На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    А вот если бы вы ссылки еще в конце делали на 1, 2, 3 и т.д. часть было бы здорово...Страницы нашей ис...
  • Светлана Митленко
    Тыкать будете своей жене. И я Светлана, а не Светлан. Я же не обращаюсь к вам, как к Александре. Или с русским напряж..."Амбрелла" - смер...
  • александр муравьев
    Я сейчас уже ничему не удивлюсь. А под эту марку можно освободить кого угодно. Где ты видел чтобы у нас закон работал..."Амбрелла" - смер...

Героическая гибель командира 267-й эскадрильи Николая Козарева

Отряд поисковиков в 2015 году обнаружил место гибели старшего лейтенанта Николая Петровича Козарева, командовавшего 267-й эскадрильей, и пожертвовавшего жизнью, чтобы спасти своих товарищей.
Далее рассказ  замруководителя поисковой организации «Кубанский плацдарм» Евгения Порфирьева:

- В конце октября в район села Садовое, поисковики «»Кубанского плацдарма» совершили две экспедиции. В результате первой, было обследовано место падения самолета.

Установлен его тип — истребитель И-153 «»Чайка», и его заводской номер — 7515. Проведенная документальная работа дала однозначный вывод — вместе с боевой машиной погиб летчик. И вторая экспедиция дала результат — рядом с местом катастрофы, обнаружены останки пилота истребителя…

Тот самый истребитель И-153, Чайка.

- В это время накал боев на туапсинском направлении не только не снизился, но еще более увеличился. Фашисты были невероятно близки к достижению своей цели: выходу к Черноморскому побережью Кавказа в районе Туапсе.  Война в горах, это совершенно специфический вид боевых действий, в которых практически невозможно задействовать танки и тяжелую артиллерию. Боевые действия ведутся с высоты, на которой можно контролировать проходы в горных перевалах. Однако с высоты птичьего полета, вершины гор даже для подготовленного летчика могут создать проблемы с ориентированием на местности, потому пилоты пользовались природными ориентирами, которых в горах не так много. На участке между равнинной частью Кубани и Туапсе была широкая долина Псекупса. Синяя нить реки лучше любого указателя безошибочно выводила пилотов на гору Агой с одной стороны долины и Горячий Ключ с другой.Район (Чинары), где сбита «чайка» Козарева обозначен кругом, само место падения - звездочкой, а направление - стрелкой Район (Чинары), где сбита «чайка» Козарева обозначен кругом, само место падения - звездочкой, а направление - стрелкой

Война в горах, это совершенно специфический вид боевых действий, в которых практически невозможно задействовать танки и тяжелую артиллерию. Боевые действия ведутся за высоты, с которых можно контролировать проходы в горных перевалах. В таких условиях, особое значение для успеха как наступающих, так и обороняющихся пехотных частей, приобретают действия авиации, которая может оказать им огневую поддержку.

С высоты птичьего полета, вершины гор, покрытых зеленым морем лесных массивов, даже для подготовленного летчика могут создать проблемы с ориентированием на местности. Поэтому как наши, так и немецкие пилоты пользовались естественными природными ориентирами, которых в горах не так много. На участке между равнинной частью Кубани и Туапсе таким ориентиром была широкая долина Псекупса. Синяя нить реки, петляющая по долине, лучше любого указателя безошибочно выводила пилотов на гору Агой с одной стороны долины и город Горячий Ключ с другой.

Именно по этому маршруту 23 сентября 1942 года повел на штурмовку войск противника группу из 9 И-153 командир эскадрильи 267 ИАП старший лейтенант Козарев. «Чайки» плавно одна за другой отрывались от земли с аэродрома Агой и ложились на курс, оставляя позади ровную гладь Черного моря. Сегодня их задачей было нанесение удара по живой силе и технике противника в районе города Горячий Ключ, сосредоточившимся для решающего броска на Туапсе.

Самолеты преодолели расстояние до цели менее чем за 15 минут и обрушили на головы врагов свой смертоносный груз. Судя по всему, появление в небе «чаек» стало для немцев полной неожиданностью, и прежде чем они успели опомниться, наши летчики успели полностью выполнить боевое задание и скрыться в широкой долине, защищённой с обоих сторон горами. Старший лейтенант Козарев мог быть доволен работой своих подчиненных: позади остались гореть уничтоженные склады с боеприпасами и техника противника, а главное группа возвращалась домой без потерь. Вскоре наши самолеты пересекли весьма символическую линию фронта. Какие-то из вершин под крылом самолетов контролировались советскими войсками, а на каких-то уже успели закрепиться немецкие горные стрелки, но плотная зеленая завеса деревьев скрывала это от глаз летчиков.

- Судя по всему, появление в небе «чаек» стало не немцев полной неожиданностью, и прежде чем они успели опомниться, наши летчики выполнили боевое задание и скрылись за горами. Настроение у летчиков должно было быть отличным, ведь позади остались гореть уничтоженные склады с боеприпасами и техника противника, а главное - группа возвращалась домой без потерь, - собирал воедино пазлы Евгений Порфирьев. - Но именно в это же время со стороны Туапсе встречным курсом по долине Псекупса возвращались с боевого задания пилоты люфтваффе.

Именно эта группа, по мнению поисковиков, и встретилась с нашими «чайками» в районе села Садовое. Огневая мощь «мессеров» в открытом бою против И-153 грозила русским авиаторам серьезными неприятностями. Но в то же время, в этот период немцы базировались на аэродроме Краснодар и путь, который им пришлось проделать до цели, был в два раза больше, чем у наших самолетов, а значит и топлива у них осталось меньше, только на обратный путь.

Группа из 9 Ме-110 из состава II/ZG1 под прикрытием 2 Ме-109 из состава 6/JG52 встретилась с нашими «чайками» в районе села Садовое.

Этим обстоятельством решил воспользоваться Козарев, прекрасно понимая, что немцы не могут себе позволить ввязываться в длительный воздушный бой, а тем более преследовать наши самолеты, он приказал своим подчиненным уходить на юг, уклоняясь от прямого боестолкновения. Сам же вместе с ведомым лейтенантом Черемных остался чтобы связать противника боем.В песне Виктора Третьякова «Четвертый день войны» есть такие строки: «…Бой был не очень долгим, что танкам трехлинейка…». Бой Козарева и Черемных против 11 мессершмитов был скоротечным, но и этого времени основной группе хватило что бы оторваться от противника и благополучно вернуться на базу. О том, как погиб командир, рассказал товарищам лейтенант Черемных, сумевший будучи раненым добраться до своего аэродрома в Агое и посадить поврежденную машину.Старший лейтенант Козарев пытался увести противника на север, был сбит и его самолет упал в горах между населенными пунктами Садовое и Афапостик. Спустя 73 года, 07 октября 2015 года обломки его самолета были обнаружены поисковой группой «Кубанского плацдарма», а еще через 2 недели 21 октября, рядом с местом падения были найдены останки летчика.Лейтенанта захоронили в пяти метрах от места падения самолета. Фото: kubplazdarm.tuapse.ru
Вскоре после гибели кто-то забрал документы, личное оружие, купол парашюта и похоронил тело пилота в 5 метрах от места падения. Так его и нашли поисковики, лежащим лицом вниз в наскоро отрытом окопчике, в надетом на грудь спасательном жилете и обвязке парашютной системы. В нагрудном кармане лежала запасная пачка патронов к пистолету ТТ.Его имя могло так и остаться неизвестным если бы на стойке шасси не сохранился заводской номер самолета И-153 № 7515. Дальше уже было техники. В Приказе по 5 воздушной армии № 9/0257 от 03 ноября 1942 года «Об исключении из самолетно-моторного парка частей 5 воздушной армии самолетов и моторов, потерянных при боевой работе в период август-октябрь 1942 года» есть упоминание о самолете И-153 № 7515 с мотором М-62 № 1025 из состава 267 ИАП.
Останки пилота старшего лейтенанта Козарева Николая Петровича, командира авиаэскадрильи 267 иап.Потребовалось два дня интенсивной работы с архивными документами, чтобы из 14 пилотов 267 ИАП, погибших при выполнении боевых заданий в этот период, вычислить старшего лейтенанта Козарева. Имя лейтенанта осталось бы неизвестным, если бы на стойке шасси не сохранился заводской номер самолета - № 7515. Фото: kubplazdarm.tuapse.ru

Во многом этому способствовала информация из заявки пилота 6/JG52 Hptm. Rudolf Resch указавшего точное место падения советского самолета И-153, сбитого им в воздушном бою 23.09.1942 года в квадрате 95551 по системе координат люфтваффе.
Теперь мы точно знаем, что этим пилотом был старший лейтенант Козарев Николай Петрович, командир авиаэскадрильи 267 иап, пожертвовавший своей жизнью ради спасения боевых товарищей. К сожалению, фото обнаружить не удалось.Поисковики делают большое дело за всех нас!

Вот от поисковика Руслана Чеботарева  список советских летчиков, обнаруженных кубанскими поисковиками в 2015 – 2017 годах, к захоронению 29 июня 2017 года

1. Бурченко Александр Иванович (установлен по номеру мотора М-105РА № 23-1129 самолета Пе-2 № 15/117) Родился: 1918 г.р., младший лейтенант, Курская обл., Короченский р-н, с. Плоское, летчик 224 ББАП 223 ББАД 2 БАК, нбз 27.05.1943 г. Мать: Бурченко Василиса Федоровна, Сталинская обл., г. Мариуполь, ул. Пионерская, д. 24.

2. Гаврилов Дмитрий Степанович (установлен по номеру мотора М-103А № 023-1863 самолета СБ № 4-121) Родился: 1920 г., Саратовская обл., с. Натальино, младший лейтенант, штурман 40 АП ВВС ЧФ. Погиб при выполнении боевого задания 06.07.1942 г.

3. Зюзин Василий Яковлевич (установлен по типу самолета И-16, мотора М-25А и месту падения) Родился: 1922 г., г. Астрахань, сержант 84«А» ИАП, не вернулся с боевого задания 17.04.1943 г. Мать — Зюзина Агафья Сергеевна, проживал по адресу: г. Астрахань, 2-й район, ул. Красных Зорь д. 11.

4. Карпов Николай Яковлевич (установлен по номеру мотора М-105ПФ № 4-2487 самолета ЛАГГ-3 № 2663) Родился: 1922 г., Рязанская обл., Муравлянский район, с. Анненка, старший сержант, пилот 269 ИАП 236 ИАД. Не вернулся с боевого задания 17.03.1943 г.

5. Коваль Виктор Емельянович (установлен по номеру мотора М-105РА № 24-2274 самолета Пе-2 № 13/144) Родился: 1921 г.р., старший сержант, Красноярский край, г. Канск, ул. Московская, д. 74, пилот 134 ББАП, нбз 06.05.1943 г. Отец: Коваль Емельян Михайлович, проживал по месту рождения учтенного.

6. Козарев Николай Петрович (установлен по номеру самолета И-153 № 7515) Родился: 1921 г.р., старший лейтенант, командир АЭ 267 ИАП, нбз 23.09.1942 г.

7. Поддубный Иван Михайлович (установлен по номеру мотора М-105РА № 24-2274 самолета Пе-2 № 13/144) Родился: 1923 г.р., старший сержант, Орловская обл., Старо-Дубский р-н, с. Красевичи, штурман 134 ББАП, нбз 06.05.1943 г. Отец: Поддубный Михаил, проживал по месту рождения учтенного.

8. Севастьянов Александр Иванович (установлен по номеру мотора М-103А № 023-1863 самолета СБ № 4-121) Родился: 1916 г., Донбасс, ст. Луганская, младший лейтенант, пилот 40 АП ВВС ЧФ. Погиб при выполнении боевого задания 06.07.1942 г.

9. Соколов Иван Степанович (установлен по номеру мотора М-105РА № 23-1129 самолета Пе-2 № 15/117) Родился: 1914 г.р., старший сержант, Орловская обл., Чибисовский р-н, с. Голиково, воздушный стрелок-радист 224 ББАП 223 ББАД 2 БАК, нбз 27.05.1943 г., сирота.

10. Сусский Иван Иванович (установлен по номеру мотора М-105РА № 24-2274 самолета Пе-2 № 13/144) Родился: 1923 г.р., старший сержант, Киевская обл., Екатериновский р-н, с. Петропавловка, воздушный стрелок 134 ББАП, нбз 06.05.1943 г. Жена: Соседова Валентина Александровна, проживал по адресу: Саратовская обл., г. Аткарск, ул. Революционная, д. 15.

11. Ударов Александр Петрович (установлен по номеру самолета Ил-2 № 7826 с мотором АМ-38Ф № 25301) Родился: 1918 г., ЧИССР, г. Грозный, с. Первомайское, гвардии младший лейтенант, пилот 2 АЭ 8 ГШАП 11 ШАД ВВС ЧФ. Погиб 01.11.1943 г.

12. Юдин Александр Константинович (установлен по номеру мотора М-105РА № 23-1129 самолета Пе-2 № 15/117) Родился: 1914 г.р., старший лейтенант, г. Днепропетровск, начальник связи 224 ББАП 223 ББАД 2 БАК, нбз 27.05.1943 г. Жена: Юдина Ольга Анастасиевна, г. Тбилиси, ул. Мечникова, д. 9.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Похоронены все летчика, как мне удалось найти информацию, в Мемориале Сопака героев. 

Сопка Героев — мемориальный комплекс в Крымском районе, расположенный на высоте, за которую в мае 1943 года шли особенно ожесточенные и кровавые бои. Они велись не только на земле, но и в небе: здесь проходили крупнейшие авиационный сражения Великой Отечественной войны. С 25 мая по 7 июня советские летчики сбили 315 немецких самолетов.

Советский войскам нужно было взять высоту 121,4 любой ценой, чтобы прорвать немецкую линию оборону, прозванную «Голубой линией»: она считалась неприступной и закрывали путь на Тамань и Крым. Название «Сопка Героев» появилось еще в военных сводках того времени: здесь погибли 16 тысяч воинов.

В 1965 году на вершине сопки установили бетонный памятник солдату: его здесь зовут «Алёшей». Позднее появился самолет трижды героя Советского Союза Александра Покрышкина, танк Т-34, пушки ЗИС-5 и стела минерам.

С вершины холма и Сопки Героев открывается красивый вид на мирные поля и сады Крымского района.

http://mainfun.ru/news/2015-11-06-36168

https://www.kp.ru/daily/26455.5/3325824/

http://kubplazdarm.tuapse.ru/aviatsiya-vov/item/163-samolet-i-letchik-najdeny-pod-tuapse.html

https://kubnews.ru/obshchestvo/2015/11/05/pod-tuapse-nayden-samolet-vremen-voyny-i-ostanki-letchika/

https://lolkek.me/picture/1240625

https://ok.ru/nashiioni/topic/66924191637576

http://smolbattle.ru/threads/%D0%A1%D0%BE%D0%BF%D0%BA%D0%B0-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%B2-%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD.32492/

Картина дня

наверх