Русский художник-пейзажист Михаил Константинович барон Клодт фон Юргенсбург родился в Петербурге 30 декабря 1832 года (11 января 1833 года)...
Имя Михаила Константиновича Клодта (барона Клодта фон Юргенсбурга) безо всяких оговорок должно упоминаться среди выдающихся русских художников-пейзажистов. Прежде всего, естественно, за его широкий талант, его великое мастерство, его великолепные пейзажи.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и берёзы,
Эти капли - эти слёзы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
Афанасий Афанасьевич Фет
Под берёзами. 1874 годДубовая роща. 1863 годСело в Орловской губернии. 1864 годВозвращение стада в деревню. 1868 годВолга под Симбирском. 1881 годВозвращение стада в деревню.
- В обзоре Академической выставки 1867 года В. В. Стасов писал:
" Клодт, на мой глаз, — один из самых характерных наших пейзажистов. Его упрекают иногда в некоторой сухости, щепетильной мелочности, слишком рабском подражании натуре, но мне кажется, уже лучше это, чем размашистая ложь и фантастические выдумки большинства наших пейзажистов. - Не знаю, что можно сравнить с его Осенью, а потом и с Закатом солнца, выставленных на нынешней выставке.
- Все это очень и очень далеко от Соррентов, видов на Чёрное море и т. п., которыми обыкновенно нас потчуют ландшафтные живописцы. И слава Богу!
- Клодт ищет только схватить русскую природу во всей её неказистости, без всякой претензии на парад и золотом шитый мундир, без чего другие пейзажисты не представляют себе природу. Но зато сколько истинного, глубокого наслаждения приносят его правдивые картины."
- Настоящей жемчужиной пейзажного жанра явилась созданная им картина «На пашне» – полотно, которое, наряду с «Грачами» А.К. Саврасова, стало одним из живописных символов России.
- Здесь мы видим все тот же незамысловатый клодтовской мотив – небо, земля, знойный летний полдень, крестьянка на минутку оторвалась от пахоты, чтобы взглянуть на бричку, мчащуюся по дороге.
- Но в этом незатейливом мотиве художник поднимается до головокружительных обобщений, до символа бесконечно обновляющейся жизни.
- Народ, земля – вот, по Клодту, основа и суть российского бытия. Картина «На пашне» занимает центральное место в творчестве художника. И по сей день эта работа является самым известным произведением М.К. Клодта.
- Картина растиражирована в десятках тысяч экземпляров – открыток, репродукций, календарей...
- Трижды М.К. Клодт повторял свое полотно: в 1873, 1879 и 1881 годах, для музеев России. А оригинал уже более ста лет находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. Картина, кстати сказать, была куплена П.М. Третьяковым прямо с выставки.
- Словом, картина «На пашне» была несомненной удачей М.К. Клодта.
В юном возрасте Михаил поступил в Горный кадетский корпус. Но учеба сильно тяготила Михаила, он часто пропускал занятия. Единственный предмет, который будущий художник посещал с большим удовольствием, было рисование. Иван Трофимович Хруцкий, который преподавал у него рисование, не мог нарадоваться на юного Мишу Клодта. Именно Хруцкий увидел в нем большого художника.Вид на острове Валааме 1857 г.
И вот, в 1851 году, в восемнадцатилетнем возрасте, Михаил Клодт поступил в Академию художеств. Обучался он в классе профессора М.Н. Воробьева, преподававшего в то время ландшафтную живопись. В Академии Клодт занимался с большим увлечением. В 1853 году за одну из ученических работ Совет Академии удостаивает Михаила серебряной медали второй степени. С этого момента Клодт становится стипендиатом Общества поощрения художников. А в следующем году за картину «Вид на острове Валаам» молодой художник награждается золотой медалью второй степени. Это полотно было показано на академической выставке 1857 года и имело хорошие отзывы критики. В 1858 году Михаил Константинович заканчивает Академию. За картину «Вид в имении Загезаль близ Риги» художник получает Большую золотую медаль первой степени и вместе с ней право на поездку в Европу в качестве пенсионера сроком на три года.
В мае 1858 года Клодт с большим желанием работать и совершенствовать свое мастерство отправляется в Швейцарию. Приехав, художник поселяется в небольшой гостинице на берегу Женевского озера. Однако швейцарская природа не способствовала вдохновению художника, и, вместо плодотворной работы, у него начинается самая настоящая хандра. Клодт решается на смену обстановки, и, в надежде, что мировая столица искусств его взбодрит, переезжает во Францию, в Париж. Но и здесь художник чувствует себя неуютно: ни великолепная архитектура Парижа, ни современная французская живопись не произвели на него впечатления. Русского живописца тянуло на Родину. В 1860 году Михаил Константинович пишет в Академию художеств письмо, в котором просит разрешения вернуться в Россию, чтобы в оставшийся срок пенсионерства заняться писанием пейзажей с натуры в России. Вид в Нормандии
В тот же год Клодт для отчета перед Академией пишет картину «Вид в Нормандии».Вид на острове Валааме 1855 г.
В январе 1861 года художник наконец получает от Академии разрешение и возвращается в Россию. Летом 1861 года Клодт знакомится с Елизаветой Михайловной Станюкович, любовь к которой помешала художнику целиком посвятить себя творчеству. Однако Елизавета Михайловна ему отказала. После этого Клодт впал в глубокую депрессию. Его близкие были очень обеспокоены дальнейшей судьбой живописца. Но вскоре Михаил Константинович женился на Лизе Владимирцовой, которую как раз его семья и прочила ему в жены.Коровы на водопое (1879)
Устроив свою личную жизнь, Михаил Клодт наконец приступил к работе. По впечатлениям от поездки в Европу он написал картины «Вид в долине реки Аа в Лифляндии», «Баркасы на берегу во время отлива. Бретань» и «Ночной вид в Нормандии. Рыбаки».
Эти произведения были тщательными по исполнению; как и его отчетный пейзаж «Вид в Нормандии», написанный в 1860 году, картины были написаны в рамках академических канонов в сочетании с романтическими мотивами. В 1862 году за эти работы Михаил Константинович получает звание академика, а срок пенсионерства был продлен еще на один год. Эти картины были последними, в которых художник обратился к заграничной тематике. После этого Клодт посвятил свое творчество родной природе.Коровы на берегу
При создании своих картин М.К. Клодт обращал внимание на каждую мелкую деталь, добивался скрупулезной точности, порой по несколько раз переписывая картину.
9 декабря 1863 года у Клодта родился сын Борис. Ребенок был очень слабым. Жена художника также тяжело заболела. С течением времени ее болезнь прогрессировала, и в декабре 1865 года она умерла. Вскоре после жены умерла и мать Михаила Клодта. Весной 1866 года художник снова уехал на Орловщину, где полностью посвятил себя работе.
- Вернувшись в Петербург, М.К. Клодт первым делом отправился… к своей первой любви – Елизавете Михайловне Станюкович. Художник снова сделал ей предложение.
- В январе 1867 года они обвенчались. А в ноябре у них родился сын Петр.
- В конце 1860-х годов Михаил Константинович Клодт – состоявшийся мастер, со своим взглядом на искусство, со своим узнаваемым почерком.
- В этот период художник создал множество замечательных полотен, среди которых «Лучи солнца», «Русская деревня», «Закат солнца в Орловской губернии» (1867), «Аллея в березовой роще» (1867). Тем не менее, финансовые дела живописца становились все хуже.
- Следующее десятилетие в жизни Клодта связано с образованием и деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок. В декабре 1870 года было избрано первое правление Товарищества, в состав которого вошел и М.К. Клодт. На первой выставке Передвижников, которая открылась 29 ноября 1871 года в Петербурге, среди прочих были экспонированы две работы Клодта: «Полдень» и «Вид на Киев». Он продолжал участвовать в выставках Товарищества до 1879 года. Позднее художник создает ряд замечательных полотен, которые вошли в «золотой фонд» русского пейзажа: «Вечерний вид в деревне. Орловская губерния» (1874), «Рожь» (1877). «Лесная даль в полдень» (1878).
Вид на Киев, 1871 год.
В конце 1870-х годов у художника произошел разрыв с женой. Вскоре после этого, в январе 1880 года, последовал и выход М.К. Клодта из Товарищества передвижников. Поводом стала статья в газете «Молва», в которой художник жестко раскритиковал пейзажи А.И. Куинджи. Сам Куинджи потребовал исключить М.К. Клодта из Товарищества, а когда этого не произошло, то заявил, что он сам выходит из Товарищества. Вскоре после этого Клодт получил письмо от члена правления Н.А. Ярошенко, в котором тот высказал мнение, что написать статью в «Молве» Михаила Константиновича заставила не «любовь и интерес к искусству, не искание истины, а мотивы чисто личные...».
В последний раз имя художника упоминается в 1897 году, в связи с открытием юбилейной выставки Товарищества передвижников. Умер Михаил Константинович Клодт 16 (29) мая 1902 года в Петербурге. О последних годах его жизни практически ничего не известно. Архивные документы в виде судебных выписок и исполнительных листов свидетельствуют, что он находился в нужде и был вынужден занимать деньги у разных людей.
Свежие комментарии