На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...
  • Валерий Протасов
    Сколько богатств накоплено, что  ни разрушить  все шедевры, ни предать забвению не удалось никому.Красоты и музеи П...

«Я вас прикрою». Как железная машина Рейха споткнулась на герое-одиночке

Худенький Коля Сиротинин в свои 20 лет из-за роста 1 м 64 см был похож на подрост­ка. Глядя на погибшего русского героя, потрясённые фрицы не могли понять, как он один несколько часов сдерживал наступление целой танковой дивизии.

Его подвиг останется в веках.
Его подвиг останется в веках.

Подвиг Коли Сиротинина настолько потряс немцев, что они похоронили его с воинскими почестями. «Оберст (полковник.Ред.) говорил, что если бы все солдаты фюрера сражались, как этот русский, то завоевали бы весь мир. Три раза стреляли залпами из винтовок. Всё-таки он русский, нужно ли такое преклонение?» Это строки из дневника обер-лейтенанта Хёнфельда, погибшего в боях под Тулой. Дневник попал в советские архивы. Но имя русского бойца, о котором говорилось в записях, более чем 15 лет оставалось неизвестным. До тех пор, пока в 1958 г. в популярный советский журнал «Огонёк» из белорусской деревни Сокольничи (Могилёвская обл.) не пришло письмо от мест­ного краеведа Михаила Мельникова. Тогда же вышла статья о подвиге Николая.

Берёзовые кресты для немцев

Мельников не один год собирал свидетельства, чтобы воссоздать бой 17 июля 1941 г., в котором 20-летний Коля с пушкой 76-го калибра в одиночку противостоял танковой армаде немцев. «Накануне боя, вечером, была такая тишь, которой я не помню за всю свою жизнь... Из деревни уходили последние наши воины... На бревне у калитки дома Грабских я увидела Николая Сиротинина. Он сидел. Что-то думал. Я очень удивилась, что все военные уходят, а он сидит», — вспоминала жительница д. Сокольничи Ольга Вержбицкая. Николай добровольно вызвался прикрывать однополчан. Извест­ны его последние слова: «Уходите. Я вас прикрою».Противотанковую пушку старший сержант скрыл за сарайчиком на взгорке. У Сиротинина как на ладони была дорога и переправа через речушку Добрость. Танковая колонна из состава частей Гудериана (командующий 2-й танковой армией вермахта. Ред.) уверенно двигалась от Могилёва по направлению к Москве. За плечами уже лежала завоёванная Европа, через которую немецкие танки прошли как нож сквозь масло. Впервые они споткнулись на Брестской крепости. Но здесь, среди колосистого поля, виднелся лишь один сарайчик...Портрет Николая, сделанный сослуживцем по памяти в 90-х гг. прошлого векаПортрет Николая, сделанный сослуживцем по памяти в 90-х гг. прошлого века. Фото: из личного архива

Расчёт артиллерийского орудия обычно состоит из трёх человек. Худенький Николай справлялся один: сам подносил снаряд, сам заряжал, наводил, стрелял. Сразу подбил первый танк и последний. Образовался затор. Желая объехать горящие машины, остальные танки пошли в сторону от дороги и увязли. А Николай продолжал расстреливать немецкие машины и пехоту. Гитлеровцы были уверены, что против них дейст­вует артиллерийская батарея.

Здесь надо остановиться. Потому что не совсем ясно до сих пор, почему Коля остался в поле один. Но версии есть. Если верить очерку в орловском сборнике «Доброе имя», нужно было прикрыть отход войск. «Здесь останутся два человека с пушкой», - сказал командир батареи. Николай вызвался добровольцем. Вторым остался сам командир.

У него, видимо, как раз и была задача - создать на мосту «пробку», подбив головную машину гитлеровцев. Лейтенант у моста и корректировал огонь, а потом, видимо, вызвал на затор из немецких танков огонь другой нашей артиллерии. Из-за реки. Достоверно известно, что лейтенанта ранили и потом он ушел в сторону наших позиций. Есть предположение, что и Коля должен был отойти к своим, выполнив задачу. Но... у него было 60 снарядов. И он остался!

Два танка попытались стащить головной танк с моста, но тоже были подбиты. Бронированная машина попыталась преодолеть речку Добрость не по мосту. Но увязла в болотистом береге, где и ее нашел очередной снаряд. Коля стрелял и стрелял, вышибая танк за танком...

Танки Гудериана уперлись в Колю Сиротинина, как в Брестскую крепость. Уже горели 11 танков и 6 бронетранспортеров! То, что больше половины из них сжег один Сиротинин, - точно (какие-то достала и артиллерия из-за реки). Почти два часа этого странного боя немцы не могли понять, где окопалась русская батарея. А когда вышли на Колину позицию, у того осталось всего три снаряда. Предлагали сдаться. Коля ответил пальбой по ним из карабина.

Этот, последний, бой был недолгим...«Это был ад. Танки горели один за другим», — писал в дневнике Хёнфельд. Бой длился несколько часов. В конце концов немцы зашли с тыла и почти в упор расстреляли Николая... После похорон они долго молча стояли у могилы русского, недалеко от которой выстроилось ещё более 50 свежих берёзовых крестов — могилы гитлеровцев, которых успел уничтожить Николай.

- Во второй половине дня немцы собрались у места, где стояла пушка. Туда же заставили прийти и нас, местных жителей, - вспоминает Вержбицкая. - Мне, как знающей немецкий язык, главный немец с орденами приказал переводить. Он сказал, что так должен солдат защищать свою родину - фатерлянд. Потом из кармана гимнастерки нашего убитого солдата достали медальон с запиской, кто да откуда. Главный немец сказал мне: «Возьми и напиши родным. Пусть мать знает, каким героем был ее сын и как он погиб». Я побоялась это сделать... Тогда стоявший в могиле и накрывавший советской плащ-палаткой тело Сиротинина немецкий молодой офицер вырвал у меня бумажку и медальон и что-то грубо сказал.

Гитлеровцы еще долго после похорон стояли у пушки и могилы посреди колхозного поля, не без восхищения подсчитывая выстрелы и попадания.

А в Орле писем от Коли ждали мама, папа, сёстры и брат — близкие, ради которых после 5-го класса Коля пошёл работать на завод «Текмаш» — уже подростком хотел приносить в дом копейку. Он никогда не позволял маме носить тяжёлые сумки. Нежно вытирал ей слёзы, когда она провожала его в 1940 г. на срочную службу. Войны ещё не было, но материнское сердце словно чуяло беду.

По ком звонит колокол?

Из-за стихийного отступления наших войск родителям не сообщили, где и как погиб Николай. Мать и отец героя впервые приехали на место подвига сына почти 20 лет спустя. Известный поэт и фронтовик Константин Симонов предложил присвоить Сиротинину звание Героя Советского Союза. Однако власти ответили, что такое представление должно было исходить от его командования. К тому же не сохранилось фотокарточки героя, у которого, по воспоминаниям близких, «глаза были озорные, с золотинкой». Фото Николая было утеряно во время эвакуации его родителей из Орла. А в армии он так ни разу и не сфотографировался.

Вот что по этому поводу вспоминает родная сестра Николая Сиротинина Таисия Шестакова:

- У нас была единственная его карточка с паспорта. Но в эвакуации в Мордовии мама отдала ее увеличить. А мастер ее потерял! Всем нашим соседям принес выполненные заказы, а нам нет. Мы очень горевали. - Вы знали, что Коля один остановил танковую дивизию? И почему он не получил Героя? - Мы узнали в 61-м году, когда кричевские краеведы отыскали могилу Коли. Съездили в Белоруссию всей семьей. Кричевцы хлопотали, чтобы представить Колю к званию Героя Советского Союза. Только напрасно: для оформления документов обязательно была нужна его фотография, хоть какая-то. А у нас же ее нет! Так и не дали Коле Героя. В Белоруссии его подвиг известен. И очень обидно, что в родном Орле о нем мало кто знает. Даже маленького переулка его именем не назвали.

На вопрос корреспондента КП, почему именно Коля вызвался прикрывать отступление нашей армии, Таисия Владимировна удивленно вскинула брови: «Мой брат не мог поступить иначе».

Впрочем, была более веская причина отказа - к званию героя должно представлять непосредственное командование, чего сделано не было.
Однако сама история подвига Николая, как проявляемая фотография, с годами становится чётче и чётче. Причём в масштабах истории страны в целом. В 1950 г. Михаил Мельников из Кричева, на окраине которого и находится деревня Сокольничи начал поиски материалов для установления личности героя, о котором рассказывали местные жители. По инициативе Мельникова на месте подвига Николая установили памятник. А прах героя перенесли в братскую могилу, где упокоились бойцы, освобождавшие Кричев от немцев в 1943 г. Улице, на которой находится братская могила, присвоили имя Николая Сиротинина.

Сегодня в селе Сокольничи могилы, в которой немцы похоронили Колю, нет. Через три года после войны останки Коли перенесли в братскую могилу, поле распахали и засеяли, пушку сдали в утильсырье. Да и героем его назвали лишь через 19 лет после подвига. Причем даже не Героем Советского Союза - он посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.

Лишь в 1960 году сотрудники Центрального архива Советской армии разведали все подробности подвига. Памятник герою тоже поставили, но нескладный, с фальшивой пушкой и просто где-то в стороне.Михаил Мельников создал и много лет возглавлял Кричевский краеведческий музей, открыл для истории имена десятков неизвестных героев. Каждую судьбу пропускал через собст­венное сердце, заработал три инфаркта. Перед смертью успел совершить ещё одно важное дело. «В Кричеве был собор XVIII в., который коммунисты разорили, скинув с него колокол. Какое-то время колокол использовали в пожарной части, а потом решили переплавить. Отец его спас и привёз домой. В 2000 г., когда собор восстановили, этот колокол водрузили на преж­нее место. Он вновь звонит», — рассказывает Наталья Морозова, которая продолжила дело отца и более 25 лет возглавляла музей.

Звонит колокол и в нашей душе — не давая забыть о цене, которую наш народ заплатил за Победу в священной войне. Войне, начавшейся 74 года назад 22 июня, в «тот самый длинный день в году с его безоблачной погодой»...

А знаете, что самое потрясающее? В 2017 году на территории Колпинской воспитательной колонии открыли памятник, посвященный подвигу героя Великой Отечественной войны старшего сержанта артиллериста Николая Сиротинина. 17 июля 1941 года артиллерист в одиночку за два с половиной часа уничтожил 11 фашистских танков, 7 бронемашин, 57 немецких солдат и офицеров. Посмертно Николай Сиротинин награжден орденом Отечественной войны I степени. Монумент, центральной частью которого является бюст героя, создан руками воспитанников колонии и называется «И один в поле воин». Вблизи от памятника руководство колонии разместило экспозицию под открытым небом, куда вошли танк, пушка, каска и другие экспонаты. В церемонии открытия памятника приняли участие депутат Государственной Думы Ф. С. РФ, Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту Михаил Романов, заместитель Начальника управления ФСИН по Санкт-Петербургу Сергей Черняев, председатель Комитета по вопросам законности, правопорядка, безопасности Леонид Богданов, глава администрации Колпинского района Санкт-Петербурга Анатолий Повелий, начальник Колпинской воспитательной колонии Владимир Ивлев, уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурга Светлана Агапитова, представители правоохранительных органов, ветераны УИС, бойцы поискового отряда «Линия фронта». Приветствуя собравшихся, Михаил Романов подчеркнул, что сохранение памяти о подвигах героев Великой отечественной войны и передача ее следующим поколениям — важная составляющая патриотического воспитания, которое играет особенную роль в работе с несовершеннолетними правонарушителями. -- Руководство колонии нашло очень необычную, но эффективную форму привлечения своих воспитанников к созидательной деятельности и к изучению отечественной истории. Памятник, созданный собственными руками, имеет для ребят особую ценность. Эту работу они запомнят на всю жизнь. Подвиг Николая Сиротинина — потрясающий пример мужества, воинской доблести, самоотверженного героизма. И, безусловно, один в поле воин, если у него за спиной — родина, если врага нужно остановить любой ценой. Колпино заслужило звание города воинской славы именно как рубеж, где защитники Ленинграда смогли остановить немецкое наступление на Северную столицу. Память об их подвигах мы сохраним и передадим следующим поколениям. Будем надеяться, что и новые воспитанники колонии, которые сменят создателей этого монумента, будут ухаживать за памятником и следить за состоянием военной экспозиции под открыты небом, -- сказал Михаил Романов.

https://adik-vatnyi.livejournal.com/152852.html

https://www.souzveche.ru/articles/community/35784/

http://statehistory.ru/1832/Nikolay-Sirotinin---odin-protiv-...

http://www.aif.ru/society/people/ya_vas_prikroyu_kak_zhelezn...

https://www.sb.by/articles/emu-otdavali-chest-vragi-.html

http://kolpino.ru/m/1/v-kolpino-otkryli-pamyatnik-geroyu-vel...

Картина дня

наверх