владимировича осталось без взаимности…

…Произошло это на гастролях. На заснеженной, продутой ветром обочине стояла маленькая девочка в лохмотьях, умоляюще глядя на проезжающие мимо господские экипажи. Неожиданно один из них остановился, из экипажа вышла красивая молодая дама и, взяв нищенку за руку, усадила ее рядом с собой. Затем экипаж снова тронулся. Так в доме А.Д. Вяльцевой появилась восьмилетняя воспитанница. К сожалению, недолго звонкий детский смех оглашал стены вяльцевского дома. Малышка уже начала учиться в гимназии, как вдруг тяжело заболела и, несмотря на все усилия медиков, умерла.Несравненной было уже за тридцать, когда маршрут ее гастролей пересекся с путями-дорожками некоего офицера –конногвардейца. Знаменитая певица и блестящий офицер-конногвардеец были представлены друг другу.

Сердце Анастасии Вяльцевой было отдано блестящему гвардейскому офицеру Бискупскому.

Василий Викторович Бискупский родился 27 июня 1878 г. и был старшим сыном Томского вице-губернатора Виктора Ксаверьевича Бискупского (1839-1899) и Елены Васильевны, урожденной Римской-Корсаковой (1857-1931). Род Бискупских принадлежал к древнему польскому шляхетству. Василий Викторович, окончил 2-й Императора Петра Великого Кадетский корпус и Николаевское кавалерийское училище с «занесением имени на мраморную доску» (1897 г.).

Лихой и смелый кавалерийский офицер, Бискупский с молодости придерживался правых взглядов. Дослужив до корнета 3-го драгунского Сумского полка, он отправился добровольцем в Южную Африку, где принял участие в войне против англичан в составе бурских отрядов. По возвращении в Россию он продолжил службу в лейб-гвардии Конном полку.

Бискупский, бывший моложе своей избранницы на семь лет, преданно любил певицу и женился на ней. В 1905 г. с личного разрешения Государя Николая II он вступил в тайный брак с известной исполнительницей русских романсов певицей Анастасией Дмитриевной Вяльцевой (1871-1913). Его родители, аристократы, отнеслись к крестьянскому происхождению невестки снохи спокойно и без колебаний благословили молодых.Однако брак этот долгое время держался в секрете, так как подобный мезальянс мог повредить военной карьере Василия Викторовича. Их тайну знали лишь немногие близкие друзья. Николай Зубов, в течение шести лет трепетно обожавший Анастасию Дмитриевну и посвящавший ей все свои произведения, узнал её лишь, когда грянула Русско-Японская война…

В 1904-м году Вяльцева разорвала контракт на огромную по тем временам сумму в 26 тысяч рублей и отправилась на фронт рядовой сестрой милосердия.
Василий Викторович был тяжело ранен и, наотрез отказавшись от эвакуации в тыл, лежал в госпитале. Выхаживая мужа, она делает буквально все, что только в человеческих силах. Старается предусмотреть любую мелочь, когда дело касается лекарств и питания. «Сестрица Анастасия» выхаживала его и других раненых, работая без устали и скрывая своё настоящее имя. Впрочем, долго сохранять инкогнито не получилось, знаменитую певицу узнали и упросили дать в Харбинском Летнем театре концерт «в пользу увечных и семейств убитых нижних чинов Заамурского округа», имевший грандиозный успех.

Брак Вяльцевой и Бискупского стал достоянием общественности. Как и следовало ожидать, конногвардейское начальство не одобрило мезальянса, и Василию Викторовичу пришлось уйти из полка. Когда Анастасия Дмитриевна отправилась на Дальний Восток, Николай Зубов посвятил ей свой последний романс с говорящим названием «Я хотел тебя забыть…». Как сложилась судьба композитора-самородка дальше, неизвестно.

После 1906-го года следы его теряются. Может быть, Николай Владимирович, щедро даривший свою душу, вкладывая её в создаваемые произведения, просто исчерпал себя, допел свои песни и замолчал, может быть, не встретилось музы, равной Вяльцевой, которая бы вдохновила его на новые шедевры, а, возможно, ранняя смерть унесла композитора в расцвете лет…

Недолго оставалось царить и Вяльцевой. Её слава не имела равных, как и её гонорары. Среди артистов бытовало расхожее выражение «вяльцевский гонорар». В воспоминаниях Собинова можно встретить фразу, что за один из концертов он получил «вяльцевский гонорар». Анастасия Дмитриевна гастролировала по всей России в собственном комфортабельном вагоне, где имелись столовая, спальня, гардеробная, репетиционный зал. Вяльцеву не раз приглашали за границу, но певица отказывалась: «Туда ездят искать славы, а я нашла ее в России».

Её знаменитый вагон проехал почти 200 тысяч верст… Позже в нём в бытность свою Верховным правителем России ездил адмирал Колчак, а после него — маршал Блюхер. Закончил свой путь «вяльцевский вагон» гостиницей для командного состава воинских частей Восточного участка во время строительства Байкало-Амурской магистрали.

Во время одной из поездок она, помня своё голодное детство, Вяльцева подобрала и удочерила нищую сиротку. К сожалению, девочка вскоре заболела и умерла. Кроме неё, Вяльцева опекала мальчика из бедной семьи, которому завещала крупную денежную сумму.

Страстный роман закончился трагически. Любящий муж, В. В. Бискупский, согласился на прямое переливание крови, но увы уже было поздно. В 1912 году врачи обнаружили у Вяльцевой рак крови. Лечение не давало результатов, и лишь переливание здоровой крови, которую брали у Василия Викторовича, временно улучшало состояние певицы. Несмотря на все усилия, через год она скончалась. Бискупский не смог быть на похоронах жены. Горе его было столь велико, что он слёг в горячке: открылась полученная в Маньчжурии рана. Ему было суждено пережить Анастасию Дмитриевну на 32 года. 5 февраля 1913 г. Анастасии Дмитриевны не стало. Хоронить любимую исполнительницу вышло 150 тысяч жителей Санкт - Петербурга.

В Первую Мировую войну он дослужился до генерала и командовал дивизией. Его однополчанин, будущий белый вождь барон П.Н. Врангель вспоминал о нём, как о лихом и отчаянно смелом офицере. Революция, вначале поддержанная Василием Викторовичем, выдворила его за пределы Отечества. В Европе генерал выступал в качестве уполномоченного по делам русских беженцев.

То, что Вяльцева не совсем здорова, впервые было замечено в Харькове, городе, куда она часто наезжала с благотворительными целями и где ее особенно любили и почитали. Из долгого и сложного турне певица возвращается по весне измученной и ослабевшей. Пока она отдыхает в Каменке и набирается сил, тревожные слухи распространяются по России. Но вот уже к октябрю 1912 года она предпринимает новую большую гастрольную поездку. Анастасия Дмитриевна почувствовала себя плохо уже на первых концертах. Едва –едва через силу она спела десять концертов, впереди был Курск. Вяльцева вышла на сцену и концерт пошел своим чередом. Во время исполнения романса «Чайка» случилась заминка: певица вдруг побледнела, покачнулась и медленно опустилась на стул. Потом еле различимым голосом попросила воды. Через пару минут певица кое-как оправилась, и, опираясь на рояль, снова попыталась петь. Пропела несколько тактов и лишилась чувств. Ее на руках унесли за кулисы и вызвали врача. Тот стал настаивать на прекращении гастролей, но Анастасия Дмитриевна дала еще 14 концертов.

В начале ноября несравненная прибывает в Воронеж. Этому городу суждено было стать лебединой песней Вяльцевой. Это был не концерт, а панихида. Началось все с того, что чувствуя себя совершенно больной, Анастасия Дмитриевна не могла подняться с постели и заставила публику ждать до 10 часов вечера. Наконец, она приехала, точнее, ее привезли, занавес подняли и она начала петь, опираясь на рояль.В начале декабря Вяльцева отправилась в Петербург. Лучшие врачи провели обследование. Заключение консилиума было, увы, единогласным – рак крови. Критическое состояние организма больной осложнялось еще сильным нервным истощением. Операции по переливанию крови не принесли результата. Не помогла и тибетская медицина.Поражает то бестрепетное спокойствие, с которым Анастасия Дмитриевна встретила свой смертный час. Составила подробное завещание, даже саму процедуру похорон продумала до мельчайших деталей- решила, в какой прическе и каком платье будет лежать в гробу. Она исповедалась. В 5 часов дня А.Д. Вяльцева умерла. Панихиду по новопреставленной отслужили 4 февраля в Благовещенской церкви конного полка. Из моря белых цветов видно было покойное лицо Вяльцевой. Только на грудь ей кто-то положил пучок ярко-красной гвоздики. Матушка заволновалась:

- Надо убрать красные цветы. Настя не любила ничего красного.

Тяжело переживая утрату, Бискупский, принимает решение покинуть военную службу и в том же году выходит в отставку в чине полковника, после чего некоторое время занимался коммерцией. Организовывает несколько акционерных обществ по добыче нефти на Дальнем Востоке. В дальнейшем его жизнь сложилась таким образом.
В 1913 г. по Высочайшему повелению Бискупский был восстановлен на службе и зачислен старшим штаб-офицером в 16-й Иркутский Гусарский полк, в составе которого с началом I Мировой войны выступил на фронт. В декабре 1914 г. назначен командиром 1-го лейб-драгунского Московского полка, в июне 1916 г. произведен в генерал-майоры. Был неоднократно ранен, имел несколько боевых наград, в т.ч. Георгиевское оружие и Орден св. Георгия 4-й ст. В январе 1917 г. назначен командиром 1-й бригады 3-й Кавалерийской дивизии, а в марте командиром 3-й Кавалерийской дивизии.
После революции, оказавшись на Украине, он в чине генерального хорунжего командовал Армейским корпусом Гетмана П. П. Скоропадского в Одессе. 20 июля 1918 г. был назначен и.о. командира 1-й Конной дивизии. После падения Гетмана, Бискупский эмигрирует в Германию, где окончательно приходит к убеждению, что реальная помощь в освобождении России от большевизма может прейти только от немцев. В июле 1919 г. с целью оказания помощи Северо-западной армии генерала Н. Н. Юденича и Западной Добровольческой армии князя П. М. Бермондт-Авалова, создал и возглавил Западнорусское правительство. Только распри и склоки царившие в Белом движении не дали генералу Бискупскому осуществить свою цель, и в сентябре 1919 г. правительство прекратило свое существование.

В этот же период, генерал-лейтенант В. В. Бискупский повторно женится, на дочери генерал-майора Н. Сомова Любови Николаевне, от брака с которой у него рождается трое детей: Виктор (умер в детстве), Василий и Наталья.

Будучи человеком правых взглядов и убежденным монархистом, Василий Викторович, принимает участие в попытке восстановить Монархию в Германии. В 1920 г., во время так называемого «Капповского путча», он является товарищем председателя Русско-немецкого клуба в Баварии и до ноября 1923 г. руководителем русской секции общества «Ауфбау», созданного с целью координации усилий русских и немецких правых. После прихода нацистов к власти в Германии, в 1936 г. Бискупского арестовывают. В течение нескольких месяцев он пытается освободиться через свои немецкие связи, но все оказывается тщетным, и только заступничество Императора Кирилла Владимировича, направившего письмо канцлеру А. Гитлеру с просьбой разобраться в деле Бискупского, дает генералу долгожданную свободу. Бискупский всегда считался представителем «прогерманской партии» в окружении Императора Кирилла Владимировича, но тем неменее его взгляды не были так уж однозначны.
Находясь в Праге, он говорил: «Должен … сказать, что я монархист. Как монархист, я не могу быть нацистом, потому что идея монархии и идея нацистского государства не совпадают. Но меня лично примиряет с нацизмом факт существования опасного общего врага – коммунизма». Он верил что, «рейх, конечно, рано или поздно поразит мировой коммунизм, и его поражение будет означать возникновение русской монархии».

Плоды нацистской политики убеждают его в необходимости устранения Гитлера, и он тесно связывается с группой немецких офицеров, составивших неудавшийся заговор 20 июля 1944 г. К счастью, причастность генерала Бискупского к попытке антигитлеровского переворота не была вскрыта Гестапо, поскольку дневник генерала фон Хасселя, где были подробно описаны разговоры с Бискупским направленные против Гитлера, был спрятал его женой.
Тяжелым ударом по здоровью генерала Бискупского, стало уничтожение его богатейшего архива после англо-американских бомбежек. Переживания вылились в частичный паралич.
Скончался генерал от кавалерии Василий Викторович Бискупский в Мюнхене в 18 июня 1945 г. в американской оккупационной зоне.Темы этой рубрики посвящены личным переживаниям великих или знаменитых людей, но поскольку тема практически является и историей возникновения знаменитого романса, послушайте несколько номеров в разном исполнении.

Романс НЕ УХОДИ, ПОБУДЬ СО МНОЙ! поет Ирина КРУТОВА, концертмейстер Оксана ПЕТРИЧЕНКО.

http://www.fresher.ru/2018/02/05/istoriya-populyarnogo-roman...

https://ok.ru/voinveresk/topic/64868028451588

http://monarhist-spb.narod.ru/Archives/monarhist-61.htm#4

https://duchesselisa.livejournal.com/202732.html

Картина дня

наверх