На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Хм... как думаете отреагировали на такие слова Сталина: "Директор Ленинградского хлебозавода Прилучный не вор. Он враг."В 1951 году 23 ра...
  • Светлана Митленко
    По этому городу можно гулятьмногократно и никогда не устанешь от его прелести и красоты!Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    Спасибо, РегинаНекоторые фото с ...

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.6

Продолжаем наслаждаться прекрасными памятниками эпохи модерна.
20. 2-й Обыденский переулок, 13 - Доходный дом Г.Е. Бройдо
Доходный дом Г.Е. Бройдо.
Привлекающий к себе внимание элегантным декором дом построен как доходный, на 18 квартир, в 1904-1910 годах архитектором Николаем Ивановичем Жериховым по заказу Германа Ефимовича Бройдо. О плодотворном союзе зодчего и домовладельца уже рассказывалось в первой части «Московского модерна». Так вот, здание, находящееся перед нами, - один из реализованных ими проектов. Правда, в некоторых источниках в качестве автора дома выступает архитектор Николай Григорьевич Фалеев. Трудно сказать, почему возникло такое расхождение. Возможно, архитекторы вместе работали над проектом здания.
Доходный дом Г.Е. Бройдо. Боковой ризалит здания.
Здание отстоит от красной линии переулка, от проезжей части его отделяет небольшой палисадник. Центральная часть фасада фланкирована двумя выступающими вперед боковыми ризалитами, образующими в совокупности с боковыми торцами соседних домов некое подобие неглубокого кудонёра (парадного двора). Все это создает сходство с объемно-планировочными композициями, свойственными эпохе классицизма. Это впечатление общности с классицизмом усиливают ионические пилястры, белоснежные лепные фризы античных мотивов, обрамления окон и многие другие детали декора. Однако абрис центральных окон ризалитов, возвышающиеся на крыше аттики с вазонами, огромные барельефы с изображениями полуобнаженных женских фигур в развивающихся одеждах, оригинальные полукруглые балкончики, кованая ограда позволяют утверждать, что не обошлось здесь без эксперимента на тему модерна. Результат – интересная компиляция классицистических, неогреческих и модерновых элементов.
Доходный дом Г.Е. Бройдо. Фрагмент центральной части фасада.
Доходный дом Г.Е. Бройдо. Античный фриз.
Рельефные панно над окнами второго этажа изображают крылатых львов, держащих в лапах факелы. Протянувшийся по всей длине фасада фриз с античными сюжетами зрительно как бы разделяет пространство второго и третьего этажей от верхнего. Это расчленение подчеркнуто и различной фактурой стен: второй и третий этажи выложены глазурованной плиткой - «кабанчиком», - а верхний просто оштукатурен. Женские маскароны вместо замковых камней в сандриках окон первого этажа позаимствованы из атрибутики модерна.
Доходный дом Г.Е. Бройдо. Лепной декор.
Доходный дом Г.Е. Бройдо. Лепной декор.
Доходный дом Г.Е. Бройдо. Оформление окна второго этажа.
Но самыми впечатляющими элементами лепного декора, конечно же, являются крупные барельефы, обрамляющие арки главных окон. На них – полуобнаженные женщины и ниспадающих одеждах, словно летящие друг к другу. Они тянутся навстречу друг другу и роняют из высоко поднятых рук лавровые венки. Одна из женщин держит в руке факел, другая – крылатый жезл, обвиваемый змеей. Кто они? Может, афинские бескрылые богини Ники – символы триумфа и победы?Доходный дом Г.Е. Бройдо. Барельеф с женскими фигурами.
В 1907-1913 годах в доходном доме Г.Е. Бройдо во 2-ом Обыденском переулке жили Марья Семеновна и Аркадий Михайлович Керзины – основатели «Кружка любителей русской музыки», пропагандировавшего произведения русских композиторов.
Аркадий Михайлович Керзин был довольно известным и широко практикующим в Москве адвокатом, большим знатоком и поклонником музыки русских композиторов. Его жена, Марья Семеновна, пианистка, в юности училась музыке и игре на фортепиано у известных пианистов В.И. Мауриной, В.И. Сафонова, а позже у П.А. Пабста, теорией музыки занималась у видного музыкального критика С.Н. Кругликова. Музыка стала для супругов Керзиных главным увлечением. Они с упоением совместно изучали новые произведения, приобщались к творчеству отечественных композиторов, работы которых, как это ни странно, в те годы не слишком часто звучали на концертной эстраде. Каждая новая симфония, сюита, рапсодия представлялась им страницей интереснейшей книги, сюжет которой все более и более захватывал своих любознательных читателей. Занятия музыкой постепенно превратились в совместное музицирование. Часто, проигрывая полюбившиеся отрывки из опер и романсы, они мечтали о том, чтобы услышать эти сочинения в профессиональном исполнении. И все чаще им в голову приходила мысль о том, чтобы создать приватный музыкальный кружок из своих друзей и знакомых с общими интересами, в котором можно было бы поделиться с ними тем наслаждением, которое они сами получали от знакомства с русской музыкой. И такой кружок был ими организован в 1896 году. Его первые собрания происходили на квартирах участников, где они разыгрывали на фортепиано произведения Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, Балакирева и других авторов. В числе музыкантов, принимавших участие в таких собраниях и поддерживавших тесное общение с Керзиными, были композиторы Ц.А. Кюи, С.В. Рахманинов, Н.К. Метнер, С.И. Танеев, музыкальные критики С.Н. Кругликов, В.В. Стасов, Н.Д. Кашкин, исполнители Н.И. Забела-Врубель, М.А. Дейша-Сионицкая, Л.В. Собинов, И.В. Грызунов, М.А. Оленина-д’Альгейм и др.
 
Любительский кружок вскоре стал значительным явлением в московской музыкальной жизни и вырос в серьезную концертную организацию, которая за годы своего существования (с 1896 по 1912 год) организовала более сотни концертов камерной и симфонической музыки. Концерты проводились в «Славянском базаре», а с 1902 года – в Большом зале Благородного собрания. Кружок акцентировал свое внимание и широко пропагандировал сочинения отечественных авторов. Впервые в Москве именно в рамках деятельности керзинского кружка были исполнены значительные произведения А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, состоялись премьеры С.В. Рахманинова, С.И Танеева, А.К. Лядова, Н.К. Метнера, Р.М. Глиэра и других. Концерты, обычно проводившиеся бесплатно, пользовались большим успехом. Общество во многом способствовало развитию русской камерно-вокальной музыки и становлению ее исполнительского стиля.
Возможно, и в собственной квартире Керзиных в доме во 2-ом Обыденском переулке звучали произведения Мусоргского, Рахманинова и Кюи…Прислушаемся! Не звучат ли они и сегодня?
Бывший доходный дом Г.Е. Бройдо также известен тем, что в 2010-2012 годах в нем проводились съемки сериала «Дом образцового содержания». Его жильцы терпеливо и с пониманием все это время мирились с заклеенными окнами, дымом пиротехники, шумом киносъемочной техники и бесконечной суетой. Зато сегодня мы можем во многих эпизодах сериала лицезреть экстерьеры и интерьеры здания.
 
21. Улица Волхонка, дом 7 – Доходный дом К.Г. Лобачева
Доходный дом К.Г. Лобачева.
Этот четырехэтажный доходный дом построен в 1904-1906 годах архитектором Никитой Герасимовичем Лазаревым по заказу зажиточного купца Кузьмы Григорьевича Лобачева, торговавшего в Охотном ряду дичью, мясом и маслом.
Доходный дом К.Г. Лобачева. Фигурный аттик над карнизом и купольное завершение эркера.
Первое, на что обращаешь внимание при взгляде на эту постройку, - угловой двухэтажный эркер с фигурным заостренным завершением. Очень уж он похож на башенку. Купол его венчает флюгер с голубком. С помощью этого выраженного акцента архитектор подчеркнул размещение здания на пересечении двух улиц. Композиция фасадов здания типична для конца XIX века и каких-то особых новаторских черт не несет. О принадлежности к модерну свидетельствуют форма карниза и необычный декор дома.
Доходный дом К.Г. Лобачева. Декор центральной части фасада по Волхонке (слева) и купол с флюгером над эркером (справа).
Доходный дом К.Г. Лобачева. Детали декора: лепное обрамление окна (слева) и картуш (справа).
Лепнина, представленная на фасаде, выполнена в мастерской П.А. Гладышева. Сюжет ее компилятивен: растительная орнаментика сочетается с изображениями различных животных и скульптурными женскими и мужскими головками. Но вот в мотиве декора прослеживается какая-то общая демоничность. На рельефных панно и фризах можно различить соцветия и листья чертополоха – символа неограниченной магической власти. Маскароны, которые в архитектуре обычно имеют нейтральный характер, здесь отличаются весьма недобрыми выражениями лиц, а некоторые даже косят исподлобья, будто замышляя что-то нехорошее. Но особенно поражают лепные изображения разинувшей пасть змеи и какого-то не то дракона, не то неведомого доисторического ящера, изогнувшегося в хищном оскале. Таких в Москве, пожалуй, больше нигде не встретишь. Так что можно только подивиться недюжинной фантазии автора, их придумавшего.
Доходный дом К.Г. Лобачева. Лепное обрамление окна.
Доходный дом К.Г. Лобачева. Надоконное рельефное панно с доисторическим ящером.
Доходный дом К.Г. Лобачева. Оформление эркера.
Доходный дом К.Г. Лобачева. Флоральный декор здания: чертополоховый фриз (вверху) и медальоны с виноградными лозами (внизу).
В 1972 году к приезду в Москву президента США Ричарда Никсона кривую, узкую Волхонку решили расширить. Двухэтажные дома с первого по пятый по нечетной стороне снесли, использовав освобожденное место под мостовую, тротуар и небольшой склон с газоном. Бывший доходный дом Лобачева, к счастью, сноса избежал. Не иначе, фасадные демоны уберегли свое обиталище от роковой участи. Но в угловой части дома, в первом этаже, где раньше находилась булочная, пробили сквозной проход для пешеходов. В остальном планировка здания осталась неизменной, хотя и пережила несколько реконструкций.
Кстати, когда-то в доме размещалась советская пельменная. В ней за 1 рубль и 2 копейки у толстых тетушек-продавщиц можно было купить двойную порцию пельменей со сметаной, стакан кофе из бачка и две пресные булочки. Посетителей было немало, в том числе и купальщиков из бассейна «Москва», которые, нагуляв за плаванием аппетит, заходили сюда перекусить по дороге домой. Сегодня в здании тоже находится пельменная, но ассортимент, антураж и атмосфера, конечно, уже не те. В связи с этим коренные обитатели Волхонки печалятся и предаются ностальгии по былым временам.
И последний дом на сегодня по улице Знаменка.

22. Улица Знаменка, дом 8/13 - Доходный дом А. И. ШамшинаДоходный дом А.И. Шамшина.

На месте современных домов № 13 и 15 по Староваганьковскому переулку в XVIII веке находилась усадьба генерал-аншефа Василия Яковлевича Левашова, участника многих военных компаний, основателя города Кизляр и московского главнокомандующего. С 1751 года по 1828 год обширное владение принадлежало его детям, а после, вероятно, было распродано частями. Участок усадьбы, на котором располагался сад, в начале XX века перешел в собственность фабриканту Александру Ивановичу Шамшину, совладельцу золотоканительной и галунной мануфактур, и его жене – Любови Васильевне.
Доходный дом А.И. Шамшина. Вход в здание.
Доходный дом А.И. Шамшина. Витражное панно козырька над входом в здание.
Доходный дом А.И. Шамшина. Декоративное оформление входа в здание.
Доходный дом А.И. Шамшина. Витражное панно козырька над входом в здание.
Супруги Шамшины, немало средств вкладывавшие в строительство и являвшиеся владельцами нескольких домовладений в Москве, решили на приобретенном усадебном участке построить доходный дом. Для реализации этой идеи они пригласили архитектора Николая Николаевича Благовещенского. По их заказу он разработал проект шестиэтажного дома, фасадами выходящего на Знаменку и Староваганьковский переулок. Но декор здания показался заказчикам недостаточно интересным, и для переработки экстерьерных и интерьерных планов дома они привлекли Федора Осиповича Шехтеля. Таким образом, у воздвигнутого в 1909 году доходного дома оказалось два автора – Н.Н. Благовещенский и Ф.О. Шехтель. Первому принадлежит работа над общим планом постройки, второму – архитектурная обработка фасада и оформление интерьера.
Доходный дом А.И. Шамшина. Витражное панно козырька над входом в здание.
Доходный дом А.И. Шамшина. Витражное панно козырька над входом в здание.
Ф.О. Шехтель переработал фасад здания в стилистике модерна, уже близкого по своей сути к рационализму. Внешнее оформление дома достаточно сдержанно, даже скупо. Декоративность здесь в основном создается ритмом конструктивных элементов и подбором облицовочных материалов стен.
Доходный дом А.И. Шамшина. Ротонда.
Доходный дом А.И. Шамшина. Рельефный фриз под карнизом.
Фасадная композиция в основном построена на ритмике полукруглых эркеров высотой в четыре этажа. Особенно примечателен башнеподобный эркер на углу здания. Его венчает небольшая ротонда с яйцеподобным заостренным куполом. С помощью этих деталей архитектор акцентировал внимание на угловой части здания, выходящей на пересечение Знаменки и Староваганьковского, и одновременно удачно сыграл в аналогию с цилиндрическим бельведером на крыше соседнего дома П.Е. Пашкова. Своим основанием угловой эркер опирается на полуколонну, выступающую из стены. Этот нюанс вносит некоторую неустойчивость в облик здания, несколько смягчая производимое постройкой впечатление монументальности и строгости.
Фрагмент интерьера парадного вестибюля доходного дома А. И. Шамшина
Различие отделки стен верхних и нижних этажей дома создает крупное горизонтальное членение фасадной плоскости. Два нижних этажа отделаны цементной штукатуркой, цветом и фактурой похожей на облицовку натуральным камнем, четыре верхних этажа покрыты керамическим «кабанчиком». Ранее ритмика горизонталей, да и общий облик дома, были разнообразней за счет ленточного балкона, опоясывавшего весь верхний этаж, и балконов поменьше – одно- и двухсекционных, - находившихся на четвертом и пятом этажах. Ограждения балконов были выполнены из металла и имели простой рисунок, составленный из горизонтальных прутьев, изогнутых мелкой рябью. К сожалению, балконы демонтированы. Кому и почему они помешали, не очень ясно. Лишь в некоторых квартирах после демонтажа балконные проемы были сохранены и украшены решетками французских балкончиков (их можно увидеть со стороны переулка), остальные заложены кирпичом и превращены в обычные окна.
Доходный дом А.И. Шамшина. Фото 1909-1911 годов. Старые фото и на здании еще можно увидеть балконы и металлическую решетку над карнизом.
Доходный дом А.И. Шамшина. Декор оснований эркеров.
Доходный дом А.И. Шамшина. Дверная ручка.
Доходный дом А.И. Шамшина. Ворота арки, ведущей во двор (слева), и фрагмент металлической решетки на окне первого этажа.
Отголоском более ранних направлений модерна являются сохранившиеся рельефные лепные композиции, украшающие стены дома. Первое, что можно заметить, это опоясывающий весь лицевой фасад фриз, расположенный под карнизом. Он изображает изящно изогнутые веероподобные листья каких-то растений. Если свернуть в переулок, можно обнаружить еще более эффектную скульптурную деталь – обрамление парадного входа в здание. Здесь над дверью нависают целые плодовые гирлянды. А замковый камень над арочным окном будто бы изображает корзину, переполненную фруктами. Очень красив подвешенный на цепях козырек с витражными вставками и висячими фонариками (фото выше), а также необычная ручка двери с наконечниками в виде орлиных голов. Более мелкими лепными элементами украшены основания эркеров и капитель колонны, поддерживающей угловую башню. На башне, между четвертым и пятым этажом, имеется панно с картушем.

В 1917 г. заводы национализировали, а дом у хозяев отобрали. Фасад лишился большей части декора. Совсем недавно, в 2000-е гг., владелец, купивший квартиру в пентхаусе, самовольно надстроил его посередине еще одним этажом с круглым большим бельведером, что изуродовало дом и исказило видовую перспективу перекличек Пашкова Дома и Дома Шамшина. Сегодня на крыше здания можно увидеть остекленную надстройку. Такое, к сожалению, случается, даже несмотря на утвержденную историко-культурную ценность и охранный статус объектов культурного наследия.

http://peshegrad.ru/articles/moskovskij-modern-3

https://liveinmsk.ru/places/doma/dom-s-rumkoi

https://woman.rambler.ru/other/39980428-istoriya-dohodnogo-d...

http://lauda-tours.ru/dostoprimechatelnosti/doma/dombroido/

http://progulkipomoskve.ru/publ/doma/starovagankovskij_pereu...

Картина дня

наверх