На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Как-то совершенно мимо меня пролетело его творчество, ни песен ни имени никогда не слышал. А то, что услышал сейчас, ...От одесского жули...
  • Александр Сысоев
    Светлана, полностью согласен: мне творчество Аркадия Северного совсем никак. Хотя я любил и люблю бардовские песни, н...От одесского жули...
  • Светлана Митленко
    Может Мурзилка? Или Костер. Еще Пионер был журнал.GIF-ки, которым б...

Самый старый парк Санкт-Петербурга

В Санкт-Петербурге более 70 парков. Все они удивительно красивы и уникальны. Но только одному досталась слава — самый поэтичный парк на Неве. Конечно же, речь идет о самом старом, самом первом парке Санкт-Петербурга — Летний сад.Летний сад является практически ровесником Санкт-Петербурга.Заложен он был в далеком 1704 году, по велению Петра I. Спустя год после основания Петербурга, амбициозный Петр Алексеевич задумал «перещеголять» французского короля и возвести самый роскошный сад, и, чтобы непременно был «лучше, чем в Версале». Император с детства был человеком слова. Если сказал, значит сделает. Так, в следствии царских амбиций стал возводиться Сад, аналогов которому не было в мире. Пётр собственноручно чертил план регулярного сада.Название свое получил из-за однолетних цветов и растений (однолетники, летники), которыми изначально засаживали сад. Но не исключено, что происхождение названия «Летний сад» кроется во времени года (лето), равно как и Зимний сад, возведенный позднее в северной части Малого Эрмитажа. Впрочем, сам император называл его просто «огородом», поскольку здесь высаживали еще и овощи, экзотические фрукты.

По его поручению над обустройством сада работал архитектор И.М. Угрюмов, а после его смерти А.В. Кикин. По замыслу Петра Алексеевича здесь должны были разместиться более двухсот скульптур, цвести несметное количество оранжерей, деревьев. Именно здесь появились самые первые фонтаны в стране. Летний сад изначально занимал лишь четвертую часть от того, что мы можем наблюдать в наши дни (около 12 га.).Так, с разных концов России, а также из Голландии доставлялись редкие деревья и цветы, лучшие садоводы были привлечены к работе, и Летний сад быстро рос, расширялся и благоустраивался. Были посажены деревья и кустарники, появились фонтаны. Здесь начали проводить балы, устраивать фейерверки. Простые горожане в сад не допускалась, для этого требовалось приглашение Петра I.Следуя европейской моде, Летний сад отличался правильными геометрическими формами. Так, в нем были устроены прямые аллеи, а кустарники и деревья подстригались в форме шара, пирамиды или куба. Это нелегкое в то время дело, а вернее руководство работами, было поручено голландскому специалисту Яну Роозену.Постепенно проект пополнялся новыми идеями, выходящие за рамки «садовых», и совсем скоро сад был превращен в образцовую царскую резиденцию с самым настоящим Летним дворцом Петра I. Ко всеобщему удивлению, дворец получился весьма скромным, и напоминал больше летний домик придворных императора. Здесь нет вычурности, помпезности и величия. Всё очень просто, добротно и уютно. Совсем не похожий на дворец, внешне этот двухэтажный домик был украшен 29 барельефами, символизирующих исторически важную победу в Северной войне.

summer-palace-rastrelli-800По замыслу Петра, дворец не являлся главной изюминкой самого роскошного сада в России. Скорее — это декорация, фон к самой главной красоте.За годы возведения сада было проделаны немыслимые по тем меркам работы: построено около пятидесяти фонтанов, каменная оранжерея, дубовые галереи, птичник для редких птиц, роскошный грот, лабиринты из растений, аллеи и площадки и много-много других садовых «выкрутасов».При Елизавете Петровне в сад стали пускать публику, когда императрица отсутствовала в Петербурге. Однако допускали лишь «приличную публику». Условия посещения несколько раз менялись. Сначала это были воскресные и праздничные дни, потом сад стали открывать только по четвергам.fontani-letnego-sadaПоскольку фонтаны в «Летнем» были одни из самых первых в России, технологию привезли иностранцы. Изначально фонтаны подпитывались водой от реки Лиги, проходившей недалеко от города. Здесь же протянулся так называемый Лиговский канал. Но вскоре воду стали брать из реки «Безымянный Ерик». Именно фонтанам обязано название реки, которая из Ерика превратилась в более поэтичную — «Фонтанка». Набережная реки Фонтанки

В этот же период решена проблема близости сада к Неве, которая подступала прямо к нему. Для сквозного проезда засыпали грунтом полосу реки шириной примерно 60 метров и устроили набережную.

Безымянный Ерик - чудесное название соседней речки, из которой брали воду для многочисленных фонтанов петровского сада. Теперь бедный Ерик называется Фонтанкой.

Однако противостоять Неве было сложно. В 1777 году река уничтожила павильон «Грот» и фонтаны. Екатерина II организовала большое переустройство сада. Екатерина II приняла решение не восстанавливать их. Сегодня восстановлено всего 8 фонтанов.Аллеи сада украшались мраморными скульптурами. Всего их насчитывалось около 250. В настоящее время скульптурная экспозиция Летнего сада насчитывает 92 объекта и принадлежит коллекции Русского музея.

В большей степени они были выполнены итальянскими мастерами венецианской школы. Часть скульптур носила портретный характер; из них сохранились бюсты Александра Македонского, Юлия Цезаря, императоров Древнего Рима – Августа, Нерона, Траяна, Клавдия, польского короля Яна Собеского, шведской королевы Христины.

Но большая часть скульптур – не портреты, а аллегории. Так, отдельные фигуры символизируют Истину, Красоту, Благородство, Правосудие, времена суток… Перед южным фасадом Летнего дворца стоит одна из интереснейших скульптур сада – «Мир и изобилие», выполненная Баратта и аллегорически изображающая Ништадтский мир, который завершил победоносную для России Северную войну.Сидящая женская фигура с рогом изобилия в левой руке олицетворяет Россию, в правой руке у нее – опрокинутый факел, символизирующий конец войны. Стоящая рядом богиня Победы венчает Россию лавровым венком, попирая ногой издыхающего льва – символ побежденной Швеции.Эти скульптуры специально закупались в Италии, главным образом, в Венеции. Все они были авторскими, от прекрасных мастеров XVII века, и уже тогда обладали высокой художественной ценностью. В общей сложности было закуплено больше ста фигур (покупки продолжались и после Петра I).

На сегодняшний день в Летнем саду в Санкт-Петербурге располагаются ровно девяносто две фигуры. Все они являются неплохими копиями из мраморной крошки. Оригиналы же размещены под крышей соседнего Михайловского замка.

Призванные Петром I воспитывать и образовывать, скульптуры Летнего сада были в новинку публике XVIII века. Обнаженные фигуры людей скорей вызывали культурный шок, нежели воспитывали хороший вкус. Летний сад Санкт-Петербурга — это энциклопедия любовных чувств!spb_letni-sad_04Амур и Психея.

Самым ценным экспонатом Летнего сада была античная статуя Венеры, выполненная неизвестным италийским скульптором во II или III веке до н. э. Статуя была найдена при раскопках в Италии в 1719 году и подарена Петру I папой римским Климентом XI. Превосходная по качеству исполнения скульптура привлекала в XVIII веке особое внимание посетителей Летнего сада как одна из главных его достопримечательностей. Теперь эта статуя, которая называется «Венера Таврическая», находится в собрании Государственного Эрмитажа.Афродита (Венера Таврическая).

Многострадальная фигура Минервы реставрировалась больше, чем все остальные памятники в Летнем саду в Санкт-Петербурге. В одном только в XX веке ее подправляли шесть раз. Долгое время Минерва стояла без копья, которое не давало покоя вандалам разных времен (удивительное варварское единодушие).Пальцы рук бедной Минервы почти рассыпались, а сама фигура выглядела самым плачевным образом. Поэтому она была первой, с кого начали капитальную реставрацию в 2005 году. С нее началась политика копирования оригиналов скульптур. Настоящую Минерву отправили в зал Михайловского замка, а в парке выставили белоснежную копию из натуральной мраморной крошки.Еще одна пострадавшая фигура принадлежит аллегорической «Юности». В 2001 году во время урагана на нее упало дерево. «Юность» потеряла бубен и практически всю левую руку. Ее привели в порядок лишь в 2005 году, это была сложнейшая и весьма успешная реставрационная работа. Скульптура простояла в саду всего три года. Потом с нее, как и со всех остальных, сняли силиконовую форму, чтобы изготовить новую копию.Началась эпоха «пупсиков». Так называют рассерженные жители Санкт-Петербурга белоснежные копии итальянских скульптур, которые появились на аллеях после реконструкции. Можно, конечно, спорить о цвете и материале копий, но политика замены старых оригиналов копиями целесообразна и проводится во всем мире.

Дело в том, что материалом венецианских скульптур являлся великолепный каррарский мрамор, которому свойственны старение и разрушение, особенно на открытом воздухе, да еще и под воздействием не только осадков, но и повышенной загазованности.

У процесса копирования тоже своя история. Сначала копии делались из так называемого портландцемента – дикой смеси из цемента, гипса и силиката кальция. Копии из него выглядели тоже дикими, так что «цементное» копирование, слава богу, приостановили еще в 2003 году.

Одним из любимейших мест императора в саду была небольшая беседка, окружённая со всех сторон водою. По рассказам очевидцев, царь очень часто проводил время в одиночестве именно здесь — в беседке. Беседка была идеальным местом для любимой царской потехи — когда он хотел кого-нибудь хорошенько напоить, он приглашал «беднягу» в беседку, потому как уйти оттуда нет никакой возможности, как скоро отчалит стоящий вблизи ботик, на котором переправляются к беседке.besedka-petraВ 1771–1784 годах сад был отделен от Невы высокой решеткой, созданной по проекту архитекторов Ю. М. Фельтена и П. Е. Егорова. Эта решетка – одно из лучших украшений набережной Невы. Ковали ее лучшие тульские кузнецы. Строили решетку и ограду почти 13 лет. А общая ее длина — 232 метра.Ю. Фельтен сделал деревянную модель ограды с указанием всех размеров и материалов. Вопрос авторства ограды остается спорным, потому что вслед за Фельтеном среди архитекторов, имеющих отношение к строительству, называют также Ж.Б. Валлен-Деламота, И. Фока, Д. Бунша, И.И. Бецкого.

Несколько лет почти 150 каменщиков тесали из гранита колонны, базы, цоколи, каменные плитки для самой ограды. Одновременно изготавливались вазы и урны для украшения колонн. Металлические части решетки вручную выковали на заводе купца Денисова в Туле. Розетки и другие детали ограды покрыты позолотой. Длина ограждения составляет 232 метра, металлические звенья держат 36 столбов. Напротив каждой из главных аллей сада были устроены ворота.

Со временем ограда менялась несколько раз. Ее пришлось удлинять, чтобы закрыть «дыру», образовавшуюся после сноса Летнего дворца.reshotka-letnego-sadaВ 1824 году учёный-минералог Д. И. Соколов писал: «набережные Петербурга и решетка Летнего сада могут быть причислены к чудесам мира».Кстати, именно здесь было совершено одно из самых первых покушений на императора Александра I.

4 апреля 1866 года в четыре часа дня император Александр II прогуливался в Летнем саду в сопровождении племянника и племянницы. Когда прогулка закончилась, и император направился к карете, которая ждала его за воротами, неизвестный человек, стоящий в толпе у решетки сада, попытался выстрелить в царя. Пуля пролетела мимо, потому что кто-то успел ударить убийцу по руке. Злоумышленника схватили, а быстро овладевший собой император отправился в Казанский собор, чтобы отслужить благодарственный молебен за счастливое спасение. Потом он вернулся в Зимний дворец, где его уже ждали испуганные близкие, и успокоил их.

Известие о покушении на царя быстро распространилась по столице. Для петербуржцев, для жителей всей России случившееся было настоящим потрясением, ведь впервые в российской истории кто-то осмелился стрелять в царя!

В ограде Летнего сада в память о чудесном избавлении императора Александра II была сооружена часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского, на фронтоне которой сделали надпись: «Не прикасайся к Помазаннику Моему». Часовня была снесена в 1930 году.ciasovnea-letni-sadЧасовня св. Александра Невского, встроенная в решетку Летнего сада на месте покушения на Александра II

Центральные ворота демонтировали, когда построили на их месте часовню в знак спасения Александра II от стрелявшего в него через ограду в 1866 году террориста Д. Каракозова. По обеим сторонам часовни установили перенесенные сюда боковые ворота. В 1930 году часовню снесли и закрыли пустое место копией одного из звеньев ограды.

Ограда Летнего сада – подлинный шедевр эпохи классицизма. Она воспета в стихах Анны Ахматовой: «Я к розам хочу, в тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград».Оригинальные петровские фонтаны были важнейшими элементами в образовательной составляющей Летнего сада. Во-первых, их было много. Во-вторых, каждый из них презентовал какую-нибудь басню Эзопа (статуя самого баснописца находилась у входа в сад). Животные в роли героев басен были выполнены из свинца с позолотой.Чтобы всем все было понятно до конца, возле каждого фонтана стоял столб с табличкой, на которой были написаны сама басня и пояснения к ней. В целом внешний облик Летнего сада сложился к 1725 году. Далее заметный вклад в формирование ансамбля сада внес Б. Растрелли, построивший ближе к Неве резиденцию для Анны Иоанновны. Архитектор обустроил партерную композицию с замечательным каскадом «Амфитеатр». В центре композиции появился красивый фонтан «Коронный».

Эти сложные инженерные сооружения были полностью разрушены во время наводнения 1777 года, после чего уже не восстанавливались. Лишь во время последней капитальной реставрации Летнего сада некоторые из фонтанов были воссозданы по оригинальным петровским версиям. Это было встречено городской общественностью весьма неоднозначно. «Новодел», «Пародия на Петергоф» - самые популярные претензии к команде реставраторов Русского музея по поводу фонтанов.Летний сад был любимым местом многих известных людей. Здесь отдыхали В. А. Жуковский, П. И. Чайковский, И. А. Гончаров, М. П. Мусоргский, И. А. Крылов, В. В. Маяковский, А. А. Ахматова, Т. Г. Шевченко. В 1833 году недалеко от Летнего сада поселился Александр Сергеевич Пушкин. В саду он гулял и встречался с друзьями.

Пушкин писал своей жене: «Летний сад мой огород. Я, вставши ото сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нём, встаю и пишу. Я в нём дома.»В 1830-е годы появилась традиция — устраивать в Летнем саду смотр невест. Эта традиция прожила вплоть до начала XX века.

В 1924 году Летний сад снова пострадал от разрушительного наводнения. Восстановительные работы начали только через десять лет.

Во время блокады Ленинграда на территории Летнего сада разместили зенитные расчёты. В Кофейном домике устроили казарму, а в Чайном — склад боеприпасов и оружия. Скульптуры укрыли в земле. На территорию Летнего сада неоднократно падали бомбы и снаряды. Весной 1942 года цветники и газоны были отданы школьникам и учителям окрестных школ для разведения огородов. В связи с этим одна из аллей стала называться Школьной.Летний сад в годы войны, скульптуоная группа Нештадский мир. работницы Летнего сада достают скульптуру

После окончания Великой Отечественной войны Летний сад был восстановлен. В Карпиевом пруду поселились лебеди. На территории сада стали гулять ленинградцы и гости города. Здесь играли симфонические и духовые оркестры, устраивались художественные выставки.

В 1970-х годах вандалами в Летнем саде было разрушено значительное количество бюстов и скульптур. Не знаю как по поводу вандалов, но я лично слышала, что в Летнем саду было принято гулять выпускникам Педагогического института, который расположен рядом. Вот эти-то выпускники и порезвились, откалывая от статуй кусочки на память. По-крайней мере так нам рассказывала экскурсовод в середине 1980-х. Я еще тогда подумала: какие же из них будут "учителя": Безусловно, среди них есть совершенно разные люди. С 1984 года оригинальные произведения искусства стали постепенно заменять на копии. Копии скульптур страдают от вандалов и в настоящее время.letnii-sad-reshetkaКроме синтетических скульптур после реставрации появилось еще одно неоднозначное художественное новшество. Новшество, правда, было условным: все сделали, как при Петре I.Это были тринадцать тысяч шпалерных лип, которые не просто высадили вдоль аллей в Летнем саду, а еще и подперли зеленым деревянным шпалерным забором. Вместо пейзажного паркового пространства с дальней перспективой люди попадают в узкие растительные коридоры, из которых ничего не видно.

Все верно, такие шпалеры располагались вдоль аллей до XIX века. Но тогда Летний сад не был публичным, он выполнял роль царской резиденции на открытом воздухе с игрушечными гротиками, огородиками и зверушками в фонтанчиках. Со временем он кардинально поменял облик и стал публичным пейзажным парком.в летнем садуЗнаменитые чугунные решетки Летнего сада никак не гармонируют с «дачным заборчиком», как прозвали жители Санкт-Петербурга новые шпалеры сада. Произошло странное смешение стилей и функций сада.

Реставраторы уверяют, что шпалеры в скором времени буду выглядеть по-другому: деревянный забор уберут, а немецкие подстриженные липы станут ровными и смогут самостоятельно выполнять роль надежной ограды.

В этот же период частично восстановили и петровский аптекарский огород. В нем для государя выращивали и подавали к столу свежие овощи и зелень. Там же высаживали и кое-какие лечебные травы. Стиль аптекарского огорода напоминал европейские монастырские садики с двумя дорожками крестом и центральным фонтанчиком. Грядки здесь идеальные, с ровным бордюром из декоративного кустарника. Работа Летнего сада в Санкт-Петербурге после капитальной реконструкции функционально не изменилась. Восстановленный огород носит чисто декоративный характер. Овощи с грядок Летнего сада на стол никто не подает. Они растут в самом центре города в условиях интенсивной загазованности.

Деревьями Летнего сада также серьезно занимались: их лечили. Перед реконструкцией было ясно, что большинство посадок достигло предельного возраста. Самые старые деревья были обследованы томографом для контроля пустот и гнилых участков внутри. После обследования и диагноза пришлось ликвидировать девяносто четыре дерева. В остальных стволах лечили дупла, питали корни специальными смесями, чистили сухие ветки и т.д. Возраст деревьев продлили примерно на сто лет. По крайней мере, так считают руководители реконструкции.Среди прочих украшений Летнего сада выделяется подарок короля Швеции Карла XIV Николаю I. Это так называемая Порфировая ваза, получившая название по сорту гранита розового цвета, из которого она выточена. Ее высота вместе с постаментом составляет 485 сантиметров.Ваза стоит рядом с Карпеевым прудом у входа в Летний сад со стороны набережной Мойки. Ваза внутри полая и, чтобы ее не разрушала вода, она сверху закрыта деревянной заглушкой. Однако даже этих мер предосторожности оказывается недостаточно.

Зимой 2008 года ваза треснула и от горловины вазы отломился кусок. Комиссия, в которой принимал участие Э. Эриксон, потомок шестого поколения мастера, изготовившего вазу, сделала заключение, что повреждение произошло в результате неизбежных изменений структуры камня, вызванных его усталостью и неблагоприятным климатом. Соединение двух отколовшихся половин вазы доверили ООО «Творческая мастерская „Вершинин“». Для скрепления использовали специальный клей. В 2012 году это возрожденное украшение Летнего сада вновь установили на прежнем месте на берегу Карпиева пруда. 

В 1850-е годы в саду реализован проект установки памятника И.А. Крылову. Сначала для него нашли место на Васильевском острове.Однако окончательное решение принято в пользу Летнего саду, где в 1855 году появился на темно-сером гранитном пьедестале памятник работы П.К. Клодта.

Любопытный факт. Сегодня Летний сад — это филиал Русского музея. В 2008 г. Правительство Российской Федерации из федерального бюджета выделило 2,3 млрд рублей на проведение аукциона за право выполнения I этапа работ по комплексной реконструкции и капитальному ремонту Летнего сада.

На тендере, объявленном Русским музеем, победило ООО «Профиль», известное на тот момент одним проектом в области реставрации — колоннадой Парадного двора Юсуповского дворца. В 2006 году при проведении реставрационных работ четыре опорные колонны рухнули. Однако компанию-исполнителя не наказали — в «Росохранкультуре» сочли, что «имело место трагическое стечение обстоятельств». Управились «реставраторы» за 2,5 года.

На работу второго этапа было отведено 1,5 года, и обошлась она федеральному бюджету в 117 миллионов рублей. Эта сумма приблизительна. Окончательная неизвестна. И снова был проведен аукцион. И снова победил единственный участник тендера — ООО «Профиль».

Настоящие реставраторы — лидеры отрасли принять участие в конкурсе не смогли. «Условия были такими, что профессиональные реставраторы отпадали сразу, — объяснил архитектор НИИ «Спецпроектреставрация» Виктор Голуб. — От участников требовалось в доказательство серьезности своих намерений предварительно перечислить 6 миллионов рублей. А таких сумм нет на счетах ни у одной реставрационной компании. Поэтому все профессионалы отпали сразу, и бороться за победу могли только фирмы, специализирующиеся на каких-то других, более высокодоходных видах деятельности».

И ЕЩЕ НЕМНОГО ЛЮБОПЫТНЫХ ФАКТОВ:

1. Английский лорд и знаменитая ограда

В 1780-е годы, когда возведение ограды, наконец, подошло к концу, горожане буквально были поражены её красотой. Так, их искренний восторг нашел свое отражение в удивительно романтичной легенде о богатом английском лорде, пожелавшем на склоне лет побывать в Северной Пальмире. Согласно преданию, в пору белых ночей его яхта вошла в Неву и бросила якорь напротив ограды Летнего сада. Знатный англичанин даже отказался сойти на берег, аргументировав, что вряд ли увидит что-либо еще более прекрасное: «Я все, что хотел, видел в Петербурге: решетку Летнего сада на фоне белой ночи».

2. «Пей до дна»

27 ноября 1718-го года в Летнем саду прошла первая в России ассамблея с участием женщин. Согласно городскому фольклору, присутствие дам не избавило эти общественные собрания от их традиционных шуток и забав, частым исполнителем которых выступал сам Петр I. Например, тот, кто опоздал или в чем-то провинился, вне зависимости от статуса или пола был обязан выпить так называемый штрафной кубок вина, на котором было выгравировано: «Пей до дна!». Как правило, мало кто после такого щедрого угощения мог устоять на ногах.Рис. Бенуа, Ассамблеи на открытом воздухе в Летнем саду.

3. «Встретимся у Шарлеманя».

В 1826-м году с южной стороны Летнего сада, у знаменитой ограды появилась «младшая сестренка» — художественная решетка, отлитая по рисунку архитектора Людвига Ивановича Шарлеманя II на Александровском чугунолитейном заводе.

Конечно, её решетка не могла даже соперничать со своей знаменитой «старшей сестрой», однако она также заслужила народную любовь. Так, вход, расположенный в её центральной части, пользуется большой популярностью у петербуржцев, так как давно является традиционным местом для встреч.

В городском фольклоре даже появилась фраза, значение которой до недавнего времени было непонятно только приезжим: «Встретимся у Шарлеманя».

u-sharlemanea

4. Разрешение на променады

Нужно сказать, что в эпоху Елизаветы Петровны сад вошёл в фазу расцвета. И по факту и по существу. Деревья уже успели подрасти, фонтаны с журчащей в них водой услаждали взор, разбитые по проекту Растрелли цветники представляли собой сложный и разноцветный геометрический рисунок. На южной границе сада появился каскад Амфитеатр, где гордо возвышались бюсты римских правителей.

Кроме того Елизавета сделал ещё одно важное нововведение, позволив по праздничным и воскресным дням гулять по саду «прилично одетым посетителям». Эти беспечные променады контролировали караульные, а также инженерные и садовые команды. Первые отвечали за порядок, вторые — за общую работу фонтанов. Горожане полюбили Летний сад, поток посетителей рос и императрица повелела впускать публику и по четвергам. В 1756 году Елизавета сделал ещё одно послабление, позволил публике чином ниже второго класса появляться в саду в дни, когда она отсутствует в Петербурге. А при Петре I бородатым и людям в серых камзолах вход в сад был строго воспрещён!

https://turbina.ru/guide/Sankt-Peterburg-Rossiya-112311/Otzyvy/Tchto-delat-dostoprimetchatelnosti/Arkhitektura-Pamyatniki/3/0/Aptekarskiy-ogorod-Letnego-sada-41352/Otzyv/Petrovskiy-ogorod-Letnego-sada-66363/photo1561688/

https://moiarussia.ru/samyj-staryj-park-peterburga/

http://29palms.ru/index.php?link=summer-garden-spb

https://gkd.ru/429458a-letniy-sad-v-sankt-peterburge-raspolojenie-opisanie-istoriya-osnovaniya-foto

Картина дня

наверх