На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...
  • Валерий Протасов
    Сколько богатств накоплено, что  ни разрушить  все шедевры, ни предать забвению не удалось никому.Красоты и музеи П...

Драматическая судьба главной советской Золушки

Самая известная Золушка – Янина Жеймо | Фото: liveinternet.ru
Самая известная Золушка – Янина Жеймо
29 декабря 29 лет назад, в канун нового 1988 г. ушла из жизни замечательная актриса Янина Жеймо, которую зрители помнят по главной роли в фильме «Золушка». Ее судьба мало напоминала сказку: ей довелось пережить войну и предательство близких и смириться с необходимостью до конца дней находиться вдали от родины и от дочери с внучкой.
Янина Жеймо в фильме *Золушка*, 1947 | Фото: kino-teatr.ru
Янина Жеймо в фильме *Золушка*, 1947 | Фото: kino-teatr.ru

Янина родилась в 1909 г. в семье циркачей, поэтому с детства освоила все цирковые профессии. Цирковых заработков не хватало, отец болел, с раннего детства ей пришлось подрабатывать. С трехлетнего возраста она выступала в цирке наездницей, гимнасткой, балериной, музыкальным эксцентриком и даже… преподавала балет (ученикам много старше ее). В 1923 году, в день своего рождения, отец умер. Мама осталась с четырьмя дочерьми. В цирке работать они уже не могли — развалился номер. Кончился очередной контракт, семья осталась в Петрограде. Кормила их эстрада, номера придумывались с ходу, если было надо, брались даже за то, чего прежде не умели, например, выучились играть на ксилофонах. У Эли и Яни был коронный номер — «Музыкальные эксцентрики». Об этом времени своей жизни Янина Жеймо писала:

«Странно — я нормально росла до 14 лет, а потом… Я была уверена, что рост прекратился потому, что мне приходилось носить на голове тяжеленные ксилофоны, а я носила их так, чтобы не уставали руки».

Тогда Янина с сестрой начали выступать на эстраде с танцевальными номерами. В 14 лет из-за гормонального сбоя Янина вдруг перестала расти: ее рост так и остался на уровне отметки 148 см, из-за чего она всю жизнь переживала. Ей приходилось покупать детскую обувь, а одежду шить на заказ. Но именно эта особенность и стала в дальнейшем главной составляющей ее успеха. Артистка признавалась: «Моя внешность – структура лица, маленький рост – определили амплуа: всю жизнь я играла девчонок-подростков. Был успех, очень большой».Янина Жеймо | Фото: tmdb.orgЯнина Жеймо | Фото: tmdb.org

В 15 лет параллельно с работой на эстраде Янина Жеймо втайне от родных поступила на ленинградский кинокомбинат «Фабрика эксцентрического киноактера» (ФЭКС) в актерскую студию под руководством Григория Козинцева и Леонида Трауберга, будущих знаменитых советских режиссеров. В Москве и Петрограде середины 20-х годов было открыто множество киношкол. Что-то реально сделавшими оказались лишь три, в том числе ФЭКС. Жеймо улыбнулась удача. Ко времени поступления в ФЭКС ее актерский стаж насчитывал 12 лет. Учеба не была безоблачной, но упорство девушки сделало свое дело. В 1925 состоялся дебют Янины Жеймо в кино. Она сыграла роль Мишки в фильме «Мишки против Юденича». В этой картине Янина снялась вместе со своим первым мужем Андреем Костричкиным (с ним она познакомилась в ФЭКСе).
Андрей Костричкин. На фото с дочерью и мужем Андреем Костричкиным.Актриса, которая прославилась благодаря роли Золушки | Фото: kino-teatr.ruАктриса, которая прославилась благодаря роли Золушки | Фото: kino-teatr.ru
Однако успех пришел к ней не сразу – когда она впервые увидела себя на экране, расплакалась. Однако совместная жизнь Янины и Андрея Костричкина оказалась недолгой, несмотря на рождение дочери, которую назвали в честь мамы Яниной. Впоследствии Янина-младшая всю жизнь проработала литобработчиком на «Мосфильме». Тем временем, у Янины Жеймо началась вторая профессиональная жизнь. Цирк и эстрада постепенно стали отходить в прошлое. Уже в 1926 году Янина Жеймо снялась сразу в нескольких фильмах Григория Козинцева и Леонида Тауберга, среди которых стоит отметить главную роль в эксцентрической комедии "Братишка". В 1929 году Янина окончила киномастерскую ФЭКС. Несмотря на успехи дочери, мама Янины Жеймо не одобряла ее: «На эстраде у нее имя, а в кино… Первая сзади! Невеселая перспектива...» В 30-е годы Янину Жеймо начали активно приглашать сниматься. Первой главной ролью Янечки, как знакомые ласково называли ее почти до старости, по иронии судьбы оказалась роль школьницы в фильме "Разбудите Леночку" (1934).

Актриса Елена Егорова писала: «Ни одна даже самая искусная травести (за исключением, пожалуй, такого феномена, каким в свое время была Янина Жеймо) не сможет выдержать на экране соревнования с обыкновенными мальчиком и девочкой».

Прошло 20 лет, прежде чем актриса добилась признания и всесоюзной популярности.Янина Жеймо в фильме *Подруги*, 1935 | Фото: kino-teatr.ruЯнина Жеймо в фильме *Подруги*, 1935 | Фото: kino-teatr.ru

Янину Жеймо часто и необоснованно сравнивали с Мэри Пикфорд, золотоволосым невинным ангелом. Но Жеймо не могла, как киномагнатка Пикфорд, сама выбирать роли, а играла то, что предлагали. И, кроме того, за ее детской внешностью скрывался эксцентрико-лирический дар, в драматической ситуации часто позволяющий добиться трагикомического эффекта, что было абсолютно невозможно для Пикфорд. Это было время наибольшей ее популярности (особенно после фильма "Подруги"). Рассказывали, что поклонники ходили за Жеймо толпами и даже иногда прямо к ней домой приезжали девочки и мальчики, мечтавшие стать артистами. В 1939 году Янину Жеймо наградили орденом «Знак Почета».Кадр из фильма *Приключения Корзинкиной*, 1941 | Фото: kino-teatr.ruКадр из фильма *Приключения Корзинкиной*, 1941 | Фото: kino-teatr.ru
Правда, зрителям она полюбилась еще задолго до роли Золушки: в 1920-1930-х гг. ее запомнили по фильмам «Братишка», «Подруги», «Приключения Корзинкиной» и др. Говорят, ее первый брак распался из-за испытания славой: актер Андрей Костричкин не смог простить жене ее большей популярности и ушел от нее в 1932 г.Актриса, которая прославилась благодаря роли Золушки | Фото: kino-teatr.ruАктриса, которая прославилась благодаря роли Золушки | Фото: kino-teatr.ru
Вторым мужем Янины Жеймо стал режиссер Иосиф Хейфиц. Иосиф Хейфиц.

Вскоре после свадьбы у них родился сын Юлий, и все считали их семью примером гармоничного и долговечного союза, но во время войны неожиданно все рухнуло. От этого брака родился Юлий Жеймо. Впоследствии он стал кинооператором, жил в Польше. Когда началась война, Хейфиц вместе с детьми выехал в Ташкент. Янина Жеймо оставалась в Ленинграде, где ей пришлось пережить блокаду. В составе одной из концертных бригад «Ленфильма» Янина выступала в госпиталях, парках, скверах, а по ночам дежурила на крыше, гасила зажигалки. Лишь в конце 1942 года Янина наконец эвакуировалась в Ташкент: туда после переезда нескольких киностудий переместилось кинопроизводство. Вот только дома ее никто не ждал. Пока поезд ехал до Средней Азии, до Хейфица дошла страшная весть, что в дороге во время бомбежки Янечка погибла. Иосиф Ефимович посчитал себя свободным человеком...

 На тот момент, когда режиссер узнал о том, что его жена выжила, у него уже была другая женщина. Янина так и не смогла простить ему этого предательства и не захотела с ним оставаться.Янина Жеймо с детьми | Фото: biography-life.ruЯнина Жеймо с детьми | Фото: biography-life.ru
Этот удар отразился на здоровье актрисы: ее разбил паралич, избавиться от которого удалось нестандартным способом. Ее врач решил, что вылечиться она сможет только в том случае, если сама этого захочет: он дал ей «редкое иностранное лекарство» и велел принимать строго по часам. Когда пациентка выздоровела, доктор признался, что в бутылочке была не микстура, а обычная кипяченая вода.Янина Жеймо | Фото: kino-teatr.ru и kinopoisk.ruЯнина Жеймо | Фото: kino-teatr.ru и kinopoisk.ru
Янина решила, что больше никогда не выйдет замуж и отвергала ухаживания всех поклонников. Польский режиссер Леон Жанно появился рядом с ней в самый трудный период жизни, помог справиться с депрессией и начать новую жизнь. Она вышла замуж за Леона, и этот брак оказался самым гармоничным и счастливым. Именно в это время ей предложили роль Золушки, которая стала творческой вершиной ее кинокарьеры.Янина с мужем Леоном и сыном | Фото: kino-teatr.ruЯнина с мужем Леоном и сыном | Фото: kino-teatr.ruФаина Раневская и Янина Жеймо в фильме *Золушка*, 1947 | Фото: liveinternet.ruФаина Раневская и Янина Жеймо в фильме *Золушка*, 1947 г.Самая известная Золушка – Янина Жеймо | Фото: kino-teatr.ruСамая известная Золушка – Янина Жеймо | Фото: kino-teatr.ru
37-летняя актриса, сыгравшая 16-летнюю Золушку, была утверждена не сразу – режиссеру предлагали взять на эту роль юную красавицу-балерину, но сценарист Евгений Шварц отверг эту кандидатуру, заявив, что в этом персонаже главное – не красота, а нежность, обаяние, наивность и способность вызывать у зрителя не только симпатию, но и сострадание. Время показало, что это было правильное решение. Картина имела невероятный успех у зрителей.Янина Жеймо в фильме *Золушка*, 1947 | Фото: kino-teatr.ruЯнина Жеймо в фильме *Золушка*, 1947 | Фото: kino-teatr.ru

1947 год. 16 мая на экраны вышла фильм-сказка "Золушка", где Янина исполнила главную роль. Для Жеймо и Алексея Консовского этот фильм был не начало, как могло бы показаться, а закатом. Они вместе работали до этого в фильме "Шел солдат с фронта", а позже – на дубляже ленты "Рим, 11 часов", и у обоих были несколько иные амплуа, нежели в «Золушке» (Консовский часто играл простых деревенских пареньков). Съемки "Золушки" обросли многочисленными мифологическими подробностями. Янине Жеймо тогда было около 37 лет (а на ее роль пробовалась 16-летняя балерина), она была старше обеих «сестер» и могла сниматься только по вечерам, потому что утром лицо «не такое». Консовский был младше Жеймо на три года. Рассказывают, что многие работники студии приносили из дома все мало-мальски «дворцовое» и «придворное» для съемок бальных сцен, а Золушкино платье сооружалось из обрезков, вот только туфельки пришлось делать специально, потому что найти обувь тридцать первого размера не смогли. Роль Золушки пренесла новую волну популярности актрисе.

Евгений Шварц вспоминает: «Картина появилась на экранах в апреле 47-го года и имела успех. В июне того же года увидел на теневой стороне Невского у рыбного магазина Янечку с мужем. Жарко. Пыльно, около шести Невский полон прохожими. Янечка, маленькая, в большой соломенной шляпе, просвечивающей на солнце, в белом платье с кружевцами. Посреди разговора начинает оглядываться растерянно. И я замечаю в священном ужасе, что окружила нас толпа. И какая — тихая, добрая. Даже благоговейная. Существо из иного, праздничного мира вдруг оказалось тут, на улице. „Ножки, ножки какие!“ — простонала десятиклассница с учебниками, а подруга ее кивнула головой как зачарованная…»Кадр из фильма *Золушка*, 1947 | Фото: liveinternet.ruКадр из фильма *Золушка*, 1947 г.
Но после этого наступило время затишья: новых ролей не предлагали, Янина озвучивала иностранные фильмы, играла в радиоспектаклях, а вот у мужа работы не было. Ему предложили вернуться в Польшу, Янина долго не решалась на этот шаг, но согласилась после того, как сына чуть было не выгнали из школы из-за того, что он надел значок с гербом Варшавы.Самая известная Золушка – Янина Жеймо | Фото: kino-teatr.ruСамая известная Золушка – Янина Жеймо | Фото: kino-teatr.ruКадр из фильма *Золушка*, 1947 | Фото: liveinternet.ruКадр из фильма *Золушка*, 1947 г.
В Польше Леон устроился на киностудию, сын поступил в киношколу, Янина занималась домашним хозяйством, а дочь и внучка остались в СССР. Актриса больше не снималась в кино и очень тосковала по родине. В Польше она провела последние 30 лет жизни. Актриса скончалась в 1987 г. и, согласно ее воле, была похоронена в Москве на Востряковском кладбище.Янина Жеймо в фильме *Золушка*, 1947 | Фото: kino-teatr.ruЯнина Жеймо в фильме *Золушка*, 1947 | Фото: kino-teatr.ruЯнина Жеймо | Фото: kino-teatr.ruЯнина Жеймо | Фото: kino-teatr.ruЮлий ЖЕЙМО с сыновьями Павлом и Петром и внучкой Зузанной. Май, 2009 г.

Стоит рассказать и о самом фильме "Золушка". Предлагаю вам прочитать этот интересный рассказ о всеми нами любимом фильме "Золушка". Написала его не я, но это не делает его менее интересным)

Сказки не возникают из пустоты. Сказки рождаются, живут, взрослеют и увы, умирают. Сказки умирают, так как не остается тех, кто продолжает верить в Эту удивительную волшебную реальность, которая могла бы существовать, где-то там, на гране сна и детской мечты.
Удивительный, наивный, смешной и действительно сказочный фильм «Золушка» вышел в свет в далеком 1947 году.
Фильм был утверждён к производству на заседании худсовета «Ленфильма» 29 мая 1945 года.
Тогда, в послевоенном, голодном Ленинграде, сама идея создания фильма сказки была если не крамольной, то, по крайней мере фантастической. Несмотря на наступившую весну, на Ленфильме было достаточно холодно. По замыслу авторов, фильм «Золушка» должен был быть снят только на цветную пленку. Об этом говорят и цветные эскизы костюмов и декораций работы прекрасного художника Николая Акимова. Однако, из-за очень ограниченного бюджета пришлось снимать на трофейную немецкую черно-белую пленку. За много лет, архивная копия фильма изрядно пострадала, и несколько раз подвергалась полной реставрации: в 1967 году на киностудии «Мосфильм» и в 1981 году на киностудии имени М. Горького. В 2009 году на студии «Ленфильм» и американской студии «Legends Film» (Обработка 120 тысяч кадров заняла больше года, стоимость работ составила свыше миллиона долларов) фильм прошёл полную реставрацию изображения и звука, наконец стал цветным! Премьера цветной сказки состоялась 1 января 2010 года. Но первая премьера фильма состоялась 24 апреля 1947 года.

Дважды проект пытались закрыть, так как идеологическое мышление многих участников "творческого союза" казалось руководителям коммунистического союза Ленфильма крайне сомнительным.
Судите сами:
Режиссер Михаил Шапиро - женат на родственнице Льва Троцкого - Жанне Гаузнер.
Художник Николай Акимов - ученик белоэмигранта Юрия Анненкова.
Композитор Антонио Спадавеккиа - итальянец.
Артисты: Янина Жеймо - полька;
Фаина Раневская только что отстранена партийным решением от съемок в фильме "Иван Грозный", подруга Анны Ахматовой;
Алексей Консовский - из семьи врагов народа, расстреляны отец и брат;
Василий Меркурьев женат на дочери репрессированного Всеволода Мейерхольда.
Сценарист Евгений Шварц - друг репрессированных Николая Заболоцкого и Николая Олейникова. Некоторые недоброжелатели, даже выпустили «боевой листок», в котором открыто намекали, что «Золушку» создают люди с очень сомнительным прошлым.

«А ещё корону надел!»

На роль короля пробовались и Ю. Толубеев, и К. Адашевский — и каждый был по-своему хорош, но лишь в Гарине обнаружилась та мера эксцентрики и задушевности, которая нужна сказке.

«Не плачь. Король-вдовец, мы и тебя пристроим»

Пожалуй, фильм "Золушка" невозможно представить без участия Фаины Раневской. Фаина Раневская во время съёмок очень похудела и, по утверждению режиссеров (И. М. Гиндин, А. Кудрявцева), не соответствовала образу «доморощенного диктатора». Для изменения внешности Раневской пригласили с "Союздетфильма" знаменитого Владимира Георгиевича Яковлева – основателя цеха пластического грима. Фаина Раневская готова была на все – с нее сняли слепок, изготовили накладки на нос и щеки. Однако вследствие отказались от этой затеи – грим отнимал слишком много времени. Тогда Яковлев и Ульянов (главный гример киностудии Ленфильм) предложили более простой метод изменения лица актрисы. Яковлев привез уникальный каучуковый клей собственной разработки, и нос Фаины Раневской подтягивали вверх при помощи тонкой полоски тюля и этого клея. Но этого было недостаточно. И тогда Фаина Раневская запихивала за щеки комочки ваты. Когда её просили не мучить себя, раздражённо отвечала: «Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли».

Так же при помощи Яковлева был создан грим кучера-крысы для актера Василия Сергеева (в титрах не указан).
Впрочем как и не указаны в титрах Михаил Ростовцев и многие другие актеры.

«Почему мне до сих пор не доложили, что ты уже вырос?»

На момент съёмок фильма «Золушка» у Янины Жеймо было было около 38 лет. На её роль пробовалась шестнадцатилетняя балерина, но безуспешно. Янина была старше экранных сестёр и могла сниматься только по вечерам, потому что утром лицо «не такое».

На роль принца был утвержден Алексей Анатольевич Консовский (муж актрисы Веры Алтайской, легендарной Тетушки-Непогодушки), которому тогда исполнилось 34 года.

«Очень вредно не ездить на бал, если ты этого заслуживаешь»

Пожалуй самым сложным, с чем пришлось столкнутся, художнику по костюмам Татьяне Левицкой, это полное отсутствие материала из которого можно было сшить сказочные костюмы для королевского бала.

Съемочная группа приносила из дома все, что хоть как то могло помочь работе. Большую часть костюмов сшили из бархатных и велюровых штор. Но самое сложное, не из чего было создавать костюм самой Золушки и костюм Феи-крестной. Удивительный факт, что после съемок фильма "Весна", Раневская привезла из Праги обрезки шифона и небольшое настенное бра, сотканное из кристалликов чешской бижутерии. Именно из этих обрезков и удалось собрать уникальное платье Золушки, а из элементов бра, вышел волшебный головной убор Феи-крестной.



Но на этом история не кончается.
Во времена перестройки, когда сплошь и рядом закрывались театры, музеи и вообще творился полный хаос, в подвале одного дома, в Петербурге, один мой друг (в то время увлекающийся дигерством) нашел несколько коробок со старыми театральными костюмами. Зная мое увлечение собирательством всего имеющего отношения к кино и театру, он привез одну из коробок мне. Среди отсыревших костюмов, покрытых паутиной и плесенью, я уловил еле знакомые очертания… Что же это? Некогда белое платье почти рвалось по швам, и только с внутренней стороны платья виднелся еле читаемый кусочек ткани пришитый вручную. На нем аккуратным почерком было выведено: "Жеймо". И тут все стало ясно, я вспомнил, где и когда видел эти платья, эти парики и туфельки… ЗОЛУШКА!!!!!
С тех пор прошло очень много времени. Менялся мир вокруг меня, менялись страны и города. Но эта удивительная сказка почти всегда сопровождала меня. Почти год потратила наша студия, чтоб восстановить и отреставрировать этот уникальный костюм, сшитый вручную.

Сказки рождаются, живут… но не умирают! Сказки всегда должны жить, пока есть те, кто верит в Эту удивительную волшебную реальность, которая могла бы существовать, где-то там, на гране сна и детской мечты".

Опубликовано с разрешения автора Anton Valiar. Просьба при перепостах указывать автора.

Кстати, «Золушка» изначально и задумывалась цветным фильмом. Творческий коллектив обратился в вышестоящие инстанции с просьбой предоставить цветную пленку для съемок. Тогда это было очень дорого, и власти не решились раскошелится на цветную сказку. Вместо этого «на цвет» был записан военный парад. Только недавно, не без помощи вездесущих американцев, задумка авторов  воплощена в жизнь и фильм стал цветным.

http://www.kulturologia.ru/blogs/291216/32826/?print=1

http://www.vokrug.tv/person/show/yanina_zheimo/

http://la-gatta-ciara.livejournal.com/352994.html

Картина дня

наверх