На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...
  • Валерий Протасов
    Сколько богатств накоплено, что  ни разрушить  все шедевры, ни предать забвению не удалось никому.Красоты и музеи П...

Как шапка «богатырка», придуманная Васнецовым для царского парада, стала «будёновкой» и символом Красной армии

Когда речь заходит о самом, пожалуй, легендарном головном уборе – будёновке, начинаются споры между приверженцами двух версий. По официальной версии советских историков, будёновка (а вместе с ней и гимнастёрка, и шинель) появились в 1918 году как одежда для зарождающейся Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Но есть и альтернативная версия – впервые будёновка появилась в 1915 году, и разрабатывали её для парада Победы Русской императорской армии, который проходил в Берлине и Константинополе. Попробуем разобраться.

Советские историки, защищая свою версию, утверждали, что не сохранилось никаких документов, которые бы точно указывали, что при царском правительство создавалась новая форма.

Что можно найти про будёновку в документах?

И действительно ни в гражданских, ни в военных архивах таких документом до настоящего времени найдено не было. Зато есть документы, датируемые 1918 годом, среди которых приказ наркома по военным делам №326 от 7 мая, в котором говорится о создании новой военной формы. В состав комиссии входили известные русские живописцы Б.М. Кустодиев, М. Васнецов, М.Д. Езучевский и другие.
В приказе чётко оговаривалось, какой наркомат видит новую форму, а на создание эскизов отворилось меньше месяца. В конце 1918 году новая военная форма появилась в первой боевой части – в красногвардейском отряде, сформированном в Иваново-Вознесенске, который отправлялся на восточный фронт в расположение войск Михаила Фрунзе. Новый головной убор называли «богатырка» или «фрунзевка». Стоит сказать, что у Первой конной армии Будённого новой формы в то время ещё не было.Форма для бойцов Красной армии.

Но при этом есть документальные свидетельства, что на интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н.А. Второва по эскизам Василия Васнецова. В труде О.А. Второва «Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия» можно найти такие строки:

«Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде Победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры — вооруженному отряду партии».
В такой форме русские должны были провести парад победы в Берлине и в Константинополе в конце 1917 года.

И это не единственный аргумент в пользу императорской» версии. Подобные воспоминания можно найти и в мемуарах эмигрантов, но в СССР эти источники не пользовались популярностью.

Шлем былинных русских героев или головной убор борцов за мировую революцию

Бойцы Первой конной армии Семена Буденного. / Фото: odkrywca.pl

Есть ещё один аргумент, который нельзя сбрасывать со счетов. Стилистика новой формы ни коим образом не вписывается в революционную идеологию – уж очень явно в шапках-«богатырках» прослеживаются древнерусские мотивы. И конечно, Троцкий не мог пропустить это ужасное идеологическое несоответствие.

Интересный факт: первоначально звёзды на будёновках были синие, но их закрывали красными накладками с молотом и плугом – разноцветными в зависимости от рода войск. Звёзды на будёновках появились гораздо позже.
Красноармейцы в будёновках.

При этом в стиль Василия Васнецова новая форма вписывается идеально. Художник, который воспевал древнерусских витязей использовал свою концепцию в новом обмундировании. К тому же документальных свидетельств того, что он занимался разработкой военной формы достаточно. И даже советские историки не отвергали его авторства, хотя называли более поздние даты.

Как выглядела «будёновка»

Будёновка ВВС РККА.

Вершина шлемообразной шапки была притупленной, а в верхней часть была вшита обтянутая сукном круглая пластинка-пуговица диаметром около 2 см. С внутренней стороны к шапке пришивался колпак такой же формы из бася с простёжкой из ваты. Спереди был приточен 2-слойный суконный козырек с шестью рядами прострочки, а сзади – назатыльник с 3-угольным вырезом.

На левой стороне шапки-богатырки были две просеченные петли, а на правом – пуговицы. Назатыльник перегибался, что позволяла без проблем сложить шапку. Углы назатыльника кожаными хлястиками пристёгивались на небольшие обтянутые сукном пуговицы.
Как выглядела «будёновка».

На передней часть головного убора была пришита 5-конечная звезда правильной формы диаметром 8,8 см из сукна. Вокруг неё – кант чёрной краской, а в центре звезды - «значок-кокарда» установленного образца.

Было ли возможно в 1918 году пошить новую форму?

Красноармейцы в будёновках.

Год 1918… Страна дезорганизована революцией и в разрухе. Поэтому факт, что всего за несколько месяцев в разорённой войной стране можно было разработать и пошить форму для армии, выглядит утопией.

Версия, что новая форма к тому времени уже была готова, и её только доработали, выглядит более жизнеспособной. У Троцкого был только один путь – использовать то, что уже было пошито на складах концерном Н.А.Второва на заводах в Сибири и хранилось на военных складах в Петрограде.
Будённый с командирами РККА.

Конкурс же просто придумали, поскольку нехорошо бойцам и командирам Красной армии носить шинели, которые шили для триумфа императорских войск. Этим может объясняться и отсутствие каких-либо документов о создании военной формы. Впрочем, вскоре и имя самого Троцкого исчезло из архивов.
18-летний артиллерист Юрий Никулин во время финской войны.

Скорее всего, форма действительно уже была, а комиссия лишь утвердила ее и доработала. Видимо, это в большей степени относилось к символике, а не к идейной концепции. Троцкий выбирал меньшее из зол — у него, по сути, и не было иного варианта. Или использовать то, что лежало на складах, или вообще обходиться без нового обмундирования, как изначально сам нарком и предлагал сделать.

27 июня 1922 г. будёновку присвоили и чекистам. Сначала она была темно-синей с темно-зеленой суконной звездой, а у чекистов на транспорте, с марта 1923 г., - черной с малиновой звездой. С апреля 1923 г. звезда на темно-синем шлеме была, в зависимости от рода службы, черной с белым кантом, серой или синей, а в августе 1924 г. шлем чекистов (кроме транспортников) стал темно-серым с краповой звездой.

От«будёновки» до ушанки

В Гражданскую будёновка большого распространения не получила. Царившая разруха не позволила переодеть всю РККА в новую униформу, и абсолютное большинство красноармейцев воевали в фуражках и папахах русской армии.

31 января 1922 г. ввели летнюю будёновку - из полотна или хлопчатобумажной ткани серого или близкого к нему цвета, без назатыльника, с двумя козырьками - спереди и сзади. "Здравствуй и прощай" - так окрестили этот "шлем летний" (уже очень сильно напоминавший "пиккельхаубе" - покрытую защитным чехлом германскую каску с остроконечным навершием). Летом 1920-го в Северной Таврии был случай, когда белый офицер - участник Первой мировой - не мог ничего понять, всматриваясь в наступавшие цепи красных. Что за черт, неужели немцы?..

Однако этот шлем оказался неудобным, и уже в мае 1924-го он был заменен фуражкой. "Классическая" же будёновка с февраля 1922 г. снова стала зимним головным убором РККА. Теперь этот "шлем зимний" шился не из защитного, а из темно-серого сукна и стал более округлым и не так вытянутым вверх, как в Гражданскую. Особенно низким, со слабо выраженным "шпилем", его силуэт был в 1922 - 1927 гг. Красная Армия.

С августа по октябрь 1926-го (а фактически до весны 1927-го: никак не удавалось вновь наладить машинную "пристрочку" звезд) на нем отсутствовала суконная звезда. Назатыльник с ноября 1932 г. полагалось опускать только при -6 по Цельсию и ниже.

С декабря 1935 г. у комначсостава ВВС шлемы были темно-синими, а у автобронетанковых войск - стального цвета.

5 июля 1940 г. будёновку, плохо защитившую от холода в "зимнюю войну" с Финляндией, упразднили, заменив шапкой-ушанкой. Но миллионы ушанок шить было долго, и будёновки, носили, бывало, еще и в 1941-1942 гг. Вспомним кинокадры парада на Красной площади 7 ноября 1941 г. - подразделение со взятыми "на плечо" ручными пулеметами Льюиса (тоже наследие Гражданской) марширует в будёновках. Боец в будёновке и летней гимнастерке (!) запечатлен и на снимке, сделанном в мае 1942-го под Харьковом. А фронтовику, чьи воспоминания записала военная переводчица Елена Ржевская, "шлем-громоотвод" выдали еще в марте 1943-го...Итак, действительно военная форма, которую придумали для имперского парада Победы по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах, действительно существовала. Концепцию и эскизы создавал художник Василий Васнецов, а шили форму на заводах концерна М.А. Второва. Поскольку партия новой формы на складах была невелика, вероятно, она предназначалась для парадов. Историки утверждают, что на фронтах эта форма зарекомендовала себя не очень хорошо и вышла из употребления через 20 лет. Последний эпизод использования этой формы – финская война. После чего на смену будёновкам пришли шапки-ушанки, а шинели заменили полушубками и ватниками. Но триумфальная «богатырка» и сегодня остаётся в народной памяти той самой краснознаменной «буденовкой».

Прощание с "громоотводом"

Романтический ореол появился у будёновки лишь в 1950-е годы, когда она прочно обосновалась на плакатах, иллюстрациях, открытках. И уже в 1964 г. критик Феликс Кузнецов пенял автору "Арктического романа" Владлену Анчишкину на "дежурный" образ хранителя революционной морали деда Сурмача - с "замусоленной будёновкой" на голове...

А до этого шлем не очень уважительно величали "громоотводом" (из-за вытянутого вверх "шпиля"), а то и "умоотводом". На Дальнем Востоке в 1936 г. один командир любил спрашивать, показывая на "шпиль" шлема: "А это что, не знаете? Это когда запоют "Кипит наш разум возмущенный" [третья строчка тогдашнего гимна СССР - "Интернационала"], из этого шпиля выходит пар"...

https://kulturologia.ru/blogs/260319/42651/

https://pikabu.ru/story/budyonovka_4387407

Картина дня

наверх