На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • ВераВерная
    Спасибо за пост.30 первых фотосни...
  • Светлана Митленко
    Да вроде он сам и испугался!Гифки 81
  • Светлана Митленко
    О высокочтимая Инна, которая кличет себя Диаманти. Не соблаговолите ли назвать имя писателя, чьи рассказы о животных ...Рассказы о животн...

Воздушная ажурная паутинка: знаменитое елецкое кружево

В старину рукоделие было неотъемлемой частью быта русских женщин и девушек.

Мастерицы пряли, шили, вышивали. Особенно ценилось кружевоплетение. Все мы слышали про вологодские кружева. Но есть еще одна область в России, чье кружево весьма ценилось. Одним из самых известных видов этого промысла считается елецкое кружево. Эти плетеные узоры считаются наиболее тонкими и легкими по сравнению с кружевами, изготовленными в других областях.Полотенце с кружевом 1801 года. | Фото: liveinternet.ru.Полотенце с кружевом 1801 года.
Точную дату возникновения елецких кружев назвать сложно. Одни исследователи говорят о XVII веке, другие склоняются к XVIII столетию. Первое свидетельство об этом кружеве датируется 1801 годом. На это указывает прошва на полотенце с надписью: «сей плат шила диаконова дочь Александра Ивановна 1801 года». Редкая сетка на узоре присуща стилю мастериц из Ельца.Елецкое кружево. | Фото: colors.life.Елецкое кружево.
Развитию кружевоплетения в Ельце (Липецкая область) поспособствовали регулярные неурожаи в округе. Жителям необходимо было искать другие способы заработка. Поначалу ельчане занимались плетением гаруса (шерстяного шнура для отделки солдатских мундиров), но с изменением вида военной формы этот помысел сошел на нет. Растущая же популярность кружева позволила мастерам перейти от одного плетения к другому.Елецкое кружево делается при помощи коклюшек. | Фото: ddt48.ru.Елецкое кружево делается при помощи коклюшек.

Из-за относительной дешевизны ниток кружевоплетением могли заниматься представительницы низших сословий, а после отмены крепостного права 1861 года для бывших крепостных это и вовсе стало чуть ли не единственным видом заработка.
Кружевоплетением занимались в радиусе 30 километров от Ельца. Наиболее ценились изделия мастериц Знаменского монастыря. В своей работе женщины использовали шелковые, льняные, хлопчатобумажные нитки.Кружевной кокошник. | Фото: colors.life.Кружевной кокошник.
Кружевной аксессуар. | Фото: ozonmag azin.ru.Кружевной аксессуар.

Первые рисунки узоров были завезены из Европы, но со временем елецкие умельцы стали придумывать свои мотивы. Кружева из Ельца стали популярны и качественны настолько, что многие нечистые на руку дельцы продавали их под видом заграничных изделий типа «французский валасьен».Пелерина из елецкого кружева. | Фото: delaemrukami.info.Пелерина из елецкого кружева. 

К концу XIX века Елец занял первое место в России по производству кружева. В 1890-х годах в этом промысле было занято более 30 тысяч жителей. За свое изящество, прозрачность и воздушность узоров елецкие кружева ценятся до сих пор.

Воздушное очарование работ елецких кружевниц

"Ох, елецкое тонкое кружево,
Под коклюшки душою звеня…
Из комода я сколок возьму,
Все иголочки в нем переткну…
Счастья выплету белый узор -
И получится наш разговор! "  

Впервые Елец упоминается в летописи от 1146 г. как укреплённый пункт для защиты от половцев на рубеже Рязанского княжества. Название от русского диалектного елец "дубовый или еловый лесок, заросль, роща".              

Елецкие кружева известны в России с конца XVIII века. Именно тогда здесь, в Ельце, возник один из центров, где россияне начали активно осваивать это пришедшее к нам из Европы искусство. художник Известно, что в елецкой округе, в радиусе до 25 вёрст, уже в начале прошлого столетия далеко не простое ремесло кружевоплетение освоили сотни человек. Поначалу рисунки для узоров ельчанам доставлялись из-за границы, но со временем здесь появились свои самобытные художники, свой, неповторимый стиль, который отличает елецкие кружева и поныне.кружевоплетениеХудожники по кружеву, в разное время работавшие на предприятии Елецкие кружева — Рябых Эльвира Константиновна художник по вышивке, Дорошенко Светлана, Васенкова Анна Дмитриевна, Пальчикова Клавдия Дмитриевна.кружево для одеждыСкатерть, автор Светлана Дорошенко кружевная одежда Скатерть, автор Светлана Дорошенкокружево ручной работы

              Перчатки и шапчка-шлем , автор Дорошенко Светлана  

коллекция одежды

 Пелерина, перчатки, автор Светлана Дорошенко

выставка

Жакет, автор С . Дорошенко

Мэр города Липецка в дар Алексию 2 кружевное панно,на открытие храма Христа Спасителя.Панно выполнено по рисунку С Дорошенко.Сейчас панно находится в музее храма Христа Спасителя.

Это маленькая толика того, что создала художник Светлана Дорошенко. Ее  кружевные модели узнаваемы. Наверняка  эти фото многие встречали в интернете.  А это работы Светланы Фадеевой:  Жакет, автор Фадеева С.Е.Палантин , перчатки и шапочка, автор Светлана Фадеева.Туника Рыбки , автор  Фадеева С. Е. Вечернее платье Царица ночи, автор кружевной части Светлана Евгеньевна Фадеева.

Европа впервые познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 году на Всемирной выставке в Вене, причем работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов. В1927году году на Всемирной выставке в Париже была получена золотая медаль, в 1938 году – в Нью-Йорке. Работы елецких кружевниц неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, получали медали, дипломы и награды. Диплом второй степени и большую Серебряную медаль завоевали елецкие кружева в 1957 году на всемирной выставке в Брюсселе. Они были отмечены призами на выставках в Лондоне и Нью-Йорке.  А в 1994 году на выставке в Москве елецкие кружева были удостоены золотой медали.Коллекции изделий елецких кружевниц хранятся в Музее народного искусства, Государственном Русском музее, Государственном Музее этнографии СССР, и других музеях страны.кружево ручной работыЦентральная скатерть — работа Светланы Дорошенко.

Кружево по красоте сравнивают то с паутиной, сверкающей в лучах солнца, то с морозным узором на оконном стекле, то со сказочным разноцветьем лугов. Кружева способны преобразить любое изделие, сделать из повседневного праздничным любой наряд.      В отличии от изделий мастериц других районов страны, елецкие кружева богаты более светлой сеткой, узорчатыми деталями, различной плотностью плетения, выбором новых мотивов в формах цветов и листьев. Елецкие кружева выделяются также своеобразным построением композиции рисунка: орнамент на крупных вещах состоит из небольших отдельных растительных узоров, розеток, квадратов и нарядных решеток. Весь рисунок кружева построен в строгом выразительном ритме: детали чередуются, но вместе составляют единую художественную, осмысленную, гармонически слитную картинку.коллекция одежды

 Полупальто , автор Дорошенко С. В.

 А  совсем недавно я познакомилась с творчеством  еще одной замечательной женщины — художника по  елецкому кружеву Светланы Бондарчук.художник

 Я поняла, чьи это работы, в которых просматриваются  крылья птиц, работы,которые восхищают и завораживают.  

Вот что пишет Людмила Долгина в статье  "И дольше века длится нить»   " В Ливнах директор краеведческого музея привел нас в частную мастерскую. "Это обязательно надо посмотреть. У нас в музее есть образцы, но здесь такое..." "Такое" действительно было на грани невозможного.

В небольшой светлой комнате стояли манекены, на них кружево сказочной красоты. Красоты необычайной. Вы видели когда-нибудь целое платье из кружева? А пальто? А царственный шлем россиянки средних веков из золотой нити? Ваша фантазия может отдыхать. Подобную роскошь и красоту и вообразить себе невозможно, не готово наше воображение представить себе, к примеру, брючный костюм, целиком сплетенный из нитей голыми руками без единой строчечки."кружево для одеждыИз биографии Светланы Бондарчук. Светлана, девочка из провинции, после окончания школы приехала покорять Москву, окончив в Армавире художественную школу. Она из семьи военнослужащего. В художественном училище имени 1905 года ей сказали, что у нее декоративное ощущение живописи, рисунка и композиции, и посоветовали поступать в Московское художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Туда они с папой и отправились.

"Когда мне было 15 лет, мне очень понравилось слово кружево. Я просто им заболела – оно казалось очень воздушным. Я же еще не знала, что это часы кропотливой работы. Такая вот ошибка молодости, - смеется Светлана Бондарчук.

Мастерству Светлана Бондарчук училась основательно: закончила Московское художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина (отделение кружевоплетения), получив квалификацию художник-мастер, и Московский технологический институт, отделение декоративно прикладного исскуства . кружево ручной работы

Потом попала по распределению на фабрику «Елецкие кружева».С тех пор жизнь ее неразрывно связана с кружевом. В 1998-1999 годах создала серию концертных костюмов для Людмилы Зыкиной и кружевные кофточки для Марины Неёловой.коллекция одежды

 Светлана Бондарчук с копией кружевного пальто Людмилы Зыкиной

"Для Людмилы Георгиевны кроме пальто я плела ещё шаль и пелерину. Она была женщина, конечно, легендарная. Но в обычной жизни очень простая. А главное, она всегда знала, что хочет. И давала мне полную свободу, от которой я просто творчески парила и делала всё даже лучше, чем это было задумано"  Вскоре знаменитости начали передавать мастерицу из рук в руки.   У художника-прикладника есть свои проблемы. Его искусство должно куда-то прикладываться, то ли к одежде, то ли к интерьеру, то ли к чему-то еще. Из этого следует, что кружевнице надо иметь своего модельера. Такой модельер у Светланы Бондаренко появился. Так,  Людмила Зыкина познакомила Светлану Бондарчук с Вячеславом Зайцевым, вместе с которым  она четыре года создавала модные коллекции . Работала над кружевной частью его проекта «Haute couture».  Светлана Бондарчук — одна из русских кружевниц, которые внесли свой вклад в развитие российского и мирового кружевоплетения. Она учит студентов на факультете графики и дизайна ЛГПУ, показывает, какими могут быть декоративные элементы из ткани и ниток.   Качество нитей  играет важную роль. В вологодском кружеве это в основном лён, а в Елецком –- качественный шёлк в одно, два и более сложений. Для нарядов царственных особ, например, княгинь Романовых, использовались золотые нити. Впрочем, их популярность отошла на второй план из-за высокой стоимости.выставка

Царственный шлем россиянки средних веков. Золотая нить.

В сентябре 2014 г. в Липецком музее ДПИ открылась кружевная выставка Светланы Бондарчук. Называется она «Чайка». Почему? «Потому что, — ответила художница, — в своё время меня очень вдохновляла книга Ричарда Баха “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”.     
Эта выставка тоже о духовном, творческом полёте»...

Все эти сведения можно почерпнуть из интернета. Фотографии также находятся в свободном доступе. Сегодня хочу познакомить и вас с несколькими работами Светланы Анатольевны Бондарчук.выставка

                           Пальто. 1998 г. Шелк, гарус.  

  Юбка. 2002 г. Шелк   

 

                         Жилет. 1995 г. Шелк, мулине, искусственный жемчуг

 

                          Жакет . 2002 г. Шелк, метанит

Жилет. 

На сегодняшний день елецкие кружева переживают свое второе рождение – они популярны не только в России, но и за границей. Правда, как говорят специалисты, кружева нужно уметь носить.
В настоящее время Светлана Бондарчук живет в г.Ливны Орловской области.Здесь у нее дом, семья, мастерская. Кружевная мастерская Светланы развивается, увеличиваются ее оборот, количество изделий, ассортимент. На ее кружево есть спрос. 

Однажды ей сказали  в разговоре о кружеве:" Но оно никогда не сможет войти в быт обычных граждан. Ни по утилитарности своей, ни по стоимости.

- Оно и не должно войти. Кружево — не повседневная вещь. Это праздник, который может случиться в вашей жизни, а может и не случиться.
- В Вашей  случается?
- Я изредка позволяю себе такую роскошь, чего и вам желаю. "    

 В свою очередь , я  тоже желаю  вам позволить себе такую роскошь-иметь праздник в доме или в одежде.Тепла , любви вам и красоты , которую несет в себе кружево. 

Ко всему этому можно добавить слова знаменитой Коко Шанель:

" Вещи ручной работы — это роскошь. Иметь их каждому совсем не обязательно. Тот, кто хочет их иметь, делает их сам или платит мастеру за его труд"

 Автор: MadamKrugevo

Если еще вспомнить историю, то одним из ближних к Ельцу центров кружевного промысла в уезде было с. Пальна, имение Стаховичей. Семья елецких дворян Стаховичей широко известна своей ролью в культурной жизни России. Пальну посещали Л.H. Толстой, И.Е. Репин, К.С. Станиславский. Семья  Стаховичей внесла значительный вклад и в развитие народного прикладного искусства – художественного кружевоплетения.
В 1891–1892 гг. в эти неурожайные и голодные годы для крестьян Елецкого уезда А.А. Стахович оказывает помощь 30 тысячам елецких кружевниц.  Как и в Казаках, кружевницы 20 сёл получили заказы на изготовление изделий по «бесплатным» сколкам. Стаховичи скупали первосортные белые тонкие и шёлковые кружева и поставляли их на кустарные склады в Москву и Петербург.
В 1892 г. в Паленском имении Стаховичей Надежда Александровна Огарёва, сестра А.А. Стаховича, открыла частную школу кружевниц. Паленская школа в Петербурге имела свой кустарный склад, который отправлял в Париж и в другие города Европы изделия елецких кружевниц.
В 1893 г. в селе Свишни помещица Мария Ивановна Колпенская в своём имении открывает профессиональную школу кружевниц на 30 крестьянских девочек от 10 до 14 лет. Все девушки были на полном обеспечении школы. Школа М.И.  Колпенской одновременно на 16 – 20 тысяч руб. ежегодно скупала и сдавала качественные изделия на кустарный склад в Петербурге. Школа была приёмным пунктом и опекала кружевниц более 20 сёл, принимая заказы от взрослых кружевниц, помогала им повысить квалификацию. Не случайно свишенские и паленские кружевницы стали с 1900 до 1916 гг. лучшими мастерами Елецкого уезда по производству кружев «елецкий валансьон».
Кружевные изделия Паленской и Свишенской школ, мастериц-художников Знаменского монастыря, кружевной товар, созданный руками и талантом всех елецких кружевниц, получили рекламное название «елецкий валансьон». Елецкий валансьон – это не только вершина мировой славы елецкого кружева и елецких кружевниц, но и показатель расцвета елецкого кружевного промысла на рубеже XIX– XX вв.
В Европе на внешнем рынке славился французский «валансьон». Французские купцы в рекламных целях елецким кружевам присвоили название «елецкий валансьон», с этим названием они продавались и в России. Но «елецкое кружево» отличалось от французского не только по традиционно русским особенностям, по их узорам, виду, но и по технике и технологии и приёмам кружевоплетения.
Вид кружева «елецкий валансьон», прежде всего, производился из тонких, разноцветных шёлковых, льняных и бумажных ниток № 140-160, так называемой паутинки. В особых заказах и узорах использовались канитель, золотые или серебряные нити. Здесь многообразие узоров и прозрачность фона сочетались с игрой света, красок и блеском металла.
Особенность изделий этого вида кружев в том, что его узоры, мотивы и композиции располагались на свободном прозрачном фоне лучистой елецкой тюлевой сетки. Этим достигалась легкость, изящество изделий, а кружево отличалось тонкостью работы, многообразием узоров, живописностью орнамента и прочностью.
Спрос на кружево «елецкий валансьон» был настолько велик, что ни елецкие кустарные склады, ни три школы: Казацкая, Паленская и Свишенская – не могли выполнять заказы Москвы, Петербурга и Парижа. На елецкий рынок приезжали скупщики кружева, купцы из Варшавы, Прибалтики и всей Российской империи. Елецкий уезд до 1913 г.  был на первом месте в России по количеству кружевниц и объёму производства. Ежегодно Елец продавал кружева на сумму более миллиона руб.

Добавлю еще фото старых кружев ельцинских мастериц.

https://omode.info/1062864707441134116/vozdushnaya-azhurnaya...

http://www.liveinternet.ru/users/oleska2112/post383379052/

http://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=20

Картина дня

наверх