На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 171 подписчик

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    А жизнь она именно такая, с загогулинами, а не прямолинейная и с широкой перспективой.Великие истории л...
  • Светлана Митленко
    Извините, дорогой Виктор Александров, мне это не интересно. Я не обязана интересоваться именно тем, что вы желаете мн...Прогулки по Санкт...
  • Виктор Александров
    Дорогая Света! То, «что Вы никогда и в глаза не видели самолетов, зданий и взлетных полос» — это не моё личное умозак...Прогулки по Санкт...

Несгибаемый Верещагин, часть I. Апофеоз войны.

Несгибаемый Верещагин Часть I  Апофеоз войны

«Верещагин - личность колоссальноя, это действительно богатырь.  Верещагин - сверх-художник, как и сверх-человек.» Илья Репин

Все значительные художники — фигуры противоречивые. Василий Васильевич Верещагин — не исключение. С одной стороны, прапорщик, боевой офицер, не раз лично участвовавший в сражениях с оружием в руках и многократно рисковавший жизнью: во время туркестанского похода пуля сорвала с Верещагина шляпу, в другом эпизоде его спасла винтовка, которую он держал в руках - пуля попала прямо в нее. Перед каждым путешествием на фронт художник писал завещание, прекрасно понимая, что может не вернуться. Это случилось при взрыве русского военного корабля. По свидетельствам выживших, за несколько минут до взрыва Василий Васильевич поднялся на палубу с походным альбомом — он погиб со своим главным оружием в руках. Флагман Тихоокеанского флота броненосец «Петропавловск», при взрыве которого погибли В. В. Верещагин и С. О. Макаров. Фото начала XX в.

13 апреля 1904 года на внешнем рейде Порт-Артура подорвался на мине и затонул флагман 1-й Тихоокеанской эскадры — броненосец "Петропавловск". Погибло более 600 человек, спасти удалось лишь 80. В списках погибших — океанограф, полярник, вице-адмирал Степан Макаров и знаменитый художник Василий Верещагин.Узнав о гибели Верещагина, Санкт-Петербургские ведомости опубликовали короткое обращение: «Весь мир содрогнулся при вести о трагической гибели В. Верещагина, и друзья мира с сердечной болью говорят: „ушел в могилу один из самых горячих поборников идеи мира“. Макарова оплакивает вся Россия; Верещагина оплакивает весь мир».

С другой стороны, Верещагин сам вполне ясно обозначил задачи и смысл своих произведений в письме Павлу Третьякову: «Передо мной, как перед художником, война, и ее я бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары — это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаху и без пощады».

Василий Верещагин родился в многодетной семье потомственного дворянина Череповецкого уезда Новгородской губернии, отставного коллежского асессора Василия Васильевича Верещагина.Василий Васильевич Верещагин, Анна Николаевна Верещагина и дом в Череповце, в котором родился художник.

У Верещагиных было шестеро сыновей, и лучшим делом для них отец считал военную службу. Ведь еще во времена Екатерины Великой род Верещагиных верой и правдой защищал интересы престола и отечества. Все годы в Морском кадетском корпусе Василий учился отлично. Сразу после получения офицерских эполет, он уволился со службы по собственному желанию, серьёзно рассорился с родителями и успешно поступил в Петербургскую Академию художеств.Выпускник морского кадетского корпуса, живописец, путешественник, философ, прекрасный литератор, по некоторым данным еще и разведчик - за 61 год свой жизни он, кажется, обогнул весь земной шар. В. В. Верещагин написал около двадцати книг: «Очерки путешествия в Гималаи», «На Северной Двине. По деревянным церквам», «Духоборы и молокане в Закавказье», «На войне в Азии и Европе», «Литератор», статьи «Реализм» и «О прогрессе в искусстве» и другие.Верещагин побывал на десятках сражений в роли фронтового корреспондента, видел горе, нищету, смерть. Боевое крещение принял в Самарканде, когда с русскими солдатами попал в осаду. Один из сослуживцев Верещагина, поручик Каразин рассказывл: «Верещагин сражался с такой храбростью, с таким презрением к смерти, что возбуждал удивление и восхищение даже в старых вояках». Его манил Восток, отсюда одна из самых известных серий его работ - Туркестанская.

Павел Третьяков потрясенный масштабом творчества Верещагина выкупил сразу все 250 полотен.Богатый киргизский охотник с соколом. 1871, «Бухарский солдат (сарбаз)»

Верещагин говорил, что больше всего в жизни он любит писать солнце, но фурия войны, всю жизнь его преследующая, побуждала обращаться к мрачным сюжетам. Дорога военнопленных, 1879, Бруклинский музей, Нью-Йорк

Для всего творчества Верещагина характерно выражение протеста против захватнических войн. Но вместе с ненавистью к войне, в своих картинах Верещагин показывает весь героизм обыкновенного русского солдата. После атаки. Перевязочный пункт под Плевной, 1881

«Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу; выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого», — писал Верещагин.

А после поездки в Западный Китай в 1869 году, где войска богдыхана безжалостно усмиряли восстание местных дунган и уйгуров, и появилась картина «Апофеоз войны»Сила этой картины была такова, что один прусский генерал советовал императору Александру II «приказать сжечь все военные картины художника, как имеющие самое пагубное влияние».  Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Замысел был связан с Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов, однако картина не носит конкретно-исторический характер. Картина была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей.Нападают врасплох, 1871

Современницы от переизбытка чувств на его выставках падали в обморок!  «После удачи. Бухарские сарбазы собирают трофеи - одежду и отрезанные головы русских солдат»«Людоед» 1870-1880

Картины мастера заставляли зрителей плакать и ужасаться, проклинать кровавые бойни и их инициаторов. Каждая его выставка была событием. В конце XIX века он стал самым известным в Европе и Америке русским живописцем.«Перед атакой под Плевной»1881

"Этого не может быть! Это неправда!" — возмутился Александр II одной из картин Верещагина, придя на выставку до официального открытия. Автор тут же вырезал ножом холст из рамы и разорвал. "Что ж я мог сказать, когда я сам, своими глазами, видел эту сцену?" — откровенничал он с друзьями.«Победители»

Несмотря на критику в адрес некоторых картин, император Александр II изъявил желание приобрести Туркестанскую серию целиком, обещав художнику пожизненный пенсион в шесть тысяч — деньги по тем временам немалые. Однако Верещагин не принял императорскую милость и продал картины Павлу Третьякову. Дело было не только в ущемленном самолюбии.Просто Верещагин рассудил, что при его темпераменте и образе жизни долгосрочные перспективы — последнее, о чем ему стоит беспокоиться.«Парламентёры»"Сдавайся!" - "Убирайся к чёрту!"

В картине «Смертельно раненный» художник создаёт образ русского солдата, обезумевшего от боли. На его лице вырисовывается ужас и страх перед смертью. Руками солдат пытается зажать рану в своём боку, но он обречен. Судя по позе солдата, по расплывшийся на земле тени можно сказать, что он до последнего момента старался спастись, убежать от гибели. Затянутое пороховым дымом небо, бесплодная почва, раскалённая атмосфера жаркого дня образуют пейзажное окружение, придающее всей сцене большую реалистическую убедительность. Картина отличается глубокой жизненной правдой, она дышит горячим чувством человеколюбия.Вверху, на раме картины надпись, сделанная самим Верещагиным: «Ой убили, братцы! ..убили …ой смерть моя пришла!…»

Одна из самых известных его работ «Побежденные. Панихида». В назидание потомкам - такое не должно повторятся.«Побежденные. Панихида».  

В своих записках Верещагин рассказывал современникам, что турки, взяв укрепления, обычно раненых русских в плен не брали: резали их, уродовали, раздевали и грабили. Отбив назад оставленные позиции, русские воины находили лишь гору трупов, которые невозможно было опознать. 

В одной из таких гор сам Василий Васильевич безуспешно пытался отыскать тело своего брата Сергея, так что картина полностью основана на его личных впечатлениях и переживаниях.Сергей Васильевич Верещагин

Противоречить адской машине войны в общем-то было бесполезно. Но Верещагин противоречил, обращаясь и к простым людям: вот что такое война, неужели вы этого хотите?.. На столичной выставке в доме Безобразова была давка: за 40 дней 200 тысяч посетителей! 

Выставка имела огромный успех, но по ее окончанию три картины из Туркестанской серии  Верещагин уничтожил - «Забытый», «Окружили – преследуют», «У крепостной стены: «Вошли!..».  "Забытый", картина не сохранилась.

Потрясенный картиной Мусоргский написал про забытого солдата балладу для фортепиано и голоса.А в газете "Новое время" вышла анонимная статья "Художник-сатирик". Верещагина стали обвинять в нигилизме, в отсутствии патриотизма, в искажении исторических событий и откровенной лжи. Но ведь все написанное было жестокой правдой, которую он видел собственными глазами и фиксировал каждый день с риском для жизни! Тогда художник находился на грани нервного срыва. И он в отчаянии пишет своему другу, известному критику и публицисту Владимиру Стасову: «Больше батальных картин писать не буду. Баста. Я слишком близко принимаю к сердцу то, что рисую, и вот результат. Я сам прошел через все эти ужасы. Им никогда не понять этого. Я найду себе другие сюжеты».

Верещагина морально поддерживали друзья: "Тургенев с большим интересом рассматривал мои работы. Тогда были уже начаты две, три картины из турецкой войны; из них особенно понравилась ему перевозка раненых: каждого из написанных солдатиков он называл по именам: "Вот, это Никифор из Тамбова, а это Сидор из-под Нижнего" и т.п.". Сражение при Шейново, 1878 год.

Художник Крамской заметил: "Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее". Дочь Павла Третьякова, Вера Зилоти, поделилась впечатлением: "На черном фоне, при электрическом освещении эти картины, живые как жизнь, поражали, трогали, ужасали, сражали, за картинами где-то неслись звуки фисгармонии, певучие, тихие, жалобные... Сейчас слышу, как раздирали душу звуки "Песни без слов" Мендельсона; не было почти никого из публики, кто бы не вытирал слез, а я рыдала, спрятавшись в темный угол комнаты. Помню, как-то наш отец сказал в дни этой выставки: "Верещагин — гениальный штукарь, но — и гениальный человек, переживший ужас человеческой бойни.  Шипка-Шейново

В Третьяковской галерее есть картина Верещагина: у крепостной стены во главе отряда солдат стоит полковник с саблей в руке — это будущий генерал Николай Назаров, который оборонял участок Самаркандской крепости. 600 русских, в том числе и Верещагин, восемь дней отбивали атаки десятков тысяч врагов. После снятия осады в гарнизоне отметили хладнокровие прапорщика в самые опасные минуты боя. За мужество 26-летний Верещагин был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.«У крепостной стены»1871

В июне 1877 года в минной атаке на Дунае Верещагин был ранен, едва не умер от гангрены в госпитале в 35 лет. А затем, не дожидаясь выздоровления, сбежал из госпиталя, чтобы успеть к третьему штурму осажденной нашими войсками Плевны. Зимой с частями знаменитого генерала Михаила Скобелева он уже сражается на Шипке у деревни Шейново. Но в конце войны Верещагин откажется от награждения Золотым оружием "За храбрость", что позже объяснит так: "Слишком много видел в те дни и перечувствовал для того, чтобы по достоинству оценить всю "мишуру" славы человеческой". Генерал М. Д. Скобелев

На фронте Верещагин все время делал наброски в альбомах, этюды на маленьких, величиной с ладонь, дощечках — сохранилось свыше 200 рисунков и более 60 этюдов: места сражений, укрепления, лагеря, лазареты, убитые, замерзшие, братские могилы.Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. Фрагмент

У художника сложились дружеские отношения со Скобелевым. В 1902 году была опубликована книга Верещагина "На войне: воспоминания о Русско-турецкой войне 1877 г." с добрыми словами об отважном генерале, умершем в Москве в 1882-м.В России Балканская серия экспонировалась дважды — в Москве и Санкт-Петербурге. В Европе и Америке вокруг его выставок — ажиотаж, среди его почитателей — Гаршин и Гончаров, Мусоргский и Менцель, Лист и Сара Бернар. В Вене за 26 дней — 110 тысяч посетителей, а в последний день выставки — почти 20 тысяч! Толпа даже вышибла двери! В Берлине за 40 дней — 85 тысяч. «Дервиши в праздничных нарядах»1869-1870 Двери Тимура (мавзолей Тимура Тамерлана). 1872

Художник предоставил бесплатный вход военным, но фельдмаршал Мольтке запретил чинам германской армии посещать выставку. «После неудачи» 1868

И в течение тридцати с лишним лет государственные музеи России не приобрели ни одного полотна этого «скандального» художника.«Торжествуют»1871-1872

Художнику дают почувствовать ненужность его искусства, но он не сдается, продолжая следовать за собственным любопытством.Он живет в Петербурге, Ташкенте, Мюнхене, Париже, а также Москве, где пробуждается его интерес к национальной старине, древнерусскому деревянному зодчеству, крестьянскому искусству. В 1888-м Верещагин отправляется в Ярославль, Ростов, Кострому, в начале 1890-х посещает родные места — Вологду и берега реки Шексны. Летом 1894-го с семьей путешествует на барке по Северной Двине на Белое море и Соловки. Русская серия включает около 100 живописных этюдов. Иконостас церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского  Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова ЯрославскогоПаперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. ЯрославльИкона Николы с верховья реки Пинеги

Оригинальное создание Верещагина — "Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей": портрет и беседа-рассказ портретируемого о самом себе, синтез живописи и литературы.

В издательстве "Русская мысль" вышел его трехтомник, одновременно опубликован и немецкий перевод под названием Der Kriegscorrespondent ("Военный корреспондент"), Верещагин принципиально описывал только то, что сам увидел и почувствовал: "...я полагаю, что все в руках большого таланта может быть предметом художественного изображения; необходимо только, чтобы этот большой талант знал предмет, о котором пишет". В одной из поздних статей он предрек скорый уход реализма из русского искусства, молодежь пойдет "к импрессионистам, символистам, декадентам", а "к середине XX столетия нас зачислят в разряд старых колпаков, идеалистов". Сбылось...Калмыцкая молельня. 1869-1870«Политики в опиумной лавочке»1870

В 1874-м Академия художеств присваивает Верещагину звание профессора, от которого он публично отказывается, считая "все чины и отличия в искусстве безусловно вредными". Императорская Академия художеств в Петербурге

Он первый, кто ставит себя вне традиций, в этом его поддерживает Крамской: "Верещагин делает то, что мы все знаем, думаем и даже, может быть, желаем; но у нас не хватает смелости, характера, а иногда и честности поступить так же". Коллеги долго критически относятся к его чужеродным "цветным заплаткам", новым технике и манере письма. Всех переубедил опять же Крамской: "Это блестящий успех новой русской школы, безусловное достижение, высоко поднимающее дух русского человека, заставляющее сердце биться гордостью, что Верещагин русский, вполне русский!".В 1914 году, к 10-й годовщине гибели В.В. Верещагина, в городе Николаеве был открыт Художественный музей имени В.В.Верещагина. Он стал официальным памятником знаменитому художнику. Благодаря высокому уровню произведений самого В.В. Верещагина, которые были переданы в Николаев его вдовой Лидией Васильевной Андреевской, а также работ из частного собрания российского императора Николая ІІ, от начала существования музея в нём был предусмотрен и высокий художественный уровень всего собрания.Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет. Напротив, многие из его идей, которые казались антипатриотичными, парадоксальными - только теперь могут быть поняты и оценены в своей провидческой сущности. Мир без войн, грядущая трагедия столкновения цивилизаций, межнациональные конфликты, решение споров между государствами - вот круг проблем, поднятых в искусстве и публицистических работах В.В.Верещагина. Сегодня они ещё более актуальны, и от их разрешения зависят судьбы не только отдельных народов или цивилизаций, но и всего человечества в целом.«Вид Кремля»1870-1880, частное собрание

(Продолжение во 2-й части.)

http://www.exposter.ru,

http://www.bibliotekar.ru/kVeresch/

http://www.museum.ru/museum/1812/Painting/ver/index.html

https://moiarussia.ru/vasilij-vereshhagin-vdohnovlennyj-uzha...

https://biography.wikireading.ru/156506

https://rusmir.media/2012/12/01/dom

http://az.lib.ru/w/wereshagin_...

https://cont.ws/@id444010304/1662728

Картина дня

наверх