На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 171 подписчик

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    У природы все продумано и разумно.Фото пингвинов от...
  • Yvan
    Забавные птички. И как хорошо приспособились к среде обитания.Фото пингвинов от...
  • Run Николаева
    Совершенно верно, одна из бельгийских овчарок, малинуа.Вот такая дружба

Октябрьская революция глазами художника

Владимиров Иван Алексеевич 29 декабря 1869 (Вильно) — 14 декабря 1947 (Ленинград)
«… Участвовал в революционном движении. В 1917–1918 работал в Петроградской милиции. Выполнил с натуры несколько зарисовок В. И. Ленина. Писал картины на сюжеты революционной истории, такие как «Баррикады на Пресне. 1905 год»,«Долой орла!»,

«Арест царских генералов», «В. И. Ленин на митинге»,«Бегство буржуазии из Новороссийска», «Ликвидация Врангелевского десанта»,"Захват врангелевских танков Красной Армией под Каховкой"За чтением "Правды", "Сражение красных с белыми", "Первый трактор","Расстрел крестьян белоказаками","Восстание крестьян в имении князя Шаховского" и др.
Участвовал в выставках Общества художников им. А. И. Куинджи (1917, 1918, 1927, 1930), Весенних выставках в залах Академии художеств (1918), ТПХВ (1918), Общества русских акварелистов (1918), Товарищества художников (1922, 1923), Первой государственной свободной выставке произведений искусств (1919), выставке картин петроградских художников всех направлений (1923), юбилейной выставке изобразительных искусств (1927), выставке «Социалистическое строительство в изобразительном искусстве» (1931) и других. Член и экспонент АХРР (1924–1929).
В годы Великой Отечественной войны выполнял агитационные плакаты. В 1946 был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР; награжден орденом Трудового Красного знамени и медалями.
Произведения Владимирова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ряде региональных музеев».

Ранее при исследовании творчества художника эксперты всегда удивлялись тому, что неужели такой художник как Владимирский видел только позитивные стороны происходящего в стране. Но обнаружившиеся работы, где он показал пороки новой власти и революционных деятелей с неприглядной стороны, внесли ясность и расставили все точки над "i".

Иван Владимиров, имевший почет и уважение властей во времена всех революционных переворотов, был почти на столетие незаслуженно забыт. Но в прошлом году к вековому юбилею Октябрьской революции о нем вспомнили и организовали экспозицию его работ в Музее современной истории России. На выставке было представлено более пятидесяти графических и живописных произведений художника, которые были собраны из запасников музеев и тайных собраний.

Сегодня будет интересный пост о том, как на самом деле выглядела Октябрьская революция 1917 года. Фотоснимков тех лет сохранилось не так и много, но зато осталось множество рисунков от художников документалистов. И это снимет флёр героизма с тех лет, посколькупомимо героизма были вот и такие события!

Картины, которые я покажу вам в сегодняшнем посте, произвели на меня громадное впечатление. Еще удивительнее то, что художник, нарисовавший их, жил в СССР — вполне успешно пережил аресты 1930-х годов и его картины по какой-то причине не были уничтожены. Он много рисовал практически до последних дней жизни и даже в 1930-е продолжал время от времени иронизировать над страной картинами вроде "Мордобой на пляже — культурное достижение по спорту!".Для начала немного истории. Автор картин, которые размещены ниже — художник Иван Владимиров (1869-1947). Как видно по годам жизни художника — в годы Октябрьского переворота и последовавшей за ним Гражданской войны Иван был уже достаточно зрелым человеком и состоявшимся художником, до этого уже получившего некоторую известность.
Фото художника, рисующего пленных японцев
В начале XX века Владимиров позиционировал себя как художника-документалиста — он работал т.н. "художественным корреспондентом" в русско-японской (1904-905), балканских (1912-13) и Первой мировой войнах. О сюжетах его картин тех лет можно судить по названиям — «Затопление кораблей Черноморского флота на Севастопольском рейде 11 сентября 1854 года» "Орудие в опасности", "Артеллерийский бой", "Эпизод русско-японской войны", "Оккупанты" 1914-1916гг.,

"Захват германских автомобилей","Вернулся с войны", "Разведка в ливень", "Допрос пленного", "Усиленная рекогносцировка",Военная стычка 1915, Цусимское сражение. Последние минуты броненосца "Князь Суворов"

Агитационные плакаты времен Первой мировой войны работы И.А.Владимирова. "На новый приход".

В 1917-1918 году Владимиров работал в Петроградской милиции, где рисовал фотопортреты разыскиваемых преступников со слов потерпевших (аналог художественного "фоторобота"). Во время переворота 1917 года Владимиров сделал множество зарисовок, которые стали потом в сюжеты его картин — на которых хорошо показаны реалии тех дней.

Это удивительно, но Ивана Владимирова по какой-то причине не репрессировали в 1930-х — он пережил репрессии и блокаду в Ленинграде, во время которой рисовал плакаты и вёл дневник блокады. Ещё удивительнее то, что многие его работы выставлялись даже во времена СССР в Третьяковской галерее. Сегодня эти произведения (которые я покажу ниже) хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.Владимиров И.А. Иностранцы в Ленинграде 1937Владимиров И.А. Сдача финов 1940

До недавнего времени художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869-1947) был известен как автор картин и рисунков на историко-революционные темы, выдержанных в духе советского официоза. Его работы воспроизводились, например, в "Истории гражданской войны", изданной в СССР в 30-40-е годы.

Однако не так давно в интернете появилась серия акварелей Владимирова из американских собраний, которая совершенно перевернула представление об этом художнике. На его рисунках, относящихся к 1918-1923 гг., революция предстает не в пафосно-героическом, а в сниженно-бытовом, зачастую откровенно гротескном виде — пьяные красногвардейцы, солдаты-вандалы в Зимнем дворце, крестьяне, растаскивающие барское добро, хамоватые люмпены и прочие персонажи, хорошо известные по мемуарной литературе.

В то же время картины жизни голодающего Петрограда потрясают своим глубоким трагизмом.

Как же попали рисунки Владимирова в Америку? Это отдельный, увлекательный сюжет.Так называемая "Красная гвардия" в Петрограде. Рисунок из журнала "The Graphic" от 19 января 1918 года.

Сын русского и англичанки, Иван Владимиров свободно владел английским языком. До 1918 г. он был художником-корреспондентом двух иллюстрированных журналов — русской "Нивы" и английского "The Graphic". При этом свои рисунки для английского журнала подписывал: John Wladimiroff.
Практически всю свою жизнь художник провел в Петербурге – Петрограде – Ленинграде.

Все события, имевшие место в "колыбели революции", происходили на его глазах. В 1917-1918 гг. Владимиров служил в Петроградской милиции. Но, судя по рисункам, бывал он и в провинции, имея возможность наблюдать жизнь крестьян.

В 1921 г. в голодающем Петрограде начала работать ARA — Американская администрация помощи. Владимиров, как человек, знающий английский язык, принял в ней деятельное участие и близко сошелся с американцами — прежде всего с Фрэнком Голдером и Дональдом Рэншо.

Также среди его друзей были люди, работавшие в России по линии YMCA — Спэрджен Милтон Кини (Spurgeon Milton Keeny) и Этан Теодор Колтон (Ethan Theodore Colton). Все четверо приобретали его рисунки, которые затем вывезли в Америку. Историк Фрэнк Голдер, специализировавшийся на изучении русско-американских отношений, в 1914 и 1917 гг. приезжал в Россию, где стал очевидцем революционных событий.Фрэнк Голдер (справа) и Дональд Рэншо в Петрограде. 1923 г.

В 1920 г. его привлекает к работе Герберт Гувер, задумавший создать при своей alma mater — Стэнфордском университете — научный институт, посвященный изучению Первой мировой войны и ее последствий. По заданию Гувера Голдер начинает скупать книги, периодику и разнообразные архивные материалы для института.

В 1921 г. он едет в Советскую Россию по линии ARA, которой также руководил Гувер, и становится неофициальным посредником между большевиками и американским правительством (дипломатических отношений с США тогда не было).Голдер был потрясен голодом в Петрограде и бедственным положением русского образованного класса. Видимо, это послужило побудительным мотивом для приобретения им акварелей Ивана Владимирова, изображающих ужасы военного коммунизма. Платил он художнику 5 долларов за рисунок из своих личных средств.

После отъезда Голдера из России в 1923 г. в связи с прекращением работы ARA, хлопоты по приобретению рисунков Владимирова взял на себя Спэрджен М. Кини. 26 июля 1923 г. он пишет Голдеру, что в коллекцию Гувера отправлено в общей сложности 30 работ художника и есть возможность приобрести еще десять.

В письме от 21 мая 1924 г. Голдер разрешает Кини потратить 100 долларов на заказы для Владимирова, с расчетом, что в дальнейшем рисунки будут приобретены институтом Гувера.

Ныне 37 работ Владимирова находятся в архиве Гуверовского института,еще 10 — в собрании библиотеки Брауновского университета в Род-Айленде. Есть они также и в частных собраниях.

В 1967 г. в США был издан фотоальбом "Russia in Revolution", в котором были воспроизведены рисунки Владимирова из собрания Брауновского университета. Генерал — князь Васильчиков в его нынешнем положении. Sic transit gloria mundi (Так проходит мирская слава).
Петроград, июнь 1922 г.
Часть акварелей была нарисована художником специально для американцев, с подписями на английском языке. На одном из рисунков есть дарственная надпись: "To Mr. Renshaw a souvenir of the hungry years in Petrograd with my sincere regards John Wladimiroff 19 June 1923." (Г-ну Рэншо на память о голодных годах в Петрограде.

С искренними пожеланиями Иван Владимиров 19 июня 1923 г.)

А теперь давайте посмотрим на картины.
Взятие Зимнего дворца осенью 1917 года. Лица и типажи красноармецев далеки от тех "волевых и целеустремлённых товарищей", которые потом рисовали во всех советских учебниках. Далеки от идеала и их действия — красноармейцы ведет себя как обычные пьяные погромщики, стреляя в картины и уничтожая античные статуи. 22 годами позже дети этих красноармейцев будут вести себя также во время "присоединения Западной Беларуси" — со злобой рубя саблями паркет в замке Радзивиллов в Несвиже.А на этой картине изображены улицы "революционного Петрограда". Как видите, красноармейцы не только ходили строем под бравурные песни про Буденного, но и не гнушались банальными грабежами — на картине запечатлено, как доблестные "красногвардецы" разгромили винный магазин и напиваются прямо у входа. Внесудебная расправа над "идеологическими противниками-беляками". Обратите внимание на лица красноармецев — это самые настоящие Шариковы. Не вызывает сомнений, что художник на стороне расстреливаемых, и для меня большая загадка — как ему удалось пережить 1930-е годы? Может быть, всё дело в том, что советские власти не видели в картинах никаких противоречий — "а что, всё похоже!". А это — расстрелы в подвалах, которые начались, фактически, сразу после переворота. Лица тоже очень характерные; как позже скажет Иосиф Бродский — "после переворота 1917 года и репрессий в России произошел антропологический сдвиг, от которого она будет оправляться несколько столетий".

Реалии 1918 года. На картине вроде бы не происходит ничего особенного, если не знать её название — "Разграбление вагона с помощью от Красного Креста". Скорее всего, вагон грабят те же самые "красноармейцы", которые охранят железную дорогу — присвоив себе продукты, которые были предназначены для голодающих.

Тоже грабеж — на сей раз банковских ячеек, под заумным названием "изъятие награбленного добра". То, что в этих ячейках хранили свои вклады и ценности обычные горожане — никого не интересовало. Имеешь что-то большее, чем драные лапти? Значит враг. Картина под названием "Развлечение подростков в императорском саду". Тут, как говорится, без комментариев — искусство после революции стало "доступно всем". В том числе, и для того, чтобы бросать в него камнями. Думаете это неправда? Только я хочу вспомнить вот такой эпизод! Рядом с Летним садом в советское время располагался Педагогический институт. И вот в один из летних дней, студенты бывшие, а будущие педагоги, отмечая окончание института гуляли нолчью в Летнем саду. Ну гуляли и гуляли, вот только решили эти умники оставить себе что-нибудь на память о Ленинграде, о днях учебы. И ничего умнее не придумали, как отбить у мраморных статуй Летнего сада кусочки мрамора, на память так сказать! Чему их учили в институте мне не веджомо, что они будут нести своим ученикам - могу догадаться, а вот то, что они правнуки этих самых подростков - однозначно! Громкое было дело, весь Ленинград тогда шумел! Я об этом случае знаю как раз потому, что на следующий год или через 2, я проживала в годичной командировке в Ленинграде!
А вот просто потрясающая картина под названием "Некому защитить" — так сказать, торжество победителей. Два бугая-"красноармейца" подсаживаются к интеллигентной даме в кафе, один из них крепко держит женщину за руку, и можно понять, что ничем хорошим эта встреча не закончится.
И ещё одна потрясающая картина из этой же серии, с лицами "победителей" в ложе оперы либо театра. Типажи подмечены просто отлично. Ещё немного "послереволюционных реалий". Голод в Петрограде — люди отрезают куски мяса от трупа павшей лошади, в то время как на заднем плане идут бравурные митинги под красными флагами. Кстати - отличное опровержение так называемого голодомора в отдельных районах страны! Как бы не так, голод свирепствовал по всей стране!
Картины деревенской жизни тех лет у Ивана Владимирова тоже встречаются. Давайте посмотрим, что изображено на них — может быть, хотя бы в деревне жизнь была получше? Нет, там был всё тот же грабеж. Сжигание орлов и царских портретовНа этой картине показано, как подстрекаемые кем-то крестьяне разворовывают богатое поместье.А вот те же крестьяне волокут домой награбленные вещи. Так и хочется спросить — "ну что, обогатились? Сильно свою жизнь улучшили?"Впрочем, награбленному "добру" крестьяне радовались недолго — вскоре к ним в дома приехали отряды продразверстки, которые выгребали из амбаров все запасы зерна, обрекая людей на голод.А это — работа в селе так называемого "комбеда", в который набирали всяких сельских алкоголиков — чем более деклассирован был человек и чем более асоциальный образ жизни он вел, тем вероятнее он мог получить место в "комбеде" — считалось, что он "революционный борцун" и вообще молодец, "не работал на царя".

Вчерашние алкоголики и люмпены получили полную власть над судьбами людей, которые советская власть посчитала своими врагами. Хозяйственные крестьяне, работящие зажиточные люди, священники, чиновники — были судимы "комбедами" и часто приговаривались к смерти. Русское духовенство на принудительных работахГрабеж ценностей из сельской церкви. Большая часть добра, что отняли в церквях и у бывших богатых людей — продавалась на Запад, а средства от этого шли на "советскую индустриализацию".Игра в карты, 1922 год, даже описывать не надо, по лицам и сюжету все понятно. "На посту", 1918 годСубботник, 1923 год. Что видим: бабы пилят, а мужичонка с портфеликом! И сапоги до блеска...

ПохороныПетроград. Переезд выселенной семьиКонвоирование заключенныхЗахват белогвардейских шпионов В поисках сбежавшего кулакаБывшие царские чиновники на принудительных работах.Агитаторы в деревнеА эта картина относится уже ко времени Великой Отечественной, Голод в Берлине 1945

Вот такие картины. По-моему, очень сильная серия. Мне кажется, если бы с советских учебниках по истории публиковали их, а не пафосные картинки с "революционными матросами", то отношение к событиям 1917 года у людей было бы совсем иное. Более приземленное...Фото художника

https://maxim-nm.livejournal.com/422469.html

http://amnesia.pavelbers.com/Zivopis%2063.htm

https://kulturologia.ru/blogs/020218/37631/

http://smallbay.ru/artrussia/vladimirov_pictures.html

https://s-t-o-l.com/kultura/korrespondent-revolyutsii/

Картина дня

наверх