На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Пожалуйста, Верочка.Гифки 81
  • Светлана Митленко
    А есть еще музеи в Переславле-Залесском. та вообще музеев тьма-тьмущая. И пластинок, и денег, и самоваров, и Дом Бере...Красоты и музеи П...
  • ВераВерная
    Какая прелесть! Спасибо!😻Гифки 81

Москва. Гостиница "Метрополь". Панно "Принцесса грез".

Принцесса Грёза


Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуют самым известным панно Москвы. Оно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «La Princesse lointaine», в русском переводе Т.Л. Щепкиной-Куперник, получившей название «Принцесса Грёза». Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. Появились вальс «Принцесса Грёза», и даже духи и шоколад с таким названием...
Далее, мы продолжим осмотр майоликовых панно гостиницы "Метрополь" и попытаемся объять его удивительный архитектурный сказочный образ.

История создания «Принцессы Грёзы» достаточно известна. Савва Мамонтов, курировавший художественно-оформительские работы для Всероссийской промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, заказал панно для выставочного павильона художественного отдела тогда еще малоизвестному Врубелю. Витте – министр финансов, ранее сам просил Мамонтова помочь в организации оформления художественного павильона выставки. Савва Иванович посоветовал разместить два больших панно над входами в этот павильон. Возможно, павильон, представлял собой нечто вроде большого ангара с овальным верхом, торцевые стены которого и должны были украшать врубелевские композиции. Витте лично согласовал эти эскизы художника с императором Николаем II и министерством финансов - для оплаты работ автора.
Майоликовое панно "Принцесса Грёза" Михаила Врубеля на главном фасаде гостиницы «Метрополь».
Малые майоликовее панно "Принцесса Грёза" Михаила Врубеля на главном фасаде гостиницы «Метрополь».
Майоликовое панно Видно, что часть майоликовых плиток в малых панно были поверх заложены плиткой, по неизвестным пока для меня причинам.
Художник выбрал два сюжета - европейский - «Принцесса Грёза»...

Эскиз к картине М.Врубеля
...и национальный русский - «Микула Селянинович». 
Эскиз  картины Врубеля «Микула Селянинович». Само местонахождение картины в настоящее время неизвестно.
Сюжет, как уже упоминалось, «Принцессы Грезы» был взят из пьесы Ростана, написанной в 1895 году на основе средневековой легенды о любви провансальского трубадура Жофруа Рюделя к триполийской принцессе Мелисинде. Влюбившись в принцессу, никогда не видев её, и только зная по рассказам о её красоте и добродетелях, Рюдель пустился в морское плавание, в надежде увидеть воочию свою любовь. На корабле он тяжело заболел и умер на руках Мелисинды, под звуки своей лиры, шепча свою последнюю песнь во славу прекрасной Принцессы Грёзы. Захватывающий сюжет, отдающий декадансом.
Панно для Нижегородской выставки вызвали неожиданный для Мамонтова скандал, ещё до того, как Врубель успел их завершить. Императорская Академия художеств, срочно прислала в Нижний «авторитетную» комиссию во главе с графом Иваном Ивановичем Толстым, и та, сочла панно Врубеля «нехудожественными», запретила их к показу, хотя они, даже, и не принадлежали к экспонатам художественной выставки.

Здесь налицо реакция той академической художественной среды, что не терпит «выскочек», несогласованных с мэтрами своих действий и нарушения правил поведения «на этом рынке»). Они, очевидно, расценили участие в выставке работ Врубеля как попытку привнести в эту консервативную среду дух свободы, опасной индивидуальности и новаторства, что естественно подвергает опасности насиженные места и покушается на право «казнить или миловать», что выливается в конце концов в деньги. Все старо как Мир.
Стеклянные эркеры главного фасада гостиницы "Метрополь".
В общем, Врубелю было запрещено экспонировать на выставке эти работы, а Академия отказалась подтвердить оговоренное вознаграждение художнику. Возмущенный и уязвленный Савва Морозов сделал в ответ свой «ход конем». Он заплатил из личных средств 5000 рублей Врубелю, поручил ему закончить обе работы и, предоставил свой дом в Москве для окончания этих работ, привлек в помощь известных художников В.Д. Поленова и К.А. Коровина, оставив за Врубелем авторский надзор. Также, он на собственные средства, построил рядом с основным входом в выставочный павильоном еще один и выставил в нем оба панно на обозрения публике. Панно Врубеля, исходя из уже ставшей известной скандальной истории, пользовались бешеной популярностью, но надо сказать, что по большому счету это был провал, поскольку, несмотря на благожелательную оценку критиков, основная масса публики отнеслась к работам Врубеля необычайно враждебно. Здесь сказалась травля Врубеля в средствах массовой информации, а основная масса публики, у нас, как давно уже известно, подвержена программированию и зомбированию. Это событие тогда чрезвычайно «зацепило» Савву Морозова…
Скульптурный фриз "Времена года", опоясовывающий здание Метрополя.
Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Главный фасад здания. Николай Андреев.

И при разработке проекта гостиницы «Метрополь» у Мамонтова возникла идея повторить «Принцессу Грёзу» в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение и поставить в этой истории свою последнюю жирную точку.
Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Главный фасад здания. Николай Андреев. Стеклянные эркеры.С тех пор творение Врубеля, изображающее умирающего юношу-рыцаря и склонившуюся над ним принцессу, доступно каждому прохожему. Потом следы обоих произведений Врубеля затерялись. Известно, что «Принцессу Грезу» перевезли в Мамонтовскую оперу, и вроде бы она украшала там фойе, но никаких документальных подтверждений этому нет. Затем было упоминание, что ее перевезли на склад гончарного завода, принадлежащего Мамонтову, а дальше уже вообще ничего не известно. Следы же «Микулы Селяниновича» затерялись полностью. Может быть, где-нибудь тоже так лежит, как лежала «Принцесса Греза»… «Принцессу Грёзу» случайно нашли только в 1957 году среди старого театрального хлама Большого театра. В 1957 году в Москве должен был состояться Всемирный фестиваль молодежи и студентов, и накануне этого события, годом раньше, столица «чистила перышки»: приводились в порядок улицы, благоустраивались скверы, высаживалось огромное количество цветов. Большой театр и весь квартал вокруг него тоже приводили в порядок — не только ремонтировали, но частично и реконструировали. Тогда с тыла здания Большого стояла невзрачная хозяйственная пристройка-сарайчик, и ее, естественно, решили сломать. Кстати, кратчайший путь от Большого театра к его филиалу, нынешнему Театру оперетты, шел как раз мимо этой пристройки, сегодня же старый путь закрыт литыми железными воротами.
Когда сарайчик стали разбирать, то там обнаружилось огромное количество старого театрального хлама: какие-то остатки декораций, реквизита и т. д. На самом дне валялся невообразимых размеров грязный скомканный холст, и никто не мог сказать, что это такое. Его даже невозможно было развернуть — такой он был огромный, видно было только, что одна из его сторон вроде бы полукруглая. Думали, что это какой-то театральный задник, но даже старые мастера из цеха, где пишут декорации для Большого, пожимали плечами и говорили, что в театре никогда не было задников такого формата, да еще с полукруглым завершением. В конце концов увидели на холсте надпись: М. Врубель. Сообщили в Третьяковскую галерею, оттуда пришли реставраторы и научные сотрудники. Но где было расстелить этот холст? Перекрыли движение перед Большим театром, на огромном шесте полотно, беспомощно свисавшее, принесли к порогу Большого театра и прямо около ступеней портика стали разворачивать и раскладывать. И когда его полностью расстелили, то рядом, напротив на фасаде гостиницы «Метрополь», увидели его двойника — майоликовую мозаику. Тамс еще цедая история была с реставрацией. Сейчас, это отреставрированное живописное панно, выставлявшееся на той нижегородской выставке, экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее…
Майоликовое панно Сейчас мы сдвинем точку нашего внимания больше к правой части главного фасада "Метрополя".

Гостиница МетропольЭто майоликовое панно «Орфей» на главном фасаде гостиницы «Метрополь», находится оно справа от "Принцессы Грёза".
Майоликовое панно «Орфей» на главном фасаде гостиницы «Метрополь»

Майоликовое панно «Орфей» на главном фасаде гостиницы «Метрополь»Майоликовое панно «Орфей» на главном фасаде гостиницы «Метрополь».…Первоначально здание опоясывала майоликовая фриз Сергея Чехонина с надпись Фридриха Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему» (она находится ниже скульптурного фриза "Времена года", сразу под окнами). В советские времена в той части фасада, которая выходит на сторону современной Площади Революции была дописана ещё одна: "Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В. Ленин ". Первоначальная надпись видна сегодня только частично, а вот вторая полностью дошла до наших дней.


Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Главный фасад здания. Николай Андреев.Теперь, мы рассмотрим панно правой части основного фасада гостиницы "Метрополь".
Майоликовое панно «Купание наяд» на главном фасаде гостиницы «Метрополь»Майоликовое панно «Купание наяд» на главном фасаде гостиницы «Метрополь».

Майоликовое панно «Купание наяд» на главном фасаде гостиницы «Метрополь»Малое майоликовое панно «Купание наяд» на главном фасаде гостиницы «Метрополь» (т.н. "Белые пеликаны").
Малое майоликовое панно «Купание наяды» на главном фасаде гостиницы «Метрополь».

Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Главный фасад здания. Николай Андреев.

Теперь мы перейдем к западной стороне здания гостиницы "Метрополь".
Западный фасад гостиницы МетропольЗдесь нас ждет Майоликовое панно «Клеопатра» на западном фасаде гостиницы «Метрополь». А.Я. Головин.
Скорее всего это панно называется "Жизнь". "Клеопатрой" обычно называют эскиз Головина к этому панно. Панно очень насыщенно и состоит из пяти художественных элементов.

Майоликовое большое панно «Клеопатра» и малые панно на западном фасаде гостиницы «Метрополь». А.Я. Головин.Основной - "Клеопатра".
Майоликовое панно «Клеопатра» на западном фасаде гостиницы «Метрополь». А.Я. Головин.Слева от "Клеопатры" два панно - условно назовем их - "Белые лебеди"...
Малые майоликовые панно

Майоликовое панно ...а справа - два панно - "Черные лебеди".
Малые майоликовые панно

Майоликовое панно «Жизнь» на западном фасаде гостиницы «Метрополь». А.Я. Головин.

Малое майоликовое панно Другой ракурс "Клеопатры"

Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Западная сторона здания. Николай Андреев.Бирюзовая креамическая ваза...

Гостиница МетропольЗападный фасад гостиницы "Метрополь" - в сторону Площади Революции.
Западный фасад гостиницы Метрополь

Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Западная сторона здания. Николай Андреев.

Гостиница Метрополь. Западный фасад.

Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Западная сторона здания. Николай Андреев.Вот здесь хорошо видна часть подписи "о диктатуре пролетариата")


Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Западная сторона здания. Николай Андреев.
Правая часть западной стороны здания Метрополя.
Майоликовое панно «Поклонение старине» западном фасаде гостиницы «Метрополь». А.Я. Головин.Майоликовое панно «Поклонение божеству» на фасаде гостиницы «Метрополь». Некоторые источники называют это панно "Орфей".
Майоликовое панно «Поклонение старине» на западном фасаде гостиницы «Метрополь». А.Я. Головин.Справа малое майоликовое панно. В нижней части этого панно можно четко увидеть надпись "Абрамцево", где располагалась майоликовая мастерская и имя художника "А Головин".
Майоликовое панно «Поклонение старине» на западном фасаде гостиницы «Метрополь». А.Я. Головин.

Слева еще малое панно. Здесь явно египетская тема. Похожи на сфинксов
Майоликовое панно «Поклонение старине» на западном фасаде гостиницы «Метрополь». А.Я. Головин.

Майоликовое панно «Поклонение старине» западном фасаде гостиницы «Метрополь». А.Я. Головин.

Гостиница Метрополь
С южной стороны мы видим в верхней части фасада целых пять свободных секторов для размещения майоликовых панно. В сети нет никаких сведений о том, почему эти панно здесь не появились.
Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Южная сторона здания. Николай Андреев.На этом фото ниже, рядом с надписью, хорошо видны еще два совсем небольших майоликовых панно - слева - "Черные кошки", справа - "Белые медведи".
Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Южная сторона здания. Николай Андреев.Они почти не бросаются в глаза. Фото "черных кошек" и "белых медведей" с сильным увеличением.
Кошки Метрополя

Белые медведиМежду прочим, есть и еще одно "вакантное место" под панно - ближе "к излому корпуса".
Гостиница Метрополь
И, наконец, последнее майоликовое панно - "Полдень". Издали оно не бросается в глаза и многие его упускают.ПолденьСтоит обратить внимание и на декоративные башенки "Метрополя". Они восхитительны!Гостиница Метрополь

Гостиница Метрополь

Гостиница МетропольС противоположной стороны Площади Революции находится  гостиница "Москва". Элементы архитектуры этого здания заимствованы у Метрополя, но выглядит все это чуждо, равнодушно и безлико.

Но, а теперь, подсчитаем майоликовые панно "Метрополя"! Итак - 25 майоликовых панно и шесть - не занятых панно мест на фасаде.
Таким образом все на фасаде Метрополя должно было быть 31 больших и малых панно. В заключение - еще пару ракурсов этого восхитительного в своей глубокой фантазийной идее здания гостиницы "Метрополь".


Летом и глубоуой осенью.


"Метрополь" на открытке начала XX века

https://vladimirdar.livejournal.com/87659.html

https://arch-heritage.livejournal.com/2272717.html

https://ofena.livejournal.com/11445.html?view=252597#t252597

http://moskvalubvimoey.blogspot.com/2018/05/blog-post_17.html

Картина дня

наверх