Сегодня только редкие коллекционеры способны вспомнить о нем, но в 1920-х годах имя Деметра Чипаруса гремело по всей Европе. Он был удивительно современным скульптором, творил будто за пределами своей эпохи и в то же время сочетал в своем творчестве все лучшее, что могли предложить миру ар нуво и ар-деко. Безумная слава сменилась забвением – но скульптуры Чипаруса потрясают зрителя до сих пор.Мотивы театральных постановок.
Стиль ар-деко - это стиль эпохи джаза, первых автомобилей, женского раскрепощения и шикарных небоскребов. Небоскреб Крайслер-билдинг, динамичная живопись Тамары де Лемпицкой, изображения чешуи и колосьев в орнаментах, образы яростных и стремительных животных – всего несколько лет богачи всего мира окружали себя экстравагантными вещами в роскошных зданиях, но именно за это время искусство, дизайн и мода вышли на новый уровень. Прославляя скорость, сексуальность и богатство, ар-деко подарил миру множество выдающихся произведений. Особняком в этом ряду стоят работы румынского скульптора Деметра Чипаруса.Скульптура Деметра Чипаруса.
Он родился в 1886 году, и на исходе первого десятилетия двадцатого века отправился в далекую солнечную Италию – на родину, как ему казалось, настоящего искусства. Там он учился у знаменитого скульптора Романетти, но вскоре ощутил, что его тянет к чему-то иному, чему-то новому. Он переехал в Париж, где набирали силу новые художественные течения.Скульптура Деметра Чипаруса.
Какое-то время Деметр учился у парижских скульпторов, но уже тогда нащупал собственный путь в искусстве. Его первые работы – великолепно выполненные фигурки детей, - не получили отклика привередливой парижской публики.
В 1922 году археологи обнаружили гробницу Тутанхамона, и Европа заболела Египтом. Фантастические сокровища древнеегипетских фараонов будоражили умы художников. Писательница Мария Корелли написала предостережение против вторжения в гробницу, что совпало со смертью одного из археологов, и «египетская лихорадка» достигла небывалых масштабов. Деметр Чипарус тоже не избежал «проклятия фараонов» - повсеместного помешательства на египетском искусстве, но даже не предполагал, что несколько образов египетских танцовщиц принесут ему феноменальный успех.
Эксперименты с рельефом, сложные сочетания металлов и кости, ранее считавшихся недостаточно респектабельными и слишком «поделочными», геометризация – все это новаторские решения в мелкой скульптуре.
Эпоха ар-деко принесла миру образ новой женщины – энергичной любительницы джаза и автомобилей, коротко постриженной, облаченной в дерзкое платье с бахромой и ни в чем не уступающей мужчинам. Однако героини Чипаруса – несколько иные: расслабленные, отвлеченные лица, взгляд внутрь себя, утонченные силуэты, обилие орнаментов и застывшие в веках танцевальные движения.Женские образы в работах Чипаруса.Скульптуры Деметра Чипаруса.
Часто это танцовщицы – новых и былых времен, иногда –прекрасные средневековые девы.Средневековые мотивы.Историзм в скульптуре Чипаруса.Чипарус вводит в скульптурные композиции фигурки животных – элегантных и стремительных.Чипарус вводил в композиции фигурки животных.К концу жизни Чипарус полностью перейдет к анималистическому жанру.
Права на изготовление скульптур по моделям Чипаруса была приобретена бронзолитейным заводом Дрейфуса и мастерскими Леманна. Помимо бронзы и слоновой кости Чипарус использовал шпиатр – цинковый сплав. Лица и другие открытые части тела выполнялись из ивуарина – искусственного заменителя натуральной слоновой кости. Скульптуры покрывались патиной, что делало их почти неотличимыми от бронзовых. Многие идеи Чипаруса оказались не востребованы дорогими магазинами – и он предпочитал реализовать их в более дешевых материалах.Темы Чипаруса часто повторялись.
Он редко выставлялся на ежегодных парижских салонах современного искусства, не нуждаясь в дополнительной рекламе.Лучница
Уже зрелым человеком, состоявшимся художником, Деметр встретил еще одну свою любовь – женщину из плоти и крови, которая показалась ему прекраснее всех созданных им скульптур. Ее звали Жюльен, и ей было всего двадцать два. Они прожили вместе пятнадцать лет, прежде чем пожениться. У них не было детей, но черты Жюльен находили продолжение в творениях Деметра – пусть он и утверждал, что в работе не обращается к реальным образам.Женские образы в работах Чипаруса.
Он писал множество этюдов, моделью для которых служила его возлюбленная. Кроме любимой супруги, Деметр изображал и балерин Русских Сезонов, фантастически преобразуя их облик – например, исследователи узнают в некоторых его героинях Брониславу Нижинскую. Ряд скульптур он создал по фотографиям известных танцовщиц мюзик-холлов.Танцовщицы.
Чипарус был бешено популярен в 1920-30 годах, что позволило ему приобрести дорогой дом и оборудовать там прекрасную мастерскую.Танцовщицы.
Но ар-деко становился историей, пришло время для нового искусства, и изысканные статуэтки Чипаруса становились все менее интересными для покупателей. К тому же близилась война, закрывались бронзолитейные мастерские, где воплощались в материале замыслы Чипаруса. Однако он не собирался жить по средствам, и вскоре паре пришлось продать дом, чтобы расплатиться я с долгами. В 40-х годах в оккупированном Париже он продолжал творить и даже выставлять свои работы– хорошо известны его терракотовые анималистические этюды.Скульптура Чипаруса.
Он часто посещал зоопарк, где наблюдал за животными, присматривался к их пластике, разнообразию созданных природой форм. В 1947 году на пути из зоопарка с художником случился удар, от которого он так и не оправился. В семидесятые годы произошел всплеск интереса к его наследию, но сегодня имя Деметра Чипаруса известно лишь немногим коллекционерам – имя уникального мастера, переплавившего в своем искусстве модерн, ар-деко, балет и древние культуры.Восторженно принятый публикой, Чипарус находится на высшей точке успеха с середины 1920-х до начала 30-х. В 1928 они с Жюльен переезжают из крошечной студии на улице Баро в элитное парижское предместье Нейи на Сене, в дом по адресу № 56, Бульвар Аржансон, который они отремонтировали в экстравагантном стиле и соорудили большую мастерскую для художника в саду. Пара жила на широкую ногу, но к 1936 году и дом, и дорогая мебель были проданы, чтобы оплатить накопившиеся долги. Чипарус с Жюльен переехали в квартиру в доме 7 на улице Декам, в шикарном, но менее дорогостоящем квартале Парижа Трокадеро. Во время поздних 1930-х удача совсем оставила скульптора. С внезапным началом Второй мировой войны большинство литейных мастерских, которые выпускали его работы, были закрыты нацистами, так как они принадлежали евреям. Последний адрес семьи Чипарусов - крошечная квартира-студия в 14-м районе Парижа. Дмитрий принял такой поворот судьбы с хладнокровием, почти иронично. Он продолжал ваять для собственного удовольствия, без оглядки на перспективу продаж, стараясь сохранить внутреннюю гармонию.
Поздний, заключительный период творчества мастера пришелся на годы Второй мировой и время оккупации Парижа фашистской Германией. Дошедшие до нас редкие терракотовые скульптуры Чипаруса, созданные в 1942-1943 годах, экспонировались на Парижском Салоне. Эти замыслы Чипаруса не были воплощены в бронзе, как и большая часть его анималистических работ.В нашем собрании есть «Американский бизон» выполненный в терракоте. Эта модель экспонировалась на Салоне вместе с "Белым (полярным) медведем". Подписана D. H. Chiparus и мастерской Ревейролиса в Париже. (Editions Reveyrolis, Paris). Представляет несомненный интерес для систематического собрания скульптуры Деметра Чипаруса и Ар Деко в целом. Можно предположить, что дошедшие до нас терракотовые модели, не увековеченные в дорогой бронзе, не отлитые массово в шпиатре, часто носящие личный характер, передают нам какую-то оставшуюся в тени сторону творческой души великого мастера.
https://kulturologia.ru/blogs/261118/41433/
www.liveinternet.ru/users/4765189/post327737133/
http://sanurvolmaris.mypage.ru/hudozhniki/ruminskiy_skulptor...
Свежие комментарии