На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Как-то совершенно мимо меня пролетело его творчество, ни песен ни имени никогда не слышал. А то, что услышал сейчас, ...От одесского жули...
  • Александр Сысоев
    Светлана, полностью согласен: мне творчество Аркадия Северного совсем никак. Хотя я любил и люблю бардовские песни, н...От одесского жули...
  • Светлана Митленко
    Может Мурзилка? Или Костер. Еще Пионер был журнал.GIF-ки, которым б...

Некоторые тайны мужского туалета настоящих денди XIX века

Строчки из «Евгения Онегина» о том, что тот «три часа по крайней мере пред зеркалами проводил» может вызвать удивление у современного читателя. Конечно, и сегодня мужчины следят за собой, но в моде больше подход «расчесался, и красавец». 

Известно, что Пушкин тоже уделял внимание своей внешности. На его портретах есть мелкие детали, которые могут удивить. В чем же заключался туалет настоящего «лондонского денди», к которому с полным правом причисляют и Евгения, и его создателя?Эстетика внешнего вида и поведения, возведенная в культ, - это основа дендизма XIX века. Умение хорошо одеваться всегда служило показателем высокого положения человека в обществе и во все времена приравнивалось к искусству, поэтому английские мужчины здесь в принципе ничего нового не открыли, но вывели изысканность на новый, высочайший, уровень. Вот как, например, описывал Петра Яковлевича Чаадаева, известного франта своей эпохи, писатель и драматург М. И. Жихарев:

«Одевался он, можно положительно сказать, как никто. (…) Очень много я видел людей, одетых несравненно богаче, но никогда, ни после, ни прежде, не видал никого, кто был бы одет прекраснее и кто умел бы достоинством и грацией своей особы придавать значение своему платью. (…) На нем все было безукоризненно модно, и ничто не только не напоминало модной картинки, но и отдаляло всякое об ней помышление. Я не знаю, как одевались мистер Бруммель и ему подобные, и потому воздержусь от всякого сравнения с этими исполинами всемирного дендизма и франтовства, но заключу тем, что искусство одеваться Чаадаев возвел почти на степень исторического значения»

Портрет Петра ЧаадаеваПортрет Петра Чаадаева

А ведь именно с Чаадаевым Пушкин сравнивал своего героя. Так что при этом он имел в виду, что туалет Евгения был всегда безупречен. Для того чтобы в XIX веке мужчина мог выглядеть идеально, он действительно должен был затратить некоторые усилия и время. Ежедневный туалет человека, который претендовал на звание dandy, должен был состоять из следующих этапов:

Утренняя ванна и умывание

Удовольствие полежать в теплой воде позволяли себе, конечно, только люди с достатком. Однако настоящие джентльмены, как это можно встретить в книгах английских классиков, могли при этом делать несколько дел одновременно: «читать, вкушать пищу и нежиться в теплой воде». Для такого многофункционального проведения времени могла служить, например, вот такая ванна из Франции.Старинная ванна, музейная экспозиция, Франция

А чтобы подогревать конструкцию и не давать воде остыть, в старину придумали ванны с подогревом. Конечно, как и во многих других делах, такое мытье подразумевало наличие слуги-помощника, который, как минимум, таскал воду и дрова.

Переносная оцинкованная ванна с подогревом начала XIX векаПереносная оцинкованная ванна с подогревом начала XIX века

Умывание тоже требовало тщательного подхода. В то время уже существовали зубные щетки и разнообразные варианты порошков для чистки зубов. Вот, например, чуть более поздний рецепт подобного состава, напечатанный в газете "Dodge City Times" в 1879 году:

2 унции угля

1 унция высушенной коры хинного дерева

1 1/2 унции измельченного корня ириса

1 1/2 унции измельченного мела

20 капель масла лаванды или бергамота.

Зубная щетка Наполеона из конского волосаЗубная щетка Наполеона из конского волоса

В конце ежедневных гигиенических процедур настоящий денди должен был, разумеется, тщательно расчесаться, побриться и, возможно, воспользоваться кремом, которые в XIX веке уже также в достатке предлагались в аптеках – именно там раньше можно было найти широчайший ассортимент средств от лекарств до косметики, парфюмерии и «бытовой химии».

Маникюр

«Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» - в этой фразе Пушкин высказал очень близкую для него самого мысль. Дело в том, что наш классик обожал ухоженные ногти и уделял этому вопросу большое внимание. Например, на знаменитом портрете Кипренского мы видим у Александра Сергеевича не только ухоженные пальцы, но и достаточно длинные ногти. А по воспоминаниям современников, это было для него обычным явлением.О.Кипренский, «Портрет А. С. Пушкина», 1827 г.

«Я преодолел робость, подошел к прилавку, у которого Пушкин остановился, и начал внимательно и в подробности рассматривать поэта. Прежде всего меня поразили огромные ногти Пушкина, походившие более на когти.» (И. И. Панаев, «Литературные воспоминания»)

«Других таких глаз я за всю мою долгую жизнь ни у кого не видала. Говорил он скоро, острил всегда удачно, был необыкновенно подвижен, весел, смеялся заразительно и громко, показывая два ряда ровных зубов, с которыми белизной могли равняться только перлы. На пальцах он отращивал предлинные ногти.» (В. А. Нащокина, «Воспоминания»)

Самый длинный ноготь был у поэта на мизинце. В XIX веке это было модно. Пушкин безумно боялся ночью случайно сломать свой красивый ноготь, поэтому надевал на мизинец наперсток. Такая деталь внешнего вида, вероятно, служила психологически для отделения праздного аристократа от крестьянина, которому тяжелый труд никогда не позволит иметь длинные ногти.Старинный маникюрный набор

Одежда

Именно в первых десятилетиях XIX века мужская одежда стала подчеркнуто скромной, но элегантной. Из нее ушли яркие цвета и рюши, но эта простота, разумеется, «дорогого стоила». Тем не менее, даже упрощенный по сравнению со средневековьем, костюм мужчины той эпохи был намного сложнее современного. Бельем служили кальсоны и сорочка. Разумеется, они должны были быть идеально чистыми, белоснежными, сшитыми из тонкого батиста.Белье, которое мог бы надевать Евгений ОнегинРубашка поближе

Кстати, именно в XIX веке мужчины начали частенько использовать корсеты. Эффект, которого они добивались, даже стали называть «фигурой денди». Так что, хоть Пушкин и умалчивает, но эта деталь туалета вовсе не исключается в гардеробе Евгения Онегина.Карикатуры начала XIX века – денди, надевающие корсетКарикатуры начала XIX века – денди, надевающие корсет

Так что от корсетов страдали не только леди.

Дальше шли «панталоны, фрак, жилет - всех этих слов на русском нет...». А вот вещи – были, и они должны были иметь идеальный крой. Ведь именно на это теперь делался упор в мужском костюме, который не так давно лишился массы отвлекающих внимание украшений. Интересно, что ткань для одежды, конечно, требовалась самая лучшая, но новизна костюма считалась дурным тоном. Чтобы придать ткани фрака вид слегка потертой, его отдавали носить слуге или обрабатывали наждачной шкуркой. Так что потертые джинсы – это тоже «забытое старое».Жилет и галстук остались единственными цветовыми пятнами в костюме сдержанных тонов. Зато уж на галстуке можно было «оторваться». Владение искусством завязывания галстука отличало настоящего денди от обычного человека. Поэтому о том, как правильно это делать, писали целые трактаты и учебники. Вообще, одежды для денди требовалось много. По мнению одного из авторов подобного учебника, «элегантный мужчина должен менять в течение недели двадцать рубашек, двадцать четыре носовых платка, десять видов брюк, тридцать шейных платков, дюжину жилетов и носков».С.С. Уваров, Орест Кипренский, 1819 г.С.С. Уваров, Орест Кипренский, 1819 г.

А если еще вспомнить об обуви и массе аксессуаров: булавка для галстука, трость, часы – «пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед», носовой платок, бумажник и портрезор (специальный кошелечек для монет), перчатки и цилиндр. После всего этого остается удивляться, что Евгений, наш приятель, на самом деле уделял своему внешнему виду не так уж много времени.

7 примет русского дендизма.

Английское явление дендизма было ловко перенято нашими соотечественниками, но, как водится, адаптировано на русский манер. Чем же отличались отечественные денди от своих западных коллег?

 Как и полагается каждой почтенной традиции, у истоков стоит отец-основатель: первым и самым знаменитым денди был англичанин Джордж Браммелл (1778–1840). Он имел прозвище Beau, что означает «щеголь», «красавчик». Именно ему чаще всего посвящали свои трактаты и романы наши литераторы. Браммелл считался британским «премьер-министром элегантности», но, вероятно, главная тайна его магнетического влияния заключалась в том, что он отличался особой холодной харизмой, охотно играя в обществе роль иронического садиста. Его язвительно-остроумные ответы мгновенно превращались в анекдоты. К его мнению прислушивался весь английский цвет высшего общества. Иронию великого денди терпел даже принц Уэльский, будущий король Георг IV, – в молодости Браммелл виртуозно умел общаться с сильными мира сего, сохраняя тон непринужденной фамильярности и ни на йоту не поступаясь собственным достоинством.

1. Правильная родословная

«Премьер-министр элегантности» Джордж Бреммель по своему происхождению не был дворянином, однако это не помешало ему получить доступ в лучшие дома Англии. В России же, напротив, почти все денди принадлежали к дворянскому сословию. Можно ли это связать с тем, что следование моде требовало уйму свободного времени и немалых финансовых затрат? Если со вторым у наших буржуа было все в порядке, то со свободным временем, увы, возникали проблемы. Хотя истории известны примеры, когда русские толстосумы пытались стать истинными денди. Вспомним купца Гусятникова, которого современники именовали «превеликим англоманом».

2. Равнодушие к чинам

Известно, что англоман Гусятников был одержим идеей-фикс – получить дворянство, и это можно считать отличным доказательством того, что сей стройный господин в черном фраке и с безупречно завязанным шейным платком не был денди в прямом смысле этого слова. Настоящий денди никогда не стал бы гнаться за чинами, добиваться привилегий или повышения статуса. Самодостаточность – вот еще одна особенность настоящих денди. А что у нас? Наши денди пытались всеми правдами и неправдами доказать, что они много большие модники, чем английские коллеги. Вот только если последние с легкостью отступали от модных канонов, более того – могли в секунду разрушить вчерашний образ ради новизны впечатлений, то русские щеголи ни за какие коврижки не согласились бы отступить от предписанных правил.

3. «Странности»

«Он как все!» - страшнее приговора английский денди вряд ли мог услышать. Свои особенности, запоминаемость, отсутствие вульгарности и тривиальности, желание «отличаться от людского стада» – все это было столь характерно для западных щеголей. Умение быть «немного странными» считалось почти обязательным. Другое дело – русские денди. Как замечает Юрий Лотман, «французский» идеал модного поведения, который господствовал при дворе, резко восставал против проявления особенностей того или иного индивида. И если лондонский денди мог себе позволить выкинуть «нечто эдакое», то петербургский модник вынужден был всегда оглядываться на мнение «княгини Марьи Алексеевны» и разных «Максим Петровичей». Впрочем, Карамзин в «Моей исповеди», описывая похождения своего героя, рассказывает, как тот, склоняясь в раболепном поцелуе, кусает за ногу Папу или, танцуя с немецкими дамами кондрантас, нарочно валит их на землю самым непристойным образом. Эти описания, впрочем, весьма далеки от реальности…

4. «Меховые фишки»

Как пишет Лотман, костюм – внешний знак дендизма, но вовсе не его сущность. Для русского денди модная деталь гардероба превращалась в фетиш, однако, ни о каком вкраплении интересных «фишичек» в свой наряд он и подумать не смел. Только точное следование созданному западному образцу! Помните, «как dandy лондонский одет…»? Правда, русские денди позволяли себе дорогие меха: «морозной пылью серебрится его бобровый воротник…», - и, это, пожалуй, было единственной «фишкой» отечественных денди. Впрочем, как верно пишет культуролог Ольга Вайнштейн в своей книге «Денди», «отличие стиля было связано с необходимостью утепляться в зимнее время». В остальном же – идеальный костюм, элегантный, не броский и безупречно повязанный шейный платок, позднее, галстук, и начищенная до умопомрачения обувь.

5.

Тонкая талия

Идеальный образ денди, отличающегося стройностью, был перенесен и на русскую почву, причем, представление о красавчике с узкой талией держались у нас  на протяжении нескольких десятилетий. Стоит только вспомнить Николая I, который в 1840 году утягивал свой отросший животик, предпочитая переносить физические страдания, но соблюдать модное поветрие. Пушкин тоже следил за своей талией, гордо описывая брату «соревнования» с Евпраксией: «…тальи наши нашлись одинаковые. <> или я имею талью 15-летней девушки, или она талью 25-летнего мущины». При этом, большинство русских денди не испытывали тяги к спорту, подобно их западным коллегам, некоторые из которых проводили свои дни между верховой ездой и боксерскими поединками. Наши денди предпочитали неторопливые послеобеденные променады. Они, конечно, не брали на прогулки черепашек, как это делали парижские щеголи, движения наших красавчиков и без того были неторопливы и размерены.

6. Часы Breguet

Образ русского денди дополнялся рядом характерных деталей. Первое – безупречные ногти. Второе – частая смена белья, носовых платков, перчаток. Третье – знаковые аксессуары. Например, очки, которые были унаследованы от модников XVIII века, когда разглядывание в упор чьего-то лица считалось дерзким, если не сказать, неприличным поступком. Очки, бинокли, лорнет - именно то, что было так необходимо денди! Помните, как пушкинский Евгений, дерзя свету, «скосясь» наводит «двойной лорнет» «на ложи незнакомых дам»? Другой такой вещью стали «Breguet». Как отмечает Юрий Лотман в комментариях к «Онегину», мода на эти часы была вызвана не только их безупречной точностью, но и тем, что Бреге никогда не создавал двух одинаковых моделей. Следовательно, именно часы становились тем самым отличительным, особенным атрибутом.

7. Кодекс поведения

Определенными «понятиями» была пронизана вся жизнь денди. Так, минимализм, которой проявлялся в различных ипостасях, нагляднее всего проявлялся в речи, которая была наполнена короткими афоризмами и «словечками», которые, слетев с языка денди, подхватывались и цитировались. Трудно не вспомнить и про принцип «заметной незаметности», когда из мужского костюма ушла пышность и вычурная роскошь, а единственной «заметной» деталью, которую могли себе позволить денди, становилась булавка для шейного платка или галстука. Ну и три главных правила, которым следовал истинный денди: первое - ничему не удивляться; второе - сохраняя бесстрастие, поражать неожиданностью; третье - удаляться, как только достигнуто впечатление.

https://kulturologia.ru/blogs/171019/44436/

https://russian7.ru/post/7-primet-russkogo-dendi/

https://www.litres.ru/olga-vaynshteyn/dendi-moda-literatura-stil-zhizni/chitat-onlayn/

Картина дня

наверх