На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Художник-славянист Васнецов Виктор Михайлович, ч.2

Продолжим вчерашний разговор. Изначально картина Васнецова Снегурочка даже не планировалась автором. Еще в 1880 г он даже и подумать не мог, что начнет работать над новым для себя образом. Но вот, в 1881, Савва Мамонтов решает поставить пьесу Островского «Снегурочка», и предлагает Васнецову заняться декорациями. Художник в замешательстве, ведь это новая для него работа. Но, несмотря ни на что, решает согласиться.
В 1885 году творцу выпал шанс повторить опыт работы с образом ледяной красавицы, которым он и воспользовался, занявшись оформлением оперы Римского-Корсакова. Этот опыт натолкнул художника на идею создания собственной картины, которой он тут же и занялся. Времени на работу ушло немало, а готовая картина увидела мир только в 1899 году.
Образ Снегурочки, исполненный Васнецовым, публика приняла очень тепло. По словам современников, если кто-то и может создать Снегурочку, идеально подходящую нашему зрителю – это Васнецов. Деву называли идеалом красоты, образцом русской женщины, прекрасным сочетанием земного с небесным.
При более внимательном знакомстве с данным произведением зритель осознает, что картина Васнецова «Снегурочка» - это не просто образ волшебной красавицы. Художник представляет нам историю, наполненную целой гаммой эмоций.
Центральным объектом, безусловно, является сама героиня. Присмотревшись, мы можем увидеть, что Васнецов не просто создал образ красивой девушки. Ее лицо, разведенные в стороны руки, неуверенная походка – все это свидетельствует о переживаемых эмоциях. Страх, неуверенность, тоска по дому, и стремление идти дальше – вот, что видит зритель. Особое внимание стоит уделить глазам красавицы, которые излучают невероятную печаль, передающуюся зрителю. Кажется, что дева сейчас заплачет… Но нет, Снегурочка просто не может плакать.

Одним из наиболее поэтичных творений художника является картина «Аленушка» - образ горькой сиротской доли. 
На камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Вокруг лесок. И, точно принимая участие в её горе, склоняются к сиротке осинки, охраняют ее стройные елочки, ласково щебечут над ней ласточки.
Виктор Михайлович Васнецов. Этюд к картине "Алёнушка". 1881

Фигура Аленушки неразрывно связана в картине с пейзажем. Грустно на сердце девочки, и грустно в природе. В карих глазах Аленушки горе, и, как ее горе, темен и глубок омут. Капают слезы, и летят вниз золотые листочки. С тоном осенней листвы перекликается цвет волос девочки.
Koмпoзиция построена на строгом ритме, на плавном течении линий ее фигурки со склонённой головой и наклонов растений, что вносит певучесть в картину. Поэзия этого произведения глубоко национальна. Она, как родная, народная песня, понятна зрителю. 

С точки зрения нового народного понимания темы можно рассматривать и работу художника над сценическим воплощением «Снегурочки». Когда Репин увидал васнецовские декорации и костюмы к этой опере, то написал Стасову: 
«Васнецов сделал для костюмов рисунки. Он сделал такие великолепные типы -вoс- торг... я уверен, что никто там у вас не сделает ничего пoдoбнoгo. Это просто шедевр».В.М. Васнецов, Заречная слободка Берендеевка, Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка", 1885г, холст, масло,  Государственная Третьяковская галерея, Москва. 

Особо ярко выразился дар художника в декорации, изображающей Берендееву палату. Здесь переданы, пожалуй, все формы, какие знало древнее зодчество во внутреннем убранстве теремов. На фоне этих изумительных декораций выступали берендеи и берендейки. Невозможно было не поверить в существование этой страныВиктор Васнецов «Палаты царя Берендея». Эскиз декорации к сказке А.Н. Островского «Снегурочка» (1885)Деятельность Васнецова как декоратора была кратковременной, но достаточно плодотворной: декорации к драме Шпажинского «Чародейка» и к опере Даргомыжского «Русалка». И, даже спустя многие десятилетия, рисунок волшебной декорации подводного дна в «Русалке», созданный Васнецовым, только незначительно варьировался.
С 1875 по 1883 г. в Москве возводилось огромное по тогдашним временам здание Исторического музея. Заказ на выполнение картины «Каменный век» добыл для Васнецова Адриан Прахов, брат историка М. Прахова. Это панно должно было открывать экспозицию музея. Новая тематика потребовала от художника и новой живописной техники.Каменный век. Деталь фриза. 1882-1885

Такой же неожиданностью, как и заказ на панно, было для художника внезапное предложение выполнить pоспись для Владимирского собора в Киеве. И опять же предложение поступило от М. Прахова. Вначале Васнецов решил отказаться от заказа, но материальные затруднения вынудили его взяться за роспись. За десять лет (1880-1890 гг.), шесть из которых он прожил в Киеве, художник с помощниками расписал 2880 квадpaтных метров во Владимирском соборе, сделал 15 композиций, выписал 30 отдельных фигур. В этих работах заключена строгая византийская вера, мягкая пэзия сказок, мощь былин.Предверие рая, триптих левая часть 1896Предверие рая, триптих центральная часть 1896Предверие рая, триптих правая часть 1896

Поскольку общей темой живописи собора стала «история русской веры», то главное внимание было сосредоточено на разработке исторических тем, связанных с крещением князя Владимира и киевлян, а также русских святых, канонизированных деятелей Древней Руси и подвижников русского православия.Крещение князя Владимира (эскиз)Крещение Руси

В августе 1896 года все леса в соборе были сняты и можно было уже составить полное представление о работе Успех васнецовских росписей был огромен. Им была посвящены статьи, заметки исследования. Они приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX -начале ХХ века во множестве храмов в России. Отдельные сюжеты широко репродуцировались в печати. В Васнецове видели «гениального провозвестника нового направления в peлиrиoзной живописи». Всего было создано около 400 эскизов, расписано свыше 2000 квадратных метров.Виктор Васнецов. Воины Апокалипсиса. 1887. Холст, масло. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Государственный музей истории религии, Санкт Петербург, Россия.

В начале XX века в отношениях Bacнeцoвa и художественной общественности призошло некоторое охлаждение, все чаще стали звучать резкие критические отзывы. Во многом это было связано с открытием подлинной древнерусской иконы.
«Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и чтo я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг -это уже от гордости - технику этого старого времени. Oказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того временя был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и Нам далеко до их техники, до их живописного эффекта». -таково было мнение самого Васнецова.
Этот отзыв -мужественное и гoрькое признание мастера, считавшего,что «нет на Руси для русского ху- дoжника святее и плодотворнее дела как украшение храма».
Не все во Владимирском соборе у Васнецова получилось так, как ему мечталoсь, не все намерения мастера были осуществлены. Но сама задача создания большого худoжественного стиля, поставленная здесь художником, имела для русского искусства огромное нoватoрское значение. 

Собор освятили в 1896 году в присутствии императора Николая I и его семьи. После Владимирского собора художник расписывал храмы в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве.
Вот Богоматерь с младенцем: она как бы парит над землей, ее типично русское лицо прекрасно, оно полно любви и скорби. В лице младенца, которого она, бережно прижимая к себе, несет в мир, тоже как бы ощущается предчувствие предстоящих мук и страданий, но есть в нем и сострадание к грешным. 

Недаром сам художник, говоря о своих иконописных работах, утверждал:
«Мое искусство — это свеча, зажженная пред ликом Божьим...»
Васнецов достойно возобновил живую и зримую школу иконописи. Впоследствии, вспоминая этот период творчества, художник удивлялся: «Видно, в молодости все можно...» Он падал с лесов, разбивался, для выполнения сложной работы требовалась крепкая сила духа и тела. 

Много лет спустя, на зaмeчaние художника Нестерова, не схоронился ли Виктор Михайлович за сказки от жизни, тот ответил:
«Куда было после Владимирского собора выше? Куда? Купчих писать? После Бога-то?! Выше нет! Но есть нечто, что стоит вровень. Это, брат, сказка...» 

И эта сказка-труд подвигалась к концу. «Богатыри» Васнецoва прозвучали в русском искусстве не менее громко и победно, чем «Богатырская симфония» Бородина. 
Возвышенность, с которой открывается дальний горизонт... 
Три всадника в древнерусском снаряжении на боевых конях...
Это застава богатырская.
Илья Муромец кряжист, могуч, с легкостью держит он в руке «палицу булатную, о прямоте и честности свидетельствуют добрые крупные черты крестъянского лица.
Совсем по-другому выглядит Добрыня. Изысканная украшеннocть, изящество снаряжения указывают на знатное происхождение героя. Суров и строг его взор, полнЫй справедливости и блaгopoдcтва.
Пcихoлoгичecки сложнее Алеша Пoпoвич. Врага побеждает он не столько силой, у него ее не так много, сколько сметливостью да хваткой. Алеша — балагур и весельчак, в правой руке его «гусельки яровчаты».

Так в сочетании храбрости и гордости, сметки и ловкости, несгибаемого величия духа воплощенa в картине Васнецова богатырская застава дpeвнeй Руси. В лаконичном пейзаже ощутимо переданы просторы, необъятность русских полей. «Богатыри» были блестящим зaвepшeнием периода расцвета творчества художника. 

Над фольклорными темами «Баян», «Спящая царевна», «Цapeвнa-лягушкa», «Царевна Несмеяна» Васнецов работал до конца жизни, но прежней силы в этих образах уже не было. Баян. 1880 эскизБаянКартина «Битва на Куликовом поле»Сивка-Бурка. Этюд,  1915Сивка-Бурка

Написал художник и еще одну картину "Ковер-самолет". На ней изображен Иван со своей суженой Еленой-Прекрасной (в вариантах сказок – Еленой-Премудрой, Василисой-Прекрасной и др. )
Вариант. 1919-1926. Холст, масло. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия. Картина исполнена романтизма и нежности. Соединяются любящие сердца, и герои, после множества испытаний, наконец обретают друг друга.Сирин и Алконост – два неразлучных символа, пара противоположностей. Картина находится в Третьяковской галерее.

Горе и радость, несчастье и счастье, черное и белое... На картине Васнецова эти мифические девы-птицы похожи, как двойники, и, одновременно с этим, совершенно разные. Сирин – черная вестница печали, тоски по утерянному раю. Алконост – светлый вестник радости и наслаждений. Согласно славянским поверьям, обе птицы прилетают в сад накануне яблочного Спаса. Сирин оплакивает уходящее лето, Алконост наделяет плоды магическими, лечебными свойствами.
Васнецов создает удивительно яркие и красочные образы мифических райских птиц. Если у Сирина черное оперение, изможденное бледное лицо, полные слез глаза в черных глазницах, закрывающиеся крылья, то у Алконоста светлое оперение, румяное лицо, раскрывающиеся крылья. Сирин завершает старое, Алконост – начинает новое. Ветки, на которых сидят девы-птицы, растут из одного дерева на одном уровне, однако по разные стороны от ствола. Слева, а эта сторона у славян всегда была «дурной», но связанной с сердцем, расположилось воплощение печали и увядания. Справа, с хорошей стороны, воплощение надежды, радости и наслаждения.Сказочный персонаж – Гамаюн, птица вещая – пришел в творчество Васнецова из древних славянских легенд. Дагестанский художественный музей, Махачкала, Россия. 1897 
Она считалась птицей Велеса, одного из богов пантеона славянских народов. Гамаюн все знает и может предсказывать будущее, но эта тайна откроется только посвященным.
Композиция картины подчеркнуто декоративна и изысканна. На тонкой, изящно изогнутой ветви дерева сидит фантастическая птица с женским лицом редкой красоты. На нем печать тоски – всезнание отнимает все душевные силы Гамаюна. Она предвещает бурю, первые порывы которой уже развивают ее роскошное оперение.Картина «Гусляры», хранящаяся ныне в Пермской галерее, была закончена художником Виктором Михайловичем Васнецовым в 1898 году. В январе 1899 года он отправил её в Петербург на свою персональную выставку, которая открылась в залах Академии художеств 4 февраля. Вероятно, уже на выставке работу оставил за собой И. Е. Цветков, меценат, коллекционер живописи. 9 марта 1899 года художник писал ему:
«Многоуважаемый Иван Евменьевич, посылаю Вам картину мою „Гусляры“. Продаю Вам картину с правом взять её для повторения государю императору — авторское право издания оставляю за собой. Деньги, следуемые за картину, получил сполна». Но есть еще вот такой вариант от 1901 года.
Картина Васнецова "Иван-царевич на Сером Волке" несомненно самое сказочное произведение русского изобразительного искусства. 1889 год. Третьяковская галерея.
В основе сюжета - захватывающая народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке. Тревожно всматривается царевич в дремучий лес, уверенно и крепко держит он Елену. Похищенная же полностью покорилась своей судьбе. Прижавшись к своему похитителю, она старается не смотреть вокруг, напуганная самим похищением, лесом, волком.
Серый Волк вызывает особый интерес у зрителя. У Волка особенные глаза - человеческие. Перед нами оборотень, или волколак, как его называли славяне издревле. Однако, нет в его облике ничего кровожадного или дикого. Его образ полон преданности, отваги, самопожертвования. В раздумье (Витязь на коне въезжает в дремучий бор) Картон, масло. 66,5х98,3 Собрание В. Н. Аралова (на 1961 год)Витязь на распутье, 1895, новосибирский государственный  художественный музей Богатыри на конях. 1898 год. К сожалению картины с большим разрешением нет.Песнь о вещем Олеге, Встреча Олега с кудесником (1899)

Творения В.М. Васнецова все знают еще с детства. Его картины служили иллюстрациями ко многим хорошо известным русским людям сказкам и былинам. «Песнь о вещем Олеге», написанная художником акварелью в самом конце XIX столетия к одноименной балладе А.С. Пушкина – одна из них. Прощание Олега с конем.Оформление издания и Олег у костей коня.

Тризна по Олегу

Наряду с некоторыми другими иллюстрациями к этому произведению, она была создана к столетию со дня рождения поэта, для академического издания. Иван-царевич и лебедь. Начало XX века. Страшный суд. 1904 год.
Художник В.Васнецов: Призвание варягов (1909 г.)

«Богатырский скок» Богатырь, защитник земли русской – один из любимых персонажей Васнецова, которому художник посвятил много своих полотен. Наряду со знаменитыми, ставшими классическими картинами «Богатыри» и «Витязь на распутье», работа «Богатырский скок» отражает теплое отношение Васнецова к народным былинам и сказаниям, к русской культуре в целом.

Время создания картины – 1914 год. Начало Первой мировой войны. России снова приходится бороться с жестоким врагом и никто пока не знает, чем обернется эта борьба. Ясно одно – народ должен подняться и собрать воедино все силы, чтобы в очередной раз показать мощь русского государства и напомнить врагу о былой боевой славе великой страны. Тогда же была написана картина и Поединок Пересвета с Челубеем.Страж. 1914. Повторение одноименной картины, находившейся с 1924 г. в частном собрании в Нью-Йорке и выставлявшейся на аукционе Christie's в ноябре 2013 г.Один в поле воин. 1914 год.«Баба-Яга» — картина русского художника Виктора Михайловича Васнецова, была написана в 1917 году. Картина посвящена одной из главных героинь русских народных сказок, Бабе Яге. На картине изображена Баба-Яга в ступе и с метлой, летящая со своей добычей ребенка. Картина написана на холсте, маслом. Хранится в Доме-музее В. М. Васнецова.
Кстати свой дом Васнецов спроэетировал сам. Сейчас там располагается музей Васнецова.
В мастерской дома в 3-м Троицком, под присмотром запечатлённого на стене ангела, были написаны все самые яркие сюжетные композиции В. Васнецова по темам русских народных былин и сказаний.Посвятив свою жизнь служению добру и красоте, он не мог без пессимизма, усталости и разочарования пpинимать «новую» жизнь с ее политическими катаклизмами, революцией и гpаждaнскoй войной. Все чаще современники видели художника в Троицкой церкви. Согбенная фигура Виктора Михайловича как бы подтверждала его слова: «Бога надо не выболтать, а выстрадать». 
Нестеров Портрет художника В.М. Васнецова (1925)
Васнецов скончался 23 июля 1926г. на 79-м году жизни. После вечернего чая направился он к cебe в светелку. Через некоторое время родные услышали, как что-то упало. Художник умер от разрыва сердца, мгновенно, без болезней и страданий. Говорят, так уходит душа, которая ищет Божественную красоту и правду и обретает покой на небесах. Виктор Васнецов умер в своей мастерской. Художника похоронили на Введенском кладбище в Лефортово.

Современники только после смерти по достоинству оценили его творчество.Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед здание Кировского областного музея

https://www.liveinternet.ru/users/5132602/post348736547

https://www.liveinternet.ru/users/5132602/post308417057

https://nearyou.ru/vvasnetsov/rvit82.html

https://nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasnbio2.html

https://nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasnbio3.html

https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/765-viktor-mihay...

https://countryscanner.ru/dom-muzey-vasnecova/

В Третьяковке:

https://nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasn_tr.html

https://nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasn_tr2.html

https://nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasn_tr3.html

В Русском музее:

https://nearyou.ru/0rumuz/38vvasn_ru.php

Сказки и былины:

https://nearyou.ru/vvasnetsov/story0.html

Роспись Владимирского собора:

https://nearyou.ru/vvasnetsov/sobor0.html

Картина дня

наверх