На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...
  • Валерий Протасов
    Сколько богатств накоплено, что  ни разрушить  все шедевры, ни предать забвению не удалось никому.Красоты и музеи П...

Гостиница «Метрополь» в Москве

В прошлой теме я упомянула, что Метрополь достоин отдельной темы. Вот сегодняшнюю тему и посвятим ей.

Гостиница МетропольЭтот материал является попыткой собрать полную коллекцию майоликовых панно гостиницы «Метрополь», подсчитать их действительное количество и рассказать, заодно, об истории и архитектурном облике гостиницы «Метрополь», построенном в стиле модерн, который мы уже затрагивали.
Сейчас трудно представить Театральную площадь как без Большого, Малого театров, так и без гостиницы «Метрополь». Земельный участок, где сейчас расположен Метрополь, в течение ряда лет, по разным причинам, не застраивался. И лишь в 1834 году, генерал-губернатор Москвы Д.Ф. Голицын предоставил московскому купцу П.И. Челышеву право построить на этом участке «для отвращения безобразия в самом центре", красивое здание, такое, которое бы приносило пользу владельцу, и городу, «и прочим обывателям». В соответствии с замыслами Осипа Бове, создававшего композиционный ансамбль Театральной площади, строительство нового здания должно было осуществляться именно в стиле эпохи классицизма и продолжалось около десяти лет по его же проекту.
Гостиница МетропольВот как оно выглядело в 1880 году.
Гостиница Челышева. 1880 г.
В этом здании, получившем среди москвичей название «челышевская крепость», была устроена гостиница с банями. Собственники этой земли, очевидно, неоднократно менялись. В справочнике «Вся Москва» за 1897 г. в списке 34 бань есть запись - «Театральная площадь, дом Челышева, «Челыши», владелец - некий Харитонов Михаил Филиппович»…
Гостиница МетропольК этому времени, архитектурный ансамбль классицизма на северной половине площади уже подвергся значительным переделкам. Сама Москва превратилась в крупный индустриальный город с высокими зданиями банков, страховых обществ и доходных домов, предопределивших повышение городской застройки до трех-пяти этажей.
С крыши "Большого театра"
Примером тому уже могли служить здания Исторического музея или Верхних торговых рядов на Красной площади. Это было вызвано не только возрождающимся интересом к историческому наследию, но и растущим влиянием на строительную деятельность представителей торгово-промышленных кругов, вышедших из крестьянской среды. К их числу относился известный промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов.
Савва Мамонтов
В 1890-х годах Савва Мамонтов выкупил гостиницу и прилегающие участки земли для реализации своей новаторской идеи - он задумал организовать в Москве грандиозный культурно-досуговый центр, который предусматривал бы современный гостиничный комплекс с ресторанами, театром, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний. Театральная сцена предназначалась для спектаклей Частной оперы С.И. Мамонтова. Конкурс на лучший проект комплекса, проводившийся в 1899 году, выиграли архитекторы Л.В. Кекушев и Н.Л. Шевяков, однако Савва Мамонтов, отбросив мнение профессионалов, отдал предпочтение проекту Вильяма Валькота под девизом «Женская головка», занявшему четвёртое место.
Гостиница Метрополь
Строительство Метрополя вскоре началось. Проектом предусматривался не снос старой гостиницы, но её радикальная перестройка и объединение общими фасадами с новыми корпусами. Однако реализовать свой замысел Мамонтову было не суждено - в том же году его арестовали по обвинению в крупных растратах. Суд полностью оправдал Савву Мамонтова, однако предприниматель был разорён; его имущество (в том числе и начавшийся реализовываться проект «Метрополя») ушло на погашение долгов.

В том же 1899 году руководство этим проектом перешло к Петербургскому страховому обществу. Новые управляющие наняли опытного Кекушева в соавторы к Валькоту. Построенное здание имеет мало общего с валькотовским проектом 1899 года, однако тема «женской головки» сохранена в интерьерах.
Гостиница МетропольВ проект Валькота были внесены существенные изменения. В частности, центральный зал комплекса, решённый в виде перекрытого стеклянным куполом атриума и планировавшийся под театральный зал вместимостью 3000 зрителей, был переделан под ресторан. Руководство строительством гостиницы на первом этапе осуществлял архитектор В.В. Воейков.
Гостиница МетропольВ 1901 году в гостинице случился сильный пожар, уничтоживший интерьеры. Почти завершённое здание серьёзно пострадало. Пожар в гостинице «Метрополь» 14 декабря 1901 года.
Проект восстановления гостиницы с частичной перепланировкой был разработан архитектором С.П. Галензовским, работами руководил архитектор П.П. Висневский. Оказавшись перед необходимостью полного восстановления здания, владельцы сочли разумным произвести изменения внутри, ничего не переделывая снаружи, – прежде всего в целях снижения расходов. Майолику, не пострадавшую от пожара, оставили в неприкосновенности, а скульптурный фриз отчистили добела, в результате чего он стал выглядеть ничуть не хуже, чем в прежнем полихромном варианте. Здание, открытое заново к 1905 г., знаменито художественным оформлением работы М.А. Врубеля, работ А.Я. Головина и Н.А. Андреева.


Гостиница МетропольФасад гостиницы "Метрополь", расположенный вдоль китай-городской стены.
Гостиница МетропольНаконец, в 1905 году состоялось торжественное открытие «Метрополя». Для своего времени он представлял собой уникальный по размерам, комфортабельности и отделке гостиничный комплекс на 400 номеров, из которых, в соответствии с духом эпохи модерна, не было двух одинаковых. В гостиничных номерах предусматривались холодильники (наполняемые льдом), телефоны и горячая вода, что для начала XX века являлось диковинкой. В 1906 году под названием «Театр „Модерн“» при гостинице открылся первый в Москве двухзальный кинотеатр.Знаменитый центральный зал Метрополя. Оформление зала производит неизгладимое впечатление.
Савва Мамонтов планировал в этом зале устроить театр, но планы его не сбылись, новые хозяева открыли здесь ресторан. Каких только событий не происходило в этом зале. Осенью 1905 года в поддержку революционных рабочих здесь пел Федор Шаляпин свою знаменитую «Дубинушку», бывшую тогда под запретом властей. После выступления он прошел с шляпой по столам и собрал внушительную сумму, которую передал в помощь революционным рабочим. Правда, в 1917 года ему пришлось уехать из России, но это уже другая история. В центре зала фонтан, который включают, когда в зале принимают гостей.
В послереволюционный период ресторан превратили в зал заседаний ВЦИК, здесь неоднократно выступали Ленин и Троцкий. В ноябре 1925 года в зале ресторана Метрополь состоялся первый Московский международный шахматный турнир с участием чемпиона мира Капабланки, Ласкера и других великих шахматистов. Уникальные торшеры.
Есть легенда, что в этом зале Есенин признался в любви Айседоре Дункан. Сталин и Мао Цзэдун в 1951 году отмечали здесь заключение советско-китайского договора о дружбе. Позже здесь играл на пианино Майкл Джексон. А в 21 веке событием в истории гостиницы стали чествование золотой свадьбы Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича, которые якобы познакомились в этом зале. И это далеко не все исторические события, которые происходили в этом зале.Главным украшением зала является огромный витражный купол на тему сотворения мира, выполненный по эскизам С. Чехонина, ученика Репина.Знаменитая сцена зала с арфой, под звуки которой здесь принимают гостей - это старинная традиция. Сегодня как ресторан этот зал не работает по причине невозможности его заполнения публикой. В уникальном интерьере зала под звучание арфы и шум фонтана сервируется завтрак для постояльцев, но посетить его может любой желающий. Стоимость завтрака в форме шведского стола порядка 2000руб. По выходным здесь дают бранч – что-то типа раннего обеда. 
«Метрополь» по праву считается одним из самых ярких историко-архитектурных памятников модерна в Москве. Над созданием гостиничного комплекса работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников. Помимо Вильяма Валькота, Льва Кекушева и Николая Шевякова, в разработке интерьеров участвовали архитекторы П.П. Висневский, С.С. Шуцман, В.В. Воейков, С.П. Галензовский, В.И. Рубанов, М.М. Перетяткович, И.А. Герман, П. Вульский, А. Эрихсон, В. Веснин, И. Жолтовский и (предположительно) Ф. Шехтель. Росписи и элементы внутреннего декора выполнялись по эскизам В. Васнецова и К. Коровина. В отличие от фасадов, выдержанных в строгом стилистическом единстве, внутреннему убранству свойствен полистилизм - здесь есть интерьеры и в псевдорусском стиле, и в духе неоклассицизма. Но внрнемся к внешнему облику «Метрополя».
Гостиница МетропольАрхитектурный облик «Метрополя» отличается строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики (башенки, пинакли). Цокольный этаж, облицованный красным гранитом и решённый в формах аркады, контрастирует с оштукатуренными гладкими верхними этажами, придавая массивному сооружению воздушность. Для визуального облегчения протяжённых фасадов использовано тщательно проработанное членение как по вертикали - многочисленными выступами, в том числе ризалитами и эркерами, так и по горизонтали - ажурной лентой решётки балконов, охватывающих весь центральный фасад. В декоративной отделке фасадов гостиницы и в создании рисунка решётки балконов участвовал архитектор М.М. Перетяткович.
Стена Китай-городаКак мы видим, южная сторона комплекса Метрополя "идет" вдоль чудом уцелевшей, реально старой стены Китай-города.
Мы же, начнем лицезрение уникальных майоликовых панно - с восточной стороны гостиницы Метрополь.
По замыслу Саввы Мамонтова при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Мамонтов хотел использовать фасады здания в центре Москвы для увековечивания произведений нового направления в искусстве. Не в последнюю очередь это обстоятельство повлияло на предпочтение проекта Валькота перед другими - он был более приспособлен для вольного художественного дополнения проекта. Немаловажно, что любимым детищем Мамонтова была Абрамцевская керамическая мастерская - здесь изготавливались майоликовые панно для «Метрополя». Его фасады украшают панно, самое известное из которых - «Принцесса Грёза», исполненное по картине Михаила Врубеля. Оно занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены ряд других майоликовых панно - «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Жизнь», «Купание наяд», «Поклонение старине» и «Полдень». Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание, выполнил Николай Андреев.
Фото скульптурного Андреевского фриза «Времена года» гостиницы "Метрополь"...
Вот покрепнее

Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Восточная сторона здания. Николай Андреев.Гостиница «Метрополь» во многом благодаря богатому, неординарному и изысканному художественному оформлению воспринималась современниками как воплощённый манифест нового искусства.
Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Восточная сторона здания. Николай Андреев.Майоликовое панно «Жажда» на восточном фасаде гостиницы «Метрополь».
Майоликовое панно «Жажда» на фасаде гостиницы «Метрополь»Малые майоликовые панно «Жажда» на фасаде гостиницы «Метрополь».
Майоликовое панно «Жажда» на фасаде гостиницы «Метрополь»
20.
Майоликовое панно «Жажда» на фасаде гостиницы «Метрополь»Переходим к северному, главному фасаду гостиницы "Метрополь".
Левое крыло основного здания гостиницы МетропольНаконец, в 1905 году состоялось торжественное открытие «Метрополя». Для своего времени он представлял собой уникальный по размерам, комфортабельности и отделке гостиничный комплекс на 400 номеров, из которых, в соответствии с духом эпохи модерна, не было двух одинаковых. В гостиничных номерах предусматривались холодильники (наполняемые льдом), телефоны и горячая вода, что для начала XX века являлось диковинкой. В 1906 году под названием «Театр „Модерн“» при гостинице открылся первый в Москве двухзальный кинотеатр.
Левое крыло главного фасада гостиницы
Левое крыло главного фасада гостиницы
Майоликовое панно «Поклонение божеству» на фасаде гостиницы «Метрополь»

Майоликовое панно «Поклонение божеству» на фасаде гостиницы «Метрополь»Майоликовое панно «Поклонение божеству» на главном фасаде гостиницы «Метрополь».
Майоликовое панно «Поклонение божеству» на фасаде гостиницы «Метрополь»Малые майоликовые панно «Поклонение божеству» на главном фасаде гостиницы «Метрополь».
Майоликовое панно «Поклонение божеству» на фасаде гостиницы «Метрополь»

Майоликовое панно «Поклонение божеству» на фасаде гостиницы «Метрополь»Кстати, в левой, правой части главного фасада и западного фасада здания в небольших арках можно увидеть замечательные майоликовые вазы бирюзового цвета, выполненные на Абрамцевской фабрике. Они располагаются под малыми майоликовыми панно. Водостоки украшены скульптурами мальчиков.
Майоликовое панно «Поклонение божеству» на фасаде гостиницы «Метрополь»
Малое панно "Поклонение божеству"
Майоликовое панно «Поклонение божеству» на фасаде гостиницы «Метрополь»Скульптурный фриз «Времена года».

Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Главный фасад здания. Николай Андреев.

Архитектурный облик «Метрополя» отличается строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики (башенки, пинакли). Цокольный этаж, облицованный красным гранитом и решённый в формах аркады, контрастирует с оштукатуренными гладкими верхними этажами, придавая массивному сооружению воздушность. Для визуального облегчения протяжённых фасадов использовано тщательно проработанное членение как по вертикали - многочисленными выступами, в том числе ризалитами и эркерами, так и по горизонтали - ажурной лентой решётки балконов, охватывающих весь центральный фасад. В декоративной отделке фасадов гостиницы и в создании рисунка решётки балконов участвовал архитектор М.М. Перетяткович.
Гостиница МетропольПо замыслу Саввы Мамонтова при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Мамонтов хотел использовать фасады здания в центре Москвы для увековечивания произведений нового направления в искусстве. Не в последнюю очередь это обстоятельство повлияло на предпочтение проекта Валькота перед другими - он был более приспособлен для вольного художественного дополнения проекта.
Гостиница МетропольНемаловажно, что любимым детищем Мамонтова была Абрамцевская керамическая мастерская - здесь изготавливались майоликовые панно для «Метрополя». Его фасады украшают панно, самое известное из которых - «Принцесса Грёза», исполненное по картине Михаила Врубеля (мы о нем поговорим завтра). Оно занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены ряд других майоликовых панно - «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Жизнь», «Купание наяд», «Поклонение старине» и «Полдень». Два из них мы уже посмотрели.

На фото ниже - знаменитый майоликовый фриз Сергея Чехонина со словами Ницше. Кроме всей этой красоты, по всему фасаду тянется надпись из майолики с цитатой Ницше: "Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему". От этой надписи сохранилась лишь часть, обращенная к Третьяковскому и Театральному проездам. После революции на одной из сторон фасада, смотрящей в сторону площади Революции, было добавлено "Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В.Ленин".


Гостиница МетропольМайоликовое панно «Поклонение природе» на главном фасаде гостиницы «Метрополь»
Майоликовое панно «Поклонение природе» на главном фасаде гостиницы «Метрополь»Это панно находится слева от врубелевского масштабного панно "Принцесса Грёза"
Часть скульптурного фриза «Времена года», под  Майоликовое панно «Поклонение природе» гостиницы «Метрополь»Гостиница Метрополь

Майоликовые панно  на главном фасаде гостиницы «Метрополь»

Площадь РеволюцииМатериал пришлось разделить на две части. Завтра мы продолжим осмотр фасадов гостиницы "Метрополь" и узнаем немного деталей о захватываюем воображение главным майоликовым панно Михаила Врубеля "Принцесса Грёза" на главном фасаде здания.
 

Картина дня

наверх