На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Как-то совершенно мимо меня пролетело его творчество, ни песен ни имени никогда не слышал. А то, что услышал сейчас, ...От одесского жули...
  • Александр Сысоев
    Светлана, полностью согласен: мне творчество Аркадия Северного совсем никак. Хотя я любил и люблю бардовские песни, н...От одесского жули...
  • Светлана Митленко
    Может Мурзилка? Или Костер. Еще Пионер был журнал.GIF-ки, которым б...

История создания песни. Старинный цыганский романс "Соколовский хор у "Яра"...

Сегодня у нас будет разговор о старинном цыганском романсе.

Слова и музыка неизвестных авторов

Соколовский хор у «Яра»
Был когда-то знаменит.
Соколовская гитара
До сих пор в ушах звенит. 

Припев: 

Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа,
А без денег жизнь плохая,
Не годится никуда. 

Тройка мчится быстро к «Яру»,
Душа рвется на простор,
Чтоб забыться под гитару,
Услыхать цыганский хор. 

Там жила цыганка Занда,
Запоет - долой печаль,
Наша жизнь казалась краше,
Все за жизнь отдать не жаль. 

Занда пела под гитару –
Ты, мой друг, не унывай,
А коль скучно тебе станет,
В гости чаще приезжай. 

Убаюкаю как в сказке,
Тебя песнею своей,
Награжу тебя я лаской,
Чтобы жизнь была милей. 

Цыганкой можно увлекаться,
Цыганку можно полюбить.
Но нельзя над ней смеяться,
Цыганка может отомстить. 

Она за вас семью покинет,
Она за вами вслед пойдет,
Любовь цыганки не остынет,
Пока цыганка не умрет. 

Черный хлеб в обед и ужин –
Ей ничто не устрашит,
Ей поцелуй горячий нужен,
В ней кровь цыганская кипит. 

Но судьба тут изменила,
Ведь судьба порою зла,
Цыганка Занда простудилась
И весною умерла. 

Струны жалобно звучали,
Хор уныло напевал,
Все цыганку провожали,
Всем цыганку было жаль. 

Соколов, бедняга, в горе
Больше всех он пострадал,
Взял гитару быстро в руки,
Пополам ее сломал. 

Шутит сердце, шутит дважды,
Шутит много, много раз,
Но не любит сердце дважды,
Сердце любит только раз. 

Любовь есть вечный дар природы,
И без любви нельзя прожить.
Любовью вся природа дышит,
Позволь и ты тебя любить. 

Цыганский двор

«Соколовский хор у Яра…» — известный русский романс. Слова и музыка неизвестных авторов.

Нет у песни единого «правильного» текста — каждый исполнитель поет по-своему, поэтому вариантов романса, учитывая его популярность, — огромное множество. Песня настолько изменялась на протяжении лет, в ней столько разных вариантов, что выяснить первоначальный вариант теперь уже немыслимо.

Романс относится к так называемому жанру цыганского романса.

Время создания романса неизвестно, но легко допустить, что появился он в Москве в годы расцвета и моды московского ресторана «Яр» — этот ресторан упоминается в словах песни. Кстати, это не единственный романс, посвященный известному ресторану, есть и другие, к примеру, История одной песни. Эй, ямщик, гони ка к "Яру"

Юрий Морфесси поет на оригинальные слова, которые опубликовала Алла Баянова(см. текст ниже)

Жанр цыганского романса — это, по сути дела, русский городской романс, исполняемый в «цыганской» манере исполнения. Традиция связывает его с возникновением музыкального инструмента семиструнной гитары (до того были пятиструнные гитары), а русская семиструнная гитара была изобретена около 1800 года и вошла в обиход цыганских исполнителей, до того цыганские хоры пели без гитар.

Для гитары писали свои произведения и многие русские музыканты: А. Алябьев, А. Варламов, представители музыкальной семьи Титовых. Но почему-то — по каким-то неизведанным языковым тайнам — именно так стал называться такой жанр романса. В жанре так называемом цыганского романса работали разные композиторы независимо ни от национальности, ни от вероисповедания. Ну и цыгане тоже.

Такой цыганский хор выступал в модном московском ресторане «Яр».

Ресторан «Яр» открыл в 1826 году на Кузнецком мосту француз Транкий Яр (фр. Tranquille Yard), давший своему заведению собственное имя, вернее — часть двойной фамилии. Ресторан пользовался такой известностью, что стал нерасторжим с московской жизнью.За годы своего существования ресторан несколько раз менял адрес, какое-то время в середине 19 века располагался в старом саду «Эрмитаж» на Божедомке, приобретал новых хозяев, но при этом всегда продолжал называться по-прежнему и оставался своеобразным центром жизни — там ели, пили, пели, слушали и смотрели выступления цыганского хора и проводили время чуть ли не все знаменитости эпохи.Там бывали члены императорской фамилии, его поминал А.С. Пушкин, позже завсегдатаями ресторана стали Савва Морозов, Гиляровский, юрист Плевако, Пржевальский, Чехов, Куприн, Горький, Леонид Андреев, Бальмонт, Шаляпин, Распутин….Зимний зал ресторана

Ресторан был не только местом обедов и ужинов, там выступали артисты цыганского хора, в том числе глава цыганского табора гитарист Мелентий Соколов со своей знаменитой гитарой, получившей название Соколовской и переходившей из поколения в поколение цыганским музыкантам-гитаристам.Ресторан «Яр», пережив много, не пережил Октябрьскую революцию 1917 года . В 1917 после Октябрьского революции закрыт, и там разместился клуб для бойцов Красной Армии. Здание неоднократно перестраивалось, в дальнейшем там расположилась гостиница "Советская", при которой тоже был ресторан - "Советский"; гостиница с падением СССР впала в кризис, потом реанимирована; в 1998 в здании вновь открыт ресторан "Яр"; адрес - Ленинградский проспект, 32; в этом же здании - цыганский театр "Ромэн").

ad466ffce4102c05c29c323f0e654b61_original (700x532, 343Kb)
 О Соколовской гитаре существует легенда. Как и во всякой легенде, разобраться, что есть правда, а что напридумано сказителями, трудно. Но Соколовская гитара наверняка существовала. А сводится сюжет к тому, что еще сотни веков назад некий цыган Мелентий Соколов так виртуозно играл на гитаре, что все русские графы да вельможи не смели прогнать нищий табор со своих земель — мечта бедных цыган, не имевших ни крова, ни приюта; мечта людей — чтобы их хотя бы не изгоняли с насиженных мест.

Связана легенда с именем графа Алексея Орлова (1737—1807), братом фаворита императрицы Екатерины Второй Григория Орлова. Считается, что именно граф Алексей Орлов-Чесменский завел в России моду на цыганские хоры. Именно он купил цыганский хор и привез в свой роскошный дом. Только звали первого руководителя профессионального цыганского хора вовсе не Мелентий, а Иван Трофимович Соколов.

А что же до чудесной гитары, подаренной каким-то богатым и всевластным графом (то ли Орловым, то ли еще каким-то — по разным версиям) Мелентию Соколову — по легенде; или (что скорее) — принадлежала Ивану Трофимовичу Соколову, — она передавалась из поколения в поколение лучшим цыганским музыкантам, пока в 1919 году на похоронах последней виртуозной гитаристки не была сломана — по завещанию, потому что передавать Соколовскую гитару стало некому. Так гласит легенда.Спустя годы Ивана Трофимовича Соколова в качестве руководителя цыганского хора после смерти заменил его племянник Илья Осипович Соколов (1777—1848). Того сменяли следующие поколения, цыганский хор продолжал существовать.Если хоть в чем-то верить легенде, то гитара существовала до 1919 года, то есть до момента закрытия ресторана «Яр». Так что упоминаемая Соколовская гитара вполне могла находиться в цыганском хоре, выступавшем в «Яре».

В одном из вариантов «Соколовской гитары» есть такой куплет:

Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа,
А без денег жизнь плохая,
Не годится никуда.

Соколовский Хор Цыганский РОМАНС ансамбль Изумруд

 

На основе этой строфы в дальнейшем возникла блатная песня «Всюду деньги, деньги, деньги», переработанная в 1950-е годы Борисом Тайгиным для Сержа Никольского в песню «Жизнь блатная».

А что касается песни «Соколовский хор у „Яра“», то это музыкальное произведение давно уже стало народным достоянием, известным во множестве вариантов и редакций. Вот, к примеру, текст Аллы Баяновой. А раньше на этот же текст пели Юл Бриннер и Алеша Дмитриевич.

Что за хор певал у "Яра"
Он был Пишей знаменит,
Соколовского гитара
До сих пор в ушах звенит.

Тройка мчится быстро к Яру,
Сердце рвётся на простор
Чтоб забыться под гитару
Услыхав цыганский хор.

Кто цыган любил безмерно
Тот уж в рай не попадёт
И душа его наверно
В час роковой в аду споёт.

Там цыгане соберутся
Весел-шумною толпой
И под венгерочку пройдутся
И пойдёт там пир горой.

"Соколовский хор у яра" Артисты цыганского театра Ромэн

 

И ещё интересно может быть следующее: поскольку в верхнем варианте романса слова "Соколовского гитара", а цыгане сейчас поют "Соколовская гитара", мне кажется, что здесь вспомнила Алла Баянова знаменитого гитариста 19-го века Марка Даниловича Соколовского (13 (25) апреля1818, Погребище, близ Житомира ― 25 декабря 1883 (6 января 1884), Вильнюс) ― русско-польский классический гитарист и композитор.) 20 (1) (300x433, 64Kb)Выдающееся мастерство владения инструментом приносило Соколовскому огромный успех во всех городах, где он гастролировал ― Висбадене, Париже, Лондоне, Брюсселе, Дрездене, Милане, Кракове, Варшаве ― и закрепило за ним славу одного из лучших гитаристов Европы. Критики разных стран называли Соколовского «великим артистом», «Паганини гитары», «королём гитаристов».  К сожалению, не нашлось даже ни одной записи с его исполнением, что и понятно. Увы, не было в то время граммофонов... 

Юрий Морфесси. Соколовского гитара. Old Russian Romance.

 


https://www.liveinternet.ru/users/astrahanka/post397775815/

Картина дня

наверх