На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Судьба одного портрета Керенского

Александр Фёдорович Керенский (04.05.1881 - 11.06.1970) - российский политический и общественный деятель, министр, министр-председатель Временного правительства, верховный главнокомандующий. После 1917 г. один из видных деятелей русской эмиграции.

В Государственном архиве РФ имеется значительный массив документов, связанных с именем Керенского, прежде всего его личный фонд (Ф. Р-1807. Оп. 1. 524 дела). Последняя в перечне единица хранения - 524-я - содержит большой портрет Керенского. Бывший глава Временного правительства запечатлен усталым, без былого лоска пожилым человеком с книгой в руках.

Эта картина после войны пришла из Праги, из бывшего эмигрантского культурного центра и поначалу была атрибутирована как принадлежащая кисти С. Маковского. Почти семь десятилетий она не извлекалась из хранилища, пока в Государственном историческом музее не решили сделать выставку «Избранники Клио. Перед судом истории» из произведений, посвященным знаковым персонам прошлого.

Изучение полотна показало, что никому из знаменитого семейства - ни  Константину, ни Владимиру Маковским оно принадлежать не может: совершенно другая манера письма. А на обороте, если очень тщательно рассматривать, можно было прочитать: вроде бы «Сергей», а потом - «Мако» или «Маковский». Но Сергей, который был сыном Константина Маковского, не брал в руки кисть, он был поэтом и искусствоведом. Поиск привел к неожиданному результату. Портрет написал в 1923 году русский художник-эмигрант Сергей Мако. Портрет был парный - Керенского и самой заказчицы... - известного деятеля русского революционного движения, одной из создательниц партии эсеров и ее боевой организации Екатерины Константиновны Брешко-Брешковской. Но почему «бабушка русской революции» заказала портрет? Оказывается, Керенский, когда занимался изучением дела о расстреле рабочих на Ленских приисках, встретил там Брешко-Брешковскую, где та отбывала очередную ссылку.

Едва возглавив министерство, он распорядился привезти ее в Петроград. Возвращение 73-летней каторжанки было по-царски триумфальным. Всюду по пути из Сибири на железнодорожных станциях, где останавливался поезд, у ее спецвагона устраивались митинги, произносились речи о наступившей свободе и о неоценимом вкладе Брешко-Брешковской в революцию, на встречу выходили почетные караулы со знаменами.

Керенский поселил ее сначала в своей квартире, а потом в одной из комнат Зимнего дворца, куда не взял даже свою семью. Она называла Керенского «Сашей», была его своеобразной политической музой и вплоть до своей кончины поддерживала с ним тесную деловую связь.

Холст выставлялся лишь однажды на выставке в Государственном историческом музее в 2011 г. К сожалению, портрет изначально был не в лучшем состоянии и сегодня нуждается в серьезной реставрации.

Работы Сергея Александровича Мако, как и другие почти четыре сотни полотен из уникальной коллекции Русского культурно-исторического музея - И.Е. Репина, Н.К. Рериха, А.Н. Бенуа, З.Е. Серебряковой, Б.Д. Григорьева, К.А. Коровина, Н.С. Гончаровой, И.Я. Билибина и других выдающихся мастеров, экспонировались до 1944 г., пока немецкие оккупационные власти не закрыли пражский музей. Часть его картинной галереи оказалась разграбленной.

Комплекс экспонатов и документов музея, после войны переданный в дар СССР чехословацким правительством, оказался в ЦГАОР. Оттуда в 60-х гг. он был раздроблен путем передачи в Государственный исторический музей, Государственную Третьяковскую галерею, Российский государственный архив литературы и искусства, Театральный музей имени Бахрушина и другие музеи и архивы. Общая картина творчества русских художников зарубежья в период между двумя мировыми войнами смогла быть представлена только в 2004 г. в Третьяковской галерее на специальной выставке, посвященной 80-летию Русского культурно-исторического музея.А что же другой портрет Мако, Брешко-Брешковской? Он тоже сохранился, только в личном фонде Брешко-Брешковской (Р-5975. Оп. 1. Д. 984). Фонд достаточно обширный, насчитывающий 1003 дела. Атрибутирован портрет как «С. Мак...», т.е. с не установленным авторством. Все это время, т.е. с 1946 г., когда Пражский архив оказался в ЦГАОР, портрет «бабушки русской революции» до последнего времени практически не извлекался из архива и, судя по имеющемуся листу использования, не интересовал исследователей.

Как известно, Брешко-Брешковская Октябрь приняла враждебно. Глядя на ее изображение в голубых тонах, трудно представить, что эта пожилая, умудренная жизнью женщина с теплым и спокойным взглядом, по-прежнему считала террор одним из действенных инструментов обретения свободы (разумеется, так, как ее понимала), оставалась жестким и даже фанатичным противником Советской власти. В воспоминаниях бывшая создательница боевой организации эсеров не раз укоряла Керенского за то, что тот не смог «взять Ленина».

До самых последних дней она не прекращала политическую деятельность. Умерла в 1934 г. под Прагой. Александр Федорович специально приехал из Лондона на похороны и произнес над могилой проникновенную речь. Картина, написанная маслом на холсте, когда-то варварски содранная с подрамника, и сегодня свернута в рулон и находится в крайне плохом состоянии.

Между прочим, в личном фонде Брешко-Брешковской есть еще один ее портрет - кисти Михаила Петровича Завистовского (Р-5975. Оп. 1. Д. 1001). Известно о них - о художнике и его работе - немного. Родился в Киеве в 1897 г. После революции эмигрировал, жил во Франции и Чехословакии, где учился живописи. Его работы экспонировались в Брно и Праге в 1928 и 1931 гг. Портрет Брешко-Брешковской, как обозначено в подписи на холсте, написан в 1929 г. Скончался художник в совсем молодом возрасте -34-х лет. 

Если портрет Керенского после выставки в Государственном историческом музее уже достаточно известен, то прижизненные изображения Брешко-Брешковской на свет с 1944 г. являются впервые за послевоенные годы.

Большое число сведений о Керенском отложилось по другим фондам и коллекциям ГА РФ. Они выявлены в фондах личного происхождения других политических деятелей, включая материалы бывшего Русского заграничного исторического архива, различных политических партий и групп до- и послереволюционного периодов, департаментов и учреждений министерств внутренних дел и юстиции Российской империи и других.

ГА РФ публикует несколько малоизвестных документов, имеющих отношение к отдельным эпизодам биографии Керенского.

Известно, что революция 1905 - 1907 гг. втягивала в свои ряды разных людей, в том числе интеллигентов, не имевших четко выраженной политической позиции. Таковым был и Александр Керенский. Молодой помощник присяжного поверенного быстро вжился в новую роль революционера-подпольщика, хотел принять участие в подготовке очередного теракта и, говорят, даже мысленно примерял себя в череде таких имен, как Каракозов и Желябов. Отказал ему в этом небезызвестный Азеф, для которого тот был всего лишь восторженным неофитом, от которого больше вреда, чем пользы.

В полицейских досье фамилия Керенского впервые появилась в январе 1905 г. как одного из подписавших заявление протеста против ареста ряда представителей радикальной столичной интеллигенции. В декабре того же года при обыске у Керенского были обнаружены эсеровские прокламации и револьвер. Керенский был арестован, три месяца провел под стражей, но за недостатком улик был выпущен. Арест в немалой мере определил характер дальнейших занятий Керенского. Как адвокат он выступал, прежде всего, на политических процессах, наиболее известными из которых были дела террористов армянской партии «Дашнакцутюн» и туркестанской организации социалистов-революционеров. В числе 25 видных адвокатов он поставил свою подпись под резолюцией, осуждающей сфабрикованное т.н. «дело Бейлиса», за что, как инициатор этой акции, подвергся судебному преследованию. Эти и другие выступления создали Керенскому известность и способствовали избранию в Думу, где стал одним из самых популярных ораторов. Вплоть до февраля 1917-го он находился под негласным наблюдением полиции.

В ГА РФ в фонде Отделения по охранению общественной безопасности и порядка (царской охранки) содержатся дневники наружного наблюдения за Керенским, имевшим у филеров клички «Гатчинский», «Лещ» и «Скорый» - из-за привычки бегать по улицам, на ходу запрыгивая в трамвай, и спрыгивая обратно. Публикуется один из этих дневников, датированный 1912 г. (Ф. Р-63. Оп. 44. Д. 4058).




Пик карьеры Керенского пришелся на 1917 год. Его портреты широко публиковались в газетах и журналах, на агитационных плакатах и почтовых открытках. Воспроизводится одна из таких открыток.В составе Временного правительства он, 36-летний, - министр юстиции, затем военный и морской министр, министр-председатель, а с августа еще и верховный главнокомандующий.

В ГА РФ хранятся также четыре альбома художника-эмигранта Юрия Константиновича Арцыбушева. В 1917-1918 гг. он рисовал портреты политических и общественных лидеров того времени, для чего специально посещал Смольный, присутствовал на заседаниях Петроградского Совета, на собраниях разных партий и движений.

Было издано два альбома с рисунками этого периода. В них представлены портреты В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, Л.Б. Каменева, П.Е. Дыбенко, М.А. Спиридоновой, В.М. Чернова, А.И. Деникина, П.П. Скоропадского и целого ряда других известных фигур того времени. Есть среди них и зарисовки Керенского. В эмиграции, сильно нуждаясь, Арцыбушев продал более 200 рисунков-портретов Русскому заграничному историческому архиву в Праге. В составе документов РЗИА они поступили в Государственный архив РФ и долго находились в спецхране. В 2007 г. несколько из них были представлены на историко-документальной выставке «1917. Мифы революций» (Полное собрание рисунков-портретов Юрия Арцыбушева из своих фондов Госархив предполагает издать к 100-летнему юбилею Великой русской революции).

Из архива публикуются два наброска портрета Керенского работы  Юрия Арцыбушева (Ф. Р-9113. Оп.1. Д. 3. Л. 48, 55).

Керенский - председательствующий на трибуне Государственного совещания созванного Временным правительством в августе 1917 г. для объединения поддерживающих его сил среди разных слоев и групп российского общества. Открывая совещание, министр-председатель заявил, что все попытки сопротивления возглавляемому им правительству он раздавит «железом и кровью».На втором рисунке, сделанном там же, - Керенский рядом с изображениями других участников совещания - руководителем  партии октябристов Михаилом Родзянко, одним из лидеров меньшевиков Михаилом Либером и министром продовольствия Временного правительства Алексеем Пешехоновым.

Никаких документов на Государственном совещании принято не было. Как выразился его участник, известный предприниматель Павел Рябушинский, «Россия управляется мечтой, невежеством и демагогией». Дальше были корниловский мятеж и Октябрьская революция.

В июне 1918 г. Керенский покинул Россию. Находясь в Лондоне и Париже, он пытался добиться поддержки со стороны Антанты для Уфимской Директории, в которой преобладали эсеры. После колчаковского переворота столь же безуспешно агитировал против омского правителя. С 1920 г., постоянно участвуя в расколах, ссорах и интригах русских изгнанников, жил во Франции, где с группой единомышленников - Н.Д. Авксентьевым, И.М. Брушвитом, В.М. Зензиновым, Е.Ф. Роговским - основал т.н. «Административный центр внепартийного объединения». Вопреки названию о «внепартийности» группа в подавляющем большинстве состояла из эсеров. Административный центр пытался наладить связь с участниками антисоветских восстаний в Кронштадте и на Северном Кавказе, с казачеством, вел агитацию среди бывших русских военнопленных и эмигрантов в Германии и Польше, возглавлял издание эсеровских газет, журнала и информационного бюллетеня. Публикуется смета расходов на содержание Административного центра в декабре 1920 г. (Ф. Р-5893. Оп. 1. Д. 21. Л. 8).


В понимании Керенского, Белое движение было «большевизмом наизнанку». Политика белых, считал он, играла на руку красным, поскольку доказывала правоту коммунистической пропаганды. «Если бы не было Врангеля, Москва должна была его выдумать», - говорил он.

Вместе с Авксентьевым и другими представителями эсеров Керенский опубликовал обращение с призывом немедленно созвать съезд оставшихся членов Учредительного собрания. Главный лозунг этого мероприятия должен был звучать так: «От красной и белой реакции - к заветам мартовской революции, от самовластия - к власти всенародной». Затея закончилась провалом и стала очередным поводом для оскорблений в адрес Керенского на страницах эмигрантской прессы.

Непримиримое отношение к белой эмиграции Керенский сохранял всю жизнь. Поэтому понятно, что со своей стороны она платила ему тем же. «Я смело утверждаю, что никто не принес столько вреда России, как Керенский», - писал М. Родзянко в 1922 г. По мнению монархических кругов и других белых вождей, он был виновен в трагедии России не меньше, а может быть, даже больше, чем Ленин. В этой связи небезынтересны два документа - справки информационного отдела Административного центра, содержащие среди прочих сведений сообщения о подготовке монархистами покушения на Керенского (Ф.Р-5893. Оп. 1. Д. 37. Лл. 13-17), (Ф.Р-5893, Оп.1, Д. 46. Лл. 31-33).








Однако детективная история с покушениями, судя по биографии Керенского, продолжения не получила. Административный центр просуществовал до 1922 г. и после ряда скандалов и размежевания в группе, а также из-за отсутствия денежных средств свернул работу. Керенский пытался продолжить активную политическую деятельность, редактировал газету «Дни», выступал с резкими антисоветскими лекциями и статьями, призывал Европу к крестовому походу против Советской России.

А.Ф. Керенский в 1938 г.

В 1940 г. после оккупации Франции перебрался в США, некоторое время жил в Австралии, затем после смерти второй жены вернулся в Америку и преподавал в университете, работал над историей русской революции и мемуарами. Есть данные, что в 60-х годах ХХ в. на волне т.н. «оттепели» в советском руководстве рассматривался вопрос о возвращении Керенского в СССР. Условием было признание им успехов Советской власти и ошибочности собственной борьбы с нею, на что тот не согласился.В последние годы жизни 

И вот такой казус. В самом конце жизни "история с платьем" получила продолжение. "Скорая", забрав престарелого русского эмигранта, долго не могла найти место, куда пристроить малообеспеченного пациента, поскольку свободеных мест в бесплатной клинике не было. Когда Керенский очнулся, то, к своему ужасу, обнаружил, что его поместили на свободную койку... в отделении гинекологии. И хотя вскоре ветерана русской политики оттуда перевели, Керенский счел это унижением не меньшим, чем миф о его побеге в октябре 1917-го.

Александр Федорович Керенский умер в Нью-Йорке в 1970 г. в возрасте 89 лет. Похоронен в Лондоне, куда его прах перевез сын Олег.

Материалы Гос. архива тут:

http://statearchive.ru/699

http://statearchive.ru/821

Картина дня

наверх