На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...

Спасти Ленинград. Подлинная история «ладожского «Титаника»

Даже такая катастрофа, как гибель пассажиров баржи 752, стала лишь фрагментом колоссальной трагедии Ленинграда, потерявшего в тисках блокады более 600 тысяч жителей.Катера доставляют продукты по Ладожскому озеру в блокадный Ленинград. © / Борис Кудояров / РИА Новости

10 июля 1941 года, на третьей неделе войны, гитлеровское командование начало операцию, целью которой был захват Ленинграда. Несмотря на отчаянное сопротивление советских частей, противник приближался. В августе кровопролитные бои развернулись на подступах к городу.

30 августа германские войска захватили Мгу, перерезав последнюю железную дорогу, связывавшую Ленинград с другими районами страны.

8 сентября 1941 года подразделения групп армий «Север» захватили город Шлиссельбург, взяв под контроль исток Невы. Ленинград оказался во вражеском кольце. Начиналась страшная и героическая история ленинградской блокады.

Водная дорога

В те дни еще не было понятно, удастся ли остановить вражеское наступление. Порой ситуация казалась безнадежной. Но для того, чтобы город сохранял шансы на борьбу, ему необходимы были поставки с «Большой земли». В Ленинград нужно было перебрасывать продовольствие и подкрепления для фронта, а из города необходимо было наладить эвакуацию.

Авиация не могла решать подобную задачу в тех масштабах, которые требовались, с суши город был блокирован. Оставалась последняя ниточка — Ладожское озеро.

30 августа 1941 года выходит постановление Государственного комитета обороны о проведении работ по оборудованию побережья Ладожского озера для приема и отправки грузов. Необходимо было расширить прибрежные железнодорожные станции, построить причалы и прорыть к ним подходные фарватеры.

Сроки выполнения работ были поставлены, казалось, нереальные. Уже к 12 сентября должен был быть готов причал для приема одного судна, а к 25 сентября одновременно должна была быть подготовлена возможность для одновременного приема 12 судов.

Невероятно, но факт — 12 сентября 1941 года буксир «Орел» доставил в бухту Осиновец, ставшую главным «портом» осажденного Ленинграда, две речные баржи с зерном и мукой. Из-за сложных метеоусловий одну баржу выбросило на берег, вторая затонула, но водолазам удалось спасти большую часть груза. Результат сочли вполне успешным, и водная артерия заработала.Доставка продовольствия по Ладожскому озеру на барже в осажденный Ленинград, 1942 г. Фото: РИА Новости/ Борис Кудояров

Коварная Ладога

Грузы для Ленинграда доставляли на станцию Волхов, откуда их переправляли на пристань в Гостинополье. Там шла погрузка на баржи, которые буксирами вели через Волховский шлюз до Новой Ладоги.

Оттуда начиналась главная часть маршрута — примерно 15-18 часов по Ладожскому озеру до бухты Осиновец. Там грузы снова перемещались в вагоне, и по железной дороге доставляли в Ленинград. Эвакуация людей из осажденного города шла по данному маршруту в обратном порядке.

Самым страшным на этой дороге более чем 100-километровый участок, который необходимо было преодолеть по Ладожскому озеру.

Слово «озеро» многих вводит в заблуждение. Но Ладога — это не милый дачный водоем. Шторма здесь бывают такие, что нечасто встретишь и в открытом море. В довоенный период грузы везли в основном в обход озера — судоходными каналами вдоль Ладоги. По этой причине судов, способных выдержать удары стихии, было крайне мало. Да и погода осенью никак не располагает для подобных перевозок.Но у Ленинграда не было выбора, не было другого маршрута. Поэтому предстояло действовать, несмотря на риск.

Приказ об эвакуации

16 сентября 1941 года в Ленинграде был сформирован воинский эшелон, в котором находились курсанты, преподаватели и выпускники ряда военные учебных заведений Ленинграда: Военно-морской медицинской академии, Ленинградского военно-инженерного училища имени Жданова, Высшего военно-морского инженерного училища имени Дзержинского, Военно-морского училище связи имени Орджоникидзе. Кроме того, в эшелоне следовали сотрудники Гидрографического управления ВМФ. Среди тех, кто был в поезде, были не только военные, но и вольнонаемные, а также члены семей военнослужащих, женщины и дети.

Примерно в 9:30 утра состав отбыл с Финляндского вокзала Ленинграда, и в первом часу был на станции Ладожское озеро.

Старший эшелона доложил о прибытии начальнику перевозок через Ладожское озеро капитану I ранга Авраамову.

Тот сообщил — баржа, предназначенная для эвакуации, еще не разгружена и занята батальоном, и освободится примерно в 16 часов.

Погрузка баржи под номером 752 (даже свидетели путаются в нумерации, указывая также номер 725 — прим.) началась около 17:00. Как писал позднее в рапорте военком эшелона полковой комиссар Макшанчиков, «баржа уже была частично загружена мелкими партиями людей от различных организаций».

Сначала военных погрузили частично — капитан Авраамов обещал, что за остальными придет другая баржа — но затем все-таки было принято решение разместить всех.

Сколько людей в итоге оказалось на барже, точно неизвестно, ибо учета пассажиров не велось. В рапорте Макшанчикова указано число 1100-1200, другие свидетели утверждали, что их могло быть и около 1500.Ладожское озеро, единственная транспортная магистраль, связывающая блокадный Ленинград со страной.Ладожское озеро, единственная транспортная магистраль, связывающая блокадный Ленинград со страной. Фото: РИА Новости/ Борис Кудояров

Баржа не выдержала шторма

Сходятся очевидцы в одном — старая баржа, ранее использовавшаяся для перевозки скота, была сильно перегружена. Затем началась неразбериха с буксиром, и в итоге отправка баржи задержалась еще, по разным оценкам, на 2-4 часа.Когда буксир «Орел» под командованием капитана Ивана Ерофеева вывел баржу в Ладогу, погода была почти идеальной. Измученные люди в тюрьме быстро заснули, несмотря на запах навоза и, мягко говоря, не самые комфортные условия.

Но спустя несколько часов Ладожское озеро продемонстрировало свои худшие стороны. Ветер усилился, началось волнение. Ситуация стала тревожной — перегруженная баржа не была предназначена для таких испытаний.

Между двумя и тремя часами ночи люди в трюме обнаружили, что началось интенсивное поступление забортной борьбы. Моряки были подготовлены к борьбе за живучесть, но как за нее бороться на барже, где для этого нет ничего? Течь пытались затыкать вещами, воду вычерпывали найденными ведрами, но все это плохо помогало.

По словам свидетелей, к этому моменту сила шторма достигла 7-8 баллов. Волны заливали палубу баржи, смывая за борт людей из трюма, заполнявшегося водой.

Помимо людей, на баржу были загружены несколько машин, находившихся на палубе. Чтобы облегчить судно, их столкнули за борт. Увы, это не слишком помогло.

Ледяная вода и немецкие стервятники

Баржа номер 752 погрузилась в воду настолько, что дальнейшая ее буксировка стала невозможной. Одни свидетели пишут, что трос лопнул, другие — что его обрубила команда «Орла». В сложившихся условиях это непринципиально. Буксир оставался рядом с баржей, подавая сигналы бедствия.

Наладить спасение людей в условиях волн высотой в несколько метров было почти нереально. «Орел» рисковал быть опрокинутым сам. Да и не могло принять на борт маленькое суденышко много людей.

Тем не менее, команда Ивана Ерофеева делала невозможное. Людей выхватывали из ледяной воды.

Про ледяную воду не преувеличение. Ее температура в ночь с 16 на 17 сентября 1941 года колебалась в Ладоге от 4 до 9 градусов тепла. Те отчаянные курсанты, которые, будучи хорошими пловцами, решались покинуть баржу, пытаясь спастись вплавь, погибали в считанные минуты от переохлаждения.

На барже не было ни спасательных шлюпок, ни других средств спасения. Шторм, тем временем, усилился до девяти баллов.

Баржа разрушалась под ударами волн. Те, кто выжил, вспоминают — за исключением единичных случаев, среди пассажиров не было таких, кто пытался выжить за счет других. Наоборот, курсанты и офицеры бросались в воду, чтобы спасти упавших за борт.

В разгар трагедии появились вражеские самолеты, которые открыли огонь по гибнущим из пулеметов. Ответный огонь из пистолетов, винтовок по фашистам вели и с баржи, и с буксира «Орел».

«Отец и муж, он решил сам прекратить бесполезные мучения семьи»

Многих охватило отчаяние. В журнале «Неизвестная планета» в 1998 году был опубликован рассказ Владимира Солонцова, который будучи, курсантом, оказался в ту ночь на барже номер 752: «В эти минуты лейтенант Емельянов осознал, что не сможет спасти свою семью. Он представил себе страшную гибель двухлетней дочери и жены, жизнь без которых теряла всякий смысл. Отец и муж, он решил сам прекратить бесполезные мучения семьи. Он поставил в известность о своем намерении военкома Макшанчикова... Ему никто не мешал. Волна подхватила окровавленные тела и унесла в темноту глубин. Криков и причитаний не было...».

Кто-то из тех, у кого было личное оружие, поступал как лейтенант Емельянов, кто-то боролся до конца.

Из дневника 22-летнего выпускника Военно-медицинской морской академии Аркадия Шварева: «Орел» начал уже подходить к нашим плотам. В это время огромный водяной вал поднял на большую высоту густую мешанину из обломков и людей и бросил ее на наши плоты. Почти всех с плотов смыло, некоторых к тому же ударило тяжелыми бревнами. Я же, не дожидаясь того, чтобы несущиеся бревна прикончили мое существование, бросился по этим самым бревнам в направлении буксира, находившегося в метрах пяти от меня. Женя Дударев (остававшийся еще на плоту) потом рассказывал, что я, как Святой Георгий, по воде, не погружаясь, добежал до самого буксира. Действительно, я так быстро и удачно перескакивал с одного бревнышка на другое, с одной доски на другую щепку, что они не успевали погрузиться. Лишь в последний момент, у самого борта «Орла», я сорвался с бревнышка, но успел схватить конец каната, брошенного с буксира...».

Из воспоминаний Владимира Солонцова: «Относительно безопасным местом, куда не так проникала вода, была шкиперская pvбка. Поэтому мужчины стали собирать в ней промерзших женщин, детей и подростков... Вдруг накатившаяся волна какой-то странной трехгранной формы тараном ударила по стенкам рубки. Оставшиеся на палубе люди издали крик ужаса. Hаходясь на крыше, я сразу не понял, что этот водяной вал сорвал рубку с палубы и вынес ее за борт. Hикто не мог даже предположить такого варианта. Рубка стала быстро погружаться почти без крена. Кричали оставшиеся на палубе люди. В рубке все было как-то тихо — женщины и дети, вероятно, в первый момент даже не поняли, что случилось. Рубка ушла на дно меньше чем за минуту и, когда вода хлынула в нее, матери, скорее всего, успели лишь прижать детей к себе. Их личная борьба за жизнь была проиграна... Это были страшные мгновенья в моей жизни. Я - сильный мужчина - стоял на уходившей под воду рубке и ничего не мог сделать для спасения людей. Когда вода дошла до пояса, я оттолкнулся и поплыл в сторону "Орла". Трудно сказать - за какое время, но мне все же удалось добраться до буксира. Матрос бросил мне веревку и помог подняться на палубу. Я присоединился к спасателям. А трагедия продолжалась».

Курсанты Михаил Ситкин и Иван Вдовенков вспоминают, как их плотик волной прижало к борту буксира вровень с палубой и они просто спрыгнули на нее. Через некоторое время к "Орлу" подплыла женщина. Hа ней было только нижнее белье, а шел уже четвертый час после начала катастрофы. Ей бросили веревку, и она самостоятельно поднялась на борт.

Это, пожалуй, самые счастливые случаи.

Hо большинство людей были обессилены и парализованы холодом. Одному офицеру удалось добраться до буксира, но сил схватить круг не осталось. Его затянуло под корму, и в памяти навсегда остались его наполненные безысходной тоской глаза.

Из рассказа Владимира Солонцова: «К концу трагедии баржа была низко притоплена, и только нос с кормой немного выступали из воды. Оставшиеся на ней люди при каждом приближении волны дружно и громко предупреждали: "Держись! Волна!" Держались за выступы, за палубные детали, за проломы. Тяжело тянулись часы. Люди начали переохлаждаться, коченеть. Тех, кто застывал окончательно, волны смывали с палубы за борт, либо в трюм. Потом, спустя месяц, в заполненном водой трюме будет найдено много трупов.

Hа горизонте виднелась канонерская лодка "Селемджа", и люди очень надеялись на нее. Hо "Селемджа" в течение всего дня отбивала налеты вражеской авиации. Это тоже, наверное, было необходимо, но когда рядом гибли люди, еще более необходимым, безусловно, было спасать их. Hо этого не делалось. И лишь когда "Орел" приблизился к канлодке, и контр-адмирал Заостровцев под угрозой применения оружия приказал ее командиру немедленно оказать помощь оставшимся на барже, "Селемджа" подошла к терпящим бедствие. Ей удалось спасти еще 24 человека. Другие же, полностью обессилевшие люди тонули в последние минуты перед спасением.

...Жутко смеялась женщина с наброшенными на лицо волосами. Она какое-то время держалась еще в люке на палубе баржи, а затем была сброшена за борт. В метре от правого борта женщина старается удержать веревку, но закоченевшие пальцы разжимаются, и она буквально свечой уходит в глубину, а ее длинные прямые волосы колышутся пшеничным снопом в прозрачной воде Ладоги...».

Николай Михайлович Лазарев, автор капитального труда «Титаник» Ладожского озера», вспоминает: "Курсант первого курса паросилового факультета Александр Шнайдман в критический момент катастрофы, как и все пассажиры баржи, стоял на верхней палубе. Участок палубы, на котором он находился, оторвало от баржи и снесло волной в сторону от неё. При этом волной его не накрыло. В первые мгновения он не осознал всего того, что с ним произошло. Он не понимал, что находится на обломке палубы, а не на барже. Но затем, мобилизовал своё внимание, волю, осмотрелся и оценил обстановку вокруг себя. Справа, в метрах тридцати плавала баржа. Буксирный пароход «Орёл» в нескольких метрах раскачивался на волнах, подбирал с дощатых обломков и из воды плававших людей. Александр так же заметил, что на якоре буксира, крепко вцепившись в него руками, сидел человек в белых трусах. Носовая часть буксира то погружалась в воду, то появлялась над поверхностью воды. Курсант на якоре был почти полностью раздетым и проходил жестокие испытания: то принимал холодную водяную ванну, то охлаждался пронизывающим ветром, который гнал воздух, наполовину разбавленный водяной пылью.
Шнайдман быстро двинулся по обломку палубы в сторону буксира, схватился за его фальшборт (ограждение по краям наружной палубы корабля, представляющее собой сплошную стенку без вырезов или со специальными вырезами для стока воды — И.Ф.) и перевалился на палубу. Всё это он проделал относительно легко, так как в воде находился непродолжительное время и сохранил свои силы. Оказавшись на палубе, он вспомнил о человеке, державшемся на якоре буксира, направился в носовую часть парохода и вытащил его на буксир. Так Александр вызволил из воды студента первого курса электротехнического факультета Л.Ф.Суевалова.
Впоследствии Л.Ф.Суевалов стал доктором технических наук, профессором, начальником кафедры военно-морской академии кораблестроения и вооружения имени А.Н.Крылова, инженер-контрадмиралом».

Живые и мертвые

Под ударами волн баржа окончательно разломилась на части. В ледяной воде остались сотни людей, державшихся за обломки.

Экипаж буксира «Орел» сотворил немыслимое — из воды были спасены 216 человек. Еще 24 подобрала канонерская лодка «Селемджа». Спасенные были доставлены в Новую Ладогу.Согласно рапорту полкового комиссара Макшанчикова, из 443 человек из училища имени Дзержинского спаслись 95, в Военно-морской медицинской академии выжили 47 человек из 190, в училище имени Орджоникидзе — 42 человека из 186. По списочному составу среди выживших очень мало женщин и нет детей — всех их забрала Ладога.

Общее число погибших комиссар оценивал в 900-1000 человек. Некоторые исследователи утверждают, что эти данные занижены и в действительности жертв было 1200-1300.

Из дневника Аркадия Шварева, запись от 24 сентября 1941 года: «В 10.00 прием „утопленников“ у начальника МСУ бригврача Федора Федоровича Андреева. Его речь: „Ленинград не сдадим“, „Ваш переход через Ладогу был все же рентабельным“. Он попросил почтить память погибших вставанием. Мы встали около Т-образного стола, он дал команду сесть, но мы еще долго (не сговариваясь) стояли».

Спасение для Ленинграда

Трагедию баржи номер 752 окрестили ладожским «Титаником». Она действительно была самой масштабной катастрофой подобного рода на маршруте Осиновец — Новая Ладога, но далеко не единственной. В первую военную навигацию от действий противника и во время штормов затонуло 5 буксиров и 46 барж. Люди во время переправы погибали десятками и сотнями. К примеру, 4 ноября 1941 года при попадании 250-килограммовой немецкой авиабомбы в носовую часть советского сторожевика «Конструктор» погибли 200 эвакуируемых и членов экипажа.

Был ли оправдан риск? Судите сами — пока в 1941 году была возможна навигация по Ладоге, в Ленинград водным транспортом перевезли 60 тысяч тонн грузов, из них 45 тысяч тонн продовольствия.

Да, 45 тысяч тонн продовольствия при нуждах Ленинграда — это немного. Но ведь без этих тонн не выжили бы тысячи ленинградцев. Судами по Ладоге в 1941 году из осажденного города были успешно эвакуированы 33 тысячи человек, переброшены 20 тысяч военнослужащих.

Оправдывает ли это все гибель пассажиров баржи 752? Нет, конечно. Те, кто выжил, строго судили организаторов эвакуации, указывая на их грубейшие просчеты.

Выжившие имели на это право, но у нас не поворачивается язык судить тех, кто в условиях жесточайшего цейтнота организовывал переправу через Ладожское озеро.

Гибель баржи 752 не была тайной

А теперь несколько слов о вранье, которое окружает историю гибели баржи 752. Утверждения, что эта трагедия была засекреченной, являются ложью. Опубликованный в 2004 году рапорт полкового комиссара Макшанчикова, на который мы ссылались в материале, полностью соответствует в своих основных положениях рассказам выживших, которые приводились в различных СМИ задолго до самого рапорта.

То, что рапорт был засекречен — не попытка что-то замолчать или скрыть, а просто особенности архивов, где снятие грифа секретности с тех или иных документов проходит в определенном порядке.

Да, про гибель баржи 752 не рассказывали на первых страницах ведущих советских СМИ. История не из тех, которые в СССР называли примерами мужества и героизма. Хотя подвиг команды буксира «Орел» не подлежит сомнению. Но рот на сей счет никому не затыкали, с выживших справок о неразглашении не брали.

Была и еще одна причина. Даже такая катастрофа, как гибель пассажиров баржи 752, стала лишь фрагментом колоссальной трагедии Ленинграда, потерявшего в тисках блокады более 600 тысяч жителей. Погибли более 300 тысяч советских солдат и офицеров, оборонявших город, десятки тысяч пропали без вести.

Спустя годы после войны на берегу Ладожского озера — там, куда волны еще долго выносили тела погибших, поставили памятную стелу, а затем надгробную плиту с их именами. Теперь этот памятник называется “Ладожский курган”. Рядом открыт музей “Дорога жизни”.Вечная память всем павшим, вечная благодарность выстоявшим.

http://www.aif.ru/society/history/spasti_leningrad_podlinnay...

https://flot.com/history/patriotwar/barza.htm?print=Y

https://hist-etnol.livejournal.com/6055797.html

Картина дня

наверх