Искусство вышивки хорошо знакомо каждому, но вот зардози – особая техника вышивки драгоценными нитями – может поразить воображение даже самого искушенного зрителя.
Сегодня я расскажу об объемных картинах шейха Шамсуддина, которые признаны самыми дорогими в мире. Мастер – вышивальщик в 13 поколении, и равных ему в этом искусстве – нет.
Над некоторыми изделиями Шамсуддин трудился годами: так, знаменитую вазу с цветами он вышивал в подарок жене на протяжении 11 лет, а другая его картина – «Добрый пастырь» – результат 18-летнего труда! Сложно даже представить, сколько часов было потрачено на создание каждой из этих удивительных вышивок!
Рекордсменом стоимости среди работ Шамсуддина стали его знаменитые «Шахматы», цена которых сопоставима, разве что, с ценой знаменитых жемчужных ковров Барода. В 1983 году Король Саудовской Аравии Фейсалпредложил за них два миллиона восемьсот тысяч долларов (по другим данным 2,3 млн.), но Шамсуддин, как и большинство самых обычных вышивальщиков и вышивальщиц, со своими работами расставаться не любил и шейху отказал. К сожалению, эту вышитую картину в большом разрешении я не нашла, только вот такую.
С весом и ценой этих грандиозных вышивок может поспорить только время и труд, затраченные на их изготовление. Так, например, на создание тех же «Шахмат», мастер истратил 30 лет своей жизни, и это, кстати, отлично объясняет его отказ продать работу арабскому шейху.
Вообще, нежелание Шейха Шамсуддина расставаться со своими работами сыграло на руку не только всем поклонникам его искусства (иначе работы разлетелись бы по закрытым частным коллекциям), но и ювелирному дому Kohinoor Jewellers, который при жизни мастера был его эксклюзивным поставщиком (драгоценные камни и нити), а после смерти Шамсуддина (1999 год) открыл у себя галерею его работ (Shams Gallery).
«Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!» Доступ в галерею открыт для всех желающих (по предварительной записи и после тщательной проверки) и все, кто там побывал, говорят, что это незабываемое зрелище. Музей оснащен по последнему слову техники с климат-контролем, световыми эффектами и мобильными стенами, приходящими в движение с помощью пультов».«Мастерская Раисуддина находится на окраине Агры. На втором и третьем этажах большого жилого дома трудятся десятки людей. В мастерской целый день царит полная тишина, работники так сосредоточены, что посторонний шум только мешает. «Главный Мастер» внимательно следит за работой.
Женщин с иголкой и нитками здесь не увидишь, такая ответственная работа — только для мужчин! Многим из мастеров уже за пятьдесят, и большинство носят очки. «Высшим пилотажем» здесь считают вышивку, изображающую животных — стежками и цветом нити нужно передать фактуру кожи, направления шерстинок, или, например, тонкие волоски на морде лошади. До такой работы допускают только самых опытных профессионалов. Мастер Хаджи Масуд вышивает целых сорок лет. Чтобы сделать «мор» — павлина с распущенным хвостом, одних только зеленых ниток ему потребовалось больше двадцати разных оттенков. А на всю картину с деревьями и листьями — больше пятидесяти!»
И все же ни один из этих мастеров не может достичь высот, покоренных гениальным Шамсуддином. Чего стоят одни только рамы, обрамляющие все картины кроме последней ("Букет цветов"), для которой ослепший вышивальщик сделать раму уже не успел.
Умер Мастер Шамсуддин в 1999 году в возрасте 89 лет. Его Прощальным подарком жене и стала потрясающая ваза с букетом цветов, которую он вышивал более 11 лет. Эта работа потребовала ок 1000 часов. В ней больше всего драгоценных камней общим весом ок 20,000 карат. Размер 2, 30 м x 1, 68 м.
Ну и напоследок хочу показать вот это. Не знаю, делали ли их мастера Шамсуддина или кто еще, но приобретены они были в Индии.Это маленький, но чтобы повесить на стену - пришлось вставлять шурупы.
А вот это уже побольше и весит он основательно. Уж это точно!
А теперь поближеИ это все натуральные камниЯ когда увидела это произведение искусства, просто не смогла уйти.
Свежие комментарии