На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

Gott mit uns, или С нами Бог? Как верующие помогали безбожному государству

Танковые колонны, построенные на деньги прихожан Русской Православной Церкви, паствы Армянской Апостольской Церкви и советских мусульман, громили врага, девиз которого — Gott mit uns — красовался на пряжке каждого солдата. С кем же был Бог?© / Александр Соколенко 

75 лет назад, 7 марта 1944 г. неподалёку от деревни Горелки Тульской области состоялся торжественный митинг. Посвящён он был не наступающему Международному женскому дню, как можно было бы подумать. Нет. На этом митинге были произнесены слова: «Бог в помощь вам в вашем святом деле защиты Родины!.. Вперед, дорогие воины, во имя полного очищения нашей земли от фашистской нечисти, во имя мирной жизни и счастья нашего народа! На священное дело — вперед!»

«Димитрий Донской»

Если рассуждать здраво, то следующим номером должно стать явление сотрудников Особого отдела и арест того, кто держал речь. Потому что налицо «религиозная пропаганда». Тем более что выступал перед красноармейцами переодетый служитель культа.

В реальности ничего такого не произошло. Да, в действующую армию выехал митрополит Крутицкий и Коломенский Николай. Да, переодетый в гражданскую одежду. Но всё было согласовано заранее и получило одобрение на самом верху. Дело в том, что митрополит в тот весенний день передавал в войска танковую колонну «Димитрий Донской», средства на создание которой собирали православные верующие, уже успевшие получить телеграмму от товарища Сталина: «Приношу благодарность русскому духовенству и верующим за заботу о бронетанковых силах Красной Армии».Митрополит Крутицкий и Колорменский Николай на передаче танковой колонны "Дмитрий Донской" Красной армии.Танковая колонна Димитрий Донской, построенная на средства верующих. 1943 г.38-й отдельный танковый полк. Зима 1944 года "ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ" Сегодня в музеях

Всего танков было построено 40 штук. 19 из них, Т-34-85, поступили в 38-й танковый полк. 21 боевая машина ОТ-34, огнемётный танк, созданный на базе «тридцатьчетвёрки», отправилась в 516-й отдельный полк. История их боевого применения по-своему увлекательна, взять хотя бы тот факт, что 19 линейных Т-34-85 с надписью «Димитрий Донской» уничтожили и взяли в качестве трофеев 38 вражеских танков. Счёт 2:1 в нашу пользу — это, как минимум неплохо.

Но гораздо интереснее, как именно верующие собирали деньги на новые грозные боевые машины. Обычно ограничиваются известием, что всего было собрано более 8 млн. рублей, и что призыв местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия о сборе средств состоялся 30 декабря 1942 г.

Но эти 8 млн. рублей распределяются по городам и епархиям неравномерно. Скажем, Москва собрала 2 млн. рублей, а Казань и Саратов по 400 тыс. рублей, что вполне понятно — в Москве верующих больше просто потому, что больше населения. Но вот Ленинград, собравший 1 млн. рублей — это уже ни в какие ворота. Собрать в осаждённом городе, умирающем от голода и холода, такую сумму — это действительно подвиг жертвенности. А ведь в блокадном Ленинграде продолжались богослужения. Правда, просфоры пекли размером с копеечные монетки, а вместо вина для причастия часто использовали воду, подкрашенную капелькой свекольного сока.Богослужение в Николо-Богоявленском кафедральном соборе в дни блокады совершает митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский)

Но сборы средств проходили и на территориях, совсем недавно отбитых у врага. Казалось бы — что там можно найти, какие деньги? Однако вот что вспоминает протоиерей И.В. Ивлев, настоятель церкви села Троицкого Днепропетровской области: «В церковной кассе денег не было, а их надо было достать... Я благословил двух 75-летних старушек на это великое дело. Пусть их имена будут известны людям: Ковригина Мария Максимовна и Горбенко Матрена Максимовна. И они пошли, пошли уже после того, как весь народ уже внес свою посильную лепту через сельсовет. Пошли две Максимовны просить Христовым именем на защиту дорогой Родины от насильников. Обошли весь приход — деревни, хутора и поселки, отстоявшие в 5-20 километрах от села, и в результате — 10 тысяч рублей, сумма по нашим разоренным немецкими извергами местам значительная».

Тут очень уместно вспомнить слова Христа о жертве вдовы: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё».

Впрочем, бывали случаи и похлеще. Так, священник Феодор (Пузанов)из псковского села Бродовичи-Запольское сумел собрать золотых монет, предметов и церковной утвари на 500 тыс. рублей. Фокус в том, что действовал он на оккупированной территории, и всё это добро пришлось переправлять с помощью партизан на Большую землю.

Об этом сам священнослужитель рассказывал в 1944 году архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию. «Во время партизанского движения я с 1942 года имел связь с партизанами, много мною выполнено заданий.
Я помогал партизанам хлебом, первый отдал свою корову, бельем, в чем только нуждались партизаны, обращались ко мне, за что я получил государственную награду 2-й степени «Партизан Отечественной войны».Митрополит Ленинградский Алексий (будущий патриарх Алексий I) наградил Пузанова крестом с украшением.

Сельский священник вел и активную разведывательную работу, сообщал данные о передвижениях немцев. Не прекращал он и просветительскую работу, проводил беседы с верующими, укреплял их в вере. Передвигаясь от села к селу, рассказывал жителям о положении в стране и на фронтах. Не лишним будет добавить, что он был участником Первой Мировой войны и полным георгиеским кавалером.

Родной отец

Доброта священника не знала границ. «Во время немецкой оккупации здесь были советские дети в приюте, я их всегда навещал и поддерживал хлебом, продуктами, и старался по приходу призывать на поддержку безродных детей Советского Союза, дети меня чтили и уважали за родного отца», — это тоже цитата из его письма архиепископу.

300 спасенных

Еще один удивительный факт известен о батюшке. Рискуя собственной жизнью, он спас 300 человек. Как ему это удалось? Под конец оккупации отступающие немцы собрали триста сельчан для угона в Германию. В царившей неразберихе вооружённый конвой свернул в лес, назначив Пузанова старшим по колонне. Ему приказали под страхом расстрела довести людей до места назначения – до погрузки в эшелон.

Священник же, убедившись, что конвой исчез из вида, увёл людей в известное ему место дислокации партизан. Там и остался нести партизанскую службу до прихода Красной Армии. Так он спас 300 человек от смерти. В своем рапорте правящему архиерею в 1944 году Пузанов писал: «Немцы не успели отойти 2 км, как я дал команду сейчас же идти в тыл, где я знал, находятся наши партизаны. Этим мы только спасли себя».

 «Давид Сасунский»

«Одновременно специальным посланием обращаюсь ко всем верующим армянам мира об участи своими сбережениями в строительстве танковой колонны имени Давида Сасунского. Вполне уверен, что как местные, так и зарубежные армяне откликнутся на наше пастырское послание». Это строки из письма местоблюстителя Эчмиадзинского престола Геворга Чорекчяна, который станет Католикосом всех армян в 1945 г. Армянская Апостольская Церковь включилась в помощь бронетанковым частям РККА практически одновременно с РПЦ — в январе 1943 г. И начала собирать средства на строительство своей танковой колонны «Давид Сасунский». Но это по-русски. По-армянски тот эпос, в честь героев которого назвали колонну, будет «Сасна Црер». То есть «Сасунские безумцы». Само же слово «Сасун», написанное со строчной буквы, являясь названием местности, в точности совпадает со словом «яростный». Собственно, согласно эпосу, такое название даёт построенной крепости некий старик: «Как этому имя дать? Вы не крепость построили! Ужас вы построили, ярость построили вы!»Вообще-то армянская диаспора не была обязана давать никаких денег. Строго говоря, это была «не их» война. Однако на поверку вышло так, что бизнесмены диаспоры сочли эту войну своей. Деньги шли со всех концов земли. Из США, из Южной Америки, из Ливана, из Канады, из Сирии, из Ирана. В феврале 1944 г. построили 21 танк, потом к ним добавилось ещё 22. Забавно, что части, куда попали танки «Давид Сасунский» воевали под началом генерала, а впоследствии маршала, Ивана Баграмяна.

«Шамиль»

С верующими мусульманами всё оказалось сложнее. Дело в том, что Гитлер делал на мусульман СССР серьёзную ставку. Вот его слова: «Я считаю формирование чисто кавказских батальонов рискованным делом, но не вижу опасности в создании чисто мусульманских частей». Неудивительно, что часть духовных лидеров советских мусульман поддалась этому напору. Кади Кабардино-Балкарии Ходжа Хозе Хотеков опубликовал «Воззвание к мусульманским народам» со словами: «Всемогущий Аллах милосерден и послал нам освободителя в лице фюрера великого германского народа Адольфа Гитлера, спасшего вольнолюбивый народ Кабардино-Балкарии от цепей рабства и безбожия». В Симферополе выходила газета на крымскотатарском языке «Азат Кърым», где Гитлера называли «гази», то есть «ведущий священную войну». Газета «Газават», распространявшаяся в Ингушетии, выходила с эпиграфом: «Аллах над нами, Гитлер с нами!»13-я горная дивизия СС «Ханджар» была сформирована в 1943 году, спустя два года после захвата немцами Сараева и провозглашения марионеточного Независимого государства Хорватия. Формировалась дивизия из добровольцев боснийцев-мусульман, и в лучшие свои времена достигала численности до 26000 человек.

Этому нужно было что-то противопоставить. В 1942 г. муфтий Габдрахман Расулев, председатель Центрального духовного управления мусульман СССР, собирает съезд исламского духовенства. Который выносит резолюцию: «Уважаемые братья-мусульмане! Вышеизложенные речения великого Аллаха и его Пророка великого Мухаммада призывают вас, мусульмане, не жалея сил, сражаться на поле брани за освобождение великой Родины, всего человечества и мусульманского мира от ига фашистских злодеев!» Словом, на том съезде фашизму был объявлен газават — священная война.

Чтобы слова не расходились с делом, затевается строительство мусульманской танковой колонны. Вот что пишет Расулев Сталину: «С великим удовлетворением посылаю Вам от имени мусульман СССР селям. Воодушевлённый успехами нашей славной Красной Армии, я лично вношу 50 000 рублей на строительство танковой колонны и особым посланием приглашаю верующих мусульман жертвовать на постройку колонны танков», Призыв услышали везде, но особенно в Дагестане. Именно там собрали около 10 млн. рублей на строительство танковой колонны «Шамиль», которая впоследствии воевала в составе 1-й гвардейской танковой армии, прошедшей путь от Курска до Берлина

http://www.aif.ru/society/history/gott_mit_uns_ili_s_nami_bog_kak_veruyushchie_pomogali_bezbozhnomu_gosudarstvu

https://skaramanga-1972.livejournal.com/62786.html

http://protoinfo.ru/pobeda-i-tserkov-svyashhennik-fedor-puzanov/

Картина дня

наверх