На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    Сколько богатств накоплено, что  ни разрушить  все шедевры, ни предать забвению не удалось никому.Красоты и музеи П...
  • ВераВерная
    Да, Светочка, помню, были темы.Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Пожалуйста, Верочка.Гифки 81

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3

Продолжу рассказ, начатый Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.2

7. По адресу Остоженка, дом 21 располагается одно из самых знаменитых и своеобразных зданий Москвы в стиле модерн – особняк А.И. Кекушевой.Особняк А.И. Кекушевой на Остоженке.

Архитектор Лев Николаевич Кекушев возвел этот замок для своей семьи в 1900-1903 годах, записав его на свою жену – Анну Ионовну Кекушеву. Это был второй по счету личный особняк преуспевающего зодчего (с первым нам еще предстоит познакомиться в ходе нашей прогулки). Вообще, творческой судьбе этого мастера можно только позавидовать: чаще всего Лев Николаевич творил не столько на заказ, сколько по велению сердца. В его работах замысел, как правило, полностью реализовывался, обыкновенно минуя отсеивающую яркие идеи критику заказчика. Часто архитектор увлекался, превышал сметы на строительство, многое делал за свой счет, дабы реализовать наиболее точное воплощение своих фантазий и идей. Наверное, именно поэтому его лучшие проекты отличаются не очень типичным для столицы отменным качеством строительства и неподражаемым архитектурно-художественным совершенством.Строя этот особняк на Остоженке, Кекушев использовал собственный проект, разработанный им в 1899 году для Северного домостроительного общества, создателем и идейным вдохновителем которого был известный предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов. Общество предполагало, наряду с постройкой в центре города первоклассной гостиницы (ею стал «Метрополь»), возвести в разных местах Москвы несколько фешенебельных особняков-вилл для дальнейшей их продажи, по мнению учредителей общества, такие особняки у состоятельных горожан пользовались куда большим спросом, чем квартиры в типичных для того времени доходных домах. Один из таких особняков планировался к возведению в районе Тверского бульвара и Большой Никитской улицы, но его строительство не было осуществлено из-за банкротства Мамонтова, и Кекушев спустя два года после этого воспользовался неосуществлённым проектом (несколько изменив его) для постройки собственного дома.Особняк Кекушева. Фотография начала XX века.
Столь характерное для Кекушева стремление к выразительной пластике проявилось в этом особняке еще ярче, чем в других его работах: если обычно это стремление проявлялось, главным образом, в деталях, в фасадном оформлении, то здесь оно коснулось и объемно-пространственной композиции здания; в этом особняке своеобразный «кекушевский» язык модерна предстает уже в своём зрелом прочтении. Дом напоминает замок в миниатюре. Его облик строился на формах, воспроизводящих средневековую западноевропейскую архитектуру. Асимметричная композиция здания, его разновысотные, сильно расчленённые основные объемы, островерхая гранёная башенка, втиснутая между ними, обращенные в разные стороны узкие вертикальные фасады под необычными фронтонами – похожие, но не одинаковые, – придают облику особняка особый романтизм и очарование. Архитектор в этой своей работе лишь отталкивается от средневековых исторических мотивов, свободно трансформируя и стилизуя их в духе модерна. Он копирует формы в контрастных масштабах, утяжеляет пропорции, подчеркивает сочность профилей, глубину оконных проёмов и ниш, уподобляя толщу стен скульптурной массе, насыщает фактуру лепной растительной орнаментикой, сообщая облику особняка тот характерный авторский стиль, который и сделал Кекушева признанным мастером московского модерна.
Особняк А.И. Кекушевой. Оформление фронтона.
Особняк А.И. Кекушевой. Картуш.
Декор особняка очень интересен и разнообразен. Здесь и сложная ритмичность различных по форме окон, и крупная пластика их обрамлений, и контраст светлых и гладких оштукатуренных поверхностей с фактурой розово-красного кирпича стен и серого гранита цоколя, и необычная форма массивного свода над парадным входом, поддерживаемого парой колонн, и игра черной и белой лепнины, и тщательно проработанный рельеф растительного орнамента.
Особняк А.И. Кекушевой. Вход.
Особняк А.И. Кекушевой. Массивная колонка - один из "фирменных" элементов Л.Н. Кекушева.
Кстати, рисунок лепнины, оформляющей выступ башни, изображает… конопляные листья, фриз под карнизом башни отделан цветами рябины, а в декоре фронтонов использован рисунок соцветий еще одного вида растения, нами не опознанного, – такое вот буйство растительности.
Особняк А.И. Кекушевой. Оформление выступа башни.
Особняк А.И. Кекушевой. "Конопляный" фриз.
Особняк А.И. Кекушевой. "Рябиновый" фриз.
Особняк А.И. Кекушевой. Лепное панно с растительным орнаментом.
Когда-то щипец уличного фасада украшала огромная скульптура стоящего в гордой позе льва. Львы являлись своеобразной эмблемой архитектора – в честь его имени, а лев на его собственном особняке, пожалуй, наиболее откровенно олицетворял архитектора – успешного, энергичного, амбициозного, привыкшего всегда добиваться своего и побеждать.
Особняк А.И. Кекушевой. Фотография 2013 года.
Особняк А.И. Кекушевой. Фотография 1910 года.
Знатоки считают этого льва копией одной из работ австрийского скульптора Рудольфа Вейера – уж очень был похож кекушевский лев на вейеровские статуи львов, «охраняющих» шлюз в порту Нюссдорф в Вене. К сожалению, лев с фронтона особняка Кекушевой впоследствии исчез, оставив память о себе лишь на старых фотографиях.
Львы Рудольфа Вейера (Rudolf Weyr) на мосту Schemerlbrücke над плотиной Нюссдорф в Вене.
Один из львов Вейера на мосту Schemerlbrücke - прототипов кекушевского льва.
Л.Н. Кекушев с супругой и детьми прожил в особняке недолго. Сам архитектор в 1906 году, после разлада с женой, оставил дом семье, сам же переехал на съемную квартиру. А в 1909 году эффектный особняк на Остоженке и вовсе был продан другим владельцам. Именно поэтому это здание упоминается в архивах еще и под именем «дом Смитского».
Примечательно также, что особняк А.И. Кекушевой является одним из претендентов на роль жилища булгаковской Маргариты. Очевидно, великий писатель знал толк не только в литературе, но и в искусстве – хотя доподлинно и не известно, какие дома Михаил Афанасьевич подразумевал для своих героев, все претенденты одинаково хороши и достойны упоминания в его бессмертном романе.

Как известно, часть московских особняков занимают зарубежные посольства. Все эти здания находятся в хозяйственном ведении Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России (далее ГлавУпДК, ‒ прим. ред.).

ГлавУпДК отвечает за многие объекты столичной исторической недвижимости, которая, преимущественно, предоставляется на особых условиях посольствам и дипломатическим миссиям разных стран, а также зарубежным и российским компаниям с безупречной репутацией. Долгосрочная аренда позволяет достойно содержать архитектурное наследие. Особняки, в буквальном смысле, обретают новую жизнь. Эксперты ГлавУпДК контролируют и силами лицензированных подрядных организаций осуществляют реставрацию подведомственных зданий. В 2017 году этот особняк реконструировали.- Мы заменяем лишь полностью разрушенные элементы, в частности, фрагменты покрытия кровли и стропильной системы, и, конечно, удаляем с поверхности стен и лепнины многочисленные наслоения краски разного времени и глубоко въевшиеся загрязнения. Однако, в основном, только лечим и докомпановываем архитектурное наследие, используя техники и материалы времени строительства здания, то есть начала XX века. Причем лечим в буквальном смысле: делаем различные укрепляющие и гидроизолирующие инъекции, «вживляем» специальные металлические конструкции, дополняем утерянные фрагменты заново изготовленными по старым технологиям элементами. Наши реставраторы ‒ опытнейшие мастера, мы работаем с ними много лет - сказал главный архитектор ГлавУпДК Георгий Орлов.И самое главное вернули на место льваМежду тем, совсем недавно выяснилось, что родные знали, где умирал Мастер.

‒ Чуть ли не в 2006 году, исследователи обнаружили архивные материалы, из которых стало известно, что одна из дочерей Кекушева в 1935 году устраивалась на работу в организацию, которая занималась спецпроектами и реставрацией, ‒ рассказывала обозревателю «МВ» руководитель музейной службы ГлавУпДК Лидия Нечаева. ‒ Так вот в своей биографии она написала, что ее отец, Лев Николаевич Кекушев ‒ известный архитектор, построивший около 60 объектов в Москве ‒ был помещен в психиатрическую больницу, где умер в 1917 году.А ведь если верить этой информации, то 2017 год, год реставрации здания, совпал сразу с двумя юбилеями Льва Николаевича Кекушева ‒ 155-летием со дня рождения, и 100-летием с года смерти.

Тем символичней знаковый жест, которым ГлавУпДК собирается выразить уважение к памяти великого архитектора. Помимо полной реставрации двух особняков Кекушева в центре Москвы, ведомство вернуло на крышу замка на Остоженке, 21 таинственно исчезнувшего льва.

В одних источниках предполагают, что лев исчез в военные годы. Якобы внутри он был металлическим, и его попросту переплавили на оружие. Другие исследователи утверждают, что скульптура была из мрамора, и ее тайно продали, потому как попытки купить льва за баснословные деньги предпринимались еще в то время, когда Анны Кекушева жила в особняке и, надо отдать ей должное, отказалась продавать авторский знак мужа. По третьей же версии, лев был сделан из непрочного материала и попросту разрушился. Вот так он выглядит сегодня. Реставрация завершена в ноябре 2018 года.

8. Но идем дальше. На противоположной стороне улицы, невдалеке от особняка А.И. Кекушевой, высится бывший доходный дом Г.Е. Бройдо (Остоженка, 20).
Доходный дом Г.Е. Бройдо на Остоженке.
Это строение было возведено в 1902 году по проекту архитектора Николая Ивановича Жерихова, одного из самых популярных зодчих «модерновой» Москвы. Этот дом был первым зданием, самостоятельно построенным Жериховым, и этот проект сразу сделал его модным, преуспевающим архитектором, широко востребованным в Москве. За 12 лет своей творческой деятельности Н.И. Жерихов построил в первопрестольной 46 доходных домов в самых престижных районах.
Фирма Германа Ефимовича Бройдо, кандидата коммерческих наук и советника юстиции, и его супруги Анжелики Гастоновны занималась выкупом участков земли в перспективных, фешенебельных районах Москвы и застройкой их особняками и доходными домами для дальнейшей продажи. Большинство возведенных семейной фирмой зданий находятся в районе Пречистенки и Арбата. Супруги Бройдо, однажды воспользовавшиеся услугами Жерихова, стали его постоянными заказчиками, по проекту этого архитектора построено несколько их доходных зданий, и три из них признаны на данный момент объектами культурного наследия, в том числе и этот дом на Остоженке, который мы видим перед собой. К слову говоря, только эти три упомянутых дома, построенных для семьи Бройдо, из всего ряда почти полусотни жериховских работ стали охраняемыми памятниками культуры.
Доходный дом Бройдо на Остоженке являлся знаковым для своего периода примером раннего модерна - причудливо и богато орнаментированного, романтического и символического, полного динамики и настойчивого поиска. Элементы декора здания довольно разнородны и являются отголосками различных направлений модерна, к примеру, металлические кронштейны, поддерживающие сильно выступающий карниз, отражают мотивы декоративного, претенциозного и прихотливого бельгийского Art Nouveau, а тяжелый металлический козырек над центральным входом, придерживаемый цепями, скорее, тяготеет к более рациональному венскому модерну.
Доходный дом Г.Е. Бройдо. Главный фасад.
Самой характерной и примечательной частью облика фасада дома Бройдо является белоснежный скульптурный фриз между третьим и четвертым этажами, на котором на фоне скал изображены горные антилопы – серны – и летящие птицы.
Доходный дом Г.Е. Бройдо. Фриз с сернами.
Особенно эффектно рельефы выглядят в вечерние часы, когда лучи заходящего солнца делают силуэты серн особенно отчетливыми и придают изображениям еще большую объемность и натуралистичность. Тематика этого фриза своего рода уникальна, так как не имеет аналогов в Москве.
Доходный дом Г.Е. Бройдо. Подоконное панно.
Доходный дом Г.Е. Бройдо. Лепной фриз.
Обращают на себя внимание также декоративные лепные подоконные панно с растительным рисунком (похоже, снова каштан?), а также ажурная ковка балконных решеток и красивейшие переплеты огромного окна над входом в здание.
Доходный дом Г.Е. Бройдо. Аттик.
К сожалению, несмотря на то, что бывший доходный дом Бройдо сегодня выглядит весьма элегантно и опрятно, реконструкция 1990-х годов, поспособствовавшая этому, в значительной мере изменила его внутренний облик, практически истребив авторский декор интерьеров здания, некоторые даже называют проведенную реконструкцию варварской. Ремонт дома был проведен с заменой перекрытий и потерял при этом большинство элементов первоначальной внутренней отделки, которая вкупе с экстерьером здания давала полное представление о декоративном ансамбле доходного жилья для представителей «среднего» класса Москвы начала 1900-х годов. Что ж, нам остаётся довольствоваться тем, что предстаёт сейчас перед нашими взорами, и благодарить судьбу за то, что хотя бы это мы можем лицезреть, ведь, для сравнения, еще одна работа Н.И. Жерихова, взятая под охрану государства, находится в просто ужасающем состоянии и буквально разваливается на глазах (речь о знаменитом доходном доме Бройдо в Плотниковом переулке, известном как «дом-шарж» и «дом с классиками»), давайте на него взглянем, отступив от маршрута. Хотя сам дом относится не стилю модерна, а к неоклассицизма, но уж больно интересен.
9. Доходный дом Г.Е.Бройдо по адресу: Плотников пер., дом 4/5

Доходный дом Брайдо до реставрации

Основным элементом фасадов является проходящий в уровне второго этажа скульптурный фриз с изображением писателей А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого в античных одеждах, а также Аполлона и муз.

В 1907 году владение было куплено кандидатом коммерческих наук Г.Е.Бройдо. В этом же году на месте снесенного одноэтажного деревянного дома и сарая вдоль всей западной границы был построен четырехэтажный с полуподвалом доходный дом по проекту архитектора Н.И.Жерихова.

10 марта 1908 г. Бройдо продал свое владение вместе с вновь построенным домом дворянину П.П.Александрову и вдове сына статского советника В.В.Шестаковой, которым здание принадлежало до 1917 года. Но в истории Москвы строение известно именно как "дом Бройдо".

Дом Бройдо – жилой доходный дом, все этажи которого были заняты квартирами, сдаваемыми внаем состоятельным жильцам. В нем проживали и владельцы дома П.П.Александров и В.В.Шестакова. В полуподвале находились подсобные помещения. После 1917 года квартиры были превращены в коммуналки.

В настоящее время здание имеет два различно оформленных главных фасада, выполненных в эклектичном стиле: западный, обращенный на Плотников пер., и северный, выходящий на М.Могильцевский пер. Эркер на северо-западном углу фасада на высоте 2–4 этажей зрительно объединяет композицию. Парадный вход в здание оформлен декоративным порталом с каменными масками в угловых частях.
Фриз доходного дома Германа Бройдо, который также широко известен под названием «Дом с писателями», представляет собой композицию из отдельных фрагментов (19 барельефов) – повторяющихся фигур писателей А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого в античных одеждах, а также Аполлона и муз, обращенных и прильнувших друг к другу. Происхождение фриза не установлено, несмотря на поиски специалистов.

Считается, что барельеф Л.Н.Толстого стал первым скульптурным изображением классика, созданным и представленным публике при жизни писателя. Некоторые предполагают, что это мог быть фрагмент фриза, выполненного скульптором Л.С.Синаевым-Бернштейном для Музея изящных искусств на Волхонке, от которого заказчик впоследствии отказался. Однако документальных подтверждений данной версии не имеется.

На начало реставрационных работ фасады дома Бройдо находились в весьма плачевкос состоянии, штукатурный слой отслоился, кирпичная кладка местами разрушена. Некоторые части лепного декора были полностью утрачены.
Во время проведения ремонтно-реставрационных работ специалисты укрепили кирпичную кладку, воссоздали уникальный лепной фриз, сохранившиеся элементы архитектурного декора отреставрировали, воссоздали оконные проемы и дверные полотна, заменили фигурные элементы водосточных труб и ограждения кровли, а также отремонтировали стропильную систему.

В 2018 году доходный дом Г.Е.Бройдо стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинации "за научно-методическое руководство / за научно-исследовательскую работу ". Но вернемся к модерну.

10-11. Далее, повернув налево в Лопухинский переулок, прогуляемся до Пречистенки, перейдём на другую её сторону, чтобы попасть в Пречистенский переулок. В нём мы найдём два здания, построенных по проекту В.Ф. Валькота. Этот архитектор и художник русско-британского происхождения (настоящее имя Вильяма Францевича – Уильям Уолкот) работал в Москве с 1898 по 1908 год и известен в основном благодаря проекту гостиницы «Метрополь», который он успешно осуществил вместе с Л.Н. Кекушевым. Здесь, в Пречистенском переулке, находятся еще два его московских шедевра. Это особняк М.Ф. Якунчиковой (дом №10) и особняк К.А. Гутхейля (дом №8).
Особняк М.Ф. Якунчиковой в Пречистенском переулке.
Особняк К.А. Гутхейля в Пречистенском переулке.
Оба эти дома были построены по заказу Московского торгово-строительного общества – еще одной организации, поставившей своей целью возвести в привилегированных районах города серию роскошных особняков, отделанных «под ключ», для дальнейшей их перепродажи состоятельным владельцам. В рамках своей широкомасштабной программы общество в 1899 году приобрело рядом с Пречистенкой обширный участок земли под застройку (бывший хозяйственный двор еще более обширной усадьбы И.А. Гагарина, выгоревшей в 1812 году и впоследствии распроданной кусками разным владельцам), разделило его на три части, под строительство трех особняков-вилл (сейчас на этих участках расположены дома № 6, 8 и 10 по Пречистенскому переулку). В том же году общество поручило разработку проектов двух особняков молодому архитектору В.Ф. Валькоту. Реализация первого из них – будущего особняка М.Ф. Якунчиковой – началась в октябре 1899 и была окончена уже летом 1900 года. Особняк по второму проекту – дом К.А. Гутхейля – был выстроен по соседству в 1902-1903 годах.
В.Ф. Валькот. Эскиз дома-особняка в Мертвом переулке (в будущем - особняка М.Ф. Якунчиковой).
В.Ф. Валькот. Эскиз особняка К.А. Гутхейля в Мертвом переулке.
Обе городские виллы, спроектированные и построенные Валькотом, стилистически относятся к модерну, но при этом они абсолютно разные. В этом состоял замысел Торгово-строительного акционерного общества – намеренно создавать не похожие друг на друга особняки, дабы максимально индивидуализировать их, сделать действительно уникальными и неповторимыми, и предложить взыскательным и требовательным покупателям (а именно такими должны были быть потенциальные клиенты фирмы, по мнению её учредителей) наиболее широкие возможности выбора в соответствии с их личным вкусом.
Особняк М.Ф. Якунчиковой, рассмотрим же его повнимательней. Этот дом, являвшийся первой значительной работой 25-летнего Валькота, по праву заслужил звание одного из ключевых примеров московского модерна.
Британские корни архитектора в немалой степени повлияли на формирование его собственного стиля, и вдохновляющим стимулом для осуществления проекта особняка Якунчиковой, видимо, послужила передовая архитектурная эстетика школы Глазго и, в частности, работы родоначальника шотландского модерна – Чарльза Макинтоша. Лаконичные и немного чопорные формы здания, прямоугольные объемы, гладкие плоскости, действительно, являются отголосками англо-шотландского направления модерна, характеризующегося четкостью, сдержанностью силуэтов, преобладанием вертикальных линий и ясным их построением. Подчеркнутый геометризм очертаний особняка, точная огранка ризалита, тамбура входа, больших эркероподобных окон, спокойная цветовая гамма облицовки стен – всё это типично английские черты модерна. Но здание может быть лишь частично соотнесено с английским архитектурным опытом, поскольку включает в себя декоративные приемы и других европейских вариантов стиля.
Особняк М.Ф. Якунчиковой. Оформление тамбура входа.
Особняк М.Ф. Якунчиковой. Маскарон под окном.
Особняк М.Ф. Якунчиковой. Одно из скульптурных завершений пилонов въездных ворот.
Особняк М.Ф. Якунчиковой. Майоликовое подоконное панно и оконная решетка.
Валькот вполне успешно разбавил строгость основных линий легким декором, носящим отпечаток бельгийского и французского Ар Нуво. Кованые кронштейны под карнизом и решетки балконов и ограды, белоснежная лепнина на фасаде, изображающая «фирменные» валькотовские женские головки – изысканные скульптурные портреты легендарной сирены Лорелеи, рельефная абрамцевская керамическая плитка приятного зеленого и желтовато-коричневого цвета, использованная в оформлении пилонов ворот, входа в здание и подоконных филёнок, наконец, самая эффектная деталь – скульптурные завершения на пилонах ворот, представляющие собой всё те же любимые Валькотом женские головки, но здесь в особом убранстве из пары больших стилизованных завитков, (скульптуры утрачены после революции 1917 года, поэтому на некоторых старых фотографиях можно увидеть ограду без них, в настоящее время в точности восстановлены современным скульптором), - все эти элементы обогащают немного суховатую трактовку стеновых поверхностей, а их цветовая гамма удачно гармонирует с песочного оттенка облицовкой стен – матовым «кабанчиком». Сумев создать из этих разнородных приёмов и идей оригинальную стилистику и органичный архитектурный образ, Валькот выступил на арене формирующегося московского модерна безусловным новатором, недаром построенный им особняк не раз впоследствии служил образцом для подражания и ориентиром в творческих исканиях для других архитекторов.
Особняк М.Ф. Якунчиковой. Майоликовое панно, выполненное по эскизам хозяйки дома.
Особняк М.Ф. Якунчиковой. Майоликовое панно, выполненное по эскизам хозяйки дома.
Кстати, хозяйка построенного Валькотом особняка – Мария Федоровна Якунчикова, жена крупного фабриканта, владевшего текстильной фабрикой и кирпичными заводами, и племянница Саввы Мамонтова, – принимала активное участие в деятельности мастерской своего дядюшки в Абрамцеве. По её личным эскизам и наброскам, сделанным в соавторстве с другими художниками, изготавливались многие превосходные керамические панно, некоторые из которых украсили московские здания, а отдельные экспонировались на различных выставках, в том числе и международных. Именно благодаря инициативе Якунчиковой в декоративную отделку особняка, ею приобретённого, была включена керамика, и майоликовые панно, украсившие его, были изготовлены в абрамцевских мастерских по рисункам самой Марии Федоровны.
Особняк К.А. Гутхейля имеет необычную для модерна симметричную композицию главного фасада, необычна она и для творчества Валькота, из чего можно сделать предположение, что, возможно, данная идея продиктована владельцем – Карлом Александровичем Гутхейлем, приобретшим особняк на этапе строительства.
Карл Александрович являлся наследником дела своего отца – Александра Богдановича, – немца по национальности, приехавшего в 1853 году в Россию из Франкфурта-на-Майне и основавшего в Москве музыкально-издательскую фирму и нотный магазин. После смерти отца Карл Александрович возглавил компанию, он весьма успешно вел дела и значительно расширил фирму, под его руководством «Издательство А. Гутхейль» стало одним из крупнейших в дореволюционной России, оно специализировалось на выпуске оперных клавиров не только западноевропейских композиторов, но и русских, в числе последних были произведения М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.С. Даргомыжского и др. Вероятно, чтобы с успехом управлять столь специфичным предприятием, помимо предпринимательских способностей, нужно обладать еще и безупречным вкусом и особой прозорливостью. И, кажется, стоящий перед нами изящный и элегантный особняк является безусловным свидетельством совершенного чувства стиля и художественного восприятия своего обладателя. В этом доме нет помпезности или яркости, присущей многим постройкам в стиле модерн того периода, но при этом он притягивает к себе невольные восхищенные взгляды прохожих. Всё в нём гармонично, созвучно, мелодично. Поистине, этот особняк предназначен для того, чтобы в нём жила музыка. Он – симфония эстетики и красоты.
Особняк К.А. Гутхейля. Вход.
Несмотря на то, что дом в плане довольно большой, его центральный фасад, парадно развернутый вдоль улицы, компактен и даже скромен по своим формам, что сообщает зданию некую камерность. Центральный портал повышен и выдвинут вперед относительно боковых объемов. Разновысотность частей дома позволила создать в помещении вестибюля и столовой, расположенных по центральной оси здания, дополнительный верхний свет. Справа от вестибюля располагался кабинет хозяина, слева – зал, гостиная и будуар хозяйки из нескольких небольших комнат, за кабинетом владельца находился ряд спален, в правом, выступающем на задний двор крыле – комнаты для прислуги и хозяйственные помещения.
Особняк К.А. Гутхейля. Лепное панно и козырек над входом.
Особняк К.А. Гутхейля. Лепное панно над входом.
Простые, геометричные формы и гладкие поверхности фасада особняка искусно разбавлены и смягчены изысканным декором. Стены облицованы сверкающей светлой розовато-сиреневой керамической плиткой – «кабанчиком», на этом фоне выделяются слабо подкрашенные охрой лепные панно с рокайльными орнаментами (т.е. характерными для стиля рококо) – причудливыми завитками и пухленькими младенцами-путти. Округлость очертаний рельефов гармонирует с изгибами оконных и дверных проёмов, имеющих арочные завершения. На крыше центрального объема возвышаются роскошные вазоны, а вход в особняк украшен великолепным стеклянным скруглённым навесным козырьком. Орнаментика, свойственная рококо, и стеклянный козырёк над входом явно заимствованы из стилистики французского Ар Нуво.
Особняк К.А. Гутхейля. Окна кабинета хозяина особняка.
Особняк К.А. Гутхейля. Панно над окнами кабинета.
Особняк К.А. Гутхейля. Вазон.
Не обошлось в оформлении особняка и без излюбленных Валькотом сказочных дев, лица которых в обрамлении густых распущенных локонов красуются на фасаде. В ходе недавнего ремонта была восстановлена и кованая ограда с характерными валькотовскими крупными, волнообразными бегущими завитками (до этого её долгое время заменяла более простая, в стиле неоклассики).
В 1915 году, после вступления России в кровопролитные стычки с Германией, банды черносотенцев начали в Москве разгром контор и магазинов немецких фирм. В ходе этих действий был разгромлен и магазин К.А. Гутхейля на Кузнецком мосту. Карл Александрович в связи с начавшимися гонениями на немцев был вынужден принять решение о продаже фирмы и магазина и своем отъезде с семьей в Европу. «Издательство А. Гутхейля» перешло в собственность выкупивших его супругов Кусевицких, Сергея Александровича и Натальи Константиновны, владельцев «Российского музыкального издательства».
После 1917 года в бывшем особняке нотоиздателя К.А. Гутхейля располагались дошкольный детский дом и Центральный дом детского коммунистического движения. Сегодня в этом доме расположено посольство Королевства Марокко.
12. Далее, минуя Большой Власьевский, Большой Могильцевский и Плотников переулки, отправляемся в Глазовский переулок, чтобы увидеть первое в Москве здание, построенное в стиле модерн – так называемый особняк О.А. Листа (Глазовский пер., дом 8).
Особняк О.А. Листа в Глазовском переулке.
Этот особняк возведен в 1898-1899 годах Львом Николаевичем Кекушевым для себя, но прожил он в нём недолго, поскольку завороженный красотой его постройки московский фабрикант Отто Лист сумел убедить Кекушева продать ему дом, сделав тому предложение, от которого архитектор не смог отказаться, и уже в 1900 году здание было передано в собственность новому владельцу. Позднее, в 1910-х годах, Лист продал особняк супружеской чете Кусевицких (о них мы только что упоминали в истории особняка Гутхейля). Так что у этого особняка сложилась довольно «музыкальная» судьба: мало того, что второй его владелец был однофамильцем знаменитого венгерского композитора Ференца Листа, так еще и в «кусевицкие» времена в доме устраивались собрания «Российского музыкального издательства», на которых бывали Рахманинов, Метнер, Скрябин (последний даже жил здесь какое-то время). А в 1913 году в этом доме останавливался Клод Дебюсси.
Поскольку дом строился Кекушевым для личного пользования, эта его работа никак не была связана требованиями и пожеланиями заказчика, и архитектор мог свободно и в полной мере воплощать свои авторские замыслы и идеи при реализации своего проекта. Здесь талант Кекушева проявился ярко, широко, вольготно, самобытно. Этот особняк сформировал, предопределил своеобразную «кекушевскую» трактовку модерна, в дальнейшем использованную им при создании других зданий. Лев Николаевич придавал огромное значение важности этого проекта, особняк был очень значим для него и служил, по мнению зодчего, образцом, достойным подражания. Это сооружение стало для автора своего рода творческим манифестом новой архитектуры.
Дом довольно скромен и компактен в объемах, он поставлен по линии улицы и занимает почти всю ширину участка, выделенного для его строительства. Здание асимметрично в плане и даже включает в себя не прямоугольное пересечение плоскостей стен. Объем здания смело разрывает угловая лоджия с гротескной небольшой колонкой на углу, на которую опирается вся масса крыши и декоративного прямоугольного аттика. Наиболее эффектно и цельно особняк смотрится именно с угловой точки зрения, с которой можно увидеть и ключевые элементы объемно-пространственной композиции, и два фасада дома – главный и боковой, этот ракурс позволяет разом охватить взглядом все наиболее оригинальные приемы композиции здания и его декорирования.
Особняк О.А. Листа. Ризалит бокового фасада.
Особняк О.А. Листа. Лоджия.
Наружный фасад дома облицован боровичским кирпичом красивого палево-желтого оттенка. Фактура и цвет кирпича контрастируют с крупным рустом цокольного этажа и гладкими оштукатуренными поверхностями оконных обрамлений светло-серого цвета. Все оконные переплёты выполнены из морёного дуба, некоторые из них украшены миниатюрными ордерными колонками, приставленными снаружи окон – очень необычный приём оформления. Оконные и дверные обрамления сделаны из тарусского мрамора. Угловая колонка - из полированного черного гранита. Ценные строительные материалы, использованные в декоре, придают еще большую уникальность постройке – не каждый заказчик включал в сметы такие затраты.
Особняк О.А. Листа. Массивная колонка - "фирменный" элемент Л.Н. Кекушева.
Особняк О.А. Листа. Колонка оконного переплета.
Выразительность архитектурного решения постройки строится также на масштабных контрастах однотипных деталей – арочных обрамлениях проёмов центрального окна и свода над входом в особняк, на пластичных формах неповторяющихся окон и их широких, плоскостных обрамлений, на резких выступах оконных импостов и карниза. Невозможно не отметить мелкую детализацию декоративного убранства фасада – здесь и имитирующая каменную резьбу литая массивная цинковая капитель угловой колонки, украшенная венчиками цветов, и резьба по камню арочных проемов и столбов, обрамляющих вход, и геометричный орнамент аттика, и декоративные фигурные прямоугольники между окнами центрального ризалита (похоже, являются отголоском любви Кекушева к шахматной игре), и резной рисунок деревянного полотна входной двери. Ну, и конечно, особой приметой этого дома являются мозаичные панно. Одно в виде фриза, изображающего подснежники на золотом фоне, помещено под арочным окном главного фасада. Второе, со львом среди колосьев, – на боковом фасаде. И третье, наиболее известное и ставшее поводом для таинственных легенд о своем происхождении, расположено в нише над входной дверью и представляет сюжет из жизни подводного мира – цветущие водоросли, рыбки и усатый краб. В правом нижнем углу панно сохранилась монограмма «W.W.», более нигде на московских фасадах не встречающаяся, исследователи творчества Л.Н. Кекушева предполагают, что эти буквы являются инициалами уже известного нам по предыдущим объектам нашей прогулки архитектора Вильяма Францевича Валькота, – он нередко подписывал таким образом свои графические работы, кроме того, известно, что Валькот и Кекушев сотрудничали при строительстве гостиницы «Метрополь», совокупность этих фактов говорит в пользу того, что автором мозаичного панно на фасаде особняка, выстроенного Кекушевым, является именно Валькот. В пользу этого предположения говорит также тот факт, что обложка одного из номеров популярного в те годы московского журнала «Архитектурные мотивы», нарисованная пером в эскизной манере, имела такую же подпись «W.W.», а среди лиц, участвовавших в выпуске, значился среди прочих и В.Ф. Валькот.
Особняк О.А. Листа. Оформление центрального окна.
Особняк О.А. Листа. Вход.
Особняк О.А. Листа. Мозаичное панно на боковом фасаде.
Особняк О.А. Листа. Мозаичное панно с подснежниками.
Особняк О.А. Листа. Мозаичное панно над входом работы В.Ф. Валькота.
Более же смелая гипотеза об авторстве Валькота объясняет нахождение панно молодого британца на фасаде особняка Листа любопытной историей: якобы Валькот преподнёс свою керамическую картину Кекушеву в знак уважения за то, что тот не затаил обиды на него, когда волею судьбы и Саввы Мамонтова они вдруг оказались соперниками в борьбе за первенство в конкурсе на лучший проект гостиницы «Метрополь», в этом состязании победил Кекушев, но Мамонтов своим волевым решением выбрал-таки для строительства проект Валькота (занявший лишь четвертое место), «задвинув» таким образом Льва Николаевича, который впоследствии, после банкротства Мамонтова, при новых владельцах масштабной стройки, вернувших его к работе над проектом, проявил великодушие и благородство и продолжал спокойно, без злобы и мстительности работать над созданием отеля в соавторстве с Валькотом.
Впечатляющими были интерьеры особняка, которые создавались также самим архитектором, отличавшимся тщательнейшей проработкой всех малейших деталей внутреннего убранства своих сооружений. Декоративное оформление помещений особняка отличалось элегантностью и разнообразием, было рассчитано на некоторый стилистический контраст и смену впечатлений. Потолки в столовой и кабинете были балочными, обработанными деревянными кессонами с живописью растительной тематики между ними (живопись утрачена и, к сожалению, не была восстановлена при реставрации); декор гостиной носил черты японского стиля, что являло собой выразительный штрих эпохи – искусство модерна выделяло лаконичную эстетику Дальнего Востока и часто использовало её в создании современных стилизаций; перила парадной лестницы были выполнены из дуба, потолок над лестничными проёмами также был оформлен дубовыми балками; отделка помещений второго этажа была довольно лаконичной, с оклейкой стен обоями и покраской масляными красками; стены в ванной и на кухне были облицованы фарфоровой плиткой, а пол вестибюля и кухни выложен метлахской плиткой; внутренние обрамления окон, массивные филенчатые двери и их наличники были деревянными; в некоторых комнатах присутствовала встроенная мебель, составлявшая стилистически единое целое с деревянными стеновыми панелями (до наших времен сохранился лишь один посудный шкафчик в буфете).
В доме присутствовала водопроводная, канализационная и отопительная системы. Были созданы и некоторые любопытные приспособления, необходимые для удобства состоятельных владельцев, – встроенный в стену сейф в кабинете, замаскированный полотном деревянных стеновых панелей, и довольно обширная потайная кладовка для ценных вещей, располагавшаяся под полом лоджии.
Сразу после завершения строительства особняк Кекушева в Глазовском переулке стал известен на всю Москву, причем популярность он снискал не только в светских кругах, среди интеллигенции и богемы, но и был благоприятно встречен профессионалами строительного дела. Архитектурная критика по достоинству оценила новаторские приёмы, применённые Л.Н. Кекушевым в этой постройке, и впоследствии некоторые детали композиции и дизайна особняка были использованы другими московскими зодчими в качестве цитат и прототипов.
После событий 1917 года особняк был изъят из собственности своего последнего дореволюционного владельца – дирижёра, контрабасиста и музыкального издателя Сергея Кусевицкого – национализирован и отдан под размещение дипломатических миссий. На протяжении долгих лет в доме располагалось посольство Аргентины. Сейчас в бывшем особняке Листа-Кусевицких находится представительство Калужской области.

Картина дня

наверх