На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Когда он был на взлете, то тоже прошел мимо меня. Гораздо позже в силу своей профессии я о нем узнала. И тоже никак. ...От одесского жули...
  • Светлана Митленко
    Тут мы с Вами очень похожи. Бардовские песни и мне нравятся, так же как и городской романс, и шансон. Но Северный име...От одесского жули...
  • Yvan
    Как-то совершенно мимо меня пролетело его творчество, ни песен ни имени никогда не слышал. А то, что услышал сейчас, ...От одесского жули...

Вилла "Черный лебедь" Николая Рябушинского

Петровский парк (метро Динамо) в начале прошлого века.

До наших дней уцелела знаменитая вилла Николая Рябушинского «Черный лебедь», построенная арх. В.Адамовичем и В.Маятом в 1907-1910 гг в стиле неоклассицизма.
Николай Рябушинский – знаменитая фигура. Человек любил и умел жить с размахом. Самый непутевый из 8 знаменитых братьев и транжира, промотавший свое немалое состояние еще до революции. Спасая свои фабрики от кутилы-братца, а заодно и остатки его состояния, братья даже установили над ним опеку на 5 лет, в течение которых он не имел права распоряжаться своей частью наследства. Но вместе с тем Николай был меценат и коллекционер, обладавший неплохим для дилетанта художественным вкусом. Создатель журнала «Золотое руно» (считается, что именно это предприятие в итоге и разорило его окончательно). Его детищем стала открытая в марте 1907 г. выставка «Голубая роза», положившая начало одноименному объединению художников-символистов. Еще через два года он устраивает вернисаж современных французских художников, впервые познакомивший московскую публику с творчеством Анри Матисса.
Еще одним эксцентричным поступком Николая Рябушинского, привлекшим внимание московской общественности, становится строительство виллы в Петровском парке. "Черный лебедь" был постороен уже после того, как "Николаша" остепенился, продал свои паи отцовских фабрик братьям, и опека над ним была снята. Проект перестройки главного дома, эскиз холла (вариант). Архитектор В.Веснин, 1915г.

За строгим неоклассическим фасадом виллы скрывались причудливые интерьеры, поражавшие современников своей экзотической роскошью. Стилизованное изображение черного лебедя украшало все — изготовленную по специальному заказу мебель, фарфоровые сервизы, хрусталь, заказанные в Италии рюмки из тончайшего венецианского стекла. Черный лебедь украшал и фронтон виллы. Новоселье Николай Рябушинский обставил со свойственным ему размахом — были разосланы приглашения на великолепной бумаге, украшенные вензелем с изображением черного лебедя и надписью «Вилла Черный Лебедь». Сад украшали высаженные прямо в грунт пальмы, клумба перед террасой была засажена орхидеями, по саду разгуливали павлины и фазаны, а на цепи у собачьей конуры сидел леопард.  Вилла Черный лебедь Лестница Людовика XVI, 1909 г.

Живописные панно для оформления виллы были заказаны лидеру «Голубой розы», художнику-символисту Павлу Кузнецову. Холл виллы украшал огромный фриз «Нерожденные младенцы», производивший, по словам современников, неприятное впечатление. Виллу украшали редкие и экзотические предметы, привезенные Николаем Павловичем из многочисленных путешествий — приобретенные на Яве отравленные стрелы, вазы и фигурки драконов с острова Майорки. Здесь же размещалась коллекция живописи, включавшая как ценнейшие произведения европейских мастеров — Кранаха, Брейгеля, Пуссена, так и работы современных французских и русских художников. Была на вилле и мастерская самого Николая Рябушинского — одаренного художника-любителя.Ореховая лестница над Японским камином на вилле «Черный лебедь» Фотография 1910-х гг.

Среди разнообразных комнат виллы была и «бабушкина комната». По словам друга Николая Рябушинского, известного художника Сергея Виноградова, «комната действительно была такой, точно давно и долго в ней жила бабушка. И божница, и ширмочки старинные, и сундуки-укладочки, и бисерные всякие вышивки, и вся нехитрая мебель красного дерева — ну совсем, совсем, все бабушкино. Контрастно было с фризом из “Нерожденных младенцев” Кузнецова и картинами Ван Донгена и Ван Гога».Интерьер холла виллы «Черный лебедь». Фотография из «Ежегодника Московского Архитектурного общества», выпуск 2, 1910-1911 гг.

В саду виллы Николай Рябушинский строит зверинец в виде грота с куполом. В нем он собирался держать тигров и львов, с которыми, по его словам, «чувствовал сопричастность». Но от этой затеи в конце концов пришлось отказаться — полиция запретила устройство зоопарка в частном владении. У входа в сад был размещен мраморный саркофаг с фигурой быка, который должен был впоследствии стать гробницей хозяина виллы.Интерьер кабинета Н.П.Рябушинского на вилле «Черный лебедь» Фотография 1910-х гг.

Вокруг виллы ходила бездна слухов, инициировал которые сам Николай Павлович, он умел эпатировать охочую до сплетен публику. 1909 Вилла Черный лебедь. Плафон главного зала.
Вилла «Черный лебедь» часто становилась местом пиров-праздников, которые Николай Рябушинский устраивал с невиданной пышностью и изобретательностью. Художник Сергей Виноградов вспоминает устроенный в первую весну «Черного лебедя» «Праздник яблоневого цветения»: «Обед был сервирован на огромной открытой террасе, выходившей в цветущий яблоневый сад. Это же было действительно чудесно! А когда стемнело, то вокруг все цветущие деревья засветились маленькими разноцветными огнями и еще маленькие огоньки светились в густой весенней траве между яблонями, как светлячки. Даже я, близкий к Коле, не знал о приготовленной иллюминации. Это было волшебно. По всему саду были сервированы небольшие столы, и пировали до утренней зари в благоухающем цветущем саду. Под яблонями около столиков были пущены прыгающие, ползающие, летающие заводные, вывезенные из-за границы кузнечики, лягушки, бабочки, ящерицы, пугавшие дам, а это еще прибавляло веселья. Игрушечками кто-то невидимо заведовал». В другой раз, на Новый год, Николай Рябушинский украсил деревья перед домом сотнями электрических лампочек, светивших разноцветными огнями из-под снега, и устроил в саду прием, на котором дарил гостям картины и драгоценности. Кабинет Рябушинского.

На вилле устраивались роскошные экзотические приемы. Ходили слухи о каких-то афинских ночах с голыми актрисами. Но также у гостей была возможность полюбоваться великолепной художественной коллекцией Николая Рябушинского, в которую входили драгоценные фарфоровые вазы, фигурки драконов с устрашаюшими мордами, привезенные хозяином с Майорки, отравленные стрелы дикарей с Новой Гвинеи. И, разумеется, коллекция картин, как старых мастеров, так и молодых художников, и икон, которые после революции перейдут в залы Третьяковки. Главный зал и Мастерская Н.П.Рябушинского на вилле «Черный лебедь»
В 1911 году из-за проблем с финансами Рябушинский, распродал часть своей коллекции с аукциона. Николаю Павловичу удалось впоследствии за рубежом выкупить некоторые свои картины. Картины русских мастеров начала XX века он решил сохранить. В 1915 г. вилла сильно пострадала от пожара, в котором погибла значительная часть ее убранства и коллекции живописи, включая живописный фриз Павла Кузнецова и большое количество картин «Голубой розы». К счастью, из огня удалось вынести врубелевский портрет Валерия Брюсова. В конце концов денежные дела Николая Павловича окончательно расстроились. Подкосило "расточительного братца" и увлечение карточной игрой. Вторым владельцем виллы стал уже известный нам Леон Манташев. По слухам, он выиграл у Рябушинского "Черного лебедя" в карты, за одну ночь. На здании и сегодня имеется вензель Леона Манташева - ЛМ, аналогичный тому, что расположен на гербе его конюшен.
После революции здание «Черного Лебедя» было занято районным ЧК. В доме была обнаружена коллекция икон Николая Рябушинского, которая пополнила экспозицию Третьяковской галереи. А вот, что  удалось увидеть внутри сейчас.Сейчас  в здании виллы находится бизнес центр. Стало как то грустно. Чудесный дом, со своей историей вдруг стал офисом. Интерьеры виллы полностью утрачеы, внутреннее пространство раздроблено на небольшие помещения.
Ныне сохранился только барельеф "Леда и лебедь" по мотивам скульптуры Б. Амманати, укрепленный в холле на стене.
Раньше внутреннее убранство виллы поражало гостей Рябушинского своей роскошью и экзотикой.

Зато теперь можно увидеть довольно экономный ремонт.


И некоторые намёки на прежнюю организацию внутренного пространства на лестничных пролётах.




Вот и всё, что осталось от прежней роскоши.
А мог бы музеем или галереей. Там изящные интерьеры, много света, воздуха, пространства. Картины и предметы искусства смотрелись бы прекрасно. Но сейчас модно устраивать галереи в зданиях заводов и фабрик, а в усадьбах - офисы.  Очень жаль...

https://um.mos.ru/houses/villa_chernyy_lebed/

https://www.artinstitut.ru/library/articles/history-farmstead.html

https://grushenka.livejournal.com/213062.html

https://galik-123.livejournal.com/252245.html

Картина дня

наверх