На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...

Дом - музей Ф.И. Шаляпина в Санкт-Петербурге.

Соблазн предположить, что из двух столиц Шаляпин предпочитал не Питер, а Москву, почти неодолим. А как же: уроженец Поволжья, русак русаком, да еще припомним кустодиевский портрет с масленичными сценами (конфетки-бараночки, Россия – щедрая душа). Неужели ему могло где-нибудь быть более привольно, чем в сытой, суматошной, бестолковой и беззаботной Москве? Оказывается, могло.
Дом, в котором проживал Шаляпин.

Изъездив на заре карьеры немало провинциальных городов (включая, например, Тифлис), в Москве и Петербурге Шаляпин впервые побывал почти одновременно – в 1894 году. Так вот, Первопрестольную он вспоминает без особого восторга. “Москва, конечно, ошеломила нас, провинциалов, своей пестротой, суетой, криком” – и все. В Петербурге певца немного опечалили промышленные кварталы на подъездах к центру города, но настроение тем не менее явно лиричнее: “Своеобразная, хмурая красота города вызвала у меня сильное впечатление”. Так и позже. “Мне нравились, – признается он относительно Петербурга, – широкие улицы, электрические фонари, Нева, театры, общий тон жизни”.
На фотографии 1924 го­да Федор Шаляпин, уже уехавший за границу, слушает на граммо­фоне соб­ственную запись. Он всегда любил ­слу­шать пластинки. В России, в его петербургской квартире, хранится “Виктрола”, граммофон, подарен­ный певцу ­фирмой His Master’s Voice в 1912-м.

Москву он поминал вскользь и все время со слегка раздраженными эпитетами. Даже раздольные московские кутежи (и то, казалось бы, какой же Шаляпин без кутежей?) у него вызывали, мягко говоря, смешанные чувства – хотя главным образом из-за поведения самих кутил. “Эти пьяные, добрые люди с какой-то надорванной струною в душе любят меня. Очень часто, обнимая и целуя, они говорят мне:
– Вы – наш, ведь вас Москва сделала, мы сделали вас!
Однажды я должен был ответить на эту слишком назойливую ласку:
– Послушайте, кожаное рыло, я не ваш, я – свой, я – Божий.
Закричали, что я зазнался, а на другой день было сказано, что Шаляпин презирает Москву”.
Не то чтобы презирал, конечно. В конце концов, первые успехи всероссийского масштаба действительно достались ему в Москве. Но не в Большом театре, как он предполагал: Большой им не заинтересовался, и жестоко разочарованному юному басу пришлось в очередной раз принять предложение чуть ли не от первого попавшегося антрепренера. Правда, предложению импресарио по фамилии Петросьян придавало заманчивости то, что выступать набираемая труппа должна была в Петербурге.Осесть в городе с широкими улицами и электрическими фонарями, не отвлекаясь ради банальных забот о пропитании от работы и любования хмурой красотой, в конечном счете не удалось. Труппа прогорела, едва успев приехать в столицу. Промыкавшись некоторое время, Шаляпин все-таки одержал свою первую победу над Дирекцией императорских театров, так не удружившей ему в Москве, – его, двадцатидвухлетнего, пригласили в Мариинский театр. Но, пригласив, не спешили выпускать на первые роли. Очередным приступом шаляпинского разочарования по этому поводу умело воспользовался Савва Мамонтов.Воспользовался, надо признать, скорее бескорыстно. Баснословные расходы мецената на его Частную русскую оперу и без Шаляпина не позволяли рассчитывать на скорую прибыль. Переманив же солиста из Мариинской труппы, Мамонтов не только положил ему превосходное жалованье (шестьсот рублей в месяц – сумма, сопоставимая с казенным окладом высших чиновников и генералитета), но и выплатил императорскому театру за певца неустойку в три с половиной тысячи рублей. Подающий надежды молодой артист без роду без племени (и вдобавок, по его собственному признанию, малообразованный) одним прыжком оказался чуть ли не на Олимпе. Цвет русской живописи – Врубель, Коровин, Серов и многие другие художники мамонтовского круга – был немедленно записан в его приятели. А уроки истории, необходимые для работы над операми Мусоргского и Римского-Корсакова, Шаляпину давал сам Ключевский.
Именно этот, петербургский, дом Шаляпина был его последним ­местом жительства в России, и он же стал его первым музеем. Дом, в котором находится музей - это последний адрес Шаляпина в России. Здесь он прожил с 1914 по 1922 год, после чего уехал за границу. Уезжая, Шаляпин оставил квартиру и имущество на попечение своего секретаря и друга И.Г. Дворищина. В 1927 году советское правительство обвинило артиста в помощи белоэмигрантам, лишило звания Народного артиста республики и запретило въезд в Россию. Квартиру на Пермской начали уплотнять, а оставшиеся вещи отошли новым жильцам. К счастью, большую часть имущества Дворищин собрал в своих комнатах, прежде служивших Шаляпину будуаром и спальней. Музеем Шаляпина дом формально стал лишь в 1975 году. Нынешний вид интерьеры приобрели к 1998 году, хотя многим ранее туда стали возвращаться вещи, украшавшие дом при жизни певца. Например, тот самый кустодиевский портрет, присланный в Ленинград из Америки дочерьми Шаляпина в 1968 году. Собирать музейную экспозицию пришлось буквально по крупицам – первоначальная обстановка трехэтажного особняка почти не сохранилась, хотя кое-что осталось у наследников верного Исая Дворищина. Но все собранное в пяти комнатах (прихожая, две гостиные, столовая, спальня) выглядит сейчас на редкость достоверным, если не считать случаев, когда аутентичностью жертвовали ради большей наглядности – к примеру, воссоздавая уголок гримерки Шаляпина в Мариинском театре.

В начале Великой Отечественной войны жильцы квартиры, в том числе и семья Дворищина, были эвакуированы, но сам Исай Григорьевич остался. 
Зимой 1942–го он умер от голода. Ценой его жизни была сохранена большая часть личных вещей Шаляпина. Сотрудники Театрального музея вывезли архивные материалы и небольшие предметы в музей, а остальное опечатали. 
Уже после войны наследники Дворищина передали музею мебель, картины, предметы декоративно–прикладного искусства.
В 1960–х было принято решение о создании музея Ф. И. Шаляпина. Музейщики, настоящие энтузиасты своего дела, взялись за работу. Были воссозданы интерьеры и декоративное убранство квартиры. Слуги Шаляпина, домоправительница Полина Ивановна Хвостова и ее муж Николай Николаевич, повар, которые в деталях помнили «как было», помогли с расстановкой мебели, развеской картин и прочим. Фонд музея быстро пополнялся. Дети Федора Ивановича передали хранителям письма, фотографии, личные вещи артиста, некоторые картины, а ленинградские театры предоставили костюмы, афиши и предметы обстановки шаляпинской грим–уборной. В 1975 году экспозиция была открыта для посетителей. Однако при Советской власти имя Шаляпина не фигурировало в названии, официально музей именовался отделом «Русский оперный театр». На вывеске имя Шаляпина появилось уже в годы перестройки с подачи Раисы Максимовны Горбачевой.
В 1990-е в музее был сделан капитальный ремонт и сейчас экспозиция довольно полно воспроизводит повседневную жизнь великого артиста.
Сразу хотелось бы отметить, что сотрудники музея замечательные люди. Вежливые и внимательные, они провели для нас интереснейшую экскурсию, а фотографировать не только не запрещали, но и настоятельно советовали, оставив приятные впечатления!:)) 

Перед посетителями музея возникает мир художественных и человеческих привязанностей Шаляпина. Восстановлены прихожая, столовая, спальня, большая и малая гостиные. На фото воссозданый уголок гримуборной артиста в Мариинском театре.

Главные этапы жизни и творчества Шаляпина представлены в экспозиционном зале. Здесь собраны эскизы декораций к спектаклям, письма и фотографии, костюмы, в которых Шаляпин играл, а также личные вещи певца. 

 В центре эспозиции сценический костюм Шаляпина для сцены коронации Бориса Годунова, выполненный по эскизу А. Головина к постановке оперы режиссёром Всеволодом Мейерхольдом (1911). 
Костюм любезно предоставлен для экспонирования в музее Мариинским театром.

Роль Бориса Годунова в одноимённой опере М. Мусоргского, стала вершиной творчества Ф. Шаляпина. Артист исполнил её не только в России, но и в «Русских сезонах» С. Дягилева, а затем на сценах всех крупнейших театров мира. 
Шаляпин постоянно совершенствовал образ, изучал источники, современные публикации, размышляя над судьбой преступного царя. Гениальный драматический артист поднял оперную партию до высот трагедии и заставил публику сострадать своему герою. 

Эскизы декораций, созданные знаменитыми художниками и фотографии Шаляпина в образах. 









Гостиная. 
На стене, за роялем видно знаменитый портрет кисти Б.М. Кустодиева (1921) - своего рода живописную биографию артиста, запечатлевшую путь певца от ярмарочных театров до лучших оперных сцен мира. 
Шаляпин очень любил этот портрет и увез его с собой за границу. В 1968 году Марфа Федоровна и Марина Федоровна прислали этот замечательный шедевр живописи в дар Театральному музею.



Фотографии Н.Римского-Корсакова, Л. Андреева, А. Чехова, Л. Толстого и др. 



 


 В столовой гостей принимали за большим столом, который раздвигался на 30 персон. Шаляпин был радушным хозяином, и в дни, когда певец не был занят, зачастую семья обедала в многолюдном обществе. 
Здесь часто бывали Константин Коровин, Леонид Андреев, Сергей Рахманинов, Александр Бенуа, Корней Чуковский и др. 
Обстановка комнаты в большинстве своём подлинная: ореховый резной буфет и столы, кресла и стулья, дубовый шахматный столик, инкрустированный сундук, тульские самовары, посуда, фарфоровые статуэтки на горке красного дерева. Здесь же хранится коллекция старинного оружия, подаренная Максимом Горьким. Некоторые экземпляры служили ранее Шаляпину на сцене: по его признанию, артист не любил бутафорского реквизита и потому дополнял костюм подлинным оружием из своей коллекции.


 

 Рядом со столовой при Шаляпине находилась буфетная, кухня и хозяйственные помещения. Сейчас здесь оборудован небольшой концертный зал, в котором проходят лекции, концерты и т.п. Здесь же можно послушать записи голоса великого певца. 


В общем, если возвращаться к теме роскоши, это интерьеры очень уютные, но скромные. Главное украшение этих комнат – не мебель или отделка, а принадлежавшие некогда хозяину произведения искусства. Прежде всего портреты великого баса. Но также и его собственные работы: хоть и самоучка, Шаляпин неплохо лепил и владел кистью – просто в порядке развлечения. Он и искал не столько показной жизни на широкую ногу, сколько сию­минутного комфорта, приятности и уюта во всем, начиная от отопления и освещения до хорошо сшитой дорогой одежды, в любви к которой он признается на страницах мемуаров. Когда он пристрастился к определенному виду бордо, ему доставляли вино чуть ли не ежедневно непосредственно из Франции, причем на каждой бутылке значилось: “Специально для месье Шаляпина”. С другой стороны, не вложив особенных средств в украшение своего жилища, легче было покинуть его навсегда. Покинуть – несмотря на то, что певец, без всякого сомнения, был привязан к этим стенам, где он мужественно пережил вместе с семьей годы военного коммунизма. Но далее сохранять терпение Федору Шаляпину не могли помочь даже эти стены.На камине в синей гостиной — бюст Пушкина. На стене — портрет Шаляпина в образе Аполлона работы Александра Яковлева.

http://www.ipetersburg.ru/dom-muzey-f.i.-shalyapina/
http://www.theatremuseum.ru/

Картина дня

наверх