На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Любимые Светланой совушки:Обнимашки
  • Yvan
    Обнимашки
  • Yvan
    Обнимашки

История одной песни. Ах ты, степь широкая...

Иногда у меня приходит такое настроение, что я могу в течение часа и больше слушать разное исполнение той или иной народной песни. Вот и сегодня со мной такое случилось. Слушала песню и решила о ней рассказать, о народной песне "Ах ты, степь широкая".

Одним из величайших произведений русского народного творчества является текст песни «Ах, ты, степь широкая» (еще иногда ее называют "Ой ты, степь широкая"). И не важно, что при исполнении кто-то в песенных строках «речного бурлака» заменяет на «донского казака», а «Волгу-матушку» на что-то другое. Важно то, что любой текстовый вариант этого русского шедевра всегда исполняется как сокровенная молитва. Поэтому, невозможно быть русским человеком и не знать эти, созданные своим народом, великие песни.

Цитаты о русской народной песне и музыке:

М.И. Глинка:

«Создаёт музыку народ, мы же, композиторы, только аранжируем её».

Б. В. Асафьев:

« Так как народная песня всегда была душой русской музыки, то для нас теперь неразрывно спаянная с ней напевная и задушевная музыка Глинки звучит одинаково, как родное былое и вместе с тем настоящее… Поэтому Глинка, как и народное песенное творчество, - поистине живой родник всей русской музыки».

А. Н. Серов:

«Музыка - это язык души; это область чувств и настроений; это - в звуках выраженная жизнь души. В. В. Стасов: «Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас. Это дало особый склад и физиономию русской музыке и призвало её к своим особенным задачам…

Песня - душа народа. Песня - это верный и вечный, живой и чуткий спутник человека.

В каких бы условиях ни находились люди, в песне они всегда свободны и искренни. Помимо воли людей песни выражают их характеры и настроения, вкусы и жизненные ценности, темперамент и интеллект, возраст и социальный статус, время и место их пребывания на земле. Особое место в искусстве занимает русская песня.

«Ах ты, степь широкая» — старинная русская народная песня. Об исполнении этой песни Лидия Русланова говорила: "Пела широко и раздольно, как выучилась у народа. Ведь чего я хочу, когда пою: «Ох ты, степь широкая, степь раздольная! Ох ты, Волга-матушка, Волга вольная!» — Чего я добиваюсь? А того добиваюсь, чтобы люди, сидящие в зале, видели эту Волгу, эту степь раздольную. Я хочу, чтобы они ощущали умиление и даже лёгкую грусть".

Лидия Русланова – Ой ты, степь широкая

 
Песня вошла в репертуар таких исполнителей, как Леонид Сметанников, Ольга Воронец, Ансамбль имени Александрова. Песня известна в обработках таких композиторов, как П.Н. Триодин, А.В. Александров, А. В. Свешников, В. Г. Соколов. Произведение звучит в хоровом исполнении в опере Ш.Р. Чалаева «Хаджи-Мурат».

Леонид Сметанников

 
 
В фильме «Дни и ночи» (1944), снятом по одноимённому произведению Константина Симонова, песню исполняет хор советских бойцов.

Пьер Пазолини использует её в своей картине «Евангелие от Матфея» (1964), наряду с другими произведениями русской музыки: Пазолини в разных фрагментах совмещает русскую народную песню «Ах ты, степь широкая»… со «Страстями по Матфею» <…> «Страсти по Матфею» — бесконечная музыка, в силах которой объединить народные «степи», революционные песни, классику Прокофьева и даже мелодии афроамериканского спиричуэлса (духовных песен).
 

 
В фильме «Москва — Генуя», поставленном в том же году группой советских кинорежиссёров, песня используется для создания «широкого круга ассоциаций»: "Она соотносится не с конкретным героем или явлением, а связана с целым историческим периодом — трагедией Гражданской войны. Эту песню исполняли на немногочисленных привалах главные герои — Безлыков, Глаша и их друзья. После войны их пути разошлись. Как бы отмечая временные вехи в судьбах героев, песня трижды появляется в фильме… и выступает как знак эпохи и своеобразный камертон, по которому люди узнают друг друга, проверяют решающие моменты своей жизни".
В одном из эпизодов сериала «Семнадцать мгновений весны» главный герой — Исаев-Штирлиц — напевает «Уж ты, степь широкая» под игру баянов.
Из к/ф "17 мгновений весны". Вячеслав Тихонов- Штирлиц отмечает 23 февраля -

 
Песня в исполнении Российского государственного симфонического оркестра кинематографии звучит в финале фильма «Ширли—Мырли».



Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная,
Широко ты, матушка,
Протянулася!
Ой, да не степной орёл
Подымается, -
То донской казак
Разгуляется!
Ой, да не летай, орёл,
Близко ко земле,
Ой, да не гуляй, казак,
Близко к берегу!

Больше всего мне нравится эта песня в исполнении Ивана Семеновича Козловского (в сети можно найти только аудио), хора имени Александрова и в исполнении хора Сретенского монастыря.
У текста этой песни есть два варианта. Один приведен выше, и его же исполняет хор имени Алексанрова.
Тут в песне фигурирует донской казак и степь.

Во втором варианте поют о речном бурлаке и о Волге.
Ах ты, степь широкая, степь раздольная,
Ах ты, Волга матушка, Волга вольная!

Ой, да не степной, орёл подымается,
То речной бурлак разгуляется.

Не летай, орёл, низко ко земле,
Не гуляй, бурлак, близко к берегу.
Об этой разнице в текстах я раздумываю уже примерно год. И пришла к мысли, что оба варианта хороши.

Хотя, даже когда хор Александрова поет про степь, я все-равно слышу еще и Волгу. Может быть потому, что Волга и степь по ощущениям очень похожи, хоть стихии и разные, - широта, спокойствие, вечность.
Сегодня я открыла для себя еще одно произведение, в котором фигурирует Волга.
Сергей Сергеевич Прокофьев в 1951 году написал праздничную поэму "Встреча Волги с Доном" к открытию Волго-Донского канала. Ставить ссылку не буду, не об этом произвелении речь кому интересно - забейте в поисковик. Это было одно из последних его произведений.

Мне кажется, что есть связь между песней "Ах ты, степь широкая" и "Встречей Волги с Доном". Просто послушайте тему Волги, широта, спокойствие, вечность, как и в песне. А уж какой оптимизм, трудовое напряжение и ликование во "Встрече Волги с Доном".

Ну да все это нужно слушать!

Песню часто исполняют весьма различные как коллектитвы (в том числе и зарубежные), так и певцы. Песню "Ой ты, степь широкая" исполняют некоторые рок и фолк-музыканты. Давайте послушаем некоторые варианты, как всегда.

Хор Московского Сретенского Монастыря. Солист Олег Гребёнкин.

Три русских баса

Краснознаменный ансамбль имени Александрова

Русская народная песня в исполнении ансамбля древне-церковного пения "Сретение", Харьков

Грузинский хор Диэло, Акапелла

Ах ты, степь широкая. Хор СПбГИК п/у А. Гвоздецкого.Соло В.Курбанмамадова и Ю. Черняновская

Ах ты, степь широкая" - р.н.п. в обр. А. Свешникова, Хор РГУ имени С.А. Есенина

Хор имени Пятницкого

Владислав Туманов

Настоятель Свято-Никольского храма игумен Гермоген (Еремеев).

Андрей Весенин

 

И пожалуй вот это исполнение весьма интересно:

Зара и Дмитрий Певцов

 

 

Картина дня

наверх