На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Как-то совершенно мимо меня пролетело его творчество, ни песен ни имени никогда не слышал. А то, что услышал сейчас, ...От одесского жули...
  • Александр Сысоев
    Светлана, полностью согласен: мне творчество Аркадия Северного совсем никак. Хотя я любил и люблю бардовские песни, н...От одесского жули...
  • Светлана Митленко
    Может Мурзилка? Или Костер. Еще Пионер был журнал.GIF-ки, которым б...

Потомки дворян на советских экранах

В наши дни звезды не упускают случая упомянуть о своих именитых предках и пытаются найти дворянские корни даже там, где их не было, а во времена СССР правду об аристократическом происхождении приходилось умалчивать.Потомки дворян на советских экранах: 5 актеров, скрывавших свое аристократическое происхождениеМногие советские актеры играли роли выходцев из народа не только в кино, но и в жизни, чтобы избежать трагических последствий.Потомки дворян на советских экранах: 5 актеров, скрывавших свое аристократическое происхождениеПетр Вельяминов в фильме «Вечный зов»
Актер Петр Вельяминов, известный по фильмам «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «Пираты ХХ века», появился на свет в 1926 г. в семье потомственного военного из древнейшего дворянского рода Вельяминовых, происходивших от московского тысяцкого, сподвижника князя Ивана I Калиты. Предки актера участвовали во всех войнах, от Куликовской битвы до Первой мировой. Портрет деда актера, Ивана Александровича Вельяминова, можно увидеть в Эрмитаже, в зале героев войны 1812 г. Отец актера, Сергей Петрович Вельяминов, окончив кадетский корпус и юнкерское училище, воевал на фронтах Первой мировой войны, а в 1918 г. вступил в Красную армию. В 1930 г. его арестовали и дали 10 лет лагерей. Через 5 лет его освободили досрочно, а позже он принял участие в Великой Отечественной войне.Потомки дворян на советских экранах: 5 актеров, скрывавших свое аристократическое происхождениеПетр Вельяминов в фильме «Тени исчезают в полдень», 1973, и его знаменитый дед, генерал-лейтенант Иван Александрович Вельяминов
Петр Вельяминов собирался пойти по стопам своих славных предков и готовился к поступлению в военно-морское училище, но из-за своего происхождения и репрессированного отца был арестован и обвинен в участии в «антисоветской организации «Возрождение России». 10 месяцев он провел в Лубянской тюрьме, а затем был приговорен по 58-й статье к 10 годам исправительных работ. Его родителей тоже арестовали. Именно в заключении Петр Вельяминов стал участвовать в театральной самодеятельности, а после освобождения в 1952 г. играл в театрах и начал сниматься в кино. Сам он старался не упоминать о своих именитых предках, а вот власти о них не забыли: в 1979 г. его не выпустили во Францию с делегацией, представлявшей фильм «Тени исчезают в полдень». Актера реабилитировали только в 1983 г., а после распада СССР он стал членом Российского дворянского собрания.Потомки дворян на советских экранах: 5 актеров, скрывавших свое аристократическое происхождениеВладислав Дворжецкий в фильме «Земля Санникова», 1973Потомки дворян на советских экранах: 5 актеров, скрывавших свое аристократическое происхождениеВладислав Дворжецкий в фильме «Капитан Немо», 1975
Актер Владислав Дворжецкий, известный по фильмам «Бег», «Земля Санникова» и «Капитан Немо», происходил из древнего рода польских дворян. Его отец, Вацлав Дворжецкий, был осужден как участник кружка «Группа освобождения личности» и с 1926 по 1937 гг. находился в лагерях. Из-за этого долгое время он не мог устроиться ни в один театр – бывшего заключенного нигде не брали. Осенью 1941 г. его снова арестовали и освободили только в 1946 г. Тем не менее он сыграл 122 роли в театре и 92 роли в кино. Сын Владислав пошел по стопам отца и стал не менее выдающимся актером. Актерскую династию Дворжецких продолжили его брат Евгений и племянница Анна.Потомки дворян на советских экранах: 5 актеров, скрывавших свое аристократическое происхождениеАлександр Збруев в фильме «Батальоны просят огня», 1985Потомки дворян на советских экранах: 5 актеров, скрывавших свое аристократическое происхождениеАлександр Збруев в фильме «Ты у меня одна», 1993
Мать Александра Збруева, Татьяна Александровна Федорова, происходила из дворянского рода, который был известен еще при Петре I. Его отец занимал пост заместителя наркома связи СССР, а затем – председателя строительного управления Наркомсвязи. Еще до рождения Александра его отца арестовали и приговорили к расстрелу, а когда ему было 1,5 месяца, их с матерью и старшим братом выслали из Москвы в Рыбинск. А вот судьба Александра Збруева сложилась успешно: он стал одним из ведущих актеров Ленкома и популярнейшим киноактером.Потомки дворян на советских экранах: 5 актеров, скрывавших свое аристократическое происхождениеЛюдмила ГурченкоПотомки дворян на советских экранах: 5 актеров, скрывавших свое аристократическое происхождениеДворянкой была бабушка Людмилы Гурченко по материнской линии, Татьяна Ивановна Симонова. После революции она с детьми переехала из Москвы в Харьков и устроилась работать уборщицей на завод. О своем происхождении она никогда не вспоминала и детей воспитывала в строгости.Потомки дворян на советских экранах: 5 актеров, скрывавших свое аристократическое происхождениеСлева – родители Любови Орловой. Справа – Любовь Орлова с матерью, Евгенией НиколаевнойПотомки дворян на советских экранах: 5 актеров, скрывавших свое аристократическое происхождениеЛюбовь Орлова
Держать в тайне свое происхождение приходилось и Любови Орловой. На людях она утверждала, что происходила из простой интеллигентной семьи, хотя на самом деле ее предки были дворянами. Как пишет автор книги об актрисе А. Хорт, «ее отец, Петр Федорович Орлов, принадлежал к дворянству Полтавской губернии и был внесен в третью часть родословной книги, где указывалось дворянство, выслуженное по гражданскому чину или ордену». Бабушка и прабабушка по отцовской линии также были дворянками. Точных сведений о других предках не сохранилось, так как фамилия Орловых была очень распространенной и документально подтвердить более ранние родственные связи крайне сложно.Потомки дворян на советских экранах: 5 актеров, скрывавших свое аристократическое происхождение

Потомки дворян на советских экранах: 5 актеров, скрывавших свое аристократическое происхождение

Актер Георгий Францевич Милляр.

Его отец Франц де Милье был инженером: он прибыл из Франции в Россию для того, чтобы консультировать русских рабочих в области мостостроения. Здесь Франц де Милье познакомился с дочерью иркутского золотопромышленника Елизаветой Журавлевой, которой сделал предложение.
Его детство было безбедным. У них была огромная квартира в Москве, две дачи – в Подмосковье и в Геленджике. Гувернантки-француженки обучали мальчика языкам, музыке, литературе, а тетя, известная в то время театральная актриса, привила ему любовь к театру.
Семья была довольно обеспеченной, и родившийся Георгий ни в чем не испытывал нужды. К сожалению, счастье молодоженов было недолгим – в 1906 году отец Георгия умер.
В 1914 году беззаботное детство кончилось вместе с началом нового периода для страны. Предреволюционные волнения заставили мать увезти сына из неспокойной Москвы в Геленджик, где проживал его дед. После прихода к власти большевиков семья осталась без средств к существованию – революционеры отняли у них и квартиру в Москве, и подмосковную дачу. Елизавете с сыном теперь была положена лишь одна комната в коммуналке, в которую превратилась их огромная столичная квартира. В этот же период семейную фамилию предусмотрительно подправили с де Милье на Милляр. В дальнейшем Георгий Францевич старался не упоминать о своем происхождении и даже в анкетах не сообщал о своем превосходном владении немецким и французским языками.
Несмотря на всенародную любовь и популярность, Георгием Милляром никогда не интересовалась советская пресса, а власти особо не жаловали. Звание Заслуженного артиста этот бесконечно талантливый и скромный человек получил лишь в 85-летнем возрасте.
За свою творческую карьеру Милляр сыграл тридцать больших ролей и множество второстепенных, принимал участие в дубляже семидесяти картин, озвучивал сотню мультипликационных фильмов, писал стихи.Отец актёра и режиссёра Никиты Сергеевича Михалкова, знаменитый поэт Сергей Владимирович Михалков, родился в семье потомственного дворянина Владимира Александровича Михалкова. В те времена, как уже было отмечено выше, дворянское происхождение нужно было скрывать, поэтому Сергей Владимирович начал свою трудовую деятельность в качестве простого рабочего. Стоит отметить, что прадедом Никиты Сергеевича по материнской линии является русский живописец Василий Иванович Суриков, а дедом — художник Пётр Петрович Кончаловский. Род Михалковых уходит своими корнями во времена Ивана Грозного. Среди родственников дворян Михалковых — Лев Николаевич Толстой и Николай Васильевич Гоголь.Сергей Юрьевич Юрский

Сергей Юрский родился в Ленинграде в семье Юрия Сергеевича Юрского (Жихарева), который был художественным руководителем Московского цирка на Цветном бульваре, руководил Ленконцертом. Существует широко распространённое заблуждение, что Юрский — это псевдоним Сергея Юрьевича. На самом деле, это псевдоним его отца — дворянина Юрия Сергеевича Жихарева, взятый им ещё в ранней юности во время выступлений в гимназических спектаклях и являющийся простым производным от его имени — Юрий. Мать — Евгения Михайловна Юрская-Романова (1902—1971) — была музыкальным педагогом.

С середины 1960-х годов был одним из ведущих актёров товстоноговской труппы; среди лучших ролей — Чацкий, Тузенбах, Эзоп в «Лисе и винограде» Г. Фигейредо, профессор Полежаев в «Беспокойной старости» Л. Рахманова. Здесь же Сергей Юрский дебютировал как режиссёр, поставив в 1974 году спектакль «Мольер» по М. Булгакову.
Широкую известность актёру принесли Викниксор в фильме Геннадия Полоки «Республика ШКИД» (1966) и Остап Бендер в «Золотом телёнке» (1968) Михаила Швейцера. Выступал как чтец с программами (в общей сложности пятнадцатью) классических и современных авторов.
В 1978 году Сергей Юрский переехал в Москву и стал актёром, а впоследствии и режиссёром Театра имени Моссовета. С 1991 года одновременно играет и ставит спектакли на сцене театра «Школа современной пьесы».
Повесть «Чернов», написанная им в середине 1970-х годов, стала литературной основой режиссёрского дебюта в кино в 1990 году («Чернов/Chernov»).
Из фильма "Любовь и голуби"

C 1996 года является членом попечительского совета Свято-Филаретовского православно-христианского института.
В 2011 году стал Лауреатом премии «Звезда Театрала».
Сергей Юрский является автором нескольких книг прозы и пьес, написанных под псевдонимом Вацетис.Александр Шалвович Пороховщиков

Прадедом Пороховщикова по материнской линии был Александр Пороховщиков (1833—1918) — дворянин, предприниматель, создатель и владелец ресторана «Славянский базар»; как архитектор и меценат участвовал в сооружении храма Христа Спасителя. Его дочь от первого брака с В. А. Приклонской, Ольга Александровна (1857—1922) — мать Алексия I. Дед, тоже Александр Пороховщиков (1892—1941), был инженером-изобретателем и авиаконструктором, являлся создателем первого в России танка.
Александр Шалвович Пороховщиков родился 31 января 1939 года в Москве в семье Галины Александровны Пороховщиковой (22 февраля 1921 — 12 сентября 1997) и Шалвы Барабадзе.
Сам Пороховщиков в различных интервью всегда рассказывал, что Шалва ушёл из семьи в 1941 году, испугавшись ареста, когда репрессировали отца Галины Александра. Двоюродный брат актёра Виталий Барабадзе, однако, после его смерти рассказал другую версию: Шалва не бросал семью, а в 1941 году ушёл добровольцем на фронт, где его назначили начальником санитарной службы мотострелковой дивизии. На фронте он получил тяжёлое ранение в голову, но всё равно вернулся на фронт начальником эвакогоспиталя и прошёл всю войну (получив орден Красного Знамени и многочисленные боевые награды). Но когда Шалва вернулся с фронта к жене, то обнаружил, что Галина живёт с другим мужчиной — военным архитектором Михаилом Дудиным (1910—2003) и в итоге они развелись. Со слов Виталия, Галина старательно натравливала сына против Шалвы и пресекала все их попытки увидеться, вследствие чего на протяжении все жизни Пороховщиков категорически отказывался поддерживать какие-либо связи и отношения с родственниками со стороны отца.
Галина вышла замуж за Дудина и тот усыновил Александра. Хотя Александр знал, что Дудин ему не родной отец, он его очень любил, но уже будучи взрослым он поменял свою фамилию на девичью фамилию матери.
В кино дебютировал в 1966 году (по другим данным, в 1967 году) — в кинофильме «Поиск» он сыграл не очень большую роль скульптора.
Из фильма "Звезда пленительного счастья"

В 1989 году основал одну из первых в СССР частных киностудий "ТЭМ «Родина» (Творческая экспериментальная мастерская «Родина»), на базе которой совместно с киностудией «Ленинтерфильм» снял автобиографический полнометражный художественный фильм об истории своей семьи — «Цензуру к памяти не допускаю», в котором выступил как автор сценария (вторая премия за лучший сценарий 1990 г. на киностудии «Ленфильм»), режиссёр и исполнитель главной роли.
С 1998 года преподавал актёрское мастерство в ГИТИСе, был художественным руководителем курса.
В ночь на воскресенье 15 апреля Александр Пороховщиков скончался в московской больнице. Причиной смерти артиста стала болезнь сердца, вызванная сахарным диабетом.Олег Иванович Янковский, советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, самый известный представитель актерской династии Янковских. Помимо Олега в семье росли двое старших братьев: Ростислав (советский белорусский актёр театра и кино) и Николай (работавший заместителем директора театра кукол «Теремок» в Саратове).
Будущий актер появился на свет в Казахстане в городе Джезказган, где его отец, бывший царский офицер и дворянин, отбывал ссылку.
Янковские – довольно обширный дворянский род, имеющий польские и белорусские корни. Отец актера Ян Павлович Янковский (позднее закрепилось имя Иван) родился в Варшаве, а родовое имение имел под Витебском. Во время Первой мировой войны служил в звании штабс-капитана в лейб-гвардии Семёновском полку. Сослуживцем и другом Яна Янковского был будущий красный маршал Михаил Тухачевский. Во время знаменитого Брусиловского прорыва Ян Янковский был тяжело ранен, за храбрость был награждён орденом Святого Георгия. После революции Янковский служил в красной армии под началом своего бывшего сослуживца Тухачевского. В последствии это близкое знакомство с опальным маршалом еще неоднократно «аукалось» для семьи Янковских.

О семье Марины Ивановны, матери Олега Янковского, известно не так много. Возможно потому, что ее отец, генерал и герой обороны Порт-Артура воевал на стороне белых и этот факт Янковские старались не афишировать. Им вполне хватало неприятностей, вызванных знакомством с Тухачевским. Но однажды Олег Янковский обмолвился, что его бабушка по линии матери в детстве была близко знакома с Володей Ульяновым.Первый сын, Ростислав, в семье Янковских родился в Одессе 5 февраля 1930 года. Однако вскоре отца арестовали. Первенца Марии Ивановне пришлось поднимать самой. В 1936 году Ивана Павловича освободили, но через год снова арестовали. Однако в этот раз на свободу он вышел гораздо быстрее. В 1941 году, через месяц после начала Великой отечественной войны в семье родился второй сын – Николай. Во время войны Иван Павлович работал в тылу: сначала на плавильном комбинате в Джезказгане, а затем, уже после рождения Олега, на секретном комбинате в Ленинабаде, где добывали уран.
После войны, когда в стране из-за огромных человеческих потерь было тяжело с квалифицированными кадрами, Ивана Павловича, вспомнив о его военном прошлом, привлекли к подготовке офицеров запаса. В 1951 году семья переехала в Саратов. Но к этому времени Иван Павлович Янковский был уже серьезно болен: сказывались годы, проведенные в тюрьме, старое ранение и возраст. В 1953 году он умер. А о самом Олеге Янковском енадо писать отдельную тему. В 2-х слолвах не расскажешь.

Нет ничего удивительного в том, что Алексей Владимирович Баталов во все свои роли, будь то образ парня из рабочей семьи, обыкновенного шофёра или секретаря горкома партии, всегда вносил врождённую интеллигентность и верность внутренним принципам.
Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года в Москве, в самой что ни на есть артистической семье. Его родители, Владимир Баталов и Ольга Ольшевская, были актёрами МХАТа, а по бабушке Баталов имел дворянские корни.

Дед актера Антон Ольшевский был ветеринаром, бабушка Антонина — из дворянской семьи Нарбековых — известным во Владимире врачом. Их дом, в котором и родился Баталов, стоял на Большой Московской улице близ Вокзального спуска. «Меня маленького пешком водили на службу в Успенский собор, где была икона Андрея Рублева, — рассказывает актер. — Наш дом долго стоял, снесли его, уже совсем старый и вросший в землю, лет десять назад. В 37-м бабушку с дедушкой арестовали как врагов народа. Дедушка умер во владимирской тюрьме, а баба Нана отсидела 10 лет только за то, что была дворянкой».

По воспоминаниям, самого Алексея Баталова, до войны он рос практически «буржуйским» ребёнком. А могло ли быть иначе, если всё раннее детство прошло за мхатовскими кулисами? После развода родителей в начале 1930-х годов, когда мать вышла замуж за писателя Виктора Ардова, Баталов с головой окунулся уже в литературную среду. Достаточно сказать, что частой гостьей семьи Ардовых была великая Анна Ахматова. Но мирное детство закончилось в 1941 году. Вскоре после начала Великой Отечественной войны последовала эвакуация в Татарстан, в город Бугульму, где юноша и столкнулся с настоящей и очень нелегкой жизнью. Именно в период эвакуации Алексей Баталов сделал свой жизненный выбор, и этот выбор был естественен и логичен - он решил стать актёром.
Баталов учился на курсе своего дяди, актёра Виктора Станицына, то вполне понятно, что его достижения не очень добрые языки списывали на родственные связи.
Ему посчастливилось встретить, что называется, «своего» кинорежиссёра. Иосиф Хейфиц отобрал молодого и ещё никому неизвестного актёра на одну из главных ролей в картину «Большая семья», ставшую одной из популярнейших советских кинолент 1954 года. Закрепил свой успешный кинодебют Баталов в следующем фильме того же Хейфица, «Дело Румянцева», рассказывающего о том, как молодой честный шофёр в результате махинаций уголовников был обвинён в преступлении. Именно с этого момента началась блистательная кинематографическая карьера Алексея Баталова, которая, так сложилось, поставила крест на работе актёра в театре - с 1956 года он прекратил работу во МХАТе, в труппу которого был принят тремя годами ранее.
Из фильма "Москва слезам не верит"

Нельзя не признать успешным и режиссёрский опыт Баталова: так, именно он ответственен за постановку тех же «Трёх толстяков». С 1975 года, когда Алексей Владимирович принял во ВГИКе курс скончавшегося Бориса Бабочкина, он до сих пор является преподавателем этого прославленного ВУЗа, став в 1979 году профессором, а позднее - заведующим кафедры актёрского мастерства. Заслуги Баталова в развитии отечественной культуры уже давно общепризнанны: он народный артист СССР, лауреат государственных премий СССР и России, Герой Социалистического труда, президент Российской академии кинематографических искусств... Список наград и регалий можно продолжать ещё долго.Маргарита Терехова также может гордиться дворянскими корнями. «Я знаю свою родословную со слов бабушки по маминой линии Галины Станиславовны Томашевич, которая занималась моим воспитанием, — рассказывает дочь «Миледи», актриса Анна Терехова. — Ее дедушку с бабушкой звали Адам и Ева Шеневские, они владели огромным имением в польском городе Радом.
Их дочь Анна Адамовна — меня, кстати, назвали в ее честь — вышла замуж за офицера Станислава Томашевича. Она всегда сама чистила мужу китель, хотя в доме было много прислуги. Как-то увидела намотанные на пуговицу женские волосы — дамы тогда так поступали, чтоб заставить соперницу ревновать, — конечно, был скандал. И прадед тоже Анне закатывал сцены ревности — было дело, даже стрелял в нее из пистолета, ранил в руку. Такая у них была страсть! Прабабушка слыла отличной наездницей. При имении держали конюшню, и у Анны Адамовны были две любимые лошадки — Ласточка и Касатик. В войну рядом с домом устроили госпиталь, и однажды Касатик понесся по аллее, где гуляли раненые. Так Анна бросилась ему наперерез и остановила! Еще она бедным помогала. Бабушка рассказывала, как она забегала в дом, хватала все, что стояло на столе, и отдавала просящим.
Из фильма "Д'Артаньян и три мушкетера"Из фильма "Собака на сене"

Когда прадед пропал без вести в Первую мировую войну, она с тремя дочерьми перебралась в Россию — сначала в Смоленск, потом в Крым. Некоторое время была сестрой милосердия. Потом заразилась тифом, и спасти ее не смогли. Бабушка с сестрами в это время учились в Керченско-Кушниковском девичьем институте, куда принимали только девушек из привилегированных сословий. После революции дети аристократов эмигрировали, а бабушку с сестрами, оставшимися сиротами, отдали в детдом. Она всю жизнь хранила письма Анны Адамовны, посланные из лазарета: «Дорогие мои девочки, я так по вам скучаю…» — все с ятями. Из фамильных ценностей уцелела только польская икона с изображением Божьей Матери, сейчас она у меня».Михаил Боярский

Среди предков актерской династии Боярских тоже есть выходцы из знати. Отец бабушки «мушкетера», петербурженки Екатерины Бояновской, был дворянином.
В юности девушка сама мечтала «поступить на сцену» — гимназисткой играла в любительских школьных спектаклях, не пропускала постановок в Александринке, была лично знакома с Мейерхольдом. Но озвучить свое желание отцу Николаю Игнатьевичу — человеку консервативных взглядов, занимавшему пост директора государственного банка в Петербурге, — так и не решилась. Бояновская окончила Литейную женскую гимназию с золотой медалью и стала студенткой педагогического института. С будущим мужем Александром Ивановичем Боярским, бедным священнослужителем, она познакомилась в детском приюте, который оба посещали по велению души. Отец выбора дочери не одобрил и даже не пришел на свадьбу, а впоследствии, хотя и простил Екатерину, никогда не принимал зятя в своем доме. Не помогло даже благородное происхождение Боярского, чей предок, по семейной легенде, в 1658 году был произведен польским королем Яном II Казимиром в дворянское звание.
Из фильма "Собака на сене"Из фильма "Д'Артаньян и три мушкетера"

«Бабушка умерла, когда мне было шесть лет, — рассказывает Михаил Боярский. — Она была стержнем нашей семьи, без ее благословения ничего не происходило. Нас с двоюродным братом Колькой крестили у нее дома.
Нас с двоюродным братом Колькой крестили у нее дома. Пойти в гости к бабушке Кате для внуков всегда было праздником! Она разрешала нам все, что родители запрещали, — бегать, громко смеяться... В прятки с нами играла. Читала немецкие и французские книги и тут же их переводила...

Это далеко не полный список советских актеров с дворянскими корнями. Большинство зрителей даже не догадывались о тайнах их происхождения, а Любови Орловой даже удалось стать любимой актрисой Сталина.

Картина дня

наверх