На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

История создания песни. Таганка.

Русский шансон – эти слова часто вызывают пренебрежение. Некоторые считают их «мусорными» песнями, однако некоторые из них - настоящие шедевры. 

Таганка… Кто не знает и не любит эту знаменитую песню?! И кого из исполнителей она оставила равнодушным? Ее пели: В. Высоцкий и А. Розенбаум, М. Гулько и А. Северный, М. Шуфутинский, Джемма Халид, Ирина Панаровская и даже В. Жириновский; группы Эшалон и Мурзилки International (с Шафутинским), Мишки на Севере и Гуляй поле, А. Домогаров с польским исполнителем Pawel Kukiz и многие-многие другие. 

Да, мрачное было заведение, эта «Таганка».  А между тем об истории этой песни известно очень мало, вернее, ничего не известно: не известны ни композитор, написавший музыку, не известен автор слов, не известно время создания. Да и о самой тюрьме далеко не все известно.

Таганка     В 1804 году по указу Императора Александра I на юго-восточной окраине Москвы, на пересечении нынешних улицы Малые Каменщики и Новоспасского переулка была сооружена тюрьма. Поскольку тюрьма находилась на территории Таганской слободы, недалеко от Таганских ворот и одноименной площади, «Таганкой» стали называть в обиходе и тюрьму. Официально же она именовалась Московская Губернская тюрьма. В то время в Москве было три крупных тюрьмы: Центральная Пересыльная - Бутырская («Бутырка», Бутырский тюремный замок), Исправительная - «Матросская Тишина» и Губернская - «Таганка».

«Таганка» первоначально использовалась для содержания уголовных заключённых. Основная функция - «рабочий дом с лишением свободы». Здесь работали многочисленные мастерские: токарные, переплётные, слесарные, портновские, типография. Таким образом, тюрьма функционировала как колония. После революции функции тюрьмы сохранялись вплоть до середины 30-х годов. Это подтверждает в своих воспоминаниях известный советский юрист, ученый Борис Самойлович Утевский (1887 - 1970), называя "Таганку" исправдомом:

    "Таганский исправдом", или "Таганка", как его по традиции продолжали называть, была одной из старых царских тюрем. Было в ней что-то особенно мрачное, тяжелое и давящее даже на тех, кто входил в ее ворота не в качестве заключенного, а по делам службы".

К концу XIX века в тюрьме стали содержаться и политические заключённые, особенно возросло их число после революции 1905 года. Здесь в разное время сидели меценат Савва Морозов, сам как-то помогавшим большевикам бежать из этой тбюрьмы, богослов Павел Флоренский (за проповедь «Голос крови», посвященную памяти казненного лейтенанта Шмидта), писатели Леонид Андреев и Михаил Осоргин, ученый и поэт Леонид Радин (это он в 1897 г. в камере «Таганки» написал знаменитую песню «Смело, товарищи, в ногу!»), революционеры Л. Красин, А. Луначарский, Н. Бауман, др. Даже группа депутатов I государственной Думы отбывала здесь наказание.
Сидельцами «Таганки» были и весьма колоритные личности.
Авантюрист В. Трахтенберг угодил в камеру «Таганки» за то, что, имея весьма смутные представления о рудниках Марокко и уж тем более не владея ими, умудрился продать их французскому правительству. Оказавшись в камере, Трахтенберг, не будучи лингвистом, принялся изучать воровской язык и составил «Словарь воровской речи», ставший на десятилетия основным пособием лингвистических трудов такого рода, не раз после этого заимствованный (плагиатом) полностью или частично, и ставший на десятилетия основным пособием в этой части. В 1922 году сидел в «Таганке» и некий Осип Шор, бывший работник одесского угрозыска, послуживший прототипом Остапа Бендера.
Во внутреннем дворе (или подвале?) "Таганки" был повешен генерал Власов.
Считается, что и слово «баланда» - плохо приготовленный суп – родилось в стенах "Таганки". Служил здесь некий повар Баландин, готовивший ну уж очень плохую похлебку для заключенных. Её то и прозвали баландой. Говорят, что "козлы" (обслуга из числа заключенных), улучив момент, сунула этого Баландина в кипящий котел…
13 февраля 1938 г. приказом НКВД № 025 Тюрьма № 1 ОМЗ УНКВД Московской области реорганизуется в Таганскую тюрьму ГУГБ, т.е. "Таганка" из областной тюрьмы становится центральной, переходя из ведения УпрНКВД Московской области в центральное подчинение Главупр госбезопасности НКВД. Начиная с 1939 г. часть тюрем из ведения НКВД передается в ведение ГУЛАГа под пересыльные. Пересыльной становится и «Таганка». С преобразованием наркоматов в министерства, с появлением МВД СССР (1946 г.), неоднократных слияний-разделений МВД и КГБ, «Таганка» переходит в ведение МВД и официально именуется «Центральная Таганская пересыльная тюрьма Восьмого управления МВД СССР». Именно под таким названием она и пошла на слом: в 1958 году по указанию Н. Хрущева тюрьма была взорвана. На месте легендарной "Таганки" построен детский сад и четыре жилых пятиэтажки. В настоящее время сохранилось одно из тюремных административных зданий (фото) и помещение бывшей тюремной стиральни - там сейчас находится ЖЭК.

«Таганка» - одна из самых популярных русских тюремных песен. Это настоящая «блатная» песня, не то что поделки известных поэтов на музыку таких же композиторов. Говорят, ее придумали воры-рецидивисты при Николае II, а на публике спел чуть ли не Шаляпин. Песня так популярна, что просочилась даже в советское кино «Верьте мне люди» 1964 года и в 18-й выпуск «Ну, погоди!» Правда, его сняли в 1994 году, и спасибо, что он вообще не весь про бандитов. Кто только не пел «Таганку» - Высоцкий, Северный, и даже Жириновский. Но лучше всего она застревает в мозгу в исполнении Шуфутинского.

«Таганка» Михаил Шуфутинский

 

Итак, чем же эта песня так цепляет? Музыка так себе, слова – тоже не Пушкин. Поется о тюрьме, которой давно нет. Однако при всей корявости она сильна с литературной (не поворачивается язык сказать «поэтической») точки зрения. Все понятно. Человек сгубил юность и талант в этой тюряге и понимает, что там же и помрет. От сумы и тюрьмы не зарекайся, - это мы в России узнаем еще в детском саду, и при заунывных звуках «Таганки» поневоле пригорюнишься... 

М не попалась отличный материал с портала "Шансон!" от Яна Павловского. Вот его я и приведу:

ТАГАНКА

Цыганка с картами, дорога дальняя,
Дорога дальняя, казенный дом.
Быть может старая тюрьма центральная,
Меня, парнишечку, по новой ждет.

[Припев:]
Таганка, все ночи полные огня,
Таганка, зачем сгубила ты меня?
Таганка, я твой бессменный арестант,
Погибли юность и талант в твоих стенах.

Цыганка с картами, глаза упрямые,
Монисто древнее да нитка бус...
Хотел судьбу пытать с бубновой дамою,
Да снова выпал мне пиковый туз!

Я знаю, милая, и без гадания,
Дороги разные нам суждены.
Опять по пятницам пойдут свидания,
И слезы горькие моей родни.

Моя ты милая, моя любимая,
Как тяжело на свете жить.
Куда не гляну я – кругом решеточки,
И как-то медленно проходят дни.

Прекрасно знаю и без гадания,
Решетки толстые мне суждены.
Опять по пятницам пойдут свидания,
И слезы горькие моей родни.

Прощай, любимая, больше не встретимся.
Меня, несчастного, устанешь ждать.
Умру в Таганке я, умру, тебя любя,
Твоих красивых глаз мне не видать.

Зачем же ты, моя судьба несчастная,
Опять ведешь меня дорогой слез?
Колючка ржавая, решетка частая,
Вагон столыпинский да стук колес.

Прощай же, милая, прощай, желанная
Ступай, любимая, своей тропой.
И пусть останется глубокой тайною,
Что и у нас была любовь с тобой.

Некоторые исследователи считают, что песня возникла еще до революции, ссылаются при этом на упоминание в тексте туза. Да, действительно, на спине арестанта-каторжника имелась квадратная нашивка, которая именовалась бубновым тузом. Была она желтого цвета. Но!

Во-первых, Таганка не была пересылкой, она была губернской тюрьмой. В ней сидели, отбывали наказание уголовники, а не ожидали этапа каторжники. «Туз» же нашивался только на одежду каторжника.

Во-вторых, в тексте упоминается пиковый туз, хотя и бубновый ложится в рифму. Но пиковый туз – как символ черного невезения, неудачи более уместен. Вариантов у песни много, но все они появились после возникновения самой песни. Во всех случаях упоминание туза не свидетельствует о появлении песни до революции.

     Некоторые считают, что указанием на дореволюционное происхождение песни служит упоминание «столыпинского» вагона.

     Но стоит отметить, что и до революции и после нее вагоны для перевозки арестантов именовались вагонзаками. Название "столыпинский вагон" закрепилось уже в советское время за вогонзаками, переделанными из обычных пассажирских купейных вагонов, где стенка между купе и коридором была заменена решетками. Так что и этот аргумент в пользу дореволюционного происхождения песни отпадает.
     Теперь давайте обратимся к первому куплету песни. В нем речь идет о тюрьме центральной. Но до 1938 г. центральными были Бутырка и еще два централа: Владимирский (тот о котором поется в известной песне и мы еще об этом поговорим) и менее известный Орловский. «Таганка», как мы выяснили, стала Центральной после 13 февраля 1938 года. До этого она была губернской, затем областной. Значит и песня родилась не ранее этого времени. На это же время указывают и слова песни «опять по пятницам пойдут свидания». Единый день свиданий был введен в конце 30-х годов во исполнение приказа НКВД о повышении дисциплины в ИТУ. «Все ночи полные огня» - это понятно: в камерах свет не выключался круглые сутки. Таким образом, можно полагать, что песня "Таганка" появилась в 1939-1941 годах, до объявления в августе 1941 г. амнистии польским военнослужащим - осужденныим и подследственным (а их на 1 августа 1941 г. было 46 597 человек).

Перейдем к вопросу об авторстве музыки, мелодии песни.
     Давайте послушаем запись в исполнении Адама Астона

https://www.youtube.com/watch?v=BxKp15eilGM

     Прозвучало танго «Тамара» (Tamara) польского композитора Зигмунта Левандовского (Zygmunt Lewandowski), слова Збигнева Мацейовского (Zbigniew Maciejowsky) в исполнении популярного польского певца 30-х годов Адама Астона (Adam Aston, настоящее имя Адольф Левинсон). Танго было написано Левандовским для ревю «Весна и любовь» ("Wiosna i miłość") в варшавском театре «Голливуд», в котором Левандовский был музыкальным руководителем. В 1933 г. песня была записана на пластинку фирмой «Сирена-Электро» в исполнении Адама Астона, оркестра Сирена-Рекорд, п/y Хенрика Варса.
     Вот все они – авторы танго "Тамара” – композитор Зигмунт Левандовский, поэт (он тоже был композитором, но в «Тамаре» ему принадлежат только слова) Збигнев Мацейовский, и исполнитель Адам Адамс.   

Zygmunt Lewandowski  

Zbigniew Maciejowsky  

Адам Астон
 
     Танго пользовалось большой популярностью. Его исполняли и записывали на пластинки другие популярные польские певцы того времени: Мечислав Фогг (с ним мы знакомы по «Последнему воскресенью, на картинке слева - нотная тетрадь танго "Тамара" с его портретом), Януш Поплавский (Janusz Popławski). Исполняют его и современные исполнители. Оно подчас используется для озвучки роликов. Один из них посвящен известной польско-американской художнице Тамаре Лемпицкой (Tamara lempicka), основоположнице направления в живописи, названного Арт-Деко (личность, судьба художницы достойны отдельного поста). Но само танго «Тамара» не было посвящено ей: в те годы, года было создано танго, сама Тамара Лепмпицкая еще металась в Европе в поисках своей судьбы, а известность пришла к ней позже, уже в Америке.  
     Танго "Тамаро" не было известно в СССР, оно не выпускалось на пластинках, не переводился его текст.
     Другой ролик, который можно найти на Youtube, тоже посвящен Тамаре, сопровождается пением современного польского дуэта Bogusia i Janek (Duet BoJan). 
   
 

     Текст этой песни мне записала и перевела моя хорошая подруга Szarmanka, сам пост родился в результате нашего общения, обсуждения старого польского танго.

Зелёные глаза твои меня обворожили,
Очаровал их тёплый блеск,
Когда увидел их в тот первый раз,
Когда на несчастье мое
Твое нежное, красивое пение
Очаровало мое сердце.

Тамара, я за тобой тянусь как тень,
Тамара, я служил тебе как верный пес,
Тамара из-за тебя я не имею ничего
И через закрытые двери я слушаю твои песни.
Тамара не пускают меня туда, где ты
Потому что кроме рвани на моей спине и плечах
Я не имею уже ничего.

Сегодня с другим ты проводишь дни и ночи
Я же на улице сплю под твоим окном.
А с утра, когда ты шампанским приветствуешь новый день,
Я горький тост пью из своих собственных слез.
Тамара, выйди на балкон
И как когда-то погляди в мои глаза в последний раз.

     Авторы текста и аранжировки мне не известны. Текст, как видим, «осовременен». Ну а что может сделать с мелодией аранжировщик, мы видели на примере аранжировки Цфасмана "Утомленного солнца".
     В новой песне исчезла цыганская тема. А ведь танго «Тамара» называли "Цыганским танго".
     Есть нотный лист «Таганки».
 

Ноты Таганка
 

     С учетом всего сказанного, прослушанного и прсмотренного мы можем с полной уверенностью утверждать: композитором, написавшем музыку "Таганки", был польский композитор

Зигмунт Левандовский (Zygmunt Lewandowski).
Текст песни «Таганка»

     Ниже показан текст двух куплетов (без первого) танго "Тамара".
   


 
     Попробуем проанализировать текст "Таганки". Но прежде считаю важным обратить внимание на следующее обстоятельство.
 
"Таганка" – вовсе не блатная песня!
 
     В тексте "Таганки" нет ни одного блатного слова, ни одной фени, сам строй песни отличается от блатного жанра, нет оборотов, присущих блатному языку. И посмотрите, какими эпитетами наделяет свою любимую автор текста! Разве это возможно в блатном жаргоне, по фене, - разве это слова пацана?! Текст песни написан культурным, интеллигентным человеком. Поэтому относить эту песню к жанру "блатные", как написано в WiKi, по меньшей мере безграмотно. Кому придет в голову назвать песню, романс "По диким степям Забайкалья" блатной?!

     Сравним содержание танго "Tamara" с песней "Таганка"
В танго "Tamara" речь ведется от имени юноши, влюбленного в юную цыганку Тамару. Он прощается с нею. Им не суждено больше увидеться, поскольку цыганский табор снимается, и пути влюбленных расходятся. В "Таганке" тоже речь ведется от имени юноши, "парнишечки", который, попав в "Таганку" мысленно обращающийся к своей любимой, прощается с нею. Песня начинается с упоминания цыганки. Не потому ли, что автор вспомнил и подбирал слова под "Цыганское танго"? В конце говорится, что их любовь останется глубокой тайной. А почему влюбленные из своей любви делали тайну? В "Tamara" - понятно: у цыган связь девушки из табора с гоже (не цыганом) была предосудительна, даже недопустима. Юные цыгане вообще не должны были показывать свои привязанности, таковы обычаи: мужа им подбирали родители. В какой-то мере подобные коллизии показал Пушкин в поэме "Цыганы" и Даргомыжский в своей единственной опере "Алеко" по этой повести. Алеко смог завоевать любовь Земфиры, только оставив город, свой мир, уйдя с табором. Но почему влюбленный юноша, находясь в "Таганке" говорит о тайне их любви? Мне думается, что автор текста "Таганки" просто припоминает и повторяет слова танго. Значит автор "Таганки" хорошо знает, любит польскую эстраду предвоенных лет. Ведь этого танго в СССР не знали.
     "Дорога дальняя, казенный дом" – это уже просто хрестоматийные слова, в которые облекает цыганка нерадостные предсказания. Они пришли на ум камерному сидельцу первыми, когда вспомнилось Цыганское танго. Есть некие неясные моменты. С одной стороны Таганка ждет парнишечку "по новой". Выходит, он , во-первых, еще на свободе, во-вторых, вреде бывал уже здесь? Это похоже на более позднее привнесение в первоначальный текст, как и ставка на червонную даму и выпавший пиковый туз - привнесение блатного духа в содержание песни. На самом деле юноша сидит в камере: и ночи полные огня, и медленно текущие дни, и кругом решетки… Привнесены эти диссонирующие мотивы могли быть и сокамерниками. Таганка была уголовной тюрьмой, но в камерах уже сидело раного народа, как сельдей в бочке. А вот стук колес "столыпинского" вагона – это интересная деталь, делающая несколько более определенными фигуру автора текста. Скорее всего, в Таганку, ставшую не так давно, совсем недавно, Центральной тюрьмой, юношу доставили в вагонзаке по железной дороге. Отсюда и стук колес. И еще одна деталь. В "Таганке" юноша именуется "парнишечкой".

Парнишка (разг.). Мальчик, подросток. II уменьш. Парнишечка

С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка
 
     Правда, не безызвестная Эллочка Людоедка парнишей называла всех мужчин, не ориентируясь на Ожегова, но, как мы помним, ее лексикон был ограничен 30 словами.

     Но парнишечка "Таганки" не мальчик. Среди эпитетов, которыми он наделяет свою любимумю, уж и вовсе не детское: «желанная».
И это дает нам еще одно указание на то, кем мог быть автор текста. Учтем, что исходной мелодией стало польское танго польского композитора. Автор текста был, похоже, хорошо знаком с польской эстрадной музыкой, любил ее. Он был, скорее всего, поляком! Именно в этим словечке "парнишечка" отчетливо слышу польский акцент.
Как мог поляк угодить в Таганку?
     Вспомним, при разделе Польши по советско-германскому пакту, более 200 тысяч польских военнослужащих всех званий, в том числе около 10 тысяч офицеров были объявлены военнопленными.
     По решению Политбюро ВКП(б) все польские военнопленные переданы органам НКВД, во главе которых стоял Лаврентий Берия. Это не соответствовало Гаагской и Женевской конвенциям (военнопленными должны были заниматься армейские). Их размещали в нескольких лагерях. Не буду останавливаться на подробностях, вопрос болезненный и к теме не имеет отношения. Не исключаю, что один из польских офицеров, образованный, интеллигентный, угодил в Таганку, пришлось ему прокатиться в "столыпинском" вагоне из спецлагеря до Москвы, поближе к верхушке НКВД. Возможно, он сидел в одной камере с русскими, которые подхватили неизвестную напевную мелодию, помогли подобрать слова. Позже, не исключено, поляка выпустили, он ушел с армией Андерса...
     Вот, пожалуй, и все, что я могу сказать об авторе текста.

© Ян Павловский

http://www.shanson.org/articles/taganka-pesnya

Ну а теперь послушаем песню Таганка в разных исполнениях:

Группа Эшелон

Сергей Коржуков

Александр Малинин

Дмитрий Дюжев

Владимир Высоцкий

Джемма Халид

Ирина Понаровская

Шуфутинский & Мурзилки - Таганка

 

Картина дня

наверх