На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 169 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Александров
    В Питере, как сказал однажды Егор Матвеевич Дубровин, всё пахнет империей! В Питере до пяти стаканов уже было небольш...Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    9 лет должно было пройти, чтоб вскрылись некоторые подробности! 9 закрытых лет!!!"Разбитые стекла,...
  • Светлана Митленко
    Пожалуйста, Верочка.Страницы нашей ис...

Особняк А. Ф. Кельха в Санкт-Петербурге

Старинный особняк А.Ф. Кельха располагается на улице Чайковского. В середине XIX века по проекту архитектора А.К. Кольмана здесь был построен особняк для И.Е. Кондоянаки. Его главный фасад был выполнен в формах необарокко. В конце XIX века это здание было перестроено под руководством архитекторов В.И. Шене и В.И. Чагина, и приобрело существующий вид. Нарядный двухэтажный фасад особняка, выходящий на улицу Чайковского, оформлен в традициях французского ренессанса. Он облицован розовым и светло-желтым песчаником. Фасад акцентирован аттиком, увенчанным высоким шатром.Год постройки: 1858-1859, 1896-1897

Трехэтажные дворовые фасады выполнены уже в стиле неоготики. Служебный флигель замыкает перспективу внутреннего двора. В нем находится готический павильон, украшенный скульптурой.Строительство нового здания велось также при участии архитектора К.К. Шмидта, и было полностью закончено в 1903 году. Особняк А.Ф. Кельха является выдающимся памятником архитектуры поздней эклектики.Внутренние интерьеры отличаются богатством и сложностью. Наряду с ренессансом и готикой используется мотивы роккоко. Столовая украшена богатой готической отделкой. В кабинете установлен огромный камин со скульптурами. Интересна парадная лестница с мраморными перилами. Владелец дома Александр Кельх был золотопромышленником и одним из богатейших людей в России. Для украшения интерьеров своего особняка он приобретал множество изумительных декоративно-прикладных изделий. Так, например, заказывать дорогие пасхальные яйца в мастерской Фаберже, в России, кроме царя, имели возможность только А.Ф. Кельх и нефтяной магнат Нобель.Карл Фаберже лично отбирал для супруги Александра Кельха крупные и редкие драгоценные изделия. В доме на улице Чайковского было множество изделий того же Фаберже, и других дорогих и изысканных предметов. Весьма примечательна судьба самого Кельха. Дело в том, что после революции он не уехал из России, а остался в Сибири, и работал на своем заводе простым рабочим. В двадцатые годы он возвратился в Петербург, но не смог найти работу, нищенствовал, торговал на улице сигаретами. В итоге, в 1930 году его арестовали и отправили в сталинские лагеря. В наши дни многие драгоценные вещи из коллекции Кельха продаются на международных аукционах.О последних годах жизни владельца особняка:

В 1914 г. Александр Кельх продал особняк на Сергиевской, 28, Ивану Михайловичу Александрову, потомственному почетному гражданину, члену совета Торгового общества взаимного кредита.

В 1916 г. произошла ликвидация АО «Промышленности всей Сибири» и Товарищества «Ленско-Витимского пароходства». Ликвидационные акты подписали председатели – Л. Грауман, А. Кельх. В том же 1916 г. Кельх изменил вероисповедание, о чем свидетельствует запись в метрической книге православной церкви Главного управления почт и телеграфа за 11 июня 1916 г. С тех пор его отчество пишется иначе – Федорович. Возможно, это связано с активными антинемецкими настроениями после 1914 г.Планы помещений сохранились с небольшими изменениями от особняка Кондоянаки.

Оформление интерьеров подвергалось полной переделке в 1896-1897 гг. и было завершено в 1903 г.

Архитекторы обратились к модному на рубеже веков «историзму», выдерживая оформление каждого помещения в определенном стиле, стараясь сохранять его во всех элементах.Вскоре Кельх женился второй раз на портнихе Александре Ивановне Горкиной, которая была моложе его на 20 лет и у которой была десятилетняя дочь. К этому времени Кельх совершенно разорился, и в поисках работы в сентябре 1917 г. уехал на Дальний Восток.

После Петропавловска он работал на химическом заводе Северной группы рудников Кузнецкого бассейна. В 1923 г. предприятие перешло в руки иностранной компании, и А. Ф. Кельх с семьей переехал в Петроград. Работы для себя он найти не мог. Содержали семью жена и падчерица, поступившие на завод «Невгвоздь» чернорабочими.

В это время Варвара Петровна (первая жена А. Кельха), узнав, вероятно, о бедственном положении своего бывшего мужа, пишет ему письма, предлагая приехать к ней в Париж, каждые два-три месяца она присылает ему деньги. Ехать в Париж Александр Кельх отказался, не желая быть обузой Варваре, а может быть, его удерживала привязанность ко второй семье. Единственная работа, которую он смог найти через Биржу труда,– продажа папирос. Этим он занимался с 1926 по 1929 год, пока не получил место конторщика в организации «Рудметаллторг», располагавшейся в доме по Невскому проспекту.

В конце 1930-х гг. наступает период массовых репрессий. Принадлежности к имущему классу, к партии кадетов, переписки и получения денег из-за рубежа было более чем достаточно для осуждения. В 1930 г. А. Ф. Кельх был арестован и осужден. Вероятно, он умер в лагере.

Бывшая готическая столовая. После революции особняк был муниципализирован.

17 марта 1919 г. в особняке открылась Школа экранного искусства - первое в мире кинематографическое учебное заведение. Здесь обучали актерскому мастерству и режиссуре. Со временем школа была преобразована в Кинотехникум. С 1922 г. учебное заведение получило статус института (Институт экранного искусства). В 1924 г. институт закончил Сергей Дмитриевич Васильев - один из создателей знаменитого фильма «Чапаев». После переезда института здесь разместился дом престарелых.С 1930 г. до начала 1990-х гг. здесь находился РК КПСС Дзержинского района, затем отделение ЮНЕСКО.

Особняк пострадал во время ВОВ. Восстановлен в 1944-1945 гг.1 июня 1998 г. особняк был передан Санкт-Петербургскому государственному университету для организации юридическим факультетом и Ассоциацией юристов Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. Дома юриста.

11 декабря 1999 г. Дом юриста был открыт. Здесь разместился Уставный суд и предполагается создание юридического клуба.Готическая столовая выдержана арх. Чагиным и Шене в формах готики. Стенные панели, потолок, мебель, обрамление дверных проемов и выхода на эркер выполнены из орехового дерева. В окнах, разделенных переплетами на узкие вытянутые части, помещены витражи. Потолок представляет собой композицию из пяти килевидных арок. Распор свода сдерживается горизонтальными аркбутанами, опирающимися на консоли восточной и западной стен. Консоли декорированы гирьками и фигурами химер, в основании консолей изображения пляшущих человечков. Стены украшены фризом, где помещены щиты с гербами.В столовой находится огромный камин. Топка облицована желтым отделочным кирпичом. Обрамление трехъярусное резное, первый ярус оформлен колоннами, средний представляет собой сложный антаблемент с геральдической композицией в виде щита с монограммой хозяев под рыцарской маской. Щит поддерживают олень и конь. По сторонам средней части две консоли, оформленные резными гирьками, на которых установлены фигуры мужчины и женщины в средневековых одеждах под резными балдахинами. Верхний шатровый ярус оформлен резьбой, в виде стилизованного орла...

По сторонам камина находились два огромных шелковых гобелена с изображением рыцарских сцен. Но они остались только на старых фотографиях.Наборный паркетный пол представляет собой квадраты, в центре каждого из которых стилизованное изображение орла или льва. По продольной оси комнаты расположены две композиции в форме креста, в центре которого щит и меч с рыцарской маской и с короной наверху. Композиции отмечают место, где находился стол, вокруг которого стояли 32 резных стула, выполненных в готическом стиле. Декорация комнаты включает в себя предметы мебели, выполненные в том же стиле.

С северной стороны расположена винтовая лестница, ведущая на антресоли. На антресолях был установлен концертный орган. Освещается зал двумя люстрами, выполненными в виде ажурных ободов из сплава шпиатра, и небольшим светильником из того же материала, расположенным в эркере. Восемь витражей выполнены в 1898 г. в мастерской Эрнста Тоде в Риге.Белый зал занимает среднюю часть корпуса с окнами на юг (ул. Чайковского). Белый мрамор использован для облицовки нижней части стен, обрамлений дверей и для стенных пилястр ионического ордера. Интерьер решен в стиле «второго рококо». Стены украшены лепными композициями в виде букетов цветов, листьев аканта, букетов с включением музыкальных инструментов, лука со стрелами. В полуциркульных композициях под потолком помещены скульптуры играющих путти. Между окнами помещены огромные зеркала. Беломраморные обрамления дверных проемов дополнены вставками из розового мрамора. Над дверьми скульптурные композиции с крылатыми грифонами и живописные десюдепорты с цветами. Паркет из разных пород дерева выполнен в виде ковра с букетами по углам и сетчатым декором по остальному полю. Освещается зал люстрой из золоченой бронзы, изготовленной на Санкт-Петербургской фабрике Штанге Лука в 1848 г.Камин из светло-серого итальянского мрамора, с авторской подписью «M. Dillon, 1899». Камин состоит из трех частей: собственно камина, надкаминной полки со скульптурной группой и надкаминного панно с многофигурным барельефом. Топка камина выполнена в виде мраморной раковины, внутри которой на держателе в виде скрученных листьев аканта закреплена раковина из полированной латуни. Нижний ярус камина оформлен волютами. На каминной полке - скульптура «Пробуждение весны». Рельеф надкаминного панно состоит из взлетающей вверх женской фигуры в развевающемся одеянии, играющей на лютне, увитой розами.Большая гостиная отличалась пышностью и изяществом, там был великолепный лепной плафон с живописными вставками в духе Ватто. Гостиная была разрушено во время войны при попадании бомбы.

 
Особняк А. Ф. Кельха на Чайковского. Archiphoto, Белимов-Гущин, Санкт-Петербург, Особняк Кельха, Дворцовый интерьер, Интерьерная фотография, Длиннопост
Вестибюль и парадная лестница.

Стены вестибюля оформлены четырьмя живописными полотнами конца XIX в. с романтическими пейзажами, между ними лепной декор. Потолок оформлен живописными арабесками, в его средней части - лепнина, ее главный элемент - лавровый венок, обрамляющий живописное полотно. Вестибюль завершается аркой плоской формы с лепными украшениями, опирающейся на пилястры боковых стен. В верхней части каждой пилястры помещено изображение мужской головы. Легенда повествует, что здесь изображены братья Кельхи - Александр и Николай.Парадная беломраморная лестница оформлена резьбой и имеет несколько пьедесталов, на которые были установлены скульптуры и вазы. Лестница изготовлена камнерезной мастерской «Георгий Лист», Москва. Потолок со световым фонарем в центре, где помещен витраж с полихромной арабесковой композицией. В тимпанах полуциркульных пространств под потолком помещены десять живописных полотен с изображением молодых женщин в костюмах разных исторических периодов и разных времен года. На стене напротив главного входа живописное полотно. В нишах западной стены мраморные скульптуры конца XIX в. - «Пробуждение» и «Венера Италийская» (копия с работы Кановы). Ниша на площадке второго этажа тоже предназначалась для скульптуры, но позднее там установили зеркало. По сторонам зеркала на постаментах установлены золоченые бронзовые канделябры с крылатой фигуркой Ники, стоящей на шаре.С восточной стороны лестница ограничена аркадой. Опорами арок служат колонны ионического ордера и пилястры на стенах. Нижняя часть колоннады оформлена решеткойОсобняк А. Ф. Кельха на Чайковского. Archiphoto, Белимов-Гущин, Санкт-Петербург, Особняк Кельха, Дворцовый интерьер, Интерьерная фотография, Длиннопост

Особняк А. Ф. Кельха на Чайковского. Archiphoto, Белимов-Гущин, Санкт-Петербург, Особняк Кельха, Дворцовый интерьер, Интерьерная фотография, Длиннопост
Дворовые фасады

Картина дня

наверх