На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Александров
    Дорогая Света! Именно так и строят: «здание отдельно, а взлетную полосу отдельно»! Пассажиры в самолёты попадают либо...Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    Ну извините, Виктор Александров.Роскошь Питера
  • Светлана Митленко
    Творческий человек ведь не  только создает руками. А как например быть с композиторами? Как с писателями? Они же не р...Иллюзорные галакт...

«Крейзи рашен» с бензопилой. Как воронежский резчик стал лучшим в мире

Месяц назад я ставила тему о скульптурах, вырезанных бензопилой одного из мастеров. Меня очень заинтересовал вопрос: а у нас как? И вот что я нарыла. У нас тоже есть такие мастера, в чем я ни капельки не сомневалась.Со скульптурой «Небеса» мастер занял первое место на международном фестивале «Тэнери» на Алтае. Александр Ивченко 

Для бывшего журналиста Александра Ивченко деревянная парковая скульптура стала способом самовыражения. Года четыре назад он полностью ушёл в своё хобби и сегодня стал постоянным участником международных фестивалей по парковой скульптуре, а его работы украшают многие уголки России, есть в Англии и Финляндии. Кроме того, он действующий чемпион России по парковой скульптуре – звание он получил в сентябре 2018 года на Байкале.

«В этом году, наверное, лишь около месяца провёл в Воронеже, - признаётся Александр. - Три с половиной месяца был в Карелии, затем в Англии, на Байкале и снова в Карелии. Впереди – ещё два международных фестиваля и чемпионат России». (из интервью в 2019 году)

При этом самой впечатляющей стала победа Александра на Кубке Сандрингема, который прошёл на западе графства Норфолк в Англии. Тем более что российские мастера ни разу не становились обладателями этой престижной награды.

Взяли на «слабо»

«Рассвет на Ладоге» работы воронежского мастера. Фото: Из личного архива Александр Ивченко

«Я вырос на самом севере Иркутской области, в селе Ербогачён, где Вячеслав Шишков писал свою знаменитую книгу «Угрюм-река». Там деревом занимаются абсолютно все. Мне нравилось вырезать ложки и фигурки. Но работа резцами требует терпения и усидчивости. А бензопила позволяет делать всё быстро. Пять лет назад супруга подарила мне бензопилу, я попробовал - и понеслось. Это технический момент, а внутренний в том, что каждый человек ищет дело, чтобы иметь возможность высказаться, выплеснуть то, что у тебя в душе», - рассказывает Александр.

В России появляется всё больше людей, кого захватывает изготовление парковых деревянных скульптур. Вот и устраиваются в стране многочисленные зрелищные фестивали, чтобы себя показать и на других посмотреть. До участия мастера проходят отборочный тур - организаторы получают тысячи эскизов. Из них отбирают несколько десятков, лучших авторов приглашают на фестиваль.

«На фестивале в карельском городе Лахденпохья нужно было делать скульптуру на тему «Легенды Ладоги», - рассказывает Александр. - Я прочел легенду о том, что в Ладоге живет чудовище, сродни Лохнесскому, и что шестилетняя дочка рыбака подкармливала это чудовище рыбой и чуть ли не приручила. Я сделал водоплавающего динозавра в натуральную величину, на спину ему поставил девочку – вместе они смотрят на Ладогу. И назвал это «Рассвет на Ладоге». Скульптура в высоту получилась четыре с половиной метра».

Самый большой в мире по количеству участников фестиваль парковой скульптуры «Праздник топора» проводится в августе в Томске. На него приезжает до 250 команд из 35 стран. Мастера делают скульптуру в течение четырёх дней по десять часов. На таком крупном фестивале Александр Ивченко с партнером Александром Алферовым создали кентавра в композиции «Пленение». Хотя воронежские мастера заняли почетное третье место, участие в фестивале для Александра Ивченко стало знаковым – его пригласили в Англию участвовать в соревнованиях на статусный Кубок Сандрингема.

«Томские организаторы на очередном фестивале в Европе заявили английским организаторам, что есть русский мастер, который всех их «перепилит», то есть взяли на «слабо», - рассказывает Александр. - Они не поверили: «Высылайте этого человека!» Я с ними связался и попросил ряд бумаг для консульства. Благополучно получил визу и разрешение для авиаслужб провести инструменты для работы. Хотя вопросов по бензопиле в аэропорту не возникло».

«Кровь и песок»

Справа - скульптура Кровь и песок, слева -
Слева - скульптура «Кровь и песок», справа - «Легенда о мироздании». Фото: Из личного архива Александр Ивченко

На конкурске воронежский мастер обошёл 20 участников из 12 стран, в том числе американских ТВ-звезд Майка Айерса и Тима Клока, которые постоянно снимаются в передаче «Короли бензопил» на канале Discovery.

«В России фестиваль - это праздник, возможность приобщить людей к чему-то прекрасному. В Европе, Америке, Канаде всё подается, в первую очередь, как шоу и возможность заработать, - продолжает Александр. – Резчики были гвоздем программы OpenEngland, которая проводилась в пасхальный уикенд. Развернули ярмарку с павильоном охотничьих птиц, аттракционы, картины, ремесла и пр. В этом местности также находится Сандрингемский дворец, куда перебирается английский монарший дом на время охотничьего сезона. В отдельном загончике,  помимо работы с основной скульптурой, для нас проводили пять турниров по скоростной резьбе. С восьми утра до шести вечера работаешь над главным произведением, за которое и дают кубок, и дважды в день останавливаешься, идешь на скоростную резьбу - чтобы публику развлечь. На скоростной я вырезал парящего орла, сидящего филина, лесного дракона, лань и миниатюрного коня. Сразу же эти фигуры распродали на аукционах – не важно, кто как сделал, лишь бы продать подороже».

Победу воронежскому мастеру принесла скульптура «Кровь и песок», изображающая корриду. 

«Это противостояние зверя и человека. Тореадор нанес быку решающий удар, бык погибает, но еще одержим яростью. Одни могут посочувствовать быку, другие - восхититься тореадором, который выходит один на один со смертью. А третьи подумают, что вообще не нужны эти жестокие игры», - пояснил мастер.

«Крейзи рашен»

Александр с резчиком  из Зимбабве Шепардом Ндудзо настоящие друзья.
Александр с резчиком из Зимбабве Шепардом Ндудзо стали настоящими друзьями. Фото: Из личного архива Александр Ивченко

Еще находясь в Англии, Александр познакомился со стереотипами американцев и европейцев о России. Например, некоторых удивляло, что русские улыбаются.

«На фестивалях иностранцы называют нас «крейзи рашен» («сумасшедшие русские» - ред.). Например, немец может просидеть час в ожидании крана, чтобы поднять крупную заготовку. Мы же ставим ее на ноги с помощью лома, рычага и мата, - рассказывает мастер. - В дождь они будут сидеть в тепле и пить чай. Мы же готовы работать без обеда и ужина. Они очень хорошо технически оснащены – в Англии, например, большинство участников фестиваля приехали на трейлерах, полных разного инструмента. Да и задачи у нас разные. У нас скульптура должна нести смысловую нагрузку, вызывать эмоции, заставлять человека плакать, смеяться или сопереживать. Они же просто делают дорогие качественные игрушки, которые кроме улыбки и умиления ничего не вызывают. Европейцы на российских фестивалях за первую тройку мест практически не борются, при этом, надо отметить, очень хорошо работают монголы и японцы».

Мастер из Аргентины Адриан Бойс рассказал Александру почему иностранцы - редкие гости на российских фестивалях: «Мы не едем в Россию, потому что нам среди русских резчиков делать нечего». 

«Поэтому, наверное, и нас не зовут. А если мы приезжаем, то выигрываем, - заключает мастер. - Очень важно, что мы, резчики всего мира, несмотря на все «железные занавесы» и фестивальное противостояние, все равно всегда расстаемся большими друзьями. Мы говорим на одном языке без переводчиков. На языке дерева, скульптуры, бензопил. Языковой барьер вообще снимается в первые же рабочие дни. Затем все время держим связь через соцсети, узнаем, кто куда поедет, договариваемся о встречах». 

Во все парки

Одна из скульптур  для будущего парка Обитель ангелов.
Одна из скульптур для будущего парка «Обитель ангелов». Фото: Из личного архива Александр ИвченкоСкоро деревянная резная детская площадка по сказкам Пушкина, которую делает Александр с коллегой Александром Алферовым, украсит парк в Ижевске. Сейчас в работе - трон царя Гвидона и Кот Ученый. Проект парка деревянных скульптур победил на муниципальном конкурсе в Удмуртии, в качестве исполнителей выбрали воронежских мастеров.Для Карелии воронежские мастера уже создали целый музей деревянных скульптур «Обитель ангелов». На площади около 400 квадратных метров разместятся 50 фигур ангелов в человеческий рост и маленьких людей. Самый крупный элемент – спускающаяся с небес семиметровая «Рука Создателя». Она собрана из четырех тысяч отдельных сегментов. Открытие музея приурочили к 100-летию республики, которое отметили весной 2020 года. И я его нашла.  Музей деревянной скульптуры «Обитель ангелов», открывшийся на территории горного парка «Рускеала» — достопримечательность интересная и необычная. Во-первых, открылся музей совсем недавно, а значит, будет интересен даже тем, кто уже бывал в горном парке. Во-вторых, сам формат музея достаточно нетрадиционен — это большой каркасный павильон площадью свыше 150 кв. м. и высотой более 7 метров, что для выставки парковой скульптуры, обычно выставляющейся на открытом воздухе, весьма нетипично.Что касается собственно наполнения павильона — деревянных скульптур, то здесь вы увидите не просто несколько десятков никак не связанных между собой объектов, а целую скульптурную композицию,  масштабную, поражающую глубиной замысла и высочайшим уровнем реализации. Авторам в достаточно ограниченном пространстве удалось создать целый мир, где тесно связанные друг с другом, живут под одной крышей люди и ангелы.

КАК СОЗДАВАЛСЯ МУЗЕЙ «ОБИТЕЛЬ АНГЕЛОВ»

Автор всех скульптур — воронежский мастер Александр Ивченко, Чемпион России по парковой скульптуре, победитель и неоднократный лауреат многих международных конкурсов по резьбе по дереву. В работе мастеру помогал напарник Александр Алферов. Свой дуэт «двух Саш», в составе которого и был взят кубок Чемпионата России, сами мастера назвали не без юмора — «АэроСАНИ».Что касается идеи будущего музея, то, как вспоминает Александр Ивченко, впервые мысль сделать нечто подобное родилась после фестиваля деревянной скульптуры «Забытое прошлое», который проходил в Карелии годом ранее. Чтобы воплотить задуманное в жизнь потребовалось 14 месяцев ожидания и много часов напряжённой и кропотливой работы.Основная проблема, с которой сталкиваются все резчики по дереву, работающие в жанре парковой скульптуры — это незащищённость готовых изделий. Скульптуры в большинстве случаев находятся в публичных местах, и резчикам приходится это учитывать, например, избегать мелких деталей, которые легко отломить. В случае с «Обителью ангелов» подобных ограничений у мастеров не было, в результате готовые работы по технике исполнения оказались приближены к классической интерьерной скульптуре.

ЧТО НАХОДИТСЯ ВНУТРИ МУЗЕЯ «ОБИТЕЛЬ АНГЕЛОВ»?

Те, кому посчастливилось видеть скульптуры «вживую», говорят, что музей больше похож на настоящий театр, застывший в одном мгновении. По сюжету здесь присутствует три уровня: люди, ангелы и Создатель, чья рука, состоящая из 4000 деревянных элементов, находится в центре всей композиции.После божественного уровня следует плоскость ангелов. Именно она является здесь основной, фигуры ангелов выполнены в рост человека, и, вошедшие в музей посетители, сразу начинают отождествлять себя именно с ангелами, у которых действительно много человеческих черт. Здесь есть ангел-музыкант, ангел-бухгалтер, ангел-дворник, и даже маленький ангел-хулиган с рогаткой, стреляющий звёздами. И у каждого из них своя роль, каждый реализует замысел Создателя.Люди же в «Обители ангелов» — всего лишь маленькие фигурки на шахматной доске. Кто-то, с лёгкой руки Создателя, попадает на чёрные клетки, кто-то на белые, но рано или поздно все выйдут из игры, всех сметёт в коробку небесный дворник.Вообще драматичных, но при этом жизненных сюжетов в «Обители ангелов» множество. Каждая деталь здесь на своём месте, каждая, даже самая небольшая фигурка или элемент выполняют свою задачу, создавая общую картину.

Например, одна из самых запоминающихся композиций в «Обители ангелов» называется «Прощание и встреча». На больничном столе лежит тело, накрытое простынёй, рядом стоят опечаленные родственники. А душа умершей уже стремиться наверх, к своему земному мужу, ушедшему ранее и ставшему ангелом, и уже приготовившему для любимой жены маленькие крылышки.Чтобы в полной мере раскрыть замысел авторов, рядом с каждой такой сценкой находится поясняющая табличка, рассказывающая историю композиции. Переходя от одной скульптуры к другой, погружаясь в те истории, которые через свои творения рассказывает скульптор, посетитель музея постепенно отрешается от всех бытовых забот и проблем, и начинает задумываться о чём-то более важном. Это и есть сила искусства.

А вот Воронеже, где живет Александр, известному резчику пока не удается донести мысль, что парковая скульптура – это не только красиво, но и дает вторую жизнь поваленным аварийным деревьям. Но Александр Ивченко не теряет надежды, что и воронежские власти когда-нибудь захотят украсить местные парки деревянными шедеврами.

На международном фестивале деревянной скульптуры «Алтай. Притяжение»Фестиваль "Легенды Севера"Ну и еще несколько работИ это только малая часть его работ!

https://vrn.aif.ru/culture/art/kreyzi_rashen_kak_voronezhski...

https://vestivrn.ru/news/2019/09/08/voronezhskii-rezchik-ben...

https://www.vrn.kp.ru/daily/27049/4115415/

http://otdyhvkarelii.ru/articles/muzej-obitel-angelov-v-rusk...

Картина дня

наверх