На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

Москва. Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы, ч.1

Хочу сразу повиниться и обратить Ваше внимание что эта тема первая часть, но я по ошибке выпустила сначала вторую и пустила ее в рассылку... Потом менять что-то было уже поздно, поэтому ставлю ссылку на вторую часть для освежения:

Москва. Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы,ч.2

Продолжим наше знакомство с Кремлем. Сначала карта, чтоб лучше было видно расположение строений Кремля.

ЦИФРАМИ НА РИСУНКЕ ОБОЗНАЧЕНЫ:

1 Памятник Минину и Пожарскому
2 Лобное место
3. Могила Неизвестного солдата
4. Обелиск
5. Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы
6. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы
7. Церковь Ризоположения (Положения Ризы Божией Матери во Влахерне)
8. Грановитая палата
9. Собор Архангела Михаила (Архангельский собор)
10. Церковь Преподобного Иоанна Лествичника с колокольней Ивана Великого
11. Теремной дворец
12. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на сенях (церковь Святого Лазаря)
13. Верхоспасский собор (Спаса Нерукотворного Образа)
14. Собор Двенадцати апостолов в Патриаршем доме и Патриаршие палаты
15. Потешный дворец
16. Оружейная палата
17. Здание Арсенала
18. Здание Сената
19. Здание Школы Красных командиров имени ВЦИК
20. Большой Кремлёвский Дворец
21. Царь-колокол
22. Царь-пушка
23. Трофейные пушки Государственный Кремлёвский Дворец

Сегодня мы посмотрим историю Патриаршего собора Успения Пресвятой Богородицы. Нужно сказать, что Успенский собор – это старейшее из полностью сохранившихся зданий Московского кремля и Москвы.

Константинополь лежал под турецкой пятой. Неформально, но Москва становилась центром православия и православной культуры. Второй супругой московского государя стала византийская принцесса, племянница последнего византийского императора Софья Палеолог. Венчание состоялось в ноябре 1472 года, приметного еще и тем, что в это время в Московском Кремле началось бурное строительство. Из Византии пришли и вера, и храмовое зодчество — а теперь еще родство с императорским домом и двуглавый орел в качестве герба. Третий Рим — и третья по счету столица страны должна были выглядеть достойной этого имени.

Кому строить главный собор страны?

Собор во времена Ивана Калиты, реконструкция.

Первое каменное здание Успенского собора Московского Кремля было заложено 4 августа 1326 г. первым московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой. По данным раскопок, новый собор — первый каменный храм Москвы — был построен на месте существовашего ранее деревянного храма. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Успенский собор, выстроенный еще в 1327 г. при Иване Калите, обветшал и грозил развалиться. Что делать: мастеров, способных строить грандиозные храмы, на Руси не хватало: учителей увели в Орду, а нынешние мастера могли, как правило, браться только за небольшие домовые церкви. Может быть, потому недолго стояли многие каменные строения, возведенные в XIV веке? В 1472 г. псковские зодчие Кривцов и Мышкин разобрали прежний одноглавый белокаменный храм и принялись возводить стены. Но то ли действительно случившееся в Москве в 1474 г. землетрясение, то ли, как рассудили эксперты, приглашенные также из Пскова, известковый раствор оказался жидковат, но стены собора, еще не схваченные сводами, рухнули. И осторожные псковичи второй раз взяться за дело не рискнули.

Рис. из журнала Живописное обозрение. 1883 год, самый ранний из найденного

Софья, прибывшая в Москву с большой свитой, включая дипломатов, ученых, писателей, богословов и даже архитектора, вошедшего в русскую историю под именем Антона Фрязина, уговорила мужа пригласить в страну итальянских архитекторов, из когорты тех, кто прославил эпоху Возрождения. Правда, к европейским мастерам в стране относились настороженно: истоки вдохновения они черпали в античности, которую в православной Руси считали выражением языческой культуры древних Греции и Рима. Основным материальным ресурсом европейского Ренессанса стали доходы бурно растущих, не зависимых от феодалов городов, купечества — развивавшего торговые связи, которым претят границы с таможнями и менялами, разбогатевших вельмож и Ватикана.Изображение 1883 года и Рис. из журнала Живописное обозрение. 1883

Объединение же Руси происходило не на экономической, а на политической почве, в ходе борьбы за независимость от Орды. XIV век дал стране имена Алексия Московского, Сергия Радонежского, Саввы Сторожевского, Стефана Пермского, вместе с которыми вспоминают Феофана Грека, Даниила Черного и Андрея Рублева. К подвигу и самоотверженности таких людей обращался русский человек, ища для себя и нравственную опору, и пример для подражания. К небу возносились новые, хоть и небольшие соборы, расписанные фресками, зовущими к духовному возрождению, дающими свет надежды.Изображение 1896 года

Наступившую за ними эпоху порой называют Русским Предвозрождением. Мастеровые русичи всегда с интересом перенимали умение заморских архитекторов и иконописцев, умело привнося в них нечто свое, и традиционное, и неповторимое. А приглашенные строить иностранцы, зорко опекаемые священноначалием, стремились прежде всего следовать русской православной традиции, идущей от времен Владимира Красное Солнышко, Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского.1900 год

В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 г. до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-1479) здание, и поныне украшающее Московский Кремль.Слева - фото от 1912 года, справа - год не известен

Выбор великокняжеского посланца пал на известного итальянского зодчего Аристотеля Ридольфо Фиораванти. И тот, прибыв в Москву с сыном и слугой, немедленно приступил к демонтажу развалившегося собора.1900 год

Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.

Тернистый путь итальянского гения

Талантливый архитектор родился в 1415 г. Дед, дядя и отец Аристотеля тоже были зодчими. Их артели успешно строили храмы и дворцы в Болонье. Набравшись опыта в семейном деле, двадцатилетний Аристотель, изучивший вместе с зодчеством и инженерную науку, стал отливать колокола, а заодно и разработал приспособление, позволившие поднимать их на высокую башню. В 1425 г. он сумел за несколько дней передвинуть на 15 метров колокольню церкви Санта Мария Маджоре, чем привел в восхищение отцов города, даровавших ему большие привилегии.

Аристотель продолжал развивать успех в передвижке зданий, пока однажды не рухнула перемещенная им на новое место колокольня в Венеции. Были жертвы, и мастер поспешил ретироваться. Он строил Пармский канал, мосты через Дунай, работал в Милане у герцога Сфорца, а потом вернулся в Болонью, где неожиданно был обвинен в чеканке фальшивой монеты. Судя по всему, разносторонне одаренный Фиораванти действительно интересовался монетным делом, и умение свое применил уже при дворе московского государя. Мастеру удалось оправдаться, но привилегий его лишили, и он оказался подобным витязю на распутье — а было ему уже шестьдесят лет. Встреча с русским дьяком Семеном Толбузиным была как нельзя кстати, и контракт подписали.

Удивленные москвичи с интересом наблюдали, как при помощи специально изготовленных таранов рабочие под руководством Аристотеля быстро разбирают остатки стен, как сам мастер, вооружившись циркулем и линейкой («кружалом и правилом»), делает необходимые измерения. Зодчий изучил храмы Владимиро-Суздальской Руси, прежде всего — Успенский собор, где торжественно венчались на великое княжение русские правители. Строительство главного московского храма продолжалось четыре года, и в 1479 г. завершилось.

В августе 1479 г. митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя Петра, находившиеся во время строительства в церкви святого Иоанна Богослова, были перенесены в собор.

Успенский собор в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра

Памятуя неудачу в Венеции, Фиораванти устроил мощный фундамент, забив в котловане на глубине 4,5 м дубовые сваи. Для строительства использовались мячковский белый камень и кирпич, производство которого Аристотель организовал неподалеку от Андрониковского монастыря, причем все кирпичи имели одинаковый размер. Из них выкладывались барабаны, столпы, а также — в один кирпич! — своды собора, что позволило снизить нагрузку на несущие элементы. Благодаря уменьшенной толщине столпов внутреннее пространство увеличилось. Стены же выкладывались в т.н. полубутовой технике, на Руси уже известной: когда пространство между двумя рядами белого камня заполняется обломками кирпича или того же известняка на растворе.Третий Рим. Строительное приключение итальянцев в РоссииИз шести столпов собора четыре — круглые в сечении, а два, перед алтарем, теперь скрытые иконостасом, квадратные, и все расписаны фресками с изображением святых. Сплошная роспись покрывает стены и своды собора — над восточной, алтарной стеной трудились Дионисий с учениками. Все пять барабанов — световые, и увенчаны золотыми шлемовидными главами. Сами барабаны достаточно массивны, но устройство дополнительных арок передает нагрузку от них на весь четверик, при этом надежно связывая стены. Лопатки-пилястры традиционно делят прясла на три части, в верху которых устроены щелевидные окна, дающие дополнительный свет внутреннему помещению. Из пяти апсид, недалеко выступающих за контур восточной стены, центральная заметно крупнее, центральный барабан шире остальных, что внешне делает собор похожим на крестово-купольный храм, но это не так: изнутри видно, что все внутреннее пространство перекрыто одинаковыми по размеру крестовыми сводами, расположенными на одной высоте.Позакомарная кровля далеко выдается вперед, защищая белый камень и фрески центральных прясел от излишней влаги. Поверхность апсид также членится полукруглыми пилонами и прорезана высокими щелевидными окнами и окошками в ширинках. По высоте апсиды поднимаются на две трети стены и имеют собственное покрытие, над которым устроены три люнета с композициями, посвященными Богородице, Троице и Софии Премудрости Божьей. Храм снаружи украшают полихромные перспективные порталы с арочным завершением и высокий аркатурно-колончатый пояс, разделяющий стены немного ниже средней линии. Белокаменные блоки соединялись железными скрепами, а для подъема их на высоту Аристотель разработал особые механизмы. В расчете всех основных параметров здания использован единый модуль — П. Н. Максимов и В. И. Федоров, признанные знатоки древнерусской архитектуры определили его как сторону квадрата, образованного осями столпов: высота столпа равна двум высотам квадрата, расстояние от пола до верха центрального барабана — четырем.Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 годы. В росписи собора активное участие принимал иконописец Дионисий. Через сто лет собор расписали заново, однако частично были сохранены фрагменты старой росписи. В 1642-1643 гг. собор был расписан заново группой из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым, но также сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля. Иконостас создан в 1653 г. по заказу Патриарха Никона. Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.В центре собора — люстра-паникадило (по рис. мастера Гедлунга), весом 20 пудов. Изготовлена из серебра, награбленного наполеоновскими войсками в 1812 и отбитого у них казаками (прежняя, весом 60 пудов, похищена теми же войсками).Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV в.); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.Предназначался собор для торжественных церемоний: «посажения на стол» Великого кн. московского, затем с XVI в. — венчания на царство царей, коронования русских императоров (последний раз в 1896 — Николая II). Стал кафедрой московских митрополитов и Патриархов. Здесь происходила их интронизация (торжественное возведение на кафедру, последний раз в 1918 — Патриарха Тихона) и погребение (последним погребен в 1700 Патриарх Адриан).

Успенский собор, будучи кафедральным, с самого начала играл видную роль в идейно-политической жизни Москвы и всего Российского государства. Уже вскоре после его постройки он стал местом коронации русских государей.Памятная доска на стене Успенского собора сообщает, что здесь венчались на царство цари (первым — Иван Грозный), оглашались указы, отмечались воинские победы. Три придела посвящены Дмитрию Солунскому, апостолам Петру и Павлу, а также празднику Похвалы Богородицы. Собор стал усыпальницей русских митрополитов и патриархов. В приделе Дмитрия Солунского упокоился прах московского князя Юрия Даниловича, зарубленного в Орде в отместку за отца тверским князем Дмитрием Грозные очи. Борьба князей за Великий стол приобретала часто страшные очертания… Среди святынь в нем находилась привезенная в Москву в 1395 г. Владимирская икона Богоматери, по преданию, защитившая тогда Русь от завоевания Тамерланом, три Корсунских креста, суздальские Святые врата, выполненные в технике огненного золочения, древние священные сосуды. В 1812 г. отступающие французы, превратившие храм на короткое время оккупации в конюшню, вывезли из него около 5000 тонн серебра и 300 кг золота, которые русские все же отбили.Часть иконостаса Успенского собора в Кремле.

Что касается архитектора, то закончив труды, Аристотель собрался было домой. Но Великий князь и не думал отпускать мастера, между делом наладившего в Москве не только изготовление печатей и монет, но и пушечное производство. Архитектор хотел бежать, но его поймали и на какое-то время засадили в темницу. Но ненадолго. Иван III назначил Фиораванти начальником артиллерии, и тот принимал участие в походе на Новгород, в ходе которого навел через реку Волхов первый в нашей истории понтонный мост. Пушки Аристотеля палили по стенам Казани и Твери. Из последнего похода мастер, видимо, не вернулся, и, хотя точной даты его кончины мы не знаем, принято считать, что свой земной путь он завершил не позднее 1486 г.С 1326 г., когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 г. собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора.

http://rcmm.ru/arhitektura-i-proektirovanie/43134-tretiy-rim...

http://www.patriarchia.ru/db/text/136651.html

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow&page=11...

http://www.russiancity.ru/text/mos01.htm

https://svistanet.com/arxitektura/uspenskij-sobor-gorod-mosk...

Картина дня

наверх