На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    А вот если бы вы ссылки еще в конце делали на 1, 2, 3 и т.д. часть было бы здорово...Страницы нашей ис...
  • Светлана Митленко
    Тыкать будете своей жене. И я Светлана, а не Светлан. Я же не обращаюсь к вам, как к Александре. Или с русским напряж..."Амбрелла" - смер...
  • александр муравьев
    Я сейчас уже ничему не удивлюсь. А под эту марку можно освободить кого угодно. Где ты видел чтобы у нас закон работал..."Амбрелла" - смер...

Портреты братьев наших меньших в мировой живописи

«Марко на накрытом для завтрака столе королевы». (1893 г.) Автор: Чарльз Бартон Барбер.

С доисторических времен собака была ближайшим к человеку животным – помощником, верным его спутником. Она прошла с ним все этапы его развития и до сих пор является самым близким четвероногим другом для многих из нас. Поэтому образ собаки тысячелетиями вдохновлял художников в их творчестве. И вряд ли кто возразит чешскому писателю-философу Иржи Мареку, который утверждал, что «жизнь собаки – составная часть истории человечества» и, что «нельзя написать историю человечества без истории собаки».

Роль собаки в истории развития человечества и в истории живописи в разные эпохи

Бог загробного мира Анубис с собачьей головой.

Изображения собак встречались еще в наскальных рисунках первобытных людей, а это было около 4500 лет до нашей эры. И что примечательно, изображались первые собаки весьма схематично и лишь отдаленно напоминали образы современных собак. Лишь в живописи Древнего Египта у изображаемых на­чинают появляться знакомые черты. В то время образ собаки в живописи носил сакральный смысл – с собачьей головой изображался бог загробного мира Анубис.
Античная вазопись.
В Римской империи роль собаки заключалась в охране жилища. Став домашним животным, собака стерегла иму­щество и помогала на охоте, всегда была готова исполнить любое прика­зание своего хозяина, верная и всецело ему преданная. Изображали собак в своем большинстве могучими, грозными псами, которые и близко не подпу­скали к дому чужаков.
Позже, вплоть до самого Средневековья, собаки исчезли с полотен художников.Такое отношение к ним было обусловлено сложившимся в обществе мнением о собаках как существах злобных, агрессивных и вечно голодных, пожирающих различную падаль.
«Охотники на снегу». Питер Брейгель.

И что уж говорить о мусульманах, у которых собака считалась нечистым животным, олицетворяющим силы зла и смерти. В странах Азии к собаке относились и до сих пор относятся своеобразно: то почитают, то презирают, то считают божеством, то... кулинарным блюдом.
Но как бы там ни было в средние века отношение к собаке кардинально поменялось. Четвероногий друг вновь появился на кар­тинах и гравюрах, правда, чаше всего в сво­ре. Живописцы изображали сцены охоты королей в сопровождении несколь­ких псов, хоть на самом деле числен­ность королевских стай порой доходила до 1000 особей.
«Охота на оленя». Автор: Paul de Vos Staghunt.

И невзирая на то, что живопись была реалистична, не всегда можно было распознать породу собаки, которая изображалась. Хотя каждый тип собак имел свое предназначение. Так, к примеру, гончие использова­лись лишь для нахождения и преследова­ния зверя. Легавые участвовали в соколиной охоте, а до изобре­тения огнестрельного оружия их использо­вали для охоты с сетью.
«После охоты». Автор: John Sargent Noble«Натюрморт с собакой и битой дичью у розового куста». Автор: Депорт Франсуа.

В эпоху Возрождения в живописи собака уже представлена другом чело­века и его компаньоном. На полотнах появляются небольшие левретки и прочие карликовые собаки, ластящиеся к своим хозяйкам, развлекающие их, сидящие у ног или на коленях, благосклонно принимающие от хозяина проявления нежности и любви.
«Дети короля Карла I.» Автор: Антон Ван Дейк.

Пик популярности собак во времена Ренессанса зашкаливал. Каких их только не изображали на картинах 16 века: от крошечных живых игрушек и изящных левреток до псов внушительных размеров. Собака и человек очень сблизились. И типичной была сцена того времени: уст­роившись в ногах собравшихся за столом гостей, собака поедает объедки с празднично­го стола.«Подмастерье». Автор: Alfred William Strutt.

Отныне к собакам относятся как к настоящим товарищам, и живописцы всех стран пишут с них портреты. Особенно трогательны и интересны работы выполненные с маленькими детишками.
«Друзья». Автор: Жан-Батист Грёз.

К концу 17 столетия, количество пород основательно возрастает, особенно маленьких размеров, так как интерес к охотничьим собакам немного поугас. В особенном почете стали спаниели, полюбившиеся сильным мира сего. С течением времени любовь к собакам достигла такой силы, что им уже посвящали отдельные полотна. А некоторые художники и вовсе начали специализироваться на изображении животных, став анималистами.
Автор: Брайтон Ривьера.

Впечатляет реалистичность изображения собак с точки зрения анатомии и выразительности: присущие каждой породе позы и мимика достоверно взяты с натуры. Иногда картины были специально созданы для увековечения памяти животного. Как правило, это были любимцы монархов и состоятельных людей.
«Охотничьи собаки»

В 19-20 веках королевские стаи крупных охотничьих собак на художественных полотнах уступают место в основном животным-компаньонам, а также пастушьим и сторожевым собакам. Манера изображения четвероногих любимцев склоняется к сен­тиментальности. «Офицер с собакой». Автор: Бунин Наркиз Николаевич.

Однако свое творчество посвящали собакам не только мастера кисти, а поэты и писатели. Им посвящено множество чудесных поэтических строк, которые в полной мере отражают их сущность и значимость для человека.

Приходишь вечером домой — разбит, уставший и голодный.
Переступаешь свой порог, ногой нащупав пол холодный.
Нет настроения, нет сил, бросаешь сумки обречённо —
И вдруг, как вихрь, под ноги ком несётся и моргает сонно.


«Утешитель». Автор: Брайтон Ривьера

Два уголька горят от счастья, и хвост мелькает, как стрела.
И забываешь про ненастье, про все заботы и дела.
Протянешь руку — и прижмётся холодный, мокрый нос к руке,
И сердце радостно забьётся, и кровь пульсирует в виске!

«Преданность». Автор: Briton Riviere.

Как хорошо, что есть на свете такие верные друзья.
Они наивные, как дети, их обижать никак нельзя.
Ведь им претят людские страсти, предательство и суета.
Им не нужна погоня к власти, и жажда денег им чужда.

«По секрету». Автор: John George Brown.

Уж если любят — без корысти, уж если служат — от души.
Большие доги и мастифы, ротвейлеры и малыши —
Все, независимо от роста, от возраста и от пород —
Наверно, скажем очень просто, что это весь собачий род.
И, может, всё же прав поэт? Не верится, что это враки —
Чем ближе узнаёшь людей, тем больше нравятся собаки…«Специальный адвокат». (1893 г.). Автор: Charles Burton Barber.«Маленькие шпионы». Автор: Briton Riviere.«Малыши». Автор: Robert Dawson«Принудительное образование». Автор: Briton Riviere.«В мастерской художника». Автор: Константин Маковский.«Спасенная». Автор: Эдвин Ландсир.Автор: Чарльз Бартон Барбер.«Спокойной ночи!» Автор: Артур Элсли.«Вечерний чай». Автор: Артур Элсли.«По пути из школы». Автор: Чарльз Бартон Барбер.«Борзая». Автор: Чарльз Бартон БарберАвтор: Чарльз Бартон Барбер и еще его четыре картины.


«Друг человека». Автор: И.Е. Репин.

Картина дня

наверх