На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 169 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Самое главное не теряй интереса к жизни и радуйся каждому дню! Еще раз поздравляю с Днем рождения!Поздравляю Верочк...
  • ВераВерная
    Столько тёплых и приятных слов, Светочка, от души, сердечно благодарю!Поздравляю Верочк...
  • Валерий Протасов
    Мир удивительных и загадочных вещей. "Таинственна ли жизнь ещё? Таинственна ещё! А. Кушнер.Калейдоскоп истор...

Совсем не холодная Вера. Драма великой актрисы и ее семьи

Она была символом того странного времени, когда страна жила между войной и революцией, эпохи «распятых кокаином» поэтов, расцвета «Бродячей собаки», тревоги, упадка и разложения.
Мать называла ее «галушкой», а Вертинский — королевой.
35536271 (640x425, 176Kb)
Вера Левченко родилась 5 августа 1893 года в Полтаве. Ее отец – Василий Андреевич – окончил отделение словесности в Московском университете и приехал в Полтаву учительствовать. Мать – Екатерина Сергеевна Слепцова – выпускница Александро-Мариинского института благородных девиц. Они очень любили друг друга. Жили скромно, но очень счастливо. Ни отец, ни мать не отличались особой красотой, но их дочка с детства привлекала внимание своей внешностью – темные кудри, огромные грустные глаза, нежный овал лица…
Будущая звезда немого кино, имевшая имидж женщины-вамп, всю юность была настолько упитанной, что мать в шутку назвала её «полтавской галушкой».

Ей было два с половиной года, когда 28 декабря 1895 года в Париже состоялась премьера первого фильма братьев Люмьер – "Прибытие поезда". Начался век кино. Но семья Левченко не обратила на это никакого внимания… В этот год семья Левченко переселилась в Москву. Один раз побывав в театре, Верочка заболела идеей стать артисткой. Поначалу родители не отнеслись к мечтам дочери всерьез, но девочка плакала каждый день, умоляя отвести ее учиться актерскому мастерству. Мать, устав от ее рыданий, отвела Веру в школу Большого театра, надеясь, что из-за комплекции девочку туда не примут.В 1896 году родилась вторая дочь Левченко – Надежда. Особо близки сестры не были, хотя и питали друг к другу большую нежность.Но критерии в балете тогда были другие, Веру зачислили. Она с восторгом начала учиться, но продолжалась учёба недолго — бабушка была в шоке от того, что внучка станет балериной. В те времена девушки зачастую становились «карманными танцовщицами» и полностью зависели от своих любовников-«благодетелей». Вера снова начала ходить в гимназию, но мечтать о сцене продолжала.В 15 она увидела на сцене Веру Комиссаржевскую, приехавшую с гастролями из Санкт-Петербурга. Игра великой актрисы настолько поразила девушку, что она слегла с температурой. Семья наложила строжайшее вето на занятие актёрством. Но страсть эту запретами было уже не унять. У Веры начались галлюцинации, припадки... Увидев реакцию дочери и внучки, родители с бабушкой отступили.В 17 Вера выйдет замуж за красавца-юриста, автогонщика, законодателя мод Владимира Холодного, который страстно ухаживал за ней на выпускном балу в гимназии и увлекал ее подальше от остальных, читая стихи модного тогда у молодежи Гумилева. В том же году молодые поженились. Вера возьмет фамилию мужа Холодная, которую все поклонники и по сей день считают псевдонимом актрисы.

Это была история настоящей страсти, увидеть которую мы можем и сегодня на телеэкране — именно судьба Веры Холодной взята за основу фильма «Раба любви» Никиты Михалкова, где актрису сыграла Елена Соловей.

Владимир Григорьевич, как и Вера, родился в счастливой и любящей семье. Его дед, проживший 125 лет, был женат только единожды. У него было два сына – Григорий и Владимир, оба были счастливы в браке и имели один – девять, другой – восемь детей.
Владимир Холодный был заядлым автомобилистом – по тем временам весьма оригинальное увлечение. Он был одним из первых российских автогонщиков, и издавал первую в России спортивную газету "Ауто". Сумел он заинтересовать гонками и Веру, и они вместе неоднократно попадали в аварии, буквально чудом оставаясь в живых.
Вскоре после свадьбы у супругов родилась дочь Евгения, роды были тяжелейшими и врачи запретили Вере иметь еще детей. Поэтому супруги, мечтавшие о двух дочерях, вскоре удочерили малышку Нонну.
После появления дочерей Вера сменила увлечение автогонками на более спокойные: стала бывать в артистическомклубе "Алатр" (первоначально – кружок поклонников оперного певца Леонида Собинова), в доме Перцова в Саймоновском проезде, где в те времена был популярнейший салон – его называли "русским Монмартром". И еще Вера увлеклась кинематографом.
Во время Первой мировой Владимира Холодного отправили на фронт. «Началась война, — напишет позже в своих воспоминаниях дочь Евгения Холодная. — Папу призвали в армию. Когда случались перерывы между съемками, мама ездила к нему на фронт. В одном из боев Владимир Холодный получил серьезное ранение в ногу и вынужден был оставить фронт и вернуться в Москву».

В это же время Вера становится актрисой, настоящей звездой, не имея никакого специального образования. Знаменитый шансонье, друг их семьи Александр Вертинский пришёл вместе с Холодной на кинофабрику и показал девушку начальству. Её взяли статисткой. И вдруг... В то время там снимали «Песнь торжествующей любви» по Тургеневу, и удивительная, нетипичная, мистическая красота молодой актрисы как нельзя лучше отвечала пожеланиям Бауэра, гениального российского режиссёра. Он был настолько впечатлён актрисой, что сразу же после окончания съёмок предложил ей роль в ещё одной картине.
«И хотя Евгений Бауэр... через два года скончался, она успела сняться в целом ряде фильмов, исполняя главные роли... Успех Веры Холодной был необычайным: по сей день в России она — символ русского немого кино», — напишет ее дочь Евгения Холодная.
С этого момента и началась слава Веры Холодной, которую боготворили все, от мала до велика. Почти все фильмы, в которых она играла, принадлежали к жанру «салонного кино». Вере доставались роли красавиц, которых внезапно настигала роковая любовь. Которая заканчивалась обычно красивой смертью.

После фильмов «Песнь торжествующей любви» и «Пламя неба» Вера Холодная становится легендой российского кино. На новый фильм с участием Холодной люди выстаивают часами в очередях на морозе, лишь бы попасть на премьеру, где на экране царит эта женщина-вамп. Доходило до того, что в Харькове в кинотеатре поклонники Холодной передрались в попытках попасть в зал, разбили окна, сломали двери. Фанаты штурмовали зал, и начальство кинотеатра было вынуждено призвать на помощь драгун. Нынешние кинозвёзды о такой любви поклонников могут только мечтать.
В те времена в моде были платья с узкими, стеснявшими движение юбками и пышными лифами. Любые излишества в отделке – избыточные кружева, оборки, вышивки, цветочки, бантики – считались проявлением дурного вкуса. Наряд должен быть элегантен и строг. Модны были приглушенные холодные цвета, матовость жемчуга, сдержанность аксессуаров. И при этом наряд ни в коем случае не должен быть скучным или обычным: требовалась некая изюминка, оригинальность – цветок на бедре, оригинальная брошь на плече, асимметричный вырез, интересная драпировка… Для того, чтобы выглядеть роскошно, недостаточно было только денег – нужен был вкус.
И на этом фоне скромная жена московского юриста становится законодательницей мод. Оказалось, что она обладает утонченным и оригинальным вкусом. Вера Холодная сама придумывает себе модели платьев, подбирает ткани и отделку, сама украшает шляпки… Открытки с ее изображениями в различных нарядах выпускаются огромными тиражами, служа женщинам по всей стране своеобразным заменителем модных журналов.Были серии открыток – Вера Холодная в мехах, в цыганских нарядах, в мужской одежде, в открытых вечерних платьях, в разнообразных шляпках… Ее фантазия проявлялась даже в выборе духов: она прямо на коже смешивала два аромата, "Роз Жанмино" и "Кеши" Аткинсона – и получался только ей присущий нежный горьковато-сладкий запах…
1917 год прошёл мимо Веры и её жизни. И рабочие на улицах, и паника, и голод, и две революции – всё это не мешало Холодной сниматься всё в тех же «салонных» фильмах о красивой любви в красивой обстановке. Именно в 1917 году был снят самый известный фильм с её участием – «Молчи, грусть, молчи…» Фильм пользовался популярностью у публики – на фоне двух революций «жестокий романс» в красивых декорациях стал идеальной таблеткой от серых и странных будней.

Фильм снимался в ознаменование десятилетия творческой деятельности П.И. Чардынина. Готовились к нему дольше обычного, больше репетировали. Отличный сценарий вкупе со звездным составом исполнителей (снимались Вера Холодная, Владимир Максимов, Осип Рунич, Витольд Полонский, Константин Хохлов – все звезды кинематографа тех лет!) гарантировал ему успех у зрителей. Вера Холодная снова играет циркачку – ее, счастливую в браке, совращает богатый коммерсант. Потом он передает ее своему другу, а она уходит к другому, который уговаривает ее совершить ради него кражу векселя. Во время кражи того убивают, и героиня Веры Холодной оказывается в объятиях очередного любовника. Во второй части она находит свою любовь, но умирает. Однако вторая часть не сохранилась...

Наверное, не было фильма, имевшего такой оглушительный успех. И не было, наверное, фильма, который так критиковали – особенно после революции. Его называли апогеем пошлости и мещанства, примером безыдейности буржуазного искусства. А фильм все равно продолжали смотреть…Но Московский кинокомитет не одобрил картину, признав её сюжет «верхом пошлости и мещанства», и порекомендовал руководству студии, где работала Вера, снимать больше фильмов по классике. И следующей её ролью стала цыганка Маша из «Живого трупа» по пьесе Толстого. Эта экранизация стала классикой российского кино. Вере поступали предложения сниматься в Голливуде, в Берлине, но она отказалась. За 5 лет Вера Холодная снимется в порядка 50-80 картинах (точную цифру все исследователи её творчества называют по-разному). Как говорил театральный режиссёр Александр Мгебров, «она не знала ни утомления, ни отдыха».

В начале 1917 года выходит на экраны один из лучших фильмов Веры Холодной – "У камина" по мотивам популярного романса. Трагический фильм о разбитой богатым любовником семье заканчивается смертью главной героини в исполнении Веры Холодной. Успех этого фильма превзошел успех всех снятых до тех пор отечественных фильмов. Фильм был снят с проката только в 1924 году – по решению Главрепеткома.

В те времена фильмы запрещали, снимали с проката и смывали сотни и сотни дореволюционных фильмов. Некоторые фильмы перемонтировали. Специальный творческий коллектив во главе с талантливейшим монтажером Эсфирью Шульц меняли надписи и переставляли местами эпизоды так, чтобы в итоге в фильме появилась революционная идеология. Из фильмов с Верой Холодной сохранилось только пять лент, и теперь даже нельзя точно установить, в скольких именно фильмах она снималась – по разным данным, от пятидесяти до восьмидесяти с лишним. Чему удивляться? За 1917 год она снялась в двенадцати фильмах – по три недели на фильм.

Через полгода сняли продолжение "У камина" – "Позабудь про камин, в нем погасли огни…". Вера Холодная сыграла циркачку – и была неотразима в цирковом наряде с короткой юбкой до колен и обтягивающем трико. Публика ломилась на сеансы, буквально разнося кинотеатры. Было объявлено о съемках и третьего фильма – "Камин потух", но почему-то фильм так и не был снят.

Потом были фильмы по роману Эмиля Золя "Человек-зверь" – история сумасшествия и ревности из жизни французских железнодорожников (пожалуй, наименее успешный фильм Холодной того периода), и мелодрамы "Любовь графини" и "В золотой клетке".

Уже произошли две революции, а репертуар кинотеатров не менялся. Продолжали снимать кино "из жизни высшего света" – с высокими страстями, пышными костюмами и роскошными интерьерами, – хотя и богатых уже прогнали, и пышных костюмов никто не носил, и интерьеры разграбили… Возможно, это происходило по инерции, а возможно – кинематограф играл роль своего рода наркотика, позволяющего отвлечься от ужасной реальности… И руки у новой власти пока не дошли до национализации частных кинофабрик, хотя определенные шаги в этом направлении уже были сделаны. В конце января 1918 года был создан Киноподотдел Внешкольного отдела Государственной комиссии по просвещению, но пока никакой четкой политики он не вел.К середине 1918 года она стала не просто популярной актрисой, а настоящим явлением в русском кино. Ее жизнь стала объектом пристального интереса журналистов и публики. Харитонов решил снять фильм о самой Вере Холодной – "Тернистой славы путь". Но фильм шел с трудом: ничего особо примечательного в биографии Веры Холодной не было, а сочинять что-нибудь она решительно запрещала. Сценарий даже согласовывали с Владимиром Холодным. Зрители фильмом были разочарованы: они ждали сенсаций, откровений, раскрытия тайн… Никто не хотел верить, что Вера Холодная действительно такая: верная жена, любящая мать, счастливая женщина. Ее хотели видеть иной – роскошной, загадочно-порочной, но доступной. Как в песнях Вертинского – ведь все знали, какие песни посвящены ей, а значит – написаны о ней. И лиловый негр в притонах Сан-Франциско был, конечно, гораздо интереснее скромного юриста и героя войны Владимира Холодного… Тем не менее фильм тоже пользовался успехом!

В середине 1918 года Московский кинокомитет порекомендовал хозяевам ателье в целях воспитания вкуса публики больше экранизировать классику. Следуя этому указанию, в ателье Харитонова сняли "Живой труп" по пьесе Толстого. Вера Холодная играла роль цыганки Маши. Теперь этот фильм называют одной из лучших экранизаций классики в русском немом кино. Благодаря этой роли Веру Холодную стали считать серьезной актрисой – Станиславский даже пригласил ее к себе в Художественный театр. Он предложил ей роль Катерины в "Грозе" Островского. Вера была счастлива – но подумав, отказалась. Она не смогла отказаться от кино.В 1916 году Александр Вертинский посвятил Холодной лирическую миниатюру:

Ваши пальцы пахнут ладаном,
На ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо вам,
Никого теперь не жаль.

«Я многие свои новые песни посвящал ей, — писал потом Вертинский. — Как-то, помню, я принес ей показать свою последнюю вещь, называлась она „Ваши пальцы пахнут ладаном“. Я уже отдавал ее издателю в печать и, как всегда, посвятил Холодной. Когда я прочел ей текст песни, она замахала на меня руками:
— Что вы сделали! Не надо! Не надо! Не хочу! Чтобы я лежала в гробу! Ни за что!
Она странно разволновалась:
— Это смерть! Снимите сейчас же посвящение!»
Вертинский подарил ей еще несколько песен - "Лиловый негр", "В этом городе шумном", "Маленький креольчик". На нотах "креольчика" он написал - "Королеве экрана Вере Холодной" и, сам того не ведая, стал автором ее знаменитого титула, который вскоре укрепился и стал постоянно появляться на афишах рядом с именем актрисы.
Вертинский обиделся, но посвящение снял. Пройдет три года, и Вертинскому, бывшему на гастролях в Ростове-на-Дону, принесут телеграмму из Одессы: «Умерла Вера Холодная».Александр Вертинский, Вера Холодная, Аркадий Бойтлер во внутреннем дворике гостиницы "Лондонская".
Фотограф Короновский. Одесса, 1916 г.
Конечно, Вертинский был увлечен Верой, как и все в те годы. Но любимица публики, в отличие от своих страстных и роковых героинь, была образцовой матерью и примерной женой: когда на фронте ранили мужа, не думая, прервала на долгие месяцы съемки, и ухаживала за ним госпитале до выздоровления.
Летом 1918 года Вера Холодная, взяв с собой мать, сестру и старшую дочь, уехала в Одессу. В феврале следующего года она выступала на концерте в пользу фонда профессионального союза театральных художников города Одессы.
Как писала в своих воспоминаниях Евгения Холодная, революция застала знаменитую актрису за работой в ленте «Княжна Тараканова», где Холодная играла, естественно, главную роль. Съемки шли в Одессе... Там же она выступала с благотворительными концертами для действующей армии. На одной из творческих встреч Вера выступала в лёгком платье, мужественно выдерживая порывы холодного ветра — обязывала фамилия и актёрская честь. «Врачи установили, что мама заразилась „испанкой“... Вера Холодная проболела две недели. Все это время ее мать и обе сестры были при ней неотлучно. Но справиться с болезнью не удалось — Вера Холодная скончалась 3 февраля 1919 года», — напишет Евгения Холодная.
Она за несколько дней сгорела от испанки - страшного гриппа, свирепствовавшего тогда в мире. Только в России за год от него умерло около трех миллионов человек, а общее число заболевших превышало 550 000 000, погибших от испанки - более 100 000... Люди умирали от скоротечной пневмонии и внутрилегочного кровотечения, в результате которого захлебывались собственной кровью. Испанка до сих пор считается одной из самых масштабных катастроф в истории человечества.
Собор, где отпевали Веру, был переполнен. Чудом никого не задавили насмерть. За гробом шли тысячные толпы. Похороны снимали на пленку – последний фильм Веры Холодной… Уже в марте ленту показывали во всех кинотеатрах. Фильм сохранился. Тело набальзамировали для отправки в Москву, но дороги были закрыты – и Веру Холодную похоронили в Одессе. От бальзамирующего состава кожа потемнела, пришлось наложить толстый слой грима. Весь город прощался с нею, и многие заметили, как изменилось лицо любимой актрисы. Пошли слухи, что она была отравлена.

Публикуя в очередной раз свои произведения, Вертинский вернул посвящение подруге, с которой они много раз выступали вместе перед публикой: «Королеве экрана — Вере Холодной».
«Но „Королевы“ моей уже не было в живых! — с ужасом писал в воспоминаниях шансонье. — В этом было что-то трагическое. Недаром она так испугалась моего посвящения и с таким упорством отказывалась от него. Точно предчувствовала свою смерть...»
Умерла Вера на гастролях в Одессе, хоронил ее весь город, тысячи людей. Забальзамированное тело поместили в часовню на Первом христианском кладбище Одессы: там гроб хранился до разрушения кладбища большевиками в 1932 году. Могила была уничтожена, тело пропало...
Вокруг ее смерти вообще было множество слухов. Через полгода после ее смерти кавказские газеты сообщили, что ее похитили и ограбили, а обезглавленный труп нашли брошенным в степи. Говорили, что ее убили, когда она пыталась сбежать из Одессы в Европу…
Через месяц после смерти Веры умерла от горя ее мать, через два месяца - муж, Владимир Холодный. Офицера арестовали чекисты Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР. В конце 1919 года его расстреляли.  
Их дочь Евгения рассказывала: «В нашей московской квартире чекисты штыками распороли подушки, вскрыли стены; затем всю обстановку и мебель увезли. Прабабушку и сестру не тронули. Они и носили передачи отцу в тюрьму, пока им не сказали, что больше в этом нет необходимости — моего отца расстреляли в конце 1919 года»
Памятник Вере Холодной в Одессе.
Маленьких дочерей взяла на воспитание сестра Веры - Надежда. Позже она перевезла их Болгарию, затем в Турцию. Сестра Веры Холодной Надежда Левченко, выйдя замуж за грека и сумев получить греческое гражданство, удочерила двух дочерей Веры и вместе с ними уехала в Стамбул. Там Евгения и Нонна получили прекрасное образование. Вертинский в эмиграции пытался отыскать девочек, но тщетно... А они прожили на чужбине большую жизнь, дожили почти до 100 лет. Позже обе переедут в США. Вот что рассказывала в одном из интервью Нонна о том, как она оказалась в Америке: «Сестра Женя, певица, вышла за американца Лапикена, певца в хоре, который приезжал на гастроли в Стамбул, и в 1979 году уехала с ним в Сан-Франциско. И через год пригласила меня».

Кстати, дочь актрисы Нонна Холодная свою дочь от брака с владельцем фотоателье — ребенком других эмигрантов — Владимиром Стрикалкиным назвала в честь матери Верой. Вера Холодная-Гилберт живёт в Стамбуле и занимается наследием знаменитой бабушки.

 
"Такой больше не было. Она была первая русская звезда, и она же – единственная настоящая звезда русского кино. Ее называли Королевой экрана. Она снималась всего три года, из ее более чем пятидесяти фильмов сохранились только пять. Ее помнят до сих пор, потому что больше таких не было. Не было – чтобы и умна, и красива, и чиста, и талантлива, и счастлива, и всеми любима... Если такие и рождаются, о них помнят еще долго. Как о ней. О Вере Холодной." - Виталий Вульф.

Картина дня

наверх