На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Да ну? Я практически летала со всех аэропортов Москвы и очень многих аэропортов других городов, в том числе и зарубеж...Прогулки по Санкт...
  • Виктор Александров
    Дорогая Света! Именно так и строят: «здание отдельно, а взлетную полосу отдельно»! Пассажиры в самолёты попадают либо...Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    Ну извините, Виктор Александров.Роскошь Питера

О реальных прототипах сказки «Красавица и чудовище»

У сказки «Красавица и чудовище» есть огромное количество вариантов. В России эта история известка как сказка «Аленький цветочек», которую писатель Сергей Аксаков записал «со слов ключницы Пелагеи». Самым старым вариантом такого сюжета является сказка Апулея об «Амуре и Психее». Однако что примечательно, подобная история действительно имела место быть.Историки насчитывают по крайней мере 162 разные версии истории любви чудовища и красавицы. Такие сказки можно найти почти во всех европейских культурах. Впервые подобная сказка появилась в сборнике итальянского писателя Джованни Франческо Страпаролы в 1553 году, но настоящую известность этот сюжет получил во Франции. В 1740 году сказка «Красавица и чудовище» было издано в сборнике сказок Габриэля-Сюзанны Барбо де Вильнёва, а затем через 17 лет Жанна-Мари Лепренс де Бомон издала ее сокращенный вариант, который дошел и до наших дней. Часто эту сказку публикуют как приложение к сказкам Шарля Перро, хотя, конечно, к знаменитому писателю она не имеет никакого отношения.

Глубоко в австрийских Альпах стоит замок Амбрас, известный своим музеем диковинных вещей. Одна из них — вековой портрет Петруса Гонсалвуса. Этот человек с необычайно волосатым телом жил в эпоху Возрождения и проделал невероятный путь от раба до любимца знати. Скорее всего, его супружеская жизнь легла в основу той самой сказки.В конце XV века испанцы окончательно разбили гуанчей — коренных жителей канарских островов — и установили свою власть на архипелаге. Уцелевшие аборигены стали рабами либо приняли культуру христиан. Десятки лет спустя среди гуанчей обнаружили странного мальчишку, полностью покрытого волосами. Его схватили, посадили в клетку и увезли на материк.

Ребенка воспринимали как животное и даже кормили сырым мясом. Но хотя неординарная внешность и навлекла беду на мальчика, она же спасла его от участи других рабов. В 1547 году невольника преподнесли как подарок французскому королю Генриху II. Тогда ребенку было около десяти лет.

Сейчас бы у него диагностировали, скорее всего, гипертрихоз — довольно редкое заболевание, проявляющееся в избыточном росте волос. Но на то время мальчик казался получеловеком-полузверем.
Испанского мальчика поселили в подземелье, где и полагается жить «опасному зверю», и к нему стали наведываться врачи, исследуя его и изучая. В конце концов, доктора постановили, что мальчик вовсе не «дикарь», и что он все же больше человек, чем зверь. Получив подтверждение, что «подарок» не опасен, король распорядился переселить парня в нормальную комнату, отправить его учиться и сменить его родное имя (Педро Гонсалес) на новое латинское имя — Петрус Гонсалвус (Petrus Gonsalvus).

Вскоре он поразил всех, овладев несколькими языками и научными знаниями. Учтивый и способный чужеземец стал придворным любимцем короля.Когда парню уже было 22 года, король Генрих II умер, и регентом стала его жена Екатерина Медичи.

К нему хорошо относились и даже подыскали жену. Известно, что ее звали Катрин и, судя по сохранившимся портретам, она была весьма красивой. Петрус и Катрин Гонсалвусы, Йорис Хуфнагель, 1575-1580 гг., Washington, National Gallery of Art

К удивлению королевы, Петрус и Катерина полюбили друг друга. Через год после свадьбы у них родились двое детей, но оба были совершенно здоровы. И этот факт очень разочаровал королеву — она рассчитывала получить «больше дикарей». И она получила, что хотела — следующие четверо детей Петруса и Катерины действительно родились с гипертрихозом. Портреты Петруса и его дочери Маддалены, неизвестный художник, около 1580 г., Kunsthistorisches Museum Wien

Всех их стали показывать по всей Европе как диковинку из Франции, пока герцог Пармский не предложил им остаться под своим протекторатом на территории Испании. Он выделил им небольшое поместье, где семья и расположилась для оседлой жизни.Увы, такое положение дел категорически не устраивало Екатерину Медичи, и она приказала забрать всех «диких» детей. Позже их подарили в качестве диковинного подарка различным благородным семьям в Европе. Это сильно подкосило обоих Катерину и Петруса, но противиться у них не было возможности.В сказках история заканчивается хеппи-эндом — красавица, и чудовище, превратившееся в принца, живут долго и счастливо. Увы, в реальной жизни Петрус так и остался «недочеловеком» в глазах окружающих, так что даже после смерти местные власти отказались хоронить его и его жену на обычном кладбище. До сих пор неизвестно, где они были похоронены и что стало с их детьми.Внешность людей на картинах — не художественное преувеличение. В Петрусе и членах его семьи богачи видели чудеса природы, диковинки и считали престижным держать их при себе. Художники охотно писали портреты волосатых людей. Большой поклонник искусства Фердинанд II, правитель Передней Австрии и Тироля заполучил серию картин с Гонсалвусами для своего кабинета редкостей в замке Амбрас. Эти портреты сохранились до наших дней.

Итальянский ученый Улиссе Альдрованди видел Гонсалвусов собственными глазами и подробно описал их в книге Monstrorum Historia. Он считал Петруса представителем расы диких людей из канарских лесов.

Наука того времени ничего не знала о мутациях. Но современные ученые объясняют феномен Гонсалвусов редким генетическим заболеванием — гипертрихозом, которое вызывает избыточный рост волос. В истории описаны десятки подобных случаев, но «лесной человек» с острова Тенерифе стал первым из них.

Вероятно, Петрус и Катрин были прототипами главных героев из сказки «Красавица и чудовище». Прямых доказательств этому нет, но сходство сюжета с историческими событиями очевидно. Кроме того, на старинных иллюстрациях чудовище тоже страдает от избытка волос, что косвенно указывает на связь с Гонсалвусом.

http://sci-hit.com/2019/03/o-realnyh-prototipah-skazki-krasa...

https://zen.yandex.ru/media/id/5bb7123c7b35de00aa66819c/real...

Картина дня

наверх