На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 171 подписчик

Свежие комментарии

  • Run Николаева
    Совершенно верно, одна из бельгийских овчарок, малинуа.Вот такая дружба
  • Жанна Чешева (Баранова)
    Пожалуйста. К сожалению, тема не иссякаема((( Будет продолжениеТерритория Героев...
  • Светлана Митленко
    А жизнь она именно такая, с загогулинами, а не прямолинейная и с широкой перспективой.Великие истории л...

Провинциальные балы

Веер. Россия. Санкт-Петербург. 1782 г. Из собрания Муромского музея

Думаете, балы устраивались лишь в столицах? Нет, даже в маленьком провинциальном Муроме проходили балы. Были даже традиционные: лотерея-аллегри в реальном училище, балы-маскарады в общественном собрании. Конечно, проводились не только общественные балы, на которые мог попасть любой желающий, приобретя билет, но и частные – в домах богатых горожан.Муромская женская гимназия. 1900-е гг. Из собрания Муромского музея

Балы готовились заранее – приглашались духовой оркестр и распорядитель танцев, печатались афиши и билеты, паркетный пол натирался мастикой до блеска, декорировались помещения.

Так во время студенческого бала в реальном училище стены украсили золотыми и серебряными эмблемами высших учебных заведений, где обучались студенты. Большинство были будущими инженерами транспорта, что отразилось в декорациях: буфетные комнаты (в классах) были украшены железнодорожными мостами, морскими маяками и моделями пароходов.

Балы в Муроме начинались в 7-8 часов вечера и продолжались до двух часов ночи. Дамы являлись на бал в платьях с открытыми лифами, с букетиками цветов, штатские кавалеры в сюртуках или визитках, военные и чиновники в парадных мундирах, реалисты в форме, а гимназистки – в белых кружевных передниках.

Обязательным атрибутом кавалеров были белые перчатки, без которых танцевать не разрешалось. Снять перчатки можно было только во время ужина, если такой предполагался во время бала. Все остальное время они находились на руках, плотно застегнутые на все пуговицы. Даже рукопожатиями кавалеры обменивались в перчатках.

Руководства по хорошему тону советовали брать с собой на бал запасную пару перчаток, заранее расправленных на машинке, так как туго натянутые на руку лайковые перчатки легко лопались. Но следовало помнить, что сменить рваные перчатки на новую пару можно было лишь в уединении.Почтовая карточка. Типы студентов. Распорядитель танцев.

У прибывших проверяли билеты распорядители бала – в реальном училище это обычно были ученики старших классов. От остальной публики их отличали банты на груди. В их задачу входило следить за порядком в фойе, буфетных комнатах и в актовом зале.

Предъявив билеты распорядителям, публика поднималась в зал. Кавалеры входили в зал, держа фуражку или шляпу в левой руке.

В руководствах по этикету подчеркивалось, что молодым дамам не полагалось являться на бал без сопровождения мужа, матери или другой почтенный дамы. В Муроме в начале ХХ века это требование не соблюдалось: гимназистки и незамужние девушки зачастую появлялись на танцевальных вечерах лишь в сопровождении подруг.

Бал открывался вальсом или полонезом, а завершался маршем. Распределитель танцев должен был направлять траектории движения пар, чтобы они не сталкивались друг с другом, объявлять фигуры танцев, а также давать знаки капельмейстеру оркестра, если нужно было изменить темп музыки. На балах в учебных заведениях роль распорядителя танцев обычно играл один из учеников старших классов. Он объявил: «Вальс! Кавалеры приглашают дам!» и начинал бал.

После вальса следовали другие бальные танцы, а затем кадриль. Кульминацией бала был танец-игра «котильон». Во время танца раздавались шуточные ордена, значки и банты, остававшиеся танцующим на память о бале. Официальных приглашений на котильон не требовалось, целью танца было веселое составление пар по воле случая или по воле дам, которые запросто могли пригласить понравившегося кавалера стать парой в котильоне.Муромское реальное училище. 1900-е гг. Из собрания Муромского музея ( в этом училище учился Зворыкин В.К.. изобретатель телевидения, а в 1975 году, когда это была уже 16 школа, в год ее 100-летнего юбилея в ней начала учиться я. А потом и мой младший сын несколько лет обучался в той же школе.- прим.Ирина Хотьковская )

Гимназистки и реалисты посещали уроки танцев в реальном училище. Для обучения молодежи был приглашен балетный артист Московского большого театра. Уроки проходили в реальном училище по воскресеньям с 12 до 3 часов.

Гимназистки приходили под надзором «классных дам», выстраивались с реалистами напротив друг друга вдоль стен в две длинные шеренги, и начиналось обучение.

Учитель танцев показывал не только танцевальные «па», но и объяснял, как следует приглашать даму на танец. По правилам этикета кавалеры могли приглашать только тех дам, которым были представлены:

«Среди бывших здесь гимназисток он увидел, все время привлекавшую его внимание на уроках танцев, довольно высокую, худенькую, но очень стройную, с пепельно русыми волосами, локонами спускавшимися на плечи, гимназисточку – Зиночку Миловидову. На уроках танцев он всегда старался встать в шеренгу против неё, чтобы иметь, таким образом, возможность танцевать с нею. Сейчас ему тоже хотелось пригласить её, но он не был с нею знаком, а по тогдашним правилам приличия не разрешалось и считалось невежливым приглашать на танцы незнакомых барышень или дам. Но к его счастью он увидел, что эта гимназисточка гуляет в фойе со знакомой ему гимназисткой – Паниной Анютой и, улучив удобный момент, попросил последнюю познакомить его с её подругой. Она познакомила их и Владимир Иванович (тогда Володя) пригласил свою «симпатию» на «котильон». Б.В. Жадин. Из рассказов.

В три часа, по окончании урока, сначала зал училища покидали гимназистки, а затем через полчаса после их ухода отпускали и реалистов. Такой перерыв делался для того, чтобы юноши не провожали девушек. При этом сопровождать девушек домой после бала не считалось зазорным.

Бальный сезон в Муроме открывался в середине ноября балом в память об открытии женской гимназии. Затем следовала череда рождественских балов, завершали сезон балы на масленицу.

«1914 год. 14-ое ноября. В женской гимназии традиционный бал. В фисташковом зале под нежным светом люстр, танцуют вереницы пар – реалисты и гимназистки. Танцуют грациозно, особенно гимназистки, кокетливо, лишь иногда позволяя себе быстрый взгляд или смешок. … Без конца сыпятся разноцветные конфетти, длинные предлинные пестрые серпантин. Пробегают распорядители бала с атласными голубыми бантами. То задорно, то ласкающее томно звучит оркестр…. И все меняется! Все становится живее, веселье бьет ключом, хоть и сдержано рамками приличия и воспитания – под контролем классных дам. Но, что говорить! – сама директриса гимназии, дама лет под 40, танцует «Гейшу» со стройным реалистом – Костей Самойловым. А в коридоре, где не так ярко горит свет, а в уютно обставленных гостиных – проходят и садятся, и встают гости, гости.» К. В. Жадин. Из рассказа «Метель».
Зал реального училища. 1900-е гг. Из собрания Муромского музея (почти таким он сохранился до времени моего обучения в стенах школы. В нем и у нас. видимо по традиции. проходили уроки ритмики, на которых нас обучали искусству танца.- прим.ирина Хотьковская )
Среди традиционных балов была ежегодная «Лотерея-аллегри в пользу детского приюта», проводившаяся в реальном училище в конце декабря.

В течение всего вечера в актовом зале училища проходили танцы. А в рекреации на возвышении устанавливали лотерейное колесо, окруженное нарядно одетыми дамами-патронессами лотереи, предлагавшими посетителям купить «счастливые» билетики.

Призы размещались на всеобщем обозрении на обтянутых красной материей стеллажах, установленных в актовом зале в алькове за колоннами. Среди них были: ежегодная разыгрываемая «ваза – подарок вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны», сервизы посуды, самовары, кастрюли, рукодельные изделия, канцтовары.

Реалист Георгий Русаков в 1906 году отметил выигрыш в записной книжке (хранится в Музее истории народного образования г. Мурома):

«26 декабря. Вечером сегодня лотерея в пользу приюта. Мы ходили все, кроме мамы. Выиграли мало. Я всех больше: копилка-свинка, накрышка на чайник и перочинный ножик».

Одно из развлечений на балах – пересылка с «почтальоном» открыток и «секреток». Их можно было купить и подписать прямо на балу, здесь же продавались конфетти и серпантин, которыми публика с удовольствием осыпала танцующих.

Целью пересылки открыток было отгадать, кто автор посланий. Их намеренно писали загадочно и туманно. В воспоминаниях К.В. Жадина сохранился пример такой переписки с девушкой на танцевальном вечере в офицерском собрании 17 апреля 1917 года:

«Во время танца она говорит мне комплименты, говорит мне, что я «загадочная натура» и что ей «просто хотелось бы узнать меня». Потом пишет секретки: вот, например, первая: «Вы зло шутите или смеетесь? Не знаю, что? Вы веселы, безпечны и смотрите на все светлыми глазами. Кто Вы, что Вы?! №88».

Я ей ответил в секретке же:

«Олень я, раненый стрелою,

Я в жизни – мертвая струпа,

Моя душа одета мглою

В ней смертью веет тишина.

C.J.»

Она была страшно заинтригована».

***

Начало января ознаменовывалось новой серией балов:

«Большие розовые афиши крупным шрифтом извещали, что «В воскресенье 2 января в здании реального училища состоится студенческий концерт-бал; начало ровно в 7 часов 30 минут». Значит: – завтра надо пойти на этот «концерт-бал». А сегодня, 1 января, извещали другие афиши: «состоится бал-маскарад в здание общественного клуба, с выдачей ценных премий за лучшие костюмы». Стало быть: – сегодня надо пойти на маскарад». Б.В. Жадин. Из воспоминаний.

На маскарады шили костюмы домино, «гусара», «русалки» и более оригинальные – например, «голландской печи с истопником» или «витязя Руслана». Члены жюри выбирали лучший костюм и присуждали премии.

Неизвестный фотограф. Варвара Михайловна Доброхотова в маскарадном костюме. 1910-е гг. Из собрания Муромского музея

Маскарад в клубе был рассчитан не на учащуюся публику, а на более взрослых посетителей. Он начинался позднее, чем балы в учебных заведениях, – в 11 часов вечера и продолжался до трех часов ночи.

Так как на маскараде невозможно было сразу понять, кто скрыт под маской, традиционный этикет здесь можно было не соблюдать и приглашать на танцы всех дам, знакомых и незнакомых. Даже маскам-дамам разрешалось приглашать на танцы кавалеров.

После недолгого затишья начинались масленичные балы и гулянья.

Анна Горская. сотрудница Муромского музея.

Картина дня

наверх