Она была символом того странного времени, когда страна жила между войной и революцией, эпохи «распятых кокаином» поэтов, расцвета «Бродячей собаки», тревоги, упадка и разложения.
Мать называла ее «галушкой», а Вертинский — королевой.
Вера Левченко родилась 5 августа 1893 года в Полтаве. Ее отец – Василий Андреевич – окончил отделение словесности в Московском университете и приехал в Полтаву учительствовать. Мать – Екатерина Сергеевна Слепцова – выпускница Александро-Мариинского института благородных девиц. Они очень любили друг друга. Жили скромно, но очень счастливо. Ни отец, ни мать не отличались особой красотой, но их дочка с детства привлекала внимание своей внешностью – темные кудри, огромные грустные глаза, нежный овал лица…
Будущая звезда немого кино, имевшая имидж женщины-вамп, всю юность была настолько упитанной, что мать в шутку назвала её «полтавской галушкой».
Ей было два с половиной года, когда 28 декабря 1895 года в Париже состоялась премьера первого фильма братьев Люмьер – "Прибытие поезда". Начался век кино. Но семья Левченко не обратила на это никакого внимания… В этот год семья Левченко переселилась в Москву. Один раз побывав в театре, Верочка заболела идеей стать артисткой. Поначалу родители не отнеслись к мечтам дочери всерьез, но девочка плакала каждый день, умоляя отвести ее учиться актерскому мастерству. Мать, устав от ее рыданий, отвела Веру в школу Большого театра, надеясь, что из-за комплекции девочку туда не примут.В 1896 году родилась вторая дочь Левченко – Надежда. Особо близки сестры не были, хотя и питали друг к другу большую нежность.Но критерии в балете тогда были другие, Веру зачислили. Она с восторгом начала учиться, но продолжалась учёба недолго — бабушка была в шоке от того, что внучка станет балериной. В те времена девушки зачастую становились «карманными танцовщицами» и полностью зависели от своих любовников-«благодетелей». Вера снова начала ходить в гимназию, но мечтать о сцене продолжала.В 15 она увидела на сцене Веру Комиссаржевскую, приехавшую с гастролями из Санкт-Петербурга. Игра великой актрисы настолько поразила девушку, что она слегла с температурой. Семья наложила строжайшее вето на занятие актёрством. Но страсть эту запретами было уже не унять. У Веры начались галлюцинации, припадки... Увидев реакцию дочери и внучки, родители с бабушкой отступили.В 17 Вера выйдет замуж за красавца-юриста, автогонщика, законодателя мод Владимира Холодного, который страстно ухаживал за ней на выпускном балу в гимназии и увлекал ее подальше от остальных, читая стихи модного тогда у молодежи Гумилева. В том же году молодые поженились. Вера возьмет фамилию мужа Холодная, которую все поклонники и по сей день считают псевдонимом актрисы.
Это была история настоящей страсти, увидеть которую мы можем и сегодня на телеэкране — именно судьба Веры Холодной взята за основу фильма «Раба любви» Никиты Михалкова, где актрису сыграла Елена Соловей.Владимир Григорьевич, как и Вера, родился в счастливой и любящей семье. Его дед, проживший 125 лет, был женат только единожды. У него было два сына – Григорий и Владимир, оба были счастливы в браке и имели один – девять, другой – восемь детей.
Владимир Холодный был заядлым автомобилистом – по тем временам весьма оригинальное увлечение. Он был одним из первых российских автогонщиков, и издавал первую в России спортивную газету "Ауто". Сумел он заинтересовать гонками и Веру, и они вместе неоднократно попадали в аварии, буквально чудом оставаясь в живых.
Вскоре после свадьбы у супругов родилась дочь Евгения, роды были тяжелейшими и врачи запретили Вере иметь еще детей. Поэтому супруги, мечтавшие о двух дочерях, вскоре удочерили малышку Нонну.
Во время Первой мировой Владимира Холодного отправили на фронт. «Началась война, — напишет позже в своих воспоминаниях дочь Евгения Холодная. — Папу призвали в армию. Когда случались перерывы между съемками, мама ездила к нему на фронт. В одном из боев Владимир Холодный получил серьезное ранение в ногу и вынужден был оставить фронт и вернуться в Москву».
В это же время Вера становится актрисой, настоящей звездой, не имея никакого специального образования. Знаменитый шансонье, друг их семьи Александр Вертинский пришёл вместе с Холодной на кинофабрику и показал девушку начальству. Её взяли статисткой. И вдруг... В то время там снимали «Песнь торжествующей любви» по Тургеневу, и удивительная, нетипичная, мистическая красота молодой актрисы как нельзя лучше отвечала пожеланиям Бауэра, гениального российского режиссёра. Он был настолько впечатлён актрисой, что сразу же после окончания съёмок предложил ей роль в ещё одной картине.
После фильмов «Песнь торжествующей любви» и «Пламя неба» Вера Холодная становится легендой российского кино. На новый фильм с участием Холодной люди выстаивают часами в очередях на морозе, лишь бы попасть на премьеру, где на экране царит эта женщина-вамп. Доходило до того, что в Харькове в кинотеатре поклонники Холодной передрались в попытках попасть в зал, разбили окна, сломали двери. Фанаты штурмовали зал, и начальство кинотеатра было вынуждено призвать на помощь драгун. Нынешние кинозвёзды о такой любви поклонников могут только мечтать.
В те времена в моде были платья с узкими, стеснявшими движение юбками и пышными лифами. Любые излишества в отделке – избыточные кружева, оборки, вышивки, цветочки, бантики – считались проявлением дурного вкуса. Наряд должен быть элегантен и строг. Модны были приглушенные холодные цвета, матовость жемчуга, сдержанность аксессуаров. И при этом наряд ни в коем случае не должен быть скучным или обычным: требовалась некая изюминка, оригинальность – цветок на бедре, оригинальная брошь на плече, асимметричный вырез, интересная драпировка… Для того, чтобы выглядеть роскошно, недостаточно было только денег – нужен был вкус.
И на этом фоне скромная жена московского юриста становится законодательницей мод. Оказалось, что она обладает утонченным и оригинальным вкусом. Вера Холодная сама придумывает себе модели платьев, подбирает ткани и отделку, сама украшает шляпки… Открытки с ее изображениями в различных нарядах выпускаются огромными тиражами, служа женщинам по всей стране своеобразным заменителем модных журналов.Были серии открыток – Вера Холодная в мехах, в цыганских нарядах, в мужской одежде, в открытых вечерних платьях, в разнообразных шляпках… Ее фантазия проявлялась даже в выборе духов: она прямо на коже смешивала два аромата, "Роз Жанмино" и "Кеши" Аткинсона – и получался только ей присущий нежный горьковато-сладкий запах…
1917 год прошёл мимо Веры и её жизни. И рабочие на улицах, и паника, и голод, и две революции – всё это не мешало Холодной сниматься всё в тех же «салонных» фильмах о красивой любви в красивой обстановке. Именно в 1917 году был снят самый известный фильм с её участием – «Молчи, грусть, молчи…» Фильм пользовался популярностью у публики – на фоне двух революций «жестокий романс» в красивых декорациях стал идеальной таблеткой от серых и странных будней.
Фильм снимался в ознаменование десятилетия творческой деятельности П.И. Чардынина. Готовились к нему дольше обычного, больше репетировали. Отличный сценарий вкупе со звездным составом исполнителей (снимались Вера Холодная, Владимир Максимов, Осип Рунич, Витольд Полонский, Константин Хохлов – все звезды кинематографа тех лет!) гарантировал ему успех у зрителей. Вера Холодная снова играет циркачку – ее, счастливую в браке, совращает богатый коммерсант. Потом он передает ее своему другу, а она уходит к другому, который уговаривает ее совершить ради него кражу векселя. Во время кражи того убивают, и героиня Веры Холодной оказывается в объятиях очередного любовника. Во второй части она находит свою любовь, но умирает. Однако вторая часть не сохранилась...
Наверное, не было фильма, имевшего такой оглушительный успех. И не было, наверное, фильма, который так критиковали – особенно после революции. Его называли апогеем пошлости и мещанства, примером безыдейности буржуазного искусства. А фильм все равно продолжали смотреть…Но Московский кинокомитет не одобрил картину, признав её сюжет «верхом пошлости и мещанства», и порекомендовал руководству студии, где работала Вера, снимать больше фильмов по классике. И следующей её ролью стала цыганка Маша из «Живого трупа» по пьесе Толстого. Эта экранизация стала классикой российского кино. Вере поступали предложения сниматься в Голливуде, в Берлине, но она отказалась. За 5 лет Вера Холодная снимется в порядка 50-80 картинах (точную цифру все исследователи её творчества называют по-разному). Как говорил театральный режиссёр Александр Мгебров, «она не знала ни утомления, ни отдыха».
В начале 1917 года выходит на экраны один из лучших фильмов Веры Холодной – "У камина" по мотивам популярного романса. Трагический фильм о разбитой богатым любовником семье заканчивается смертью главной героини в исполнении Веры Холодной. Успех этого фильма превзошел успех всех снятых до тех пор отечественных фильмов. Фильм был снят с проката только в 1924 году – по решению Главрепеткома.
В те времена фильмы запрещали, снимали с проката и смывали сотни и сотни дореволюционных фильмов. Некоторые фильмы перемонтировали. Специальный творческий коллектив во главе с талантливейшим монтажером Эсфирью Шульц меняли надписи и переставляли местами эпизоды так, чтобы в итоге в фильме появилась революционная идеология. Из фильмов с Верой Холодной сохранилось только пять лент, и теперь даже нельзя точно установить, в скольких именно фильмах она снималась – по разным данным, от пятидесяти до восьмидесяти с лишним. Чему удивляться? За 1917 год она снялась в двенадцати фильмах – по три недели на фильм.
Через полгода сняли продолжение "У камина" – "Позабудь про камин, в нем погасли огни…". Вера Холодная сыграла циркачку – и была неотразима в цирковом наряде с короткой юбкой до колен и обтягивающем трико. Публика ломилась на сеансы, буквально разнося кинотеатры. Было объявлено о съемках и третьего фильма – "Камин потух", но почему-то фильм так и не был снят.
Потом были фильмы по роману Эмиля Золя "Человек-зверь" – история сумасшествия и ревности из жизни французских железнодорожников (пожалуй, наименее успешный фильм Холодной того периода), и мелодрамы "Любовь графини" и "В золотой клетке".
Уже произошли две революции, а репертуар кинотеатров не менялся. Продолжали снимать кино "из жизни высшего света" – с высокими страстями, пышными костюмами и роскошными интерьерами, – хотя и богатых уже прогнали, и пышных костюмов никто не носил, и интерьеры разграбили… Возможно, это происходило по инерции, а возможно – кинематограф играл роль своего рода наркотика, позволяющего отвлечься от ужасной реальности… И руки у новой власти пока не дошли до национализации частных кинофабрик, хотя определенные шаги в этом направлении уже были сделаны. В конце января 1918 года был создан Киноподотдел Внешкольного отдела Государственной комиссии по просвещению, но пока никакой четкой политики он не вел.К середине 1918 года она стала не просто популярной актрисой, а настоящим явлением в русском кино. Ее жизнь стала объектом пристального интереса журналистов и публики. Харитонов решил снять фильм о самой Вере Холодной – "Тернистой славы путь". Но фильм шел с трудом: ничего особо примечательного в биографии Веры Холодной не было, а сочинять что-нибудь она решительно запрещала. Сценарий даже согласовывали с Владимиром Холодным. Зрители фильмом были разочарованы: они ждали сенсаций, откровений, раскрытия тайн… Никто не хотел верить, что Вера Холодная действительно такая: верная жена, любящая мать, счастливая женщина. Ее хотели видеть иной – роскошной, загадочно-порочной, но доступной. Как в песнях Вертинского – ведь все знали, какие песни посвящены ей, а значит – написаны о ней. И лиловый негр в притонах Сан-Франциско был, конечно, гораздо интереснее скромного юриста и героя войны Владимира Холодного… Тем не менее фильм тоже пользовался успехом!
В середине 1918 года Московский кинокомитет порекомендовал хозяевам ателье в целях воспитания вкуса публики больше экранизировать классику. Следуя этому указанию, в ателье Харитонова сняли "Живой труп" по пьесе Толстого. Вера Холодная играла роль цыганки Маши. Теперь этот фильм называют одной из лучших экранизаций классики в русском немом кино. Благодаря этой роли Веру Холодную стали считать серьезной актрисой – Станиславский даже пригласил ее к себе в Художественный театр. Он предложил ей роль Катерины в "Грозе" Островского. Вера была счастлива – но подумав, отказалась. Она не смогла отказаться от кино.В 1916 году Александр Вертинский посвятил Холодной лирическую миниатюру:
Ваши пальцы пахнут ладаном,На ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо вам,
Никого теперь не жаль.
«Я многие свои новые песни посвящал ей, — писал потом Вертинский. — Как-то, помню, я принес ей показать свою последнюю вещь, называлась она „Ваши пальцы пахнут ладаном“. Я уже отдавал ее издателю в печать и, как всегда, посвятил Холодной. Когда я прочел ей текст песни, она замахала на меня руками:
— Что вы сделали! Не надо! Не надо! Не хочу! Чтобы я лежала в гробу! Ни за что!
Она странно разволновалась:
— Это смерть! Снимите сейчас же посвящение!»
Фотограф Короновский. Одесса, 1916 г.
Конечно, Вертинский был увлечен Верой, как и все в те годы. Но любимица публики, в отличие от своих страстных и роковых героинь, была образцовой матерью и примерной женой: когда на фронте ранили мужа, не думая, прервала на долгие месяцы съемки, и ухаживала за ним госпитале до выздоровления.
Летом 1918 года Вера Холодная, взяв с собой мать, сестру и старшую дочь, уехала в Одессу. В феврале следующего года она выступала на концерте в пользу фонда профессионального союза театральных художников города Одессы.
Как писала в своих воспоминаниях Евгения Холодная, революция застала знаменитую актрису за работой в ленте «Княжна Тараканова», где Холодная играла, естественно, главную роль. Съемки шли в Одессе... Там же она выступала с благотворительными концертами для действующей армии. На одной из творческих встреч Вера выступала в лёгком платье, мужественно выдерживая порывы холодного ветра — обязывала фамилия и актёрская честь. «Врачи установили, что мама заразилась „испанкой“... Вера Холодная проболела две недели. Все это время ее мать и обе сестры были при ней неотлучно. Но справиться с болезнью не удалось — Вера Холодная скончалась 3 февраля 1919 года», — напишет Евгения Холодная.
Она за несколько дней сгорела от испанки - страшного гриппа, свирепствовавшего тогда в мире. Только в России за год от него умерло около трех миллионов человек, а общее число заболевших превышало 550 000 000, погибших от испанки - более 100 000... Люди умирали от скоротечной пневмонии и внутрилегочного кровотечения, в результате которого захлебывались собственной кровью. Испанка до сих пор считается одной из самых масштабных катастроф в истории человечества.
Публикуя в очередной раз свои произведения, Вертинский вернул посвящение подруге, с которой они много раз выступали вместе перед публикой: «Королеве экрана — Вере Холодной».
Через месяц после смерти Веры умерла от горя ее мать, через два месяца - муж, Владимир Холодный. Офицера арестовали чекисты Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР. В конце 1919 года его расстреляли.
Кстати, дочь актрисы Нонна Холодная свою дочь от брака с владельцем фотоателье — ребенком других эмигрантов — Владимиром Стрикалкиным назвала в честь матери Верой. Вера Холодная-Гилберт живёт в Стамбуле и занимается наследием знаменитой бабушки.
Свежие комментарии