На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Фабрикант, опередивший время. Сергей Мальцов

Когда мы вспоминаем имена дореволюционных фабрикантов, то на ум нам, прежде всего, приходят династии Демидовых, Строгановых, фамилии Морозова, Путилова, Мамонтова, Третьякова...

Вот только никто почему-то не вспоминает о Сергее Ивановиче Мальцове, наиболее ярком представителе предпринимательского слоя дореволюционной России, который первым начал выстраивать в нашей стране так называемый «социально-ответственный бизнес».

От генерал-майора к генералу прогресса

Родился он в 1810 году в славной семье русских промышленников. Его отец Иван Акимович Мальцов перекупил у Демидовых целую отрасль – металлургические заводы в двух центральных губерниях. Он же основал в России производство по переработке сахарной свеклы (до этого экспортировался тростниковый сахар), к тому же стал основателем города Гусь-Хрустальный во Владимирской губернии.

Аким Мальцов, Иван Акимович Мальцои и Сергей Иванович Мальцов

В 1798 году предприятие перешло Ивану Акимовичу Мальцову, при котором в России создается целая промышленная империя с центром в Дятькове. Дело отца в 1853 году продолжил сын Сергей. В мальцовском заводском округе на землях Калужской, Орловской и Смоленской губерний трудились 100 тысяч человек, производя машины всех видов, стройматериалы, мебель, сельхозпродукты и т. д. Там даже ходили свои деньги, была своя полиция, своя железная дорога в 202 версты и своя система судоходства. Для содержания и развития своих владений Сергей Иванович Мальцов в 1875 году учредил Мальцовское промышленно-торговое товарищество с правлением в Дятькове.Село Дятьково

Еще в юности Сергей Мальцов пошел на военную службу, которую оставил уже в 1853-м в чине генерал-майора, и после этого полностью погрузился в дела промышленные. С 1830 г. Иван Сергеевич (двоюродный брат) приступил к непосредственному управлению Гусевской хрустальной фабрикой и другими стеклозаводами. Работали они в это время в основном на местный рынок, выпуская бутылочную посуду, стеклянную и хрустальную продукцию, листовое железо и получая не прибыли, а убыток. Необходимы были кардинальные меры. Бывая по службе в Европе, И.С. Мальцов знакомится с состоянием стеклоделия за рубежом, в том числе в Чехии.

Иван Сергеевич Мальцов (1807 — 1880)
Иван Сергеевич Мальцов (1807 — 1880)
По образцу Богемских фабрик, не использующих металлических примесей, заводит он простые стеклянные составы, взамен дорогостоящего хрусталя — «богемский хрусталь». Благодаря дешевизне и хорошему качеству мальцовское стекло вскоре приобретает необыкновенную популярность среди всех сословий обеих столиц, Киева,Варшавы, Риги, всех центральных губерний, а с 1829 г. участвует почти во всех художественно-промышленных выставках.

Дорога от вокзала
Дорога от вокзала
При селе Гусь Иван Сергеевич завел еще бумагопрядильню, наладив в 1826 г. производство нанки (бумажной ткани из грубой пряжи). К 1861 г. была пущена ткацкая фабрика. Человек европейского склада мыслей, И.С. Мальцов устраивает свои фабрики и фабричную жизнь на европейский лад: строит для рабочих больницу, аптеку, училище для детей мастеровых, щедро благотворит. Строит «на Гусю» — одним из первых в России — рабочий поселок с добротными домами, которых к 1861 г. было около 40, а общее число составило 427. Население при фабриках растет. К Иоакиманской церкви, ставшей тесной для прихожан, пристраивают в 1850 г. колокольню и теплую трапезную, во имя Св. Троицы, а в 1871 г. весь храм становится теплым.

Общий вид фабрики
Общий вид фабрики
И.С. Мальцов, некоронованный король русского хрусталя, дипломат, камергер двора, действительный тайный советник, кавалер почти всех русских и многих иностранных орденов, скончался в 1880 г. в Ницце, не оставив прямых наследников. Его многомиллионное состояние и промышленные предприятия перешли к племяннику, сыну сестры Софьи, Юрию Степановичу Нечаеву (1834 — 1913), принявшему фамилию Нечаев-Мальцов.

Сергеей Иванович Мальцов - внук Акима Мальцова, основателя Гусь-Хрустального, младший сын Ивана Акимовича и Капиталины Михайловны, родился в 1810 году.

О детских и юношеских годах С. И. Мальцова сведений сохранилось не много. Известно, что начальное образование получил дома, после поступил в школу, где помимо гуманитарных наук усердно изучал механику, химию, физику и иностранные языки. Он прекрасно знал французский, английский, немецкий языки.

В 1836 году женился на княжне Анастасии Николаевне Урусовой (1810-1894). От брака имел трёх сыновей (Сергея, Ивана, Николая) и четырёх дочерей (Капиталину, Марию, Анастасию, Ирину).
До 1849 года проходил проходил военную службу в гвардейской кавалерии, где несколько лет был в свите Петра Ольденбургского. Военная карьера Сергея Ивановича складывалась удачно, чему способствовало расположение непосредственного начальника. В мае 1836 года он был произведён в штабс-ротмистры, в декабре 1840 года — в ротмистры и в апреле 1847 года — в полковники. Мальцов принимал активное, деятельное участие в создании Императорского училища правоведения, инициатором создания которого был принц Ольденбургский: по его поручению Мальцову было поручено составление Устава и первоначальная организация училища. Некоторое время он исполнял обязанности директора училища. В 1849 году вышел вышел в отставку в чине генерал-майора.

Поселившись в родовом имении в Дятьково, отставной генерал-майор С.И. Мальцов стал во главе мальцовских заводов. Сергей Иванович является одним из самых крупных фигур в истории развития промышленного предпринимательства.

Сергей Иванович Мальцов.
Сергей Иванович Мальцов.
За тридцать с небольшим лет он сумел сильно продвинуть производство, одновременно снискав себе славу щедрого мецената. На Гусевской хрустальной фабрике он внедряет передовые технологии, обогатившие художественный образ хрусталя,— технику «галле», «миллифиори», «ирризация», «люстр»; механизированные линии «алмазной грани» и кислотной обработки.

Сергей Иванович Мальцов.
Сергей Иванович Мальцов.
Гусевский хрусталь берет золотые медали на Всероссийских мануфактурных выставках, бронзовую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.В 1833-1834 годах молодой офицер побывал в Европе (благо, знал три иностранных языка), где внимательно изучил идущее там строительство заводов и развитие науки. Он понимает, что без такого же научно-промышленного рывка Россия рано или поздно попадет в зависимость от Запада, и решает реформировать семейные заводы для развития тяжёлой промышленности. Еще находясь на воинской службе, когда в 1839 году появился проект Николаевской железной дороги, Мальцов переоборудовал свой Людиновский чугунолитейный завод и произвел там, с одобрения Николая, в 1841 году первые в России рельсы. Иизготавливаются и поставляются рельсы для второй железной дороги России, Николаевской, по качеству рельсы не уступали зарубежным. После Синопской победы над турками С. И. Мальцев предлагал выстроить в сжатые сроки железную дорогу упрощенного типа на конной тяге из Екатеринослава в Крым, используя рельсы, приготовленные для строительства Варшавской железной дороги, всего в семь месяцев и только за 7 млн рублей. Но проект не был принят из-за противодействия главноуправляющего путей сообщения графа Клейнмихеля. Подряд был отдан англичанам.

В 1854 году, в разгар Крымской войны, правительство обратились к Мальцову с предложением выстроить железную дорогу на прежних условиях. Но обстоятельства настолько изменились, что построить дорогу в такой короткий срок и за такие малые деньги было уже немыслимо. Не имея возможности проложить железную дорогу, но желая, как истинный патриот, оказать помощь родине, С. И. Мальцов взял на себя поставку пушечных лафетов в Крым по более низкой цене. Мммм... в два раза!

В 1853 году Мальцов предложил правительству построить железную дорогу упрощённого типа от Екатеринослава (ныне Днепропетровск) в Крым. Проект не бы принят. Но насколько изменило бы ход военных действий в пользу русских при обороне Севастополя наличие такой дороги совершено очевидно. Ведь одной из главных проблем русской армии были огромное время, требовавшее, чтобы из Центральной России доставить в Крым боеприпасы и воинские части. Несмотря на то, что его проект не был принят.

Накануне Крымской войны Мальцов предлагал Военному министерству заняться строительством современных пароходов и кораблей с винтовым двигателем. Россия, имевшая к началу Крымской войны практически исключительно парусный флот, отставала от западных держав, уже перешедший на парусно-винтовые корабли. И вновь генерал-фабрикант на передовом рубеже развития отечественного производства и военных сил. Именно на его заводе Мальцова в Людиново был произведен первый русский винтовой двигатель для построенного в 1854-1857 годах в Николаеве корвета «Воин». На Людиновском заводе были построены и первые грузовые и пассажирские пароходы, ходившие по Днепру и Десне, и первая паровая машина для Петербургского и Киевского арсеналов.

Как писал впоследствии Немирович-Данченко (старший брат известного драматурга - прим.): «Что такое другие наши заводские районы? Рассадники нищеты и центры пьянства и разврата прежде всего. Приезжайте сюда, вы не встретите ни одного нищего, а пьяные разве в Людинове попадутся вам, да и то редко. Это не вырождающееся поколение, это – люди сильные и сытые».

Публицист выскажет мысль, что Мальцов создал на стыке трех губерний – Калужской, Орловской и Смоленской – «Русскую Америку». Но великий публицист ошибался, Мальцов намного опередил не только уровень Северо-Американских штатов, но всего мира.

В мальцовском заводском округе трудились 100 тысяч человек, производя машины всех видов, стройматериалы, мебель, сельхозпродукты и т. д. Там даже ходили свои деньги, была своя полиция, своя железная дорога в 202 версты и своя система судоходства. Соцпакет работников опережал все и российские, и западные нормы. На «горячих» участках рабочий день был восьмичасовой. Рабочие получали квартиры на 3-4 комнаты в добротных деревянных или каменных домах; за хорошую работу «жилой» долг порядка 300 рублей по тем деньгам с них списывался. Топливо и медобслуживание для всех были бесплатными. В школах для мальчиков и девочек, кроме всего прочего, преподавались пение и рисование, а желавшие учиться дальше шли в пятилетнее техническое училище — «мальцовский университет». Причем его выпускники обычно становились директорами и управляющими на мальцовских предприятиях.

Фабрикант-социалист

На самом деле, никаким социалистом, конечно Сергей Иванович не был, и даже чурался их, как черт ладана. Но вот та социальная система, которую он обустроил в своей промышленной империи, которая за исключением вышеупомянутого кластера, захватывала еще с несколько дюжин производств по всей России, была примечательна.

В домах рабочих городского типа могло проживать сразу несколько семей. Мастерам, желающим самостоятельно построить себе жилье, выдавались лес, камень, другие материалы. Можно сказать, что Сергей Иванович стал первым изобретателем ипотеки - дома крестьянам строились в долг. Правда, при этом не было процентов на кредит, а в награду за работу часть долга нередко списывали: «прощение» доходило до 300 рублей. Ну а чернорабочие располагались в специально построенных для них казармах возле своих заводов. Генерал-майор не скупился и на землю для рабочих, отдавая им бесплатно участки под огороды, сады, выгоны, водопои. Рабочая семья могла иметь даже корову, не говоря уже о козах и птице. В нечерноземной, неплодородной мальцовской империи хлеб закупали для подстраховки от неурожаев. И когда намечался недород, а случался он почти каждый год, крестьянам-рабочим добавляли количество зерна. И продавали его всегда по себестоимости, к примеру, в 1880 году «пуд хлеба у частных торговцев стоил 96 коп., а в магазинах мальцовских его отпускали рабочим по 80 коп.

Труд во главе всего

Мальцов же инициировал и создание первого в России ссудно-сберегательного товарищества, которое обеспечивало производство вещей, необходимых в быту рабочим и их семьям. Существовал у него и отдел охраны труда. Еще когда в России, да и в других странах, рабочий день длился больше 14 часов, у Мальцова работают по 10 — 12, а на трудных работах устанавливают восьмичасовой день. Заработная плата также устанавливается пропорционально выполняемым обязанностям. Например, при жалованье служащим около 90 тыс. рублей на всех в год, мастерам платят больше миллиона. Понятно, что мастеров может быть больше по количеству, но и соотношение зарплат 1:10. На вспомогательных же рабочих уходит и того больше – 3,7 млн.

Ну и просто быстрым перечислением: мальцовские все были поголовно грамотными, существовали школы и училища, строились больницы и дома призрения для стариков. Пожилым рабочим выплачивалась пенсия, а вдов и сирот «генерал» брал на попечение. Все это не могло не вызвать протеста у его компаньонов и членов семьи. Однако все еще сходило ему с рук, пока империя процветала.

Тогдашние дворяне с ужасом говорили о Мальцове: «Это – маньяк! Как простой мужик забился в деревню и живет там с крестьянами!.. Он мог бы тратить миллионы, играть роль при дворе – а он бросил карьеру, удовольствия столичной жизни…» Отставной гвардейский генерал-майор жил в необычайно простоте. «Сам Мальцов, как и его служащие, ходил в сером казакине, – вспоминал посетивший Дятьково в 1865 году инженер Константин Скальковский. – В доме была самодельная мебель и простота во всем». «Вставал всегда в пять часов, – позже напишет внук его сестры офицер Алексей Игнатьев, – шел к ранней обедне и в семь часов садился за работу».

У генерала-фабриканта была своя сверхцель: «Россия должна освободиться от иностранной зависимости! Все свое!» Когда в 1915 году Россия окажется в войне в тяжелой ситуации, лишившись своих основных промышленных районов в Польше и Прибалтике, и в торговой блокаде на Черном и Балтийском море, она вспомнит таких как Мальцов, создававших самое современное производство в ее глубинке.

Крах мальцовской империи

Возможно, этого бы так и не произошло, но в 1874—1875 годах Мальцов по заказу Департамента железных дорог заключил договор на изготовление в течение шести лет 150 паровозов и 3 тысяч вагонов, платформ и угольных вагонов из отечественных материалов. В новое дело он вложил более двух миллионов рублей, были построены мастерские, выписаны из Европы машины, построены печи Сименса для выплавки рессорной стали (ранее в России не производившейся), приглашены мастера во главе с французскими инженерами Фюжером и Басоном. И в этот момент чиновники из Департамента железных дорог разместили заказы за границей, ничем этого решения не мотивируя. Таким образом, на складах Мальцова к 1880 году оказалось готовой продукции на сумму 1,5 миллиона рублей. Это еще не был крах. Многопрофильность мальцовского дела позволила выдержать этот страшный удар. Но за ним вскоре последовал другой - наводнение.
Как говорят документы, вода поднялась выше крыш заводских зданий. Баржи, когда вода спала, оказались на крышах. Урон был весьма ощутимый. Мальцов заложил свои крымские имения, начал реструктуризировать активы, но...

Удар пришелся в спину – родная жена с детьми объявили его сумасшедшим и отодвинули от руководства Мальцовского промышленно-торгового товарищества. Жена Мальцова, оставшаяся с детьми в Петербурге, получавшая самое приличное содержание и не пропускавшая ни одного придворного бала, стала распускать слух, что её муж сошел с ума. «Поёт в мужицком хоре, тратит на этих мужиков все деньги». В 1882 году Мальцова объявили сумасшедшим. В начале 1883 года по дороге из Людинова в Дятьково Мальцов разбился и с тяжелой черепно-мозговой травмой полгода лечился. Тем временем его семья добилась через суд признания его недееспособным и лишила прав собственности на промышленные предприятия

Всю эту череду «случайностей» сложно воспринимать иначе, как намеренное уничтожение царскими чиновниками строптивого независимого предпринимателя. Сергей Мальцов держался изо всех сил, в том числе потому, что считал себя не вправе увольнять нанятых им рабочих. В попытке как-то выправить ситуацию, он одним из первых в России (а возможно и в мире) решил обратиться к независимым СМИ, оплатив публикацию в центральных газетах страны серию очерков под названием «Америка в России» – в те времена образ трудолюбивых и быстро развивающихся Северо-Американских Соединённых Штатов был чрезвычайно популярен среди образованных русских кругов. «В трех уездах – Брянском, Жиздринском и Рославльском – расположилось фабрично-заводское царство, созданное усилиями одного человека, – рассказывалось в одной из таких публикаций, вышедшей в 1882 году в популярном московском умеренно-конституционном журнале «Русская мысль». – Царство это является оазисом среди окружающего бездорожья и бескормицы. Тут работают более ста заводов и фабрик; на десятках образцовых ферм обрабатывается земля; по речонкам бегают пароходы; своя железная дорога; свои телеграфные линии. Отсюда добрая часть нашего отечества снабжается стеклом, фаянсом, паровозами, вагонами, рельсами, земледельческими орудиями...» Однако всё было тщетно. 28 августа 1885 года обширное предприятие Мальцова, оцененное в 15,7 млн. руб. (англичане вскоре предложили купить его за 30 млн.), за долг перед казной в 3,3 млн. руб. было передано в ведение государства. «Антикризисное управление» было настолько эффективным, что долг перед казной за 4 года возрос до 7,5 млн. руб. В итоге, 6 апреля 1888 года Мальцовское промышленно-торговое товарищество было признано несостоятельным, то есть фактически целый промышленный район был уничтожен государством. Только стекольные заводы оставались по прежнему доходными.

И вот это уже стало началом конца. Некомпетентное руководство, отмена социальных льгот разобрали империю по винтику. Сам Сергей Иванович переехал в свое крымское имение Симеиз (в центре которого сегодня находится парк им. Мальцова), где занялся садоводством, выпустил второе издание писем Либиха, напечатал свои проекты 40-х годов об обеспечении народа на случай голодовок, а во время голода 1891 года написал несколько статей по этому вопросу. Дворец Мальцова в Симеизе и южный фасад дворца И.С. Мальцова в Симеизе. Фото 1910-х годов

Скончался он 21 декабря 1893. Тело его было перевезено в село Дятьково, где и погребено в фамильной усыпальнице. Очевидец-корреспондент пишет, что «десятки тысяч народа многие часы ночью ожидали останки того, кто в течение полувека был истинным для них благодетелем. Тело Сергея Ивановича Мальцова было встречено на станции многочисленным духовенством всех заводских церквей, им построенных, хорами из 200 певчих... Тысячная толпа с обнаженными головами, сотни факелов, ярко освещавших последний путь незабвенного «генерала», – картина торжественная, впечатляющая – никогда не изгладится из памяти!...» На этом один из интереснейших экономических экспериментов России второй половины XIX века завершился.

Когда в 1893 году российское правительство озаботилось собственным производством поездов и различных машин, то обратили внимание, что, как отмечалось в исследовании «Мальцовские заводы» Владимира Стукалича (Витебск, 1894), выпускаемые на этих заводах машины «отнюдь не хуже иностранных и несравненно прочнее и производительнее». И тогда Мальцовские заводы пережили свое второе рождение, уже в формате созданного по инициативе премьер-министра Сергея Витте Акционерного общества, возглавил которое успешный фабрикант Федор Енакиев, один из создателей в 1892-1893 годах «Первого общества подъездных железных путей России».

В Акционерное общество вошли и новые заводы, в том числе построенный в 1899 году огромный новый завод портланд-цемента в деревне Боровка (ныне город Фокино) Брянской губернии, действующий по сей день и являющийся крупнейшим производителем цемента европейского качества в Центральном федеральном округе. Огромное предприятие официально называется Мальцовским, сохранив имя легендарного генерала-фабриканта.

Но это, пожалуй, единственная память, оставшаяся у потомков о легендарном Титане.

За год до смерти С.И. Мальцов оставил духовное завещание, по которому по 1000 рублей завещал всем церквям его округа (более 10 храмов). Небольшую часть средств оставил детям и близким, а остальные сбережения передал в собственность тем волостям Орловской губернии Брянского уезда, Калужской губернии Жиздринского уезда, Смоленской губернии Рославльского уезда, в составе которых располагались деревни, фабрики и заводы, некогда ему принадлежавшие, для употребления завещанных сумм на распространение грамотности и просвещённости среди жителей означенных волостей.

И народ, которому этот удивительный человек завещал не только всё своё состояние, но и душу, в 1927 году осквернил его могилу. При строительстве Дома Культуры был вырыт из земли гроб. Надеясь найти дорогие предметы, гроб вскрыли, но, кроме истлевшей материи и останков, ничего в нём не нашли.

«Во Франции, Англии, Германии такие деятели долго живут в памяти народа, им ставят памятники в назидание потомству. Что же сделано по отношению Сергея Ивановича Мальцова – ровно ничего, – отмечал в 1903 году один из исследователей мальцовских заводов. – Между тем... история почти всех технических производств в России связана с именем Мальцова – вот почему надо, чтобы имя этого человека в назидание потомств и в памяти всей промышленной России».

Вот такая история о попытке опередить непокорное время.

P.s. Не могу не дополнить еще кое-что к сведению. У первого владельца имения в Симеизе Ивана Акимовича Мальцова было трое детей. Кроме сына Сергея был старший сын, Василий, умер рано, в 25 лет. Дочь Мария, имея солидное приданое, удачно вышла замуж за генерала Игнатьева (их сын, генерал и дипломат, автор известной книги "50 лет в строю", сохранил для России в 1917 году 225 миллионов золотом в банках Франции).

https://finam.info/blog/43212532348/Fabrikant,-operedivshiy-...

http://tula.business-magazine.online/fn_22364.html

https://atlantesrussia.livejournal.com/10044.html

http://photobook33.ru/gus-xrustalnyj/sergej-ivanovich-malcov...

https://humus.livejournal.com/3558953.html

Картина дня

наверх