На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Александров
    Дорогая Света! Именно так и строят: «здание отдельно, а взлетную полосу отдельно»! Пассажиры в самолёты попадают либо...Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    Ну извините, Виктор Александров.Роскошь Питера
  • Светлана Митленко
    Творческий человек ведь не  только создает руками. А как например быть с композиторами? Как с писателями? Они же не р...Иллюзорные галакт...

История создания песни. Романс "Пара гнедых"

pg-1 (700x536, 146Kb)

музыка Якова Пригожего, стихи Алексея Апухтина (вольный перевод из С.Донаурова )

Известнейший романс "Пара гнедых, запряжённых с зарёю…" появился в семидесятые годы девятнадцатого века.
Алексей Николаевич Апухтин      

Стихотворение "Пара гнедых" - это вольный перевод романса "Pauvres Chevaus", написанного на французском языке Сергеем Ивановичем Донауровым (1839-1897), поэтом, переводчиком и композитором-любителем.        Слова же, известного всем варианта песни, являющиеся вольной "переработкой" старинного романса Сергея Донаурова, были написаны знаменитым поэтом и прозаиком того времени Алексеем Николаевичем Апухтиным (1840 - 1893).
Ныне исполняемую мелодию романса "Пара гнедых", создал в конце 19-го века один из наиболее известных композиторов того времени в песенном жанре Яков Фёдорович Пригожий (1840 - 1920) - пианист, дирижёр, композитор и аранжировщик-аккомпаниатор известного цыганского хора московского ресторана "Яр".

Яков Пригожий, автор более 210 музыкальных произведений. Яков Фёдорович Пригожий (1840 - 1920) - пианист, дирижёр, композитор и аранжировщик-аккомпаниатор известного цыганского хора московского ресторана "Яр".
В 1870-х - 1880-х гг. руководил различными русскими и цыганскими хорами, для которых создал целый ряд обработок популярных городских песен и романсов.
В 1890-е концертировал по России с певцами Н.Г.Северским и С.П.Садовниковым, гармонистом П.Невским.
Многие из его романсов и песен включали в свой репертуар В.В.Панина, А.Д.Вяльцева, Н.В.Плевицкая. И следующие поколения выдающихся исполнителей не обходилось без песен Пригожего, но долгое время они объявлялись "народными".
Автор музыки к таким известным песням, как "Ухарь-купец", "Коробейники", "Милая", "Не для меня придёт весна", "Что ты жадно глядишь на дорогу" и др. Почти во всех сборниках и концертных программах эти песни обявляются народными.

А.Д. Давыдов


Впервые, романс "Пара гнедых" исполнил певец Саша Давыдов (1849-1911) в московском театре "Эрмитаж", в спектакле "Цыганские песни и романсы в лицах". Давыдов записал романс на пластинку (предположительно, это была одна из самых первых записей романса на пластинку в России) на московской фирме "Граммофон" в 1906 году (№ 2-22346, 4-22243). Настоящая фамилия певца - Карапетян. Родился в Эчмиадзине, пригороде Еревана. В 1872 - 76 г.г. выступал в опереточных труппах на Кавказе, в Ставрополе, Ростове-на -Дону. В 1876 году перебрался в Москву, где выступал на сценах Общедоступного театра Ф.М.Урусова и С.В.Танеева, московского Артистического кружка и Малого театра в водевилях и драмах.О большой популярности романса до революции упоминает писатель Владимир Гиляровский в книге "Москва и москвичи" (глава "Театральная площадь"), он вспоминает вариант исполнения певца Паши Богатырёва. В дальнейшие годы популярность романса только возрастала. В 1911 и в 1916 годах "Пара гнедых" дважды экранизировались "немым" кинематографом в популярном тогда жанре кинороманса. 

К началу 30-х годов советские власти запрещают исполнение и издание романсов и многие замечательные музыкальные произведения становятся "репрессированными". Запрещённые Комиссией по контролю за грамофонным репертуаром пластинки подлежали немедленному изъятию из продажи. Например, безобидный романс "Выхожу один я на дорогу" был отвергнут за "мистический характер", а романс "Пара гнедых", по мнению комитетчиков, "воспроизводил затхлый быт прошлого, с его отношением к женщине, как к орудию наслаждения". И потому тоже подлежал изъятию. Позднее отношение к романсу меняется и к нему вновь возвращается былая популярность, он снова входит в репертуар знаменитых исполнителей, записывается на пластинки и диски.
Романс, как истино народное произведение, подвергался переделкам с добавлением новых слов.

Вот один из иногда исполняемых куплетов:

             Тихо туманное утро в столице,
               По улице медленно дроги ползут.
               В гробе сосновом останки блудницы
               Пара гнедых еле-еле везут.
               Кто ж провожает её на кладбище?
               Нет у неё ни друзей, ни родных...
               Несколько только оборванных нищих,
               Пара гнедых, пара гнедых!.. 

Вадим Козин

В исполнении Утесова:

Высоцкий

Погудин

Николай Васильев

Александр Малинин

А вот более современное исполнение Андрея Пономарева

 Ансамбль Воркутинцы

https://www.liveinternet.ru/users/astrahanka/post363525041/

http://kkre-11.narod.ru/prigozii.htm

Картина дня

наверх