На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Гроза диверсантов. Как в годы войны защищали тыл действующей армии

9 мая 1945 года победой Советского Союза завершилась Великая Отечественная война. Миллионы советских солдат, матросов, офицеров, гражданских людей отдали свои жизни, защищая родную страну от гитлеровских захватчиков. О подвигах героических советских воинов написано множество статей и книг, стихов и песен, отсняты кинокартины. Танкисты и летчики, пехотинцы и моряки, связисты и санитары – подвиг их бессмертен. Но не менее важное значение для Великой Победы имела и «невидимая» война частей и подразделений, охранявших тыл действующей армии.

Во время Великой Отечественной войны погибло почти сто тысяч бойцов Наркомата внутренних дел. В первые дни 1941 года это были пограничные части НКВД, сухопутные, морские и отдельные погранотряды. Окруженные, они самоотверженно сражались, насколько хватало сил. Немногие знают, что в легендарной Брестской крепости на протяжении двух месяцев отражали атаки гитлеровцев и бойцы 132-го отдельного батальона конвойных войск НКВД. Надпись, вошедшая во все школьные учебники по истории СССР « Умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина! 20.VII.41г.», сделал именно воин подразделения Наркомата внутренних дел – ее нашли на стене казармы 132-го батальона НКВД СССР.У бойцов НКВД в Великую Отечественную войну было множество задач, которые были «на первый взгляд как будто не видны» – они занимались выявлением вражеских агентов, диверсантов, которыми кишела прифронтовая полоса, организовывали забрасывания своих диверсионных групп в тыл противника. Группы СМЕРШ («Смерть шпионам») проводили порой уникальные операции, не имеющие аналогов в контрразведке. К примеру, в 1944 году в удерживаемой немцами Риге пятеро чекистов завладели архивом и картотекой Абвера, которые немцы при отступлении не успели уничтожить, и сумели все это сохранить до вступления в столицу Латвии частей Красной Армии. Мало говорится о деятельности НКВД в тылу врага. Между тем, в каждой области СССР, потенциально подверженной оккупации, создавались спецгруппы из сотрудников Наркомата внутренних дел, активно действовало партизанское движение. Ни один организованный партизанских отряд не обходился без сотрудников НКВД. Они проводили обучение по подрывной, диверсионной работе – десятки эшелонов врага были спущены партизанами под откос и тысячи гитлеровцев уничтожены под непосредственным руководством чекистов.6 апреля 1942 года на хуторе Дериглазовка отряд Евдокимова встретил группу красноармейцев, вооруженных ППШ. Командир поручил младшему сержанту Дунскому и красноармейцу Федорченко проверить документы у красноармейцев. Вернувшись, Дунский и Федорченко доложили, что документы у красноармейцев какие-то странные, не похожие на установленные образцы. После этого начальник заставы Евдокимов принял решение построить свой отряд в колонну по двое и пойти мимо красноармейцев, чтобы те думали, будто бы бойцы возвращаются с задания.

Когда отряд Евдокимова поравнялся с красноармейцами, командир потребовал предъявить документы. «Красноармейцы» попытались оказать сопротивление и были задержаны. Как и предполагал Евдокимов, в форму Красной Армии были переодеты немецкие диверсанты. Это – типичные фронтовые будни подразделений по охране тыла действующей армии в годы Великой Отечественной войны. К сожалению, заслуги доблестных бойцов, чья война шла в тылу, но от этого не была менее опасной, не очень известны, а между тем без крепкого тыла не было бы и сильного фронта.Как только началась Великая Отечественная война, стало ясно, что без тщательной и эффективной охраны тыла действующей армии и стране не обойтись. Уже на третий день войны, 25 июня 1941 года, Совет народных комиссаров СССР принял решение поручить охрану тыла Народному комиссариату внутренних дел СССР, который в это время возглавлял генеральный комиссар государственной безопасности Лаврентий Берия. 26 июня 1941 года заместитель народного комиссара внутренних дел СССР по пограничным и внутренним войскам генерал-лейтенант Иван Масленников издал приказ о привлечении к охране тыла действующей армии пограничных, оперативных, конвойных войск НКВД, войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности.

Таким образом, основные задачи обеспечения безопасности тыла сражающейся армии легли на пограничные и внутренние войска НКВД СССР. В этом не было ничего удивительного, учитывая специфику службы и боевой подготовки военнослужащих войск НКВД. Поскольку в западных областях СССР дислоцировалось минимальное количество подразделений внутренних войск, а основную часть войск НКВД представляли пограничные войска, именно они на первом этапе войны составили около 70% войск по охране тыла. При фронтах создавались управления войск охраны тыла, формировавшиеся на базе управлений войск пограничных округов западной части Советского Союза.

Перед войсками по охране тыла ставились очень важные и сложные задачи. Прежде всего, это было выявление и задержание или уничтожение шпионов, диверсантов, групп противника, забрасываемых в тыл или оставляемых в тылу Красной Армии для разведывательной и подрывной работы. Кроме того, подразделения по охране тыла должны были обеспечивать соблюдение прифронтового режима, охрану коммуникаций в тылу фронтов, сбор трофейного оружия и ликвидацию складов с боеприпасами и оружием, которые противник при отступлении оставлял в тылу Красной Армии для враждебных целей.

На первом этапе войны, когда гитлеровцы уверенно продвигались вглубь советской территории, воины НКВД сражались до последней капли крови, обороняя каждую пядь родной земли. Например, части 9-й и 10-й дивизий войск НКВД по охране железнодорожных сооружений, которые обеспечивали охрану транспортных артерий Украинской ССР, даже оставаясь в окружении, позади продвигавшихся на восток гитлеровских войск, обороняли вверенные им объекты. Более 70% воинов этих соединений, которые погибли в боях, формально до сих пор считаются пропавшими без вести.
Когда в войне обозначился перелом, возникла необходимость в дальнейшем укреплении войск по охране тыла. Началось продвижение советских войск на запад. По мере освобождения оккупированных территорий Советского Союза, предстояло решать такие задачи как задержание или уничтожение оставшихся в тылу групп вражеских военнослужащих, коллаборационистов из числа местного населения.Еще 28 апреля 1942 года было создано Управление войск по охране тыла действующей армии в составе Главного управления внутренних войск НКВД СССР. Возглавил управление генерал-лейтенант Александр Михайлович Леонтьев (1902-1960). Вся жизнь Александра Михайловича, начиная с 17-летнего возраста, была связана с органами внутренних дел и государственной безопасности. В 1919 году он начал службу милиционером, а затем и инспектором уголовного розыска, в 1923 году перешел в войска ОГПУ, где служил красноармейцем, затем младшим командиром. В 1926-1942 гг., шестнадцать лет, Леонтьев служил в пограничных войсках, пройдя путь от уполномоченного 7-го пограничного отряда ОГПУ до заместителя начальника Главного управления пограничных войск НКВД СССР – начальника разведывательного отдела пограничных войск. Не удивительно, что именно ему, опытному пограничнику, руководство СССР и НКВД доверило возглавить войска по охране тыла действующей армии.

В мае 1943 года управление было реорганизовано в самостоятельное Главное управление войск НКВД по охране тыла действующей армии. 13 сентября 1943 года генерала Леонтьева перевели на должность начальника Отдела по борьбе с бандитизмом НКВД СССР, а Главное управление войск НКВД по охране тыла действующей армии возглавил генерал-лейтенант Иван Маркович Горбатюк (1903-1957).
Гроза диверсантов. Как в годы войны защищали тыл действующей армии
Выпускник Украинской кавалерийской школы имени Буденного, генерал Горбатюк, как и его предшественник, был выходцем из пограничных войск – он прошел путь от командира кавалерийского взвода пограничного отряда до начальника Управления войск НКВД по охране тыла Северо-Западного фронта.

Отступая, враг оставлял на советской территории не только заминированные объекты инфраструктуры, но и группы диверсантов и разведчиков. Кроме того, в городах, сельской местности, лесных массивах прятались полицаи и пособники гитлеровцев, которые от безысходности быстро переходили не столько к диверсионной, сколько к уголовно-бандитской деятельности и грабили мирное население. Бороться с ними также предстояло войскам по охране тыла.
История знает множество примеров прямого участия войск по охране тыла в боях на передовой. Например, 2 сентября 1943 года взвод разведчиков 203-го отдельного стрелкового батальона 16-й бригады численностью 28 человек под командованием младшего лейтенанта Кудрякова первым ворвался в Ворошиловск, где в результате боя с неприятелем захватил мост, школу и хлебозавод, которые были подготовлены противником к уничтожению посредством взрыва. Но устроить диверсионную акцию гитлеровцам не удалось. Большое количество вражеских солдат и офицеров было уничтожено, а два автомобиля с взрывчаткой попали в руки советских бойцов. Как мы понимаем, таких страниц во фронтовой истории войск по охране тыла было очень много.
Разгром гитлеровских войск на Курской дуге и дальнейшее продвижение Красной Армии на западном направлении заставило гитлеровское командование активизировать усилия по организации подрывной деятельности в советском тылу. В районах, которые покидали отступавшие гитлеровские войска, оставались шпионские резидентуры и диверсионные группы, оснащенные средствами связи. Для их нужд оборудовались подпольные склады с боеприпасами, взрывчатыми веществами и оружием.
Помимо таких групп, в прифронтовую полосу постоянно забрасывались отряды парашютистов, которые также должны были осуществлять диверсии против советских войск и объектов инфраструктуры. Например, 6 августа 1944 года в районе станции Рудница Одесской железной дороги был высажен гитлеровский десант численностью в 28 человек. Диверсанты были одеты в форму красноармейцев. Перед ними ставилась задача заминировать железнодорожное полотно, а затем, действуя под видом подразделения Красной Армии, осуществлять другие диверсионные акции. Однако, парашютистов обнаружили сразу же после приземления. Их окружили бойцы НКВД. Восемь диверсантов были схвачены сразу же после приземления, других советские солдаты смогли поймать спустя очень непродолжительное время.
На Западной Украине и в Прибалтике войскам по охране тыла предстояло столкнуться с еще одним противником – местными националистическими формированиями, которые были вооружены гитлеровцами и собирались осуществлять партизанскую войну против советской власти на освобожденных территориях. Для поддержки националистов в западные области СССР забрасывались парашютисты-диверсанты. Одна из таких групп была заброшена на территорию Западной Украины летом 1944 года. Парашютисты были одеты в форму солдат и офицеров РККА, вооружены советским оружием, имели радиостанцию. Перед ними были поставлены задачи по осуществлению диверсий против военных складов, железнодорожных мостов, распространению антисоветских листовок и пропаганде среди местного населения, по уничтожению небольших подразделений, патрулей и отдельных военнослужащих Красной Армии и войск НКВД. Однако, расчет гитлеровского командования не оправдался – часть парашютистов сразу же сдалась органам НКВД и помогла задержать остальных диверсантов.

18 декабря 1944 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление «Об охране тыла и коммуникаций действующей Красной Армии на территории Восточной Пруссии, Польши, Чехословакии, Венгрии и Румынии». Как и на территории СССР, задача по охране тыла РККА в Восточной Европе возлагалась на войска НКВД СССР. Поскольку к этому времени часть пограничных полков, прежде использовавшихся в составе войск по охране тыла, была возвращена для выполнения задач по охране государственных границ Советского Союза, в состав войск по охране тыла были переданы шесть вновь сформированных дивизий внутренних войск. Три дивизии действовали на территории Восточной Пруссии, Польши и Чехословакии, приступив к выполнению боевых задач во время Висло-Одерской и Восточно-Прусской стратегических операций. Во второй половине февраля 1945 года три дивизии внутренних войск были направлены для несения службы по охране тыла на территории Венгрии и Румынии.
Если с небольшими группами диверсантов и разведчиков войска по охране тыла справлялись без потерь, то в случае столкновения с более крупными подразделениями противника им приходилось очень сложно. Дело в том, что на вооружении войск по охране тыла не было артиллерии, минометов, отсутствовали крупнокалиберные пулеметы, были большие проблемы с автомобильной техникой. Поэтому сражаться приходилось исключительно со стрелковым оружием, что влекло за собой большие потери в личном составе подразделений.

Окончание Великой Отечественной войны поставило точку в истории войск по охране тыла действующей армии на западном фронте. 9 июля 1945 года фронтовые управления войск НКВД по охране тыла были выведены в резерв Главного управления войск по охране тыла. «Дембельским аккордом» войск по охране тыла стало их участие в советско-японской войне на Дальнем Востоке. В октябре 1945 года, уже после окончания войны с Японией, войска НКВД по охране тыла действующей армии были упразднены, а личный состав войск передан во внутренние войска НКВД СССР. Начальник Главного управления войск НКВД по охране тыла генерал-лейтенант Иван Горбатюк в ноябре 1945 года был переведен на должность начальника Управления МВД Ивановской области. Большинство офицеров войск по охране тыла также продолжили службу на различных должностях в пограничных и внутренних войсках, в советской милиции и органах государственной безопасности.

То, что энкавэдэшники большую часть советских солдат и офицеров, попавших к ним «в оборот», либо расстреливали, либо отправляли в штрафбат или ГУЛАГ, – не более чем миф, стало известно сравнительно недавно. Согласно архивным данным, с осени 1941 по весну 1944 года через советские спецлагеря прошло более 300 тысяч военнопленных. Свыше 223 тысяч из них после тщательной проверки направили обратно на фронт. Из более чем 4 миллионов репатриированных из Германии после войны советских граждан (немногим более полутора миллионов из этого количества были военнослужащие) основная часть вернулась к мирной жизни или (как значительное число военных) – на службу в Красную Армию. Власовцы, коллаборационисты и другие пособники нацистского режима после судов над ними отправились в лагеря. Процессы над предателями Родины, систематически отлавливаемыми НКВД, еще долго продолжались и после войны.Уже в постсоветское время вошло в моду систематическое очернение роли НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны. За постоянным муссированием темы политических репрессий и заградительных отрядов оставался в стороне подлинный героизм, который проявляли бойцы внутренних и пограничных войск, милиционеры, до последнего сражавшиеся с захватчиками. Не часто вспоминают и о роли войск по охране тыла, но история все расставляет по своим местам. 9 мая, вспоминая о героизме советских людей, выигравших Великую Отечественную войну, обязательно найдется доброе слово и в память о воинах, защищавших советский тыл, отдававших свои жизни в борьбе с диверсантами, шпионами и бандитами всех мастей.

https://topwar.ru/141130-groza-diversantov-kak-v-gody-voyny-...

http://russian7.ru/post/kak-voyska-nkvd-proyavili-sebya-vo-v...

Картина дня

наверх