На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Российский замок барона фон Дервиза

Продолжаем тему замков на территории России.При проезде населённого пункта Кирицы (по трассе между Рязанью и Пензой) с северной стороны трассы вы увидите на холме у леса красивый замок барона фон Дервиза:«Средневековое» имение  не имеет древних корней. История его рождения сохранилась в легенде: будто бы барон Сергей Павлович фон Дервиз, из соседнего поместья Старожилово, заблудился во время охоты и вышел из леса к старому стекольному заводу с бедной усадебкой фабриканта Смольянинова. Нетронутая природа в своей естественной дремучести поразила Дервиза, и он не раздумывая приобрел эту землю вместе с производством и имением, полагая устроить здесь родовое гнездо. Благо, средства позволяли —отец оставил ему в наследство виллу в Лугано, дом на Английской набережной в Санкт-Петербурге, акции и круглую сумму в банке. Портрет барона Сергея Павловича фон Дервиз. Сергей Павлович с женой Мариной Сергеевной
Фон Дервиз поначалу щедро тратил отцовские капиталы, но вскоре научился преумножать их, предпочитая многое из того, что имел, отдавать на благотворительность. Семейное поместье в Старожилове, принадлежавшее матери и младшему брату, вскоре стало тяготить его. Артистичному и возвышенному Сергею (профессионально занимавшемуся музыкой и окончившему Московскую консерваторию по певческому классу) грезился свой дом, возможно, в духе старинных рыцарских замков, которые он видел, путешествуя по Европе. Оставалось только одно — найти не просто архитектора, а тонкого художника и рискованного экспериментатора, который построил бы так, как никто доселе не строил!Семейство фон Дервиз не было аристократическим, а свой дворянский титул получило лишь при Петре III. Честным трудом заработав внушительное состояние, дворяне активно занимались благотворительностью, участвовали в строительстве больниц, школ, гимназий. После кончины главы семейства хозяйскую эстафету перенимает старший сын фон Дервизов, он покупает Кирицы, сносит корпуса разорившегося зеркального завода, а на их месте разбивает сад, к которому ведёт мощёная кирпичом дорога.

Судьба свела его с Федором Шехтелем, фигурой номер один в русской архитектуре рубежа XIX-XX веков. «Творчество Шехтеля столь же впечатляюще характеризует отечественную архитектурную школу конца XIX - начала XX века, как Гауди — испанскую, Орта и Онкар — бельгийскую, Берлаге — голландскую, Макинтош и Вайси — английскую и шотландскую...» В его раннем творчестве преобладают «бесполезные», по мнению маститых зодчих, красочная образность и духовный комфорт, созвучные едва уловимым настроениям человека, облагораживающие и доставляющие ему эстетическое наслаждение.

В 1889 году на плато, как на подиуме, поднимается замок. Молва о нем достигает столиц, но по-настоящему Федор Осипович становится знаменит несколько позже, после осуществления проекта московского особняка для С.Т.Морозова (1893). С этого момента к нему в очередь выстроились банкиры, промышленники, представители родовой знати.

Все лестницы были украшены декоративными лепными вазами и скульптурами дельфинов. К сожалению ничего этого не сохранилось.Лестницы спускаются к нижней террасе, здесь расположен грот с аркой посредине и двумя входами. 
Перед гротом на нижней террасе находился крупный фонтан с декоративной группой из необтесанного камня (не сохранился).
Еще ниже шли пруды с мельницей, а за ними - фруктовые сады. От грота открывался великолепный вид на дом-дворец.
Нижняя парковая терраса, жаль только пруды спущены.Герб семьи Дервиза.

Архитектура кирицкого дворца еще далека от модерна, к которому архитектор придет в процессе долгих исканий и опытов. По мнению Г.К.Вагнера и С.В.Чугунова, это скорее русский неоромантизм, воспринятый через призму европейского средневековья.
Владелец, по-видимому, очень гордился своей новой резиденцией, поместив на ступенчатом фронтоне дома фамильный герб фон Дервизов. Творец же, казалось, пытался превзойти самого себя в выдумке и гротеске: консоль в виде орла с распростертыми крыльями, поддерживающая угловой балкон, беседка на краю верхней террасы с чешуйчатым куполом, с пучеглазыми рыбами у основания граненого шпиля.



В замке по главному фасаду угадывается симметрия, но это только иллюзия. Тут же глаз улавливает несоответствие, и становится понятной игра, затеянная Шехтелем: он намеренно разбивает, гранит и усложняет архитектурные массы, насыщая их плавными линиями аркад и острыми вертикалями. Все здесь пронизано движением, сложно, витиевато, хотя и не перегружено, снабжено исключительно сочными деталями и мягкой экспрессией. Противоположный фасад, напротив, слабо разработан, скучен и прост, возможно, в этом повинны переделки советского времени.


А это уже статуя советского времени. Памятник пионерам.


Ландшафтному окружению отведено громадное значение. Шехтель решает его неординарно, по-театральному пафосно. Каскад из каменных лестниц и подпорных стенок усиливает эмоциональное впечатление от архитектуры дома, но еще более ошеломляющим кажется арочный мост, устроенный в глубоком овраге в непосредственной близости от дома. Его арки, непомерно высокие, устремлены кирпичными опорами в бездну. При входе на виадук - белокаменные обелиски, грациозные по форме.


Более от декоративных затей ничего не сохранилось, только на границе парка можно видеть готические (Красные) ворота, похожие на мини-замок с башенкой, с аркой, повисшей над дорожкой.
А было вот так. 1930 год, времена технического техникума. В 1918 году в стенах Кирицкого замка открывается сельскохозяйственное училище, реорганизованное в 1922 году в техникум с лесным и лугово-мелиоративным отделениями. Техникум просуществовал до 1934г., сделав 15 выпусков специалистов сельского хозяйства.

В 1934 все строения и земли усадьбы Фон Дервиза передаются Наркомздраву. Во дворце открывается сначала дом отдыха, а потом - санаторий для детей, больных внелегочными формами туберкулеза. Мистическое совпадение - от этого страшного недуга умерли младший сын и дочка Павла Григорьевича Фон Дервиза...Это фото начало ХХ века.

Этих кентавров уже нет. но на фото времен Техикума они присутствуют.
Шло время, однако фон Дервиз для местного крестьянства и рабочего люда так и остался чужеземцем и разорителем стекольного заводика, дававшего им хотя бы нищенский заработок. Имение однажды уже подвергалось разорению, народное недовольство зрело, и фон Дервиз с семьей принял решение покинуть Россию. Имущество, в том числе и Кирицы, срочно продается. В 1908 году Дервизы уезжают за рубеж, навсегда оборвав связь с родиной...



Усадьба успела побывать сельскохозяйственным училищем, домом отдыха, пока в 1938 г. в ней не открылся детский лечебный санаторий. В прекрасном замке через три десятилетия обосновался костно-туберкулезный детский санаторий. Странное, необъяснимое совпадение! Как известно, именно этим заболеванием страдали дети в семье Дервизов. Болезнь, передававшаяся по наследству и унесшая жизни младшего сына и дочки Павла Григорьевича Фон Дервиза..., что стало трагедией рода, и кажется глубоко символичным, что в усадьбе теперь спасают детей от недуга, разбившего семейное счастье ее прежних владельцев.


Восточная ограда, идущая к реке, была стилизована под крепостную стену средневекового замка.Дорога ведет к главному входу усадьбы. При въезде в имение Шехтелем был выстроен каменный роскошный манеж.Дворец Кирицы. К оврагу от верхней к средней террасе вели две симметричные трехмаршевые лестницы и полуциркульный пандус.Размещение санатория сохранило усадебный ансамбль от полного разрушения, хотя за бытность свою медицинским учреждением он сильно обветшал. Да не просто обветшал. Смотрите сами.Это фото 2000 годаА это уже 2001, когда в Кирицы пришли реставраторы, в 2007 году работы по ремонту дворца Дервизов были завершены. В третьем квартале 2003 года Владимир Путин выделил из резервного фонда президента России более 56 млн рублей на ремонт и реставрацию памятников истории и культуры, в т.ч. на Усадьбу фон Дервиза /здание конюшни/ в селе Кирицы Спасского района Рязанской области. Все еще ждут своей очереди терраса с лестницами, полуобрушившийся мост, Красные ворота и оставленные без зеркальной поверхности пруды.

На  просторах интернета бродит легенда про Мост любви (это который арочный мост и чертов мост)... согласно легенде мост был построен Сергеем Павловичем для прогулок с местной крестьянкой, когда он устал от ее любви - девушка сбросилась с моста, стала приведением и появляется на месте их встреч.А вот еще одное предание. В семье Сергея Павловича было четверо детей. Первая дочь Марина родилась в 1897 году, прожила недолго — умерла в 1914 году в Каннах. По преданию, она упала на мосту в Кирицах, и этот мост стали называть с тех пор «чёртов мост». Но, возможно, у девочки был наследственный костный туберкулёз. На старом кладбище Марине поставлена изящная в новорусском стиле часовня с замечательными коваными воротами работы местного русского художника-иконописца Д. Стеллецкого (рядом могила царского ювелира Карла Фаберже).

 
В этом замке в 1947 году снимали знаменитую советскую сказку «Золушка».
Основная часть здания была соединена крытым переходом с флигелем, внутри которого была церковь.Вид на нижний парк усадьбы. Подпорные стенки, беседка, бассейн.Лестница, ограда усадьбы, еще один бассейн. Бассейн.Беседка на краю верхней террасы с пучеглазыми рыбами у основания гранёного шпиля. Купол в металлической чешуе.
А это вид на арочный мост от западного флигеля усадьбы. Для лучшего представления.
Конечно это еще надо восстановить, но хоть от непогоды защитили.Здесь на вьезде в хозяйственный флигель можно увидеть скульптуры медведей.По центру - въезд на территорию усадьбы, справа - хозяйственный флигель.Хозяйственный флигельБывшая конюшня с каретным сараем.Скульптура В.И. Ленина смотрит на современное здание санатория. На этом месте находились оранжерея, теплицы и парники.
Вид на беседку с другой стороны.
Восстановлено ещё не всё, но, будем надеяться, реставраторы на достигнутом не остановятся.
К сожалению, по вопросу восстановления интерьера замка мне почти ничего неизвестно. Туда не пускают.Вид на усадьбу от пруда.Начало XX в. Тот же вид со стороны прудов.С этой стороны хорошо видны только шпили дворца, хозяйственный флигель.

Посетить его можно свободно, хотя, поскольку он принадлежит санаторию, охрана не пустит вас внутрь на машине (но снаружи есть стоянка), а также выгонит вас с территории в неурочные часы но есть организованные экскурсии, стартующие из Рязани. 

Можно совместить с поездкой в Старую Рязань, которая расположена недалеко на берегу Оки, ехать там минут 15.  И не забываем, чтобы насладиться фото в большом разрешении, либо увеличиваем экран на 140-15%, либо нажимаем на саму картинку. Все фото в большом разрешении.

А находится это чудо здесь (посёлок Кирицы на трассе М5):

Картина дня

наверх