Пламя пожрало Зимний дворец всего за несколько часов…
Вечером 17 декабря 1837 года император Николай, императрица Александра Федоровна и цесаревич отправились в Большой театр*...
Там давали балет и в главной роли блистала прославленная балерина Мария Тальони...
Все шло прекрасно, как вдруг в царскую ложу вошел дежурный флигель-адъютант и шепотом, чтобы не испугать императрицу, доложил императору, что в Зимнем дворце начался пожар...
Младшие дети царя оставались там, и, кроме того, во дворце постоянно находилось несколько тысяч слуг...
Ни слова не сказав, Николай вышел из ложи...
Вот как вспоминала об этих событиях великая княжна Ольга Николаевна:
- В половине десятого, когда мы как раз собирались ложиться спать, Папа неожиданно появился у нас с каской на голове и с саблей, вынутой из ножен... "Одевайтесь скорее, вы едете в Аничков", - сказал он поспешно. В то же время взволнованный камер-лакей застучал в дверь и закричал: "Горит!.. Горит!..." Мы раздвинули портьеры и увидели, что как раз против нас клубы дыма и пламени вырываются из Петровского зала. В несколько минут мы оделись и сани были поданы"...
Между тем огонь разгорался. Не смотря на все усилия роты дворцовой пожарной команды, солдат и офицеров гвардии, дворцовых гренадеров и добровольцев из горожан пламя охватывало всё новые и новые помещения...
Зарево было видно за 50 - 70 вёрст...
Как писал В.А. Жуковский:
- Зрелище было неописуемое: посреди Петербурга вспыхнул вулкан... Вся громада дворца представляла огромный костер, с которого пламя восходило к небу высоким столбом под тяжелыми тучами черного дыма, то волновалось как море, коего волны вскакивали огромными зубчатыми языками, то вспыхивало снопом бесчисленных ракет, которые сыпали огненный дождь на все окрестные здания.

Те, кто когда-либо пережил пожар своего дома, никогда этого не забудут...
Не забудут и страшную силу стихии, не забудут и свое горе от потери дома...
Все это пережили Николай I и Александра Федоровна, пережили их дети, пережили многочисленные насельники Зимнего дворца...
Это была страшная ночь и страшная общая трагедия, поскольку это был не просто пожар - горел Дом Царя... Ночь с 17 на 18 декабря 1837 г. стала потрясением для очень многих. Уже потом пришло осознание того, что в огне пожара, продолжавшегося около 30 часов, погибли люди, что огонь унес дорогие вещи и начисто уничтожил исторические интерьеры, связанные со многими страницами национальной истории...
В залах, галереях и жилых комнатах Зимнего дворца не раз звучали голоса М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, П. А. Румянцева, А. В. Суворова, М. И. Кутузова...
Сюда приезжали запыленные курьеры с депешами о победах при Кагуле и Рымнике, о Бородинском сражении и об изгнании французов из России...
Сюда же вечером 14 декабря 1825 г. приводили на допрос арестованных декабристов...
Здесь в последний раз получал указания царя уезжавший в Персию посол А. С. Грибоедов, сюда на дворцовые приемы обязан был являться как камер-юнкер двора А.С. Пушкин...

Пожар начался с чердака, где ночевали слуги...
На случай пожара во дворце имелось множество приспособлений и своя пожарная команда, поэтому пожарные решили, что легко справятся сами...
Они даже не известили о случившемся дворцовое начальство и тем более министра двора князя Волконского, которого все боялись пуще огня...
Однако на всякий случай от каждого из гвардейских полков к дворцу были вызваны по одной пожарной роте, но общего командования создано не было, и роты стояли на площади под сильным ветром...
Солдаты и офицеры с недоумением глядели на темный и тихий Зимний дворец, не видя никаких признаков пожара...

И вдруг одновременно из множества окон бельэтажа с шумом и треском вывалились рамы и стекла, в проемы вылетели наружу горящие шторы и стали виться на ветру огненными языками, а дворец из совершенно темного весь мгновенно превратился в огненный...
И тотчас на площадь выплеснулись волны густого и черного дыма, а над крышей вспыхнуло гигантское зарево, которое, как утверждали очевидцы, было видно за 50 верст...
К этому времени на площади собрались тысячи других людей, замерев, глядели на происходящее...Борис Грин, «Пожар в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года», 1838 г. Бумага, акварель
В это самое время к Зимнему подкатил в открытых санках император Николай...
Он сошел с саней, и возле него тут же встали полукругом генералы и офицеры, сановники и дипломаты, оказавшиеся рядом как по мановению волшебной палочки...
Естественно, от царя ждали немедленных «окончательных решений»...
И он начал отдавать приказы...
Во-первых, из дворца немедленно вывезли в Аничков дворец царских детей...
Во-вторых, туда же вывезли коронные бриллианты и императорские регалии из Бриллиантовой комнаты...
В - третьих, началась срочная эвакуация всего, что только можно было вынести из дворца...
В-четвертых, эвакуировали всех живших или оказавшихся на дежурстве в Зимнем дворце...
В-пятых, по тревоге подняли солдат гвардейских полков, сосредоточив их у дворца, растянув в густую цепь, отсекавшую собирающуюся толпу от горящего Зимнего дворца...
Но в череде «окончательных решений» были и ошибочные...
Так, Николай I приказал разбить окна на хорах Фельдмаршальского зала для того, чтобы выпустить собравшийся там густой дым...
В разбитые окна хлынул свежий воздух и с притоком свежего воздуха огонь еще яростнее рванулся в двух направлениях: из Петровского к Гербовому залу, к Военной галерее 1812 года и церкви и в другую сторону - к Невской анфиладе, угрожая расположенным за нею личным комнатам царской семьи...
Пожар в Зимнем дворце в 1837 г. Литография Ф.С. Вольфа. Ок. 1838 г. Вид на пожар со стороны Невы. Справа видны укрепления Адмиралтейства

Сухие вощеные паркеты, окрашенная масляной краской или золоченная резьба наличников и светильников, холсты живописных плафонов и, наконец, целый лес чердачных стропил не могли уже быть потушены силами двух рот дворцовых пожарных и нескольких городских пожарных частей, прибывших им на помощь...
Но пламя бежало одновременно по стенам, полам, потолкам, по чердаку, охватывая все новые участки...
Скоро работа солдат стала бессмысленной...
Оставалось только спасать то, что могли поднять люди...
Из огня были вынесены все знамёна гвардейских полков, портреты героев войны 1812 года, бесчисленные сокровища парадных апартаментов...
На Дворцовой площади горами возвышались столы, диваны, ковры, стулья, посуда, произведения живописи и скульптуры...
Император до последнего оставался в центре событий...
- В одной из зал покойной императрицы Марии Фёдоровны, - вспоминал Э. И. Мирбах, - Государь нашёл целую толпу гвардейских егерей, силившихся оторвать вделанное в стену огромное зеркало, между тем как вокруг всё пылало... При виде явной опасности, он несколько раз приказывал бросить эту работу; но усердие храбрецов и желание их быть полезными брало верх над повиновением; тогда Государь кончил тем, что бросил в зеркало свой бинокль, от которого оно разлетелось вдребезги. "Вы видите, ребята, - сказал он, - что ваша жизнь для меня дороже зеркала, и прошу сейчас же расходиться". Такие черты его рыцарского характера повторялись в эту злосчастную ночь на каждом шагу...

Очевидец происшествия А. П. Башуцкий красочно описал финал грандиозного пожара:
- Торжественно-печальны были последние часы феникса-здания... Мы видели в выбитые окна, как огонь победителем ходил на пустынном просторе, освещая широкие переходы: он то колол и обваливал мраморные колонны, то дерзко зачернял драгоценную позолоту, то сливал в безобразные груды хрустальные и бронзовые люстры художественной работы, то обрывал со стен роскошные парчи и штофы...

Современник рассказывал легенду о том, как на следующий день после пожара к Николаю I возле Троицкого наплавного моста подошли двое купцов с хлебом-солью и сказали:
- Мы, белый царь, посланы от гостиных дворов Москвы и Петербурга, просим у тебя милости, дозволь нам выстроить тебе дом...
На это император будто бы ответил:
- Спасибо, от души благодарю вас, Бог даст, я сам смогу это сделать, но передайте, что вы меня порадовали, я этого не забуду...
Император Николай I 3 января 1838 года писал:
- Надо благодарить Бога, что пожар случился не ночью. Эрмитаж мы отстояли и спасли почти все из горевшего дворца. Жаль старика, хорош был… надеюсь к будущему году его возобновить не хуже прошедшего, и надеюсь без больших издержек...
Одно здешнее дворянство на другой же день хотело мне представить 12 млн, также купечество и даже бедные люди... Эти чувства мне дороже Зимнего дворца...

Но ущерб зданию был огромен... Пожар длился около тридцати часов. К вечеру 19 декабря второй и третий этажи здания выгорели полностью. Остатки пожарища курились потом еще целую неделю.
От великолепных интерьеров остались лишь голые стены, искореженные железные прутья и мусор...
Потом этот мусор вывозили на Петровский остров на 120 судах...
Министерство императорского двора переживало за сохранность имущества, которое удалось спасти из огня. Еще в первые часы пожара император обнаружил пропажу бриллиантов своей жены...
На следующий день выяснилось, что переживал он напрасно: все драгоценности сразу после объявления тревоги вынесла дежурная камер-фрейлина...
Как это ни удивительно, но и из груды вещей, сваленных на площади, почти ничего не пропало...
Лишь кофейник из императорского сервиза стащил один из гвардейцев. При попытке продать этот артефакт вор был схвачен и подвергся в казарме жестокой порке...

За прошедшие три четверти века каждый из русских императоров, хоть немного, да перестраивал Зимний дворец...
В 1833 году Николай повелел любимому архитектору Огюсту Монферрану перестроить Фельмаршальский и Петровский залы...
Архитектор выполнил приказ, устроив в залах фальшивые стены, украшенные огромными зеркалами...
Между деревянными фальшстенами и каменной кладкой остались пустые пространства, где прятались печные трубы...
Это сыграло в декабре 1837 года роковую роль…

На самом деле император был виновен в пожаре не только как автор резолюции на проекте 1833 года...

Для выяснения причин пожара, составления плана и архитектурного и инженерного обеспечения работ по восстановлению дворца была создана специальная комиссия под председательством шефа жандармов, начальника III отделения Собственной Е.И.В. канцелярии и командующего Главной Е.И.В. квартирой графа А.Х. Бенкендорфа. В нее вошли архитекторы А.П. Брюллов, В.П. Стасов, А.Е. Штауберт и инженер А.Д. Готман.

Всего комиссия в течение семи дней допросила 40 человек, 29 декабря члены комиссии представили Николаю I докладную записку, в которой, в частности, говорилось следующее: «Многие полагали, и многое заставляет думать, что главнейшей причиной этого происшествия была загоревшаяся сажа в лабораторной трубе, из коей первоначально выкинуло искры и самый огонь; но по осмотру оказалось, что труба, идущая из лаборатории, толщиной в 1,5 кирпича, по наружности совершенно исправна, не имеет ни трещин, ни пробоин, кроме тех, кои несколько входят в нее, не касаясь, впрочем, канала трубы. Хотя за сим нельзя достоверно отнести причину пожара к сей трубе, но не менее того комиссия обязывается доложить, что, несмотря на хорошее состояние лабораторной трубы, в котором она ныне найдена, воспламенение от оной могло произойти от двух причин: или от огненных искр, кои могли вылететь из-за заслонки поверх хор, незаделанною оставленной, которая, впрочем, найдена комиссией запертою, без следов огня и дыма, или от того, что при разгорячении трубы в тех местах, где имеет соприкосновенность с деревянными устройствами, они, согреваясь при всегдашней топке, быть может, приняли свойства к возгоранию. Другое обстоятельство, внимание комиссии обратившее, есть устройство печи под полом позади комнаты Петра I, близ коей находились балки с деревянными подкосами, поддерживающими потолок подпольного коридора и боров духовой трубы. Но эти все указания причин пожара, не быв подкрепленными настоящими доводами, суть только одни предположения».

Ответственность за техническое состояние здания и его хозяйственное обслуживание лежала на гоф-интендантской конторе, возглавляемой А.А. Щербининым. Поэтому он параллельно с официальной комиссией провел свое собственное расследование, результаты которого того же 29 декабря представил в рапорте министру Двора князю П.М. Волконскому.

В рапорте утверждалось, что дым, показавшийся в комнате флигель-адъютанта, очевидно, вызван тлеющей рогожей, которой затыкали отверстие в трубе в аптечной лаборатории. А вот дым, шедший несколько дней из душника в Фельдмаршальском зале, был обусловлен невидимым со стороны тлением деревянной перегородки, рядом с которой проходила дымовая труба. Когда переборка в виде фальшивой зеркальной двери рухнула, к огню открылся доступ свежего воздуха, после чего мгновенно вспыхнуло пламя.

Рапорт совершенно ясно указывал на пожароопасность здания, в котором многие конструкции, в том числе перекрытия, были выполнены из дерева. Особенно это касалось Петровского и Фельдмаршальского залов, построенные архитектором О. Монферраном, любимцем Николая I. Но его имя нигде в рапорте не упоминалось. Впрочем, в частных разговорах и в беседах в светских салонах о Монферране как о виновнике пожара говорили.

18 февраля 1838 года Монферран писал своему московскому другу князю Потемкину:
- Не знаю, что я могу иметь общего с пожаром дворца…
5 лет назад я закончил Фельдмаршальский зал и зал Петра Великого. С этого времени я не вбил ни одного гвоздя в Зимнем дворце… Когда я получил приказ создать Фельдмаршальский зал и зал Петра Великого, была назначена комиссия для управления этими работами, и если свод зала Петра Великого и потолок Фельдмаршальского зала были сделаны из дерева и заштукатурены, то они были сделаны такими точно, как и все другие потолки и своды бельэтажа дворца. Комиссия приказала закончить в пять месяцев эти два зала, на что во всякой другой стране потребовалось бы пять лет для выполнения в камне того, что было из дерева, и чтобы закончить живопись и прекрасные наборные паркеты, что было исполнено в шесть недель… Дешевизна и короткие сроки, которые были даны, заставили избрать эти легкие конструкции, оказав им предпочтение перед другими…Белая галерея (Гербовый зал) до пожара 1837 г. Худ. А. Ладюрнер. 1838 г. Справа изображен караул роты дворцовых гренадер, стоящих рядом с проходом в Большой Тронный (Георгиевский) зал. В глубине, за открытыми дверьми, виден Петровский (Малый Тронный) зал

То есть архитектору были даны крайне сжатые, практически нереальные сроки для воплощения его замысла...
Кроме того, из-за скаредности Николая строить приходилось не из камня, как задумывалось, а из горючего дерева...
- Николай I мнил себя знатоком строительного дела и архитектуры, входил во все подробности дворцового строительства; без согласования с ним ничего не могло быть сделано при перестройках, - писал о нем историк В. Глинка...

На комиссию возложили не только проведение следствия о причинах пожара, но и подготовку проекта восстановления дворца. Руководителем восстановительных работ назначили генерал-адъютанта П.А. Клейнмихеля, контроль осуществлял министр Двора князь П.М. Волконский. Архитектурное руководство осуществляли А.П. Брюллов и В.П. Стасов.П.А. Клейнмихель. Худ. Ф. Крюгер. 1850 г.
В.П. Стасов. Худ. А. Варнеке. 1820-е гг.
А.П. Брюллов. Худ. К.П. Брюллов. 1841 г.

Вместе с ними работали архитекторы К.А. Тон и Н.Е. Ефимов, А. Ринальди и Ю.М. Фельтен, Г.Э. Боссе и А.М. Горностаев, инженеры А.Е. Штауберт, А.Д. Готман, М.Е. Кларк и И.К. Кроль. В оформлении помещений принимали участие скульпторы А.М. Мануйлов и А.И. Теребенев, художники Н.А. Майков, Ф. Рихтер и др.
Группу архитекторов и художников возглавил В. П. Стасов - один из крупнейших представителей русского классицизма XIX века...
Многие считали, что восстановить Зимний дворец не удастся. Другие полагали, что для этого потребуются долгие годы. Французские журналисты, например, писали, что «двадцати лет будет недостаточно для восстановления Зимнего дворца в первозданном виде».

В своем творчестве В. П. Стасов выражал идеи мужества, героизма и величия русского народа...
В годы восстановления Зимнего дворца архитектору было уже 70 лет. Трудная задача стояла перед ним...
Зодчему надо было восстановить здание, созданное в чуждом ему стиле барокко, и в то же время приблизить его художественный облик к требованиям времени...
Стасов блестяще справился со своей задачей...
Фасады Зимнего дворца он восстановил в их первоначальном виде, отделку парадных залов творчески переработал...
Видимо пожар всё-таки научил императора, что не стоит экономить хотя бы на безопасности собственного жилища...
На восстановление Зимнего дворца он отвел опять-таки сжатые сроки, но жадничать не стал...
На архитектора В.П. Стасова возложили руководство отделкой парадных зал, дворцовых церквей и фасадов. При этом он должен по возможности максимально точно восстановить прежний облик помещений. С этой задачей он вполне справился. Посольская (Иорданская) лестница и Большая церковь с предцерковным залом восстановлены В.П. Стасовым в стиле барокко, как их оформил в свое время В.В. Растрелли. Правда, вместо кирпичных колонн установили монолитные колонны из серого гранита, а вместо бронзовых решеток появилась мраморная балюстрада. Близко к их первоначальному виду архитектор восстановил также Петровский и Фельдмаршальский залы. Сгоревшие деревянные колокольни дворцовых церквей и купол Большой церкви пришлось построить заново.

Гербовый зал (бывшую Белую галерею) архитектор увеличил. Он стал во дворце вторым по площади после Большого (Николаевского) зала. Заметным элементом его декора являлись изображения гербов 52 российских губерний, украсивших люстры, благодаря которым он и получил свое название. При оформлении Большого Тронного (Георгиевского) зала, а также залов Невской анфилады (Аванзала, Большого и Концертного залов) он постарался максимально полно воссоздать первоначальный классический характер их отделки, приданный им в свое время Дж. Кваренги. Для них характерна отделка коринфскими колоннами, цветным мрамором, гризайльной росписью. В то же время, в восстановленных залах Невской анфилады отчетливо чувствуется влияние стиля позднего классицизма.Ухтомский, Константин Андреевич - Виды залов Зимнего дворца. АванзалУхтомский, Константин Андреевич - Виды залов Зимнего дворца. Концертный зал

Прочие парадные залы, которые он восстанавливал, оформлены уже ближе к стилю позднего классицизма. При этом Стасов сохранял основные пропорции помещений, расстановку колонн и членение архитектурных масс. Изменения касались отделки – характера лепнины и росписи. Лепной орнамент стал более рельефным и более условным. Основное место заняли композиции из воинских атрибутов, аллегорические фигуры в античных одеждах. Вместо характерной ранее многокрасочной росписи роспись потолков и стен была выполнена в стиле гризайль. Преобладающим стал белый цвет, сочетавшийся с позолотой.

Вновь оформленные В.П. Стасовым интерьеры парадных залов Зимнего дворца сохранились до наших дней. В порядок привели наличники окон, скульптуры на карнизе, лепные маски, капители колонн и прочие детали фасадов. Стены окрасили краской песчаного цвета, как было до пожара, выделив колонны и детали декора белым цветом.

Оформлением интерьеров жилых помещений занимался архитектор А.П. Брюллов. Он широко использовал при этом подражание готическому, помпейскому и мавританскому стилям. Для Большой столовой использовали античный характер оформления. Ее еще называли Арапской столовой, так как у входа в помещение стояли арапы. К. А. Ухтомский (1818 - 1881). Зимний дворец. Арапский зал (Большая столовая).

Малую столовую он оформил в помпейском стиле, почему ее часто называли Помпейской столовой.К.А. Ухтомский. Виды залов Зимнего дворца. Помпейская или Малая столовая

В сочетании готического и византийского стилей было решено Брюлловым оформление мемориального Александровского зала. Торцевую стену зала украсил медальон с профилем Александра I, который изображен в облике древнеславянского бога Родомысла. По фризу размещены барельефы, копирующие памятные медали работы Ф.П. Толстого с аллегорическими изображениями эпизодов военных событий 1812–1814 гг. Вход в Александровский зал с западной стороны предваряет анфилада из пяти залов военных картин. Они вытянуты вдоль южной стороны южного корпуса дворца, и их окна выходят на Дворцовую площадь.В. С. Садовников. Александровский зал

Парадные и жилые помещения после пожара довольно четко разграничили. Так, например, парадные залы Невской анфилады и жилые покои супруги Николая I – императрицы Александры Федоровны (в девичестве – принцессы Фредерики-Луизы-Шарлотты-Вильгельмины Прусской) – разделила созданная Брюлловым Малахитовая гостиная. Для этой гостиной характерно контрастное и одновременно органичное сочетание ярко-зеленого цвета камня с позолотой и малиновыми драпировкамиК.А. Ухтомский. Виды залов Зимнего дворца. Малахитовая гостиная.

Всего во дворце имелось 8 зон жилых апартаментов – для членов императорской семьи, для министра Двора и для гостей. При этом Брюллову пришлось выполнить значительную перепланировку дворцовых помещений.

В ходе восстановительных работ применили много технических новшеств. Широко использовались, например, разработанные инженером М.Е. Кларком и изготовленные на Александровском заводе железные двутавровые эллиптические балки, стропила и фермы. Межэтажные балки делались из листов кровельного железа, соединенных болтами и выгнутых эллипсом. Большие помещения перекрывали металлическими кессонными конструкциями. Потолки небольших помещений сделали каменными, в виде сводов. Вместо кирпича при выведении сводов использовали изготовленные на заводе Гинтера пустые горшки, обмазанные известью и укрытые для утепления войлоком. Такие своды так и назывались – горшечные.

Значительное внимание уделили и противопожарной безопасности здания. Вместо оштукатуренных деревянных переборок между комнатами везде поставили кирпичные стены. Вместо обычного печного отопления по проекту инженера Н.А. Амосова провели систему труб, по которым подавался горячий воздух. Он поступал от устроенных им в подвале печей особой конструкции.

В марте 1839 г., во время празднования Пасхи, провели освящение восстановленного Зимнего дворца. В Большой церкви состоялась служба, после которой по парадным залам прошел крестный ход с участием царской семьи. Затем в этих залах состоялся торжественный прием. Занимавшимся восстановлением дворца мастерам, архитекторам, скульпторам, художникам и чиновникам вручили медали с надписью «Усердие все превозмогает». Во дворец перенесли штандарты гвардейских полков, а над зданием подняли флаг, знаменующий, что здесь находится император.

И пусть на возрождение Зимнего дворца потребовался не 1 год, как требовал Николай I, а 1,5 года, но это был невиданный реставрационный подвиг. Первоначальную барочную отделку, выполненную еще по проектам В.В. Растрелли, к сожалению, удалось восстановить только в нескольких помещениях и на Посольской (Иорданской) лестнице. Многие залы пришлось оформить по-новому.

Строитель Нового Эрмитажа архитектор Л. Кленце, осмотрев восстановленное здание Зимнего дворца, сказал: «Исполнение работ произведено столь изящно и отчетливо, что ни одно здание в Европе доселе не было так выстроено».К.А. Ухтомский. Виды залов Зимнего дворца. Парадная лестница

Возрождение Зимнего дворца шло с перевыполнением поставленных планов и опережением назначенных графиков...
Уже 31 марта 1839 года состоялся торжественный приём в новом Зимнем дворце...
В знак признательности к народу, спасшему его имущество, Николай распорядился в этот день пустить к себе в гости всех желающих...
По рассказам современников во дворец набилось сто тысяч человек. Хотя верится в эту цифру с трудом...
В любом случае из-за толкучки во дворце чуть не пошел прахом весь свежий ремонт...
Хронист императорской резиденции Л. Баранович писал:
- Так как празднество проходило в марте месяце в снежное и морозное время, …от необычайной тесноты воздух до того переполнился влажными парами, не успевающими очищаться от верхних отверстых окон, что стены, колонны и окна, отпотевши испарениями, изливали сырость на паркеты и совершенно их испортили... Искусственный мрамор, проникнутый всякою влагою, лишился свойственного ему блеска и получил тусклый цвет, а штофные украшения изменили свои цвета...
После праздника пришлось вновь закрывать дворец, ремонтировать только что отремонтированное и ставить здание на просушку на всё лето и большую часть осени...

Французский путешественник маркиз де Кюстин, находившийся в это время в Петербурге, издал по возвращении в Париж книгу "Россия в 1839 году", в которой писал о восстановлении Зимнего дворца:
- Чтобы работа была закончена к сроку, назначенному императором, понадобились неслыханные усилия...
Во время холодов от 25 до 30° шесть тысяч неизвестных мучеников... были заключены в залах, натопленных до 30°, для скорейшей просушки стен... Несчастные, входя и выходя из этого жилища великолепия и удовольствия, испытывали разницу в температуре от 50 до 60°... те, которые красили внутри самих натопленных зал, были принуждены надевать на головы нечто вроде шапки со льдом, чтобы иметь возможность сохранить свои чувства в той жгучей температуре...
Жизни скольких людей стоил дворец...
Николай I запретил распространять в России книгу маркиза де Кюстина...

Как всегда, современники увидели в огне, уничтожившем дом императора, какое-то знамение...
- Три страшных и много убыточных пожара у трех народов разрушили то, что которому больше любезно: в Петербурге дворец, в Лондоне биржу, во Франции театр, - писал в 1838 году митрополит Московский Филарет...

Семья Николая I переехала в Зимний дворец только в ноябре 1839 года...
Освящение дворца состоялось ровно через два года после пожара - 17 декабря 1839 года...
За последующие 180 лет Зимнему дворцу довелось пережить многое, но больше он ни разу не горел...
И слава Богу...

Ныне Эрмитаж ярко "горит" каждый вечер, но этот "огонь" подсветки ему к лицу...

https://oli-da.livejournal.com/1709753.html

https://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/history/historical-article/1800/Fire/!ut/p/z1/jZFNT4QwEIZ_iweO2w7fxVutC-wuWPETezFgWGiyUNJlJfrrReNl_UDnNskz78yTwQLnWHTFs6yLQaqu2E39g_AeOaWeaTNYR9cXAJQl2dlVsow3xMH3HwD8UhSw-M_8DCDm49d_LZgMLJ2ytMaiL4ZmIbutwrlJAHAeSl1NF4jjDBLEIVBnGWY0tS-Za34FojA6BxoFGSMOtyLyDeCrjQ-U37gx53fMYs4nMO8hyxaNTy0C5FoumHYAQHzLd4j3LkG70iaThK62la40OujpO80w9PtTAwwYxxHVStW7CumDAT9NNGo_4PwIxH17m78mMcjVQpQv48kb49B21w!!/dz/d5/L2dBISEvZ0FBIS9nQSEh/?lng=ru

https://vaduhan-08.livejournal.com/145274.html

https://pantv.livejournal.com/407181.html

https://www.litres.ru/aleksey-dombrovskiy/zimniy-dvorec-dvorcovaya-naberezhnaya-i-ermitazh-progu/chitat-onlayn/page-6/