На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 172 подписчика

Свежие комментарии

Великие истории любви. Дом на одну ночь

Есть в Тбилиси дворец на улице Каргаретели. Фото из архива Музея театра, музыки, кино и хореографии.

Вам когда-нибудь делали непристойное предложение? Положа руку на сердце, совсем-совсем честно? Только вот без высокой морали – ах, да о чем вы таком говорите, да как вы такое себе позволяете… Да, я о той самой непристойности, из которой и состоит сюжетная линия художественного фильма с Деми Мур и Робертом Редфордом, где герой предлагает миллион за ночь с женщиной, на которую он "запал". Вы же, как минимум, задумаетесь. Ну, а как максимум… зависит, наверное, от количества внутренней свободы и той самой планки, которую каждый сам себе ставит. Не стоит сетовать на времена, говоря о том, что люди стали расчётливее и стремятся купить любовь за деньги. Люди не меняются. Они все так же очертя голову пускаются в любовные приключения, совершают безумства во имя большого чувства, подвиги и не устают искать счастья. Для пущей убедительности я расскажу вам историю, по сравнению с которой упомянутый фильм покажется лишь его бледной копией. 

На небольшой улочке Каргаретели, расположенной в окрестностях проспекта Давида Агмашенебели, стоит «Дворец одной ночи».  Мимо него невозможно пройти равнодушно: зажатый со всех сторон скучноватыми современными двухэтажными домиками, дворец бросается в глаза элегантным изяществом. С этим зданием связана весьма необычная лав стори, которая могла бы послужить сюжетом для создания замечательного фильма. Судите сами. 

Это чудесное здание было построено более ста лет назад по приказу Принца Константина Петровича Ольденбургский (1850-1906), правнука императора Павла. Принц был натурой деловой, но вместе с тем и  романтичной. Осуществляя в масштабах всей империи свои бизнес-проекты, он повсюду строил восхитительные мини-дворцы. И с удовольствием туда время от времени наезжал.  Построил очередную резиденцию в Гагре  - при советской власти превратившуюся в санаторий «Чайка».

Судьбы представителей российской ветви Ольденбургского герцогского дома неоднократно привлекали внимание как русских, так и немецких историков. В российской историографии наиболее крупным исследованием, специально посвященным этой теме, является монография А.А.Папкова, вышедшая в 1885 году отдельной книгой, в германской - труд Рихарда Танцена, напечатанный в 1959-1960 годах в двух томах "Ольденбургского ежегодника".

Принц Петр Георгиевич Ольденбургский - был одним из выдающихся представителей высшей российской аристократии. По матери он приходился двоюродным братом императору Александру II, по отцу - двоюродным братом Великому герцогу Николаю Фридриху Петеру, почти полвека (с 1853 по 1900 год) правившему Ольденбургом. Он прославился, прежде всего, на почве государственной благотворительности, здравоохранения и народного просвещения. В 1889 году перед зданием Мариинской больницы на Литейном проспекте в Петербурге Петру Ольденбургскому был воздвигнут памятник с надписью "Просвещенному благотворителю", а в 1912 году, в связи со столетием со дня его рождения часть набережной реки Фонтанки в Петербурге была названа Набережной принца Петра Ольденбургского.

Мать - Терезия Вильгельмина (1815-1871) была дочерью великого герцога фон Нассау. Она постоянно помогала мужу в его благотворительной деятельности. В семье Петра Георгиевича и Терезии Ольденбургских было 8 детей - 4 сына и 4 дочери. Несмотря на свою принадлежность к высшей российской аристократии, принц Петр Георгиевич и его жена сохраняли лютеранское вероисповедание и детей своих крестили по лютеранскому обряду. При крещении каждый из детей получил по три немецких имени, но вне семейного круга их называли по имени и отчеству, как это принято в России. Константин был самым младшим из четырех братьев в семье. Вкратце о братьях.

Старший Николай (Nikolaus Friedrich August, 1840-1886) в 21 год в чине полковника командовал лейб-гвардии конно-пионерским эскадроном, а год спустя получил придворное звание флигель-адъютанта и был назначен командиром Изюмского гусарского Наследного принца Прусского полка. Перед ним открывалась блестящая военная карьера. Однако весной 1863 г. 23-летний полковник принц Николай Петрович Ольденбургский совершил неожиданный поступок, вызвавший серьезные последствия не только для него самого, но и для всего Ольденбургского дома.
Он вступил в брак с нетитулованной дворянкой 18-летней Марией Ильиничной Булацель. Этот неравный брак, заключенный вопреки воле родителей, был признан морганатическим. Николай Петрович утратил права на родительское наследство. Его дети были лишены права именоваться принцами Ольденбургскими. Все же Великий герцог Ольденбургский отнесся к этому событию менее сурово, чем Российский император. Он пожаловал Марии Булацель графское достоинство, и дочери от этого брака именовались впоследствии графинями Остернбургскими.
В январе 1868 г. второй сын Александр женился на дочери герцога Максимилиана Лейхтенбергского и великой княжны Марии Николаевны (дочери императора Николая I) - Евгении (1845-1925), крещеной по православному обряду. В ноябре родился их единственный сын Петр (Peter Friedrich Georg, 1868-1924). О них будет отдельная история.
Третий из братьев, Георгий, скончался в 1871 году.
В 1882 году младший брат Александра генерал Константин Петрович Ольденбургский (1850-1906), служивший на Кавказе, в точности повторил опрометчивый поступок их старшего брата Николая Петровича: женился морганатическим браком на Агрипине Константиновне, урожденной Джапаридзе, бывшей в первом браке за грузинским князем Тариелом Дадиани. 
Принц Константин Петрович Ольденбургский, в 1880-х годах в чине флигель-адъютанта служил на Кавказе, в Имеретии, где был расквартирован его полк. Он также проявил себя человеком, заинтересованным в развитии края с несомненной пользой как для этих мест, так и для себя. В 1876 году француз Шотье устроил в Кутаиси подвал для разлива шампанского. В 1884 г. подвал приобрел принц Ольденбургский, который расширил производство шампанского и пригласил для его улучшения мастеров по виноделию из Франции. Принц владел также рудниками. В 1881 году в Грузии находился известный придворный живописец, венгр Михай Зичи (1827-1906) , который часто бывал у своей приятельницы, Варвары Георгиевны Бараташвили, урожденной княжны Чолокашвили, которую все знали как Бабале. В ее доме в Тифлисе на Реутовской улице, 9, собирались поэты, художники, писатели. Княгиня увлекалась творчеством Шота Руставели, помогала собирать деньги на памятник поэту, на переводы «Витязя в тигровой шкуре». Иллюстрации к "Витязю" Михая Зичи

Говорят, что именно ей пришло в голову мысль устроить постановку живых картин, иллюстрирующих «Витязя». Она попросила Михая Зичи сделать эскизы к этим постановкам. Михай Зичи писал потом своему брату: «Бабале Баратова обратилась с просьбой поставить живые картины из старинного уникального грузинского творения Шота Руставели «Витязя в тигровой шкуре». Постановка прошла с огромным успехом, аплодисментам не было конца». Надо отметить, что иллюстрации Зичи к поэме Руставели снискали огромную популярность в грузинском обществе и даже использовались в качестве образцов при росписи парадных подъездов в Тбилиси. Княгиню Аграфину Дадиани, супругу Тариела Дадиани – известного  кутилы и картежника,  он увидел впервые в известном Тифлисском салоне Варвары (Бабале) Бараташвили. Она представляла царицу Тамару в «живой картине» художника Михая Зичи,  тоже пербывающего тогда в Грузии. Его высочество  совершенно потерял голову. Недолго думая, сиятельный гость предложил Дадиани баснословную сумму за право провести ночь с его прелестной женой. И, представьте, тот согласился! Одни говорили, что принц помог ему расплатиться с долгами, другие – что он проиграл жену в карты.  Вряд ли наши герои предполагали, что непристойное предложение породит жизнь полную любви. Закипели такие страсти, что и не снились героям Роберта Редфорда и Деми Мур!Принц Ольденбургский. Фото из архива Музея театра, музыки, кино и хореографии.

Аграфена ( Агриппина) Джапаридзе. 26-летняя очаровательная жена князя Тариела Александровича Дадиани, Агриппина или Аграфена, урожденная княжна Джапаридзе, была второй женой князя, первая его жена, Софья Левановна урожденная Шервашидзе, умерла, и князь женился на 14-летней Аграфене, будучи старше нее на 20 лет. К моменту судьбоносной встречи с принцем, у Аграфены и Тариэла было двое детей. Во время постановки живых картин и случается короткое замыкание, красиво именуемое любовью. Красавица Аграфена выходит на сцену, и присутствовавший на постановке принц Константин Ольденбургский влюбляется окончательно и бесповоротно. Говорят, Аграфена выставила Его высочеству свои условия: о чем вы там договорились с мужем – меня не касается! Хотите, чтоб я стала вашей? Так подарите мне дворец – достойную обитель для ночи любви. Княгиня тянула время, надеясь отвязаться от поклонника. Но принц колебался недолго, и вскоре заказал проект дворца известному архитектору  Паулю Штерну. По распоряжению принца, вокруг дворца разбили обширный парк. Тут же разместилась конюшня и хозяйственные помещения. На сооружение всего комплекса понадобилось немалое время – больше года. Принято считать, что гордая красавица выдержала характер и не уступила домоганиям принца, который, в результате, сумел разглядеть и оценить не только красоту, но и духовные достойнства Аграфины. К концу строительства принц уже был влюблен окончательно, бесповоротно и взаимно. Когда дворец был закончен, долгожданная ночь стала не удовлетворением каприза богача, а венцом глубокой любви.

А по легенде, принц попадает за игральный стол с Тариэлом Дадиани — мужем женщины, в которую отчаянно влюблён. Грузинский князь был известным игроком, погрязшим в долгах. Дадиани понимает, что отыграться ему не удастся, и в сердцах говорит: "Я не смогу отдать вам долг, даже если заложу весь Тифлис". На что герцог отвечает: " Мне не нужен весь Тифлис, мне нужна только ваша жена". По другой версии, принц Ольденбургский предложил один миллион золотых за ночь с его женой. Впрочем, в обоих случаях в исторических источниках говорится о том, что князь соблазнился деньгами и отдал жену. Правда, нынешние потомки князя Дадиани настаивают на другой версии. Они утверждают, что их предок не продавал жены и не совершал безнравственных поступков, а Аграфена ушла от него сама.

Княгиня Дадиани. Фото из архива Музея театра, музыки, кино и хореографии.Княгиня Дадиани. Фото из архива Музея театра, музыки, кино и хореографии.

Не желая видеть любимую  женщину в двусмысленном положении, Его высочество решил на ней жениться. Адвокаты быстренько организовали бракоразводный процесс. который произошел очень быстро и в октябре 1882 года Аграфена вышла замуж за принца Ольденбургского, но так как брак был морганатическим, то великий герцог Ольденбургский даровал ей и всему ее потомству от принца Ольденбургского титул графов Зарнекау, по названию местности в Голштинии, владельцами которой они становились. И все ее дети были родственниками императорской семьи, так как сам принц Ольденбургский был правнуком императора Павла.

В воспоминаниях видного российского государственного деятеля Сергея Юльевича Витте есть ироничная запись о  «принце, женившемся на имеретинке». Витте имел в виду нашумевший брак  Константина Петровича Ольденбургского на бывшей княгине Дадиани, очаровательной Аграфине. Свадьба была роскошной и многолюдной. Ввиду положения жениха брак мог быть только  морганатическим. Компенсируя этот факт, великий герцог Ольденбургский даровал Агриппине (так ее теперь называли!)  и всему ее потомству титул графов Зарнекау.
Герб дома ОльденбургскихГерб дома Ольденбургских и графов Зарнекау, расположенный на дорце

Жили они в Кутаиси, где у принца был дворец, и где родились все их шестеро детей. В 1883 году на свет появилась Александра, в 1884 году Екатерина, в 1885 году Николай, в 1887 и 1889 – Алексей и Петр, и младшая Нина в 1892 году. Судьба каждого из них достойна отдельного повествования. Прошло время, отгремели орудия двух войн, сменились поколения, а чудесный «Дворец одной ночи»  так и  стоит на тихой улице Каргаретели,  храня память о большой любви заморского принца и грузинской княгини. Аграфена Джапаридзе
Безрассудным браком  сиятельной персоны был недоволен  сам император. Страшней монаршего неодобрения могли быть только светские пересуды. Что творилось в Кутаиси!  Город кипел от слухов и лопался от зависти. В лучших городских салонах, говорят, распевали  под гитару сочиненные экспромтом куплеты: «Аграфину муж вразнос продал, принцу преподнес...»  Принца, однако же, мало трогало высочайшее мнение и светские кривотолки. 

Cразу после свадьбы чета поселилась в Кутаиси. Принц обожал свою красавицу жену и устрайвал в ее честь многолюдные приемы. Они также много путешествовали. После смерти императора Александра III супруги перебрались в Петербург.После смерти императора Александра III Ольденбургские-Зарнекау перебираются в Петербург, но связи с Тифлисом не теряют, наоборот, в 1895 году заканчивается строительство дворца в Тифлисе, начинается период его устройства, в котором принимают участие их многочисленные родственники. В 1903 году в Петербурге состоялся знаменитый костюмированный бал, посвященный 300-летию династии Романовых, в котором среди приглашенных были и супруги Ольденбургские-Зарнекау.Принц Ольденбургский и графиня Зарнекау на памятном балу.

Супруги жили вместе счастливо, но не очень долго. После революции 1905 года принц вернулся на родину. Несмотря на просьбы мужа, Аграфина не последовала за ним. Константин увез с собой четверых детей. 5 марта 1906 года в Ницце принц Константин Петрович Ольденбургский скоропостижно умирает. Тело его перевозят в Россию и хоронят в Троицко-Сергеевой пустыни под Петербургом. На похоронах присутствует император Николай II и весь свет. Агриппина осталась одна и полностью  посвятила себя детям.  Вот как сложилась их судьба. С матерью остались Алексей (1887 года рождения), убитый в 1918 году большевиками, и Нино (1892 года рождения). Ни у Алексея, ни у Нино детей не было. Меньше всего известно о дочери Ольденбургского, Нине. Ее судьба в лаконичных строчках «умерла в 1922 году в Кисловодске». Известно, что она жила в санатории для нервных больных. И там же, в Кисловодске, умерла в 1927 году (по другим сведениям в 1929 году) Агриппина фон Зарнекау, в возрасте 72 лет. Можно полагать, что она оставалась рядом с больной дочерью и не могла ее оставить и уехать в эмиграцию.

Но по легендам говорят, большевики ворвались во дворец, учинили там погром и расправились с хозяйкой: по одной версии Аграфина была задушена, по другой - повешена.
По утверждению старожилов улицы Каргаретели, в последние годы жизни у графини, потерявшей мужа и детей,  развилось психическое  заболевание. К сожалению, никто не помнит, где она похоронена.
Однако, как свидетельствуют сотрудники музея, душа Аграфины все еще обитает во дворце.

Директор музея Георгий Каландия рассказывает, что это единственное здание на Южном Кавказе, построенное в стиле исламской готики, – шедевр грузинской светской архитектуры: "Рассказывают, что когда дворец открылся, был торжественный бал. Все были в масках. Когда люди зашли, мужчины подняли полы брюк, а женщины приподняли платья. Думали, что зашли в воду. Этот эффект создавался, благодаря венецианскому стеклу, которое было на полу вместо паркета. А освещение создавало эффект воды".В советский период одиноко стоящее здание стало, как это было принято называть, народным достоянием. Богатство и ценности семьи принца Ольденбургского быстро исчезли. Недолгое время тут проживал Андрия Дадиани, никакого отношения  не имеющий к первому мужу Аграфины. А в тридцатых годах советская власть открыла в здании дворца интернат для глухонемых детей. Инициатива принадлежала Лаврентию Берия, у которого была глухонемая сестра. В исторической части дворца изменили внутреннюю планировку – соорудили перегородки. А снаружи пристроили продолговатое продолжение фасада выдержанное в том же стиле. За десятилетия город разросся. Теперь нет и следа от того прекрасного парка, дворец оказался на узкой улице, окруженный  зданиями, построенными значительно позднее. После упразднения интерната для глухонемых во дворце открыли центр эстетического воспитания, который просуществовал вплоть до открытия в нем в 1989 году Государственного музея театра, музыки, кино и хореографии. Реставрация дворца Зарнекау, который находился в плачевном состоянии, началась гораздо позже, после прихода в музей нового директора Георгия Каландия в 2009 году, и длилась четыре года. Перед отреставрированным Залом лилий можно посмотреть на фотографии до ремонта: обвалившиеся стены, разобранный пол. А восстанавливать комнаты стали лишь благодаря небольшим уцелевшим фрагментам. Зеленоватые стены с орнаментом, светло-зеленые занавеси – именно так выглядит сегодня, как и во времена принца Ольденбургского, Зал лилий. Говорят, что в эту комнату каждое утро приносили свежие лилии. В этом здании сложно понять, где заканчивается история дворца и начинается музей. В музее выставлены экспонаты, отражающие все этапы истории  грузинского театра, музыки, кино и хореографии. Дирекция пытается найти те вещи, которые когда-то были в этом здании, или хотя бы отыскать предметы того периода. Например, в Зале лилий стоит мебель, которая многие годы окружала Якоба Гогебашвили. Здесь же и лампа, под светом которой он написал одну из самых значительных для своего народа книг – "Деда эна" ("Родной язык"). Гордостью музея можно считать и костюмы светских лиц. Например, здесь есть копия одеяния царицы Тамары в стиле византийских императриц. Или оригинал шитого золотой нитью платья сестры грузинского полководца Георгия Саакадзе – царицы Теклэ Саакадзе. Тут же писк моды XIX века – пышное черное платье отделанное пухом. Многие музейные экспонаты – это дорогостоящие подарки потомков выдающихся людей. Такие пожертвования делают не только местные жители, но и иностранцы. Руководитель выставочных программ Лело Чичинадзе говорит, что свои работы, а также фотоколлекцию своей семьи музею пожертвовала и последний потомок Карла Фаберже – Татьяна.Дворец после реставрации.

Именно с любовью связаны все легенды этого замка. Например, легенда о подземном коридоре, который, якобы, связывал этот дом со зданием напротив. Там жила красавица Цицишвили, в которую был влюблен один из проживающих во Дворце принцев. Георгий Каландия вспоминает рассказ о том, что тот построил этот коридор, чтобы встречаться с возлюбленной:

"Я не знаю, насколько это правда, но когда мы проводили реконструкцию дворца, реставраторы рыли землю вглубь на шесть метров, там нашли большой кирпичный коридор"...

Директор музея говорит, что склонен верить легендам – часто они подтверждаются. Как, например, легенда о потайной комнате, в которой еще до свадьбы встречались Аграфена и принц Ольденбургский. Однако эта комната была на самом деле обнаружена во дворце совершенно случайно.

Картина дня

наверх