На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Да ну? Я практически летала со всех аэропортов Москвы и очень многих аэропортов других городов, в том числе и зарубеж...Прогулки по Санкт...
  • Виктор Александров
    Дорогая Света! Именно так и строят: «здание отдельно, а взлетную полосу отдельно»! Пассажиры в самолёты попадают либо...Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    Ну извините, Виктор Александров.Роскошь Питера

88-летний боец.

Зимой 1942 года в один из пехотных батальонов, воевавших с немцами на Волховском фронте, прислали нового снайпера. Им оказался знаменитый на весь мир ученый Николай Морозов. Академику исполнилось к тому времени... 87 лет. Многие историки-исследователи считают, что именно этот человек стал самым пожилым воином регулярной армии, принимавшим участие в боевых действиях на фронтах 2-й Мировой войны и сумевшим лично нанести неприятелю урон. 

Николай Александрович Морозов — человек с уникальнейшей биографией. Даже скупое перечисление некоторых фактов из нее приводит в изумление: неужели все это может вместить одна человеческая жизнь?! Портрет Морозова. И. Репин

Он родился во время Крымской войны — в 1854-м. Еще будучи гимназистом, вступил в тайный кружок  "Общество естествоиспытателей-гимназистов". Будучи гимназистом, он стал изучать науки, которым в гимназиях того времени не учили: астрономию, геологию, ботанику, анатомию. И одновременно зачитывался Некрасовым, Чернышевским, Добролюбовым. Начал интересоваться историей революционного движения в Европе и в России. Тем не менее переход Николая Александровича к активной революционной деятельности для его близких был неожиданным, а дело было так. В 1874 году он познакомился с некоторыми членами кружка революционных народников "чайковцев" (С.М. Кравчинским, Л.Э. Шишко и др.). Их идеалы, их революционная и просветительская деятельность увлекли Морозова, и он вступил на тяжелый, но благородный путь борца за освобождение трудового народа и позднее стал одним из создателей террористической организации «Народная воля».

Участвовал в подготовке покушения на императора Александра II. Опасаясь ареста, выехал за границу, где познакомился с Карлом Марксом. 

В 1882 году при попытке нелегально вернуться в Россию был арестован. Состоялся суд, вынесший суровый приговор: за терроризм — пожизненное заключение. 

Последующие 23 года Морозов провел в тюрьме. Сперва в Алексеевском равелине Петропавловки, потом в застенках Шлиссельбургской крепости. Однако, даже находясь в столь суровых условиях, Николай Александрович не терял времени даром. По сравнению с тем, чего он успел добиться за без малого четверть века своего тюремного сидения, бледно выглядят даже заслуги знаменитого книжного героя Эдмона Дантеса — графа Монте-Кристо.

Н.А.Морозов сумел в тюремных условиях выучить 10 (по другим сведениям — 11) иностранных языков, написать десятки научных работ по физике, математике, химии, астрономии, биологии, истории, философии, авиации, политэкономии... А еще он писал в неволе мемуары, стихи, фантастические рассказы. В общей сложности Морозов подготовил в тюрьме 26 томов своих рукописей! Там же, в тюрьме Николай Александрович подхватил туберкулёз, но вылечился благодаря разработанной им самим гимнастике, хотя эта болезнь в то время считалась неизлечимой.Николай Александрович Морозов за работой

В январе 1878 года Морозов был освобожден и вскоре стал членом "Земли и воли", которую позже Владимир Ильич Ленин аттестовал как превосходную организацию, "которая нам всем должна бы была служить образцом"... Н.А. Морозов был одним из редакторов журнала "Земля и воля", хранил все нелегальные документы, деньги и печать.

Однако, через несколько лет опять попадает в тюрьму. Как раз после  убийства Александра II.

Николай Александрович Морозов вышел на свободу в конце 1905 года, когда напуганное ростом революционного движения царское правительство объявило амнистию немногим оставшимся в живых шлиссельбуржцам. С этих пор его жизнь - это прежде всего жизнь ученого-исследователя, пропагандиста и популяризатора научных знаний.

По широте тематики и творческому размаху Морозов-ученый уникален. Работы по физике и химии заняли в его творчестве, пожалуй, самое значительное место.Морозов не получил систематического химического образования, но благодаря настойчивому труду и поразительному химическому (подчеркиваю, химическому) дарованию он самостоятельно овладел вершинами этой науки и через два-три года после освобождения мог преподавать, писать книги по общей, физической, органической, неорганической и аналитической химии. Курсы Общей и неорганической химии он читал в Петербургской высшей вольной школе. Ученая степень доктора наук была присуждена Н.А. Морозову без защиты диссертации по представлению Д.И. Менделеева за упоминавшиеся выше "Периодические системы строения вещества". На втором Менделеевском съезде (1911 г.) Морозов выступил с докладом "Прошедшее и будущее миров с современной геофизической и астрофизической точек зрения". Именно в этом докладе была впервые высказана мысль о том, что новые звезды возникают в результате взрыва старых светил, как следствие радиоактивного разложения и взаимодействия атомов.

Человек многосторонних интересов, Н.А. Морозов свой первый полет на самолете совершил 1 сентября 1910 г. Утверждают, что этот полет сильно переполошил полицию. В охранке вообразили, будто он поднялся в воздух, чтобы сбросить бомбу на Царское село... Хотя ничего не случилось, у Николая Александровича все-таки устроили обыск. На публикуемом снимке, сделанном позже, Н.A. Морозов запечатлен в костюме авиатора

Оригинальна его работа 1908 г. "Озон и перекиси", в которой Николай Александрович изложил свои взгляды на механизм образования и разложения перекисных соединений. Интересны его суждения о периодической системе углеводородов (карбогидридов) и об аллотропии простых веществ - углерода, фосфора, серы, галоидов... Но самые главные работы Николая Александровича в области химии - это работы о строении вещества и развитие периодического закона.

В этих своих трудах он неизменно развивал мысль о сложности строения атома и этим обосновывал сущность периодического закона. Более того, он утверждал даже, что главнейшей задачей химии будущего станет синтез элементов. Он предвосхитил открытие изотопов, открытие электрона и позитрона, открытие наведенной радиоактивности. 

Далее судьба делала ему такие пируэты, что это отдельная тема для рассказа. За всю свою жизнь Николай Морозов написал более 25 научных трудов. Областями его интересов были физика, философия, химия, авиация, экономика и много другое. Его ценили как учёного, поэтому после революции большевики закрывали глаза на его поведение. Морозов открыто критиковал новую власть и новых руководителей страны. Однако даже во время так называемых "сталинских репрессий" академика не тронули. Ему разрешили уехать в Борок — имение, доставшееся ему от отца. Там Морозов продолжил свои научные изыскания в астрономии и физике. По его инициативе в имении открыли два института биологии внутренних вод. За свои научные труды академик Морозов получил несколько наград.

С началом Великой Отечественной, Морозов просится на фронт …в 88 лет! Естественно его не берут.  
В конце концов, чтобы добиться желаемого результата, Морозов пошел на хитрость. Он явился в военкомат и заявил: мол, я разработал конструкцию нового телескопического прицела и должен теперь провести его испытания в боевых условиях. Свою просьбу Николай Александрович подкрепил ультиматумом: если его не пустят на передовую, он обратится в Москву к самому товарищу Сталину! 

Вот уж действительно вода камень точит! Военные капитулировали под натиском этого настойчивого старика. Однако предупредили: ввиду почтенного возраста его на фронт отправляют в качестве добровольца-командированного, а срок этой командировки — один месяц. 

Вот так заслуженный академик и оказался в одном из батальонов, воевавших с гитлеровцами на Волховском фронте. Молодого комбата, который просил прислать в расположение части снайпера, предупредили, чтобы он был с этим стрелком «поаккуратнее». Однако офицеру сперва было непонятно, какой смысл за предупреждением скрывается. Он и вообразить не мог, что за пополнение прибыло в батальон: перед ним стоял седобородый старик в очках, казалось, с трудом удерживающий на плече винтовку. Первая реакция комбата была вполне предсказуема, он задал естественный в данном случае вопрос: сколько лет этому странному воину? Дедушка спокойно ответил, что скоро ему исполнится восемьдесят восемь, но ни на какие поблажки он не рассчитывает, собирается воевать всерьез и просит показать позицию для снайпера. 

Своим дальнейшим поведением Николай Александрович Морозов полностью развеял все сомнения командира. В предутренней темноте он ползком добрался до подготовленной стрелковой ячейки на передовой и залег в ней. Ожидание подходящего момента затянулось почти на два часа, которые пожилой человек провел прямо на снегу. Но это испытание было не напрасным. Доброволец подкараулил момент, когда на вражеской стороне замелькала фигура офицера, и с одного выстрела уложил врага наповал. 

После первого успеха последовали и другие. Почетный член Академии наук записал на свой снайперский счет около десятка убитых гитлеровцев. Наблюдавшие за его работой однополчане заметили, что ученый и на передовой остается ученым: готовясь стрелять, он рассчитывал поправки на ветер, на влажность воздуха... Чудо-снайпер быстро стал знаменитостью фронтового масштаба. Чтобы увидеть его, в батальон даже специально приходили офицеры и солдаты из других частей. Стрелковые успехи Морозова по-своему отмечали и гитлеровцы. Поняв, что на этом участке передовой действует очень хороший снайпер, они сразу после очередного его удачного выстрела подвергали те места, где он мог скрываться, усиленному артиллерийскому и минометному обстрелу. Впрочем, вражеские пули и осколки академика, к счастью, миновали. 

Фронтовая эпопея пожилого добровольца оказалась непродолжительной. Как ему и было обещано, срок командировки истек через месяц, после чего Морозова, несмотря на его категорические протесты, отправили в тыл, предложив продолжить свои научные изыскания. Он не успокоился и на протяжении еще почти полугода добивался возвращения на фронт. Однако попытки эти на сей раз не увенчались успехом.

А в 1944 году, после освобождения Северной столицы от кольца немецкой блокады, академик Николай Морозов был наряду с другими защитниками города на Неве награжден медалью «За оборону Ленинграда». В июле 1944-го получил он и еще более высокую правительственную награду — орден Ленина. 

История столь уникального советского академика-снайпера стала известна немцам. Есть сведения, что имя Н.А.Морозова было даже внесено в знаменитый «список Гитлера», где перечислены особо опасные для Третьего рейха советские граждане, заочно приговоренные нацистами к смертной казни. Мемориальный дом-музей Н. А. Морозова в посёлке Борок, Ярославская область

Исполнилась мечта Николая Александровича — самый пожилой участник Великой Отечественной сумел дожить до Победы. Этот человек со столь необычной биографией скончался летом 1946-го на 93-м году жизни. А в великий день, 9 мая 1945 года, он отправил письмо-поздравление Сталину, в котором написал: «Я все-таки поквитался с фашистами за ленинградцев, жаль, что мало. И я счастлив, что дожил до Победы над германским фашизмом».

Академик С.И. Вольфкович в своей сттье об ученом пишет: "И в общении он был ясен и прост, неизменно доброжелателен и внимателен к людям. Несмотря на исключительные невзгоды, выпавшие на его долю, он до последних дней не утратил интереса к людям, не утратил великого умения радоваться жизни. Встречаться с ним было не только интересно, но и всегда приятно. Работать он, как мне кажется, не прекращал никогда.

Был такой эпизод. Однажды в конце войны я приехал навестить Николая Александровича в подмосковный санаторий "Узкое", где он поправлялся после воспаления легких. Когда я появился, его жена Ксения Алексеевна, встретив меня в коридоре, шепнула, что состояние Николая Александровича ухудшилось, поднялась температура. Разумеется, я тут же повернул обратно, но не тут-то было: Николай Александрович уже услыхал мой голос, призвал Ксению Алексеевну и просил ее пустить меня к нему.

Он и впрямь чувствовал себя неважно: частое дыхание, испарина. Он сказал, что не спит, все время думает о возможности разложения атомов при сверхвысоких температурах и давлениях... В последние годы жизни эта идея не оставляла его...

В  письме, полученном мною от Н.А. Морозова в конце 1944 года, идея о разложении и взаимопревращении атомов вновь повторяется, хотя и в ином плане:

"...У меня тотчас же после открытия циклотронов появился проект новой работы, но я по уши был погружен в последние годы в геофизические соображения... Но, несомненно, через год или около этого наступит и для меня возможность приняться и за циклотронные явления, и я не премину этого сделать, если другие исследователи не сделают выводов, представляющихся моему воображению, ранее, чем я успею освободиться от своих современных геофизических и метеорологических работ".

Должен признаться, что, прочитав эти слова Николая Александровича, я был ошеломлен: на 91-м году жизни он был более страстен и смел, чем многие из нас, бывших на полвека моложе...

"Современная физика полностью подтвердила утверждение о сложном строении атомов и взаимопревращаемости всех химических элементов, разработанное в свое время Н.А. Морозовым в монографии «Периодические системы строения вещества»".

Это слова Игоря Васильевича Курчатова.

http://vivovoco.astronet.ru/VV/MISC/1/MORRO.HTM
https://www.factroom.ru/rossiya/akademik-morozov-samyj-staryj-uchastnik-velikoj-otechestvennoj-vojny

Картина дня

наверх