На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Как-то совершенно мимо меня пролетело его творчество, ни песен ни имени никогда не слышал. А то, что услышал сейчас, ...От одесского жули...
  • Александр Сысоев
    Светлана, полностью согласен: мне творчество Аркадия Северного совсем никак. Хотя я любил и люблю бардовские песни, н...От одесского жули...
  • Светлана Митленко
    Может Мурзилка? Или Костер. Еще Пионер был журнал.GIF-ки, которым б...

История одной песни. Оренбургский пуховый платок

В 1958 году в Оренбурге создавался русский народный хор. Сотрудники местной филармонии позвали для написания  песен в первой программе музыканта Григория Пономаренко и поэта-песенника Виктора Бокова. Несколько слов об авторах.Григорий Фёдорович Пономаренко родился 2 февраля 1921 года на Украине в селе Моровск Козелецкого района Черниговской области в семье крестьянина. Первые уроки музыки пятилетнему Грише дал его дядя, который стал учить мальчика игре на баяне. Через год он уже мог играть на поселковых праздниках, а в школьные годы — работать баянистом в Доме пионеров и Доме культуры ДнепроГЭСа. С 1940 по 1949-й Пономаренко работал баянистом в различных армейских ансамблях, с 1950 по 1952-й — в Русском народном оркестре им. Н. П. Осипова, с 1952 по 1963-й — музыкальным руководителем Волжского народного хора, с 1963 по 1973-й — русского народного хора Дворца культуры Волгоградского тракторного завода. За годы творческой деятельности композитором была написана оперетта «Старым казачьим способом» (1980), «Гопак для оркестра» (1952), концерт для домры с оркестром (1950); хоровые произведения, музыка к спектаклям драматического театра, телеспектаклям и кинофильмам, однако основу творчества Пономаренко составляют многочисленные песни. Среди них неизменной популярностью пользуются «Ивушка» на слова В. Алфёрова; «Оренбургский пуховый платок», «Коло-коло-колокольчик», «Ой, снег-снежок», «Молодой агроном» на слова В. Бокова; «Подари мне платок», «А где мне взять такую песню?», «Растёт в Волгограде берёзка» на слова М. Агашиной, а также цикл песен на стихи Сергея Есенина. Григорий Пономаренко имеет звание Народного артиста СССР (1990), а также правительственные награды. Григорий Фёдорович Пономаренко трагически погиб в автокатастрофе 7 января 1996 года. Похоронен в Краснодаре на Славянском кладбище.Виктор Фёдорович Боков родился 19 сентября (6 сентября по старому стилю) 1914 года в деревне Язвицы Владимирской губернии (ныне Сергиево-Посадский район Московской области) в семье крестьянина. После окончания школы учился в Загорском педагогическом техникуме, а с 1934 по 1938 гг. — в Литературном институте им. А. М. Горького в Москве. В 1930-м опубликовал своё первое стихотворение в загорской газете «Вперед». В 1941 году Виктор Боков стал членом Союза Писателей СССР. В 1942 г. поэта призвали в действующую армию, однако будучи ещё курсантом Боков был арестован за «разговоры», осужден по 58-й статье и отправлен в СибЛаг. В лагере поэт провёл 5 лет, освободившись в 1947-м году. С 1948 по 1958 Боков с семьёй находился в ссылке в деревне Ильино Боровского района Калужской области. Творчество поэта стало востребованным во время хрущёвской оттепели. Боков становится лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957) и Всесоюзного конкурса на лучшую песню (1960), а в впоследствии — членом правления Союза писателей РСФСР и редколлегии еженедельника «Литературная Россия». В настоящее время Виктор Боков известен главным образом как поэт-песенник. Среди наиболее популярных песен на его стихи можно назвать «Выходил на поля молодой агроном», «Гляжу в поля просторные», «На побывку едет молодой моряк», «Оренбургский пуховый платок», «На Мамаевом кургане тишина», «Я назову тебя зоренькой» и др. Поэт награждён орденом Трудового Красного Знамени, Дружбы народов и «Знак Почета». Виктор Фёдорович Боков скончался в подмосковном Переделкино 15 октября 2009 года. Похоронен на Переделкинском кладбище.

Прибыли они в Оренбург, создали несколько песен. Но настоящего удовлетворения от творчества не смогли получить. Не создавалась  песня, которая стала бы  сердцем для  программы.

Так и уехали бы они, но помог случай. В поиске сувениров пришли они на местный рынок. Виктор Боков выбрал для своей мамы в подарок самый тёплый и красивый оренбуртский платок.

Поэт вспоминал: «Я представил себе, — вспоминал поэт, — как в зимний, холодный вечер на ее плечи ляжет эта теплая, затейливая, пушистая вязь. И тут, словно ниточка в пряже, потянулись одно за другим слова искомой песни. Не выходя из здания почты, на бланке телеграммы я записал весь ее текст.»

Пономаренко, когда прочитал, ахнул от восторга. И пока они возвращались в гостиницу, уже созрела мелодия.

Друзья-соавторы расцеловались на радостях и тут же, не откладывая, отправились на репетиционную базу Оренбургского хора. Виктор Боков прочитал стихи и стал их диктовать, чтобы девушки записывали, а Пономаренко наигрывал по ходу чтения мелодию на баяне.

— Не удалась нам первая репетиция, — рассказывал мне композитор. — Певиц-то наших, приехавших после учебы по распределению в Оренбург из других мест, от мам их родных оторвали. «Оренбургский платок» напомнил им о родном доме, вот и всплакнули девчата. А после слез, как известно, голоса «садятся».

Да тут еще директор филармонии зашел их послушать (до этого он, по-моему, мукомольной фабрикой руководил). — Что вы тут нюни развели! — говорит. — Не пойдет эта песня, не отображает она производственного процесса, не стучат в ней станки или челноки хотя бы. Вы уж лучше про коз наших что-нибудь сочинили, из чьего пуха пряжа на платки оренбургские идет...

Так и уехали мы с Боковым, как говорят, несолоно хлебавши. Расстроились очень. А через некоторое время получаем из Оренбурга письмо: «Спасибо за песню! Очень она удалась. Девушкам нашим, хористкам, связали оренбургские платочки-паутинки.

Выходят они на сцену, рассаживаются кружочком, накидывают на свои плечи эту паутинку. Поют и плачут. И в зале не без того... По многу раз подряд петь «Оренбургский платок» заставляют. Иной раз ведь и сладкое надоедает. А тут: только начнут хористки на аплодисментах хоровод плясать, зал встает и скандирует: «Оренбургский плато-о-о-к! Оренбургский плато-о-о-к!» И мы ее вновь затягиваем вместе с залом».

Эту песню с восторгом встречала публика и не отпускала, вызывала на «бис» юных певиц. Эта песня и в наше время вызывает душевный трепет, особенно, в замечательном исполнении Людмилы Зыкиной.

В этот вьюжный, не ласковый вечер, 
Когда снежная мгла вдоль дорог, 
Ты накинь, дорогая на плечи 
Оренбургский пуховый платок. 
Я его вечерами вязала 
Для тебя, моя добрая мать. 
Я готова тебе, дорогая, 
Не платок, даже сердце отдать.

Ветер шарит, как странник, по ставням, 
За окном завывает метель. 
Для тебя самовар я поставлю, 
Для тебя отогрею постель. 
В этот час одинокий вечерний 
Мне с тобой хорошо говорить. 
Как мне хочется лаской дочерней 
Все морщинки твои удалить.

Чтобы ты в эту ночь не скорбела, 
Прогоню от окошка пургу. 
Сколько б я тебя, мать, ни жалела, 
Все равно пред тобою в долгу. 
Пусть буран завывает сильнее, 
Мы не пустим его на порог, 
И тебя, моя мама, согреет 
Оренбургский пуховый платок.

1958Григорий Пономаренко буквально боготворил, как эту песню исполняла Людмила Зыкина, считал ее исполнение самым лучшим, образцовым.

Зыкина

 

Оренбургский хор

 

Таисия Повалий

 

Юлия Музылева

 

 
 

Картина дня

наверх