На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Александров
    Дорогая Света! Именно так и строят: «здание отдельно, а взлетную полосу отдельно»! Пассажиры в самолёты попадают либо...Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    Ну извините, Виктор Александров.Роскошь Питера
  • Светлана Митленко
    Творческий человек ведь не  только создает руками. А как например быть с композиторами? Как с писателями? Они же не р...Иллюзорные галакт...

Великие истории любви. Шарлотта и Максимилиан

Тут мы смотрели замок на побережье Срдиземного моря, в которой проживали Шарлотта и Максимилиан и я обещала рассказать историю их любви. История эта в общих чертах очень широко известна, ибо драмы, особенно личные, случающиеся с особами королевской крови, привлекают внимание. И - да, я действительно считаю, что под опытным пером эта история может привлекать несомненное и сочувственное внимание аудитории! (Да, кстати, если вы и вправду хотите узнать, кто есть Шарль Луазель, вам придётся преодолеть некое количество малоинформативного текста и картинок:))

Итак, она была молода, красива, умна и, что нечасто удаётся принцессам, вышла замуж по любви. Но из долгих восьмидесяти шести лет этой жизни - где прошли шестьдесят, в какой странной внутренней реальности? Где была она и кто был с нею рядом, кто говорил с нею, когда, не отвечая на вопросы окружающих, она обращалась к каким-то лишь ей видимым собеседникам?..

Её звали Шарлотта.
Мария Шарлотта Амелия Августина Виктория Клементина Леопольдина, принцесса Бельгии. Она была четвёртым ребёнком и единственной дочерью короля Бельгии Леопольда I и его второй супруги Марии-Луизы Орлеанской. Девочку назвали Шарлоттой в честь первой жены Леопольда (вообще-то отец хотел ещё одного сына, и к дочери относился поначалу совершенно равнодушно).

Леопольд I с семейством (Шарлотта - самая младшая, в центре, между отцом, матерью и братьями)
Детский портрет Шарлотты кисти Винтерхальтера
Дальнейшее известно (я позволю сегодня себе то, что известно, пересказать схематически, остановившись подробнее исключительно на том, что, как я предполагаю, вообще не знакомо русскоязычному интересующемуся).
Шарлотте восемь - она играет в куклы...
Шарлотте десять - она теряет мать...
Шарлотте тринадцать - она прилежная ученица, сама признаётся, что любит Плутарха...
Шарлотта уже выведена в свет - она неплохо танцует, но круг тех, кому позволено пригласить принцессу на танец, узок.
Шарлотте пора подыскать жениха.
Известно, что в качестве мужей для бельгийской принцессы рассматривались два кандидата, но девушке приглянулся третий. В австрийского эрцгерцога Максимилиана, кузена императора Франца-Иосифа, она влюбилась с первого взгляда. Кажется, молодой человек не сразу ответил взаимностью ;), однако... в итоге попросил её руки. Шарлотта находила своего жениха "безупречным во всех отношениях".

Они поженились в июле 1857 года - ей только что исполнилось 17, ему - 25.
Через три месяца после свадьбы в одном из писем Шарлотта скажет о муже: "Я люблю его восхищаюсь им с каждым днём всё сильнее"
А потом Максимилиан стал вице-королём Ломбардо-Венецианского королевства. Длилось это недолго - Австрия лишилась Ломбардии в 1859 году, и супруги переселились в окрестности Триеста, на виллу Мирамаре, построенную по заказу Максимилиана специально для Шарлотты. Ту самую виллу, о которой я и рассказывала.

Шарлотта поначалу была безумно счастлива в Италии - ей нравилось всё - и южная природа, и то, какое положение занял её обожаемый муж (Шарлотта была амбициозна. Отчасти, это и сгубило её потом...).
Но потом иллюзия правления кончилась. А кроме того, что-то произошло в их внутрисемейных отношениях. Нет, внешне всё оставалось по-прежнему - они выглядели идеально гармоничной парой.
Дело в том, что у Шарлотты и Максимилиана не было детей, и известно, что это обстоятельство их не радовало. Причины и версии существуют на сей счёт разные - и бесплодность одного из супругов (вероятнее всего, Шарлотты, потому что у Максимилиана, судя по всему, родится в Мексике ребёнок от другой женщины - если это так, то одним махом отпадают всяческие спекуляции относительно ориентации и импотенции супруга), и то, что, по свидетельству нескольких слуг, супруги с некоторых пор просто не имели интимных отношений: вроде как случилось это после того, как муж, вернувшись из путешествия в Бразилию, заразил жену венерической болезнью... как и что там было на самом деле - не могу сказать, не стояла я со свечой над ложем эрцгерцога Максимилиана, однако это важно, ибо отсутствие детей огорчало Шарлотту, а нас волнует всё, что нарушает её душевное спокойствие.
А потом случилось то, что случилось - Максимилиан ввязался в мексиканскую авантюру Наполеона III. Ввязался сам, по доброй воле, но... Максимилиан был человек характера мягкого, нерешительного (что и требовалось, кстати, императору Наполеону), и стать императором Мексики согласился далеко не сразу - он долго колебался, сомневался (а потом, уже приняв решение, перед самым отъездом в Южную Америку, очень переживал). Но Шарлотта - о, да, она хотела быть императрицей Мексики! И она уговаривала, ох как уговаривала супруга. Кстати, в ситуации с Мексикой у нашей пары вышло примерно то же, что и с Ломбардо-Венецианским королевством - они позволили ввести себя в некоторое заблуждение относительно подлинных настроений жителей вверяемых им в "управление" территорий...

Так или иначе, но 28 мая 1864 года Максимилиан и Шарлотта прибыли в Мексику, чтобы стать мексиканскими императором и императрицей.

Через две недели они добрались до Мехико и короновались в кафедральном соборе:

Император и императрица Мексики:

Они же на открытке:

В столице император с императрицей прожили недолго - они избрали местом жительства дворец Чапультепек в окрестностях Мехико.

Так выглядел дворец в конце XIX века:
Спальня Шарлотты во дворце:
Ванная Шарлотты во дворце:

Император и императрица, видимо, предпочитали видеть то, что хотели видеть (и в большей мере это относилось к Шарлотте, именовавшейся теперь императрицей Карлотой). "Империя" в Мексике могла существовать лишь постольку, поскольку её мог защитить экспедиционный корпус. В стране шла гражданская война. Но вокруг императорской резиденции атмосфера всё-таки была более-менее спокойной.
Именно от этого периода до нас дошло больше всего изображений Шарлотты.

Ф. К. Винтерхальтер. Шарлотта, императрица Мексики. 1864

Прочее - фотографии (вероятно, среди них затесались более ранние изображения).






Но в 1865 году императрица совершает путешествие по стране. Принимают её по-разному, и видит она многое. Возвращается она в подавленном состоянии - возможно, уже тогда, при столкновении прекрасной мечты с действительностью, что-то сдвигается у неё в голове (не случайно, что именно в этом путешествии, согласно одной из версий, её "пытались отравить" - мотив "отравления" потом сыграет свою роль в её истории...).
А в самом начале 1866 года Шарлотта получает известие о смерти отца.

Дела французов в Мексике были откровенно плохи. В 1867 году экспедиционный корпус покинет Мексику, но ещё до того, в 1866 году, Мексику покинет Шарлотта. Она поедет в Европу просить у Наполеона III помощи и поддержки для своего мужа (перед этим она фактически уговорит своего мужа не отрекаться от мексиканского престола - солдат не бросает свой пост перед приближением врага, и Максимилиан не должен оставлять империю). Максимилиан отпустил её (надеясь, что вскоре они увидятся снова. Увы, они не увидятся больше никогда). 9 июля 1866 года она покинула Мехико.
Во время путешествия в Европу императрица то больна и печальна, то вновь здорова и весела...
По прибытии во Францию Шарлотта отправляет телеграмму Наполеону III: она хочет с ним встретиться. Ответ гласил, что император только что вернулся с вод и не может принять её. Не лучше ли ей поехать в Бельгию, к родственникам?
Шарлотта немедленно отправляется в Париж.
Наполеон III отправляет адъютанта с сопровождающими встретить её, но бедняга путает вокзалы... Эти мелочи, иногда случайные, накладываются на раздражённое и тревожное состояние мексиканской императрицы.
В Париже она трижды встречалась с императором. Первая встреча была долгой и неопределённой (ей предшествовала встреча Шарлотты с императрицей Евгенией - та, видимо, хотела избавить мужа, разочаровавшегося в мексиканском предприятии, от неприятного разговора, но, поняв, что Шарлотта настроена решительно, сказала ему, что лучше всё-таки встреться с ней) - в чёрном шёлковом платье Шарлотта появилась в Сен-Клу 11 августа, сказав императору, что она "пришла ради спасения дела, которое является и его делом тоже". Наполеон уклончиво отвечал ей. Она уехала в скверном самочувствии.
Третья встреча была короткой - Наполеон III решительно заявил, что ей не на что надеяться.
После этой последней встречи она и написала мужу длинное письмо, дышащее ненавистью к Наполеону III (этому воплощённому мировому злу), в которому уже заметны некоторые странности.
Из Франции Шарлотта едет в Италию. На душе у неё неспокойно, но всё её волнение ещё можно списать на неожиданные неприятные новости... Там, в Италии, она собирается вдруг лично пойти на приём к папе римскому, где и обнаруживается наконец страшное.
Впрочем, заметить неладное мог секретарь мужа, приехавший, чтобы сопровождать её - по дороге она начинала жаловаться на то, что её окружают шпионы Наполеона III, которые хотят убить её, выражает подозрения, что еда и питьё отравлены...
Папа, принявший несчастную императрицу Мексики, услышав её утверждения, будто её окружают шпионы французского императора, собирающиеся её убить, требования арестовать всю её свиту как предателей и увидев, как она, выпив свой шоколад и восхищаясь тем, что наконец-то может есть и пить спокойно, макает палец в его чашку с шоколадом и не хочет, чтобы ей принесли другую, новую, потому что другая может быть с ядом, быстро понимает, что происходит. Но пока телеграммы врачам и родственникам внезапной безумицы доходят до адресатов, Шарлотта находится в Риме. Там она уносит бокал из покоев папы, уверенная в том, что он чист, и пьёт из него воду, набирая её из городских фонтанов. А потом просит убежища в стенах Ватикана, потому что убийцы преследуют её. Она будет первой женщиной, которая официально переночевала в Ватикане.
Прибывшие по вызову родственники увезут Шарлотту в Мирамаре, где она некогда была счастлива. Теперь она заперта в некогда специально выстроенном для неё владении, ибо не владеет собой... Потом её, страдающую манией преследования, издёрганную и неадекватную, почти насильно вытащат из Мирамаре и отвезут в Бельгию.
Весть о том, что император Максимилиан 19 июня 1867 года расстрелян в Мексике, от Шарлотты долго скрывают, на вопросы о муже отвечают уклончиво - обстановка сложная, некогда писать письма...

Э. Мане. Расстрел императора Максимилиана
Но когда его тело доставляют на родину, ей вынуждены сообщить.

Возвращение тела Максимилиана в Европу
Известие о смерти мужа она выслушивает спокойно, но потом долго рыдает в обьятиях сестры.
Её утешала мысль о том, что смерть супруга была "красивой и достойной".

Последние минуты императора Максимилиана
Потом она жадно расспрашивала всех, кто хоть что-то мог ей рассказать о смерти мужа, просила вновь и вновь пересказывать подробности, собирала газетные вырезки...
Она носила траур, но в декабре 1868 года она сняла траурные одежды, ибо ей "привиделось", что муж её не умер... Она очевидно безумна, и мысли об отравлении не покидают её.
Там, в Бельгии, она и начинает писать эти письма - дошедшие до нас отзвуки внутренней драмы и свидетельства острого приступа безумия.
С 16 февраля по 15 июня 1869 года Шарлотта написала 300 (триста!) писем. Иногда по двадцать писем в день.
Нет, они не были адресованы её мужу. 245 из тех трёх сотен имели адресатом французского офицера Шарля Луазеля (которого Шарлотта знала в Мексике и к которому, возможно, испытывала любовь чисто платоническую).
Содержание этих "записок сумасшедшей" менялось по ходу действия. Сначала она просила помочь ей с побегом, ибо она, женщина, одна ничего не может...
Разумеется, письма эти не находили адресата - их не отправляли. Шарлотту, кажется, это не смущало, она писала в следующем письме: я ждала вас в означенный час, вы не пришли, я буду ждать вас завтра, и ... продолжала писать...
Потом в её письмах возникают другие темы. Она пишет письма почти любовные, она просит Луазеля о браке, но... но сама она постепенно начинает в этих письмах говорить о себе как о мужчине. И если сначала она сама утверждала, что не способна на побег в одиночку, потому, что она - женщина, то потом она стала писать про "второе рождение" в образе мужчины, про то, что она может быть мужчиной, и просить своего адресата вступить в брак с ней как с мужчиной (отрицая смерть мужа, она в какой-то момент утверждала, будто бы они развелись по взаимному согласию)... а потом она начала подписывать эти послания... "Шарль Луазель"!
Параллельно с этим в письмах её прослеживалась "имперская" линия - уж не чистая ли её мечта об империи и о том, что она должна быть императрицей отразилась тут? - она подбирала, искривляла в нездоровом восприятии мира все возможные связи с императором Наполеоном I и выводила в итоге мысль о том, что она наследует ему...
В процессе письма (и в развитии её безумия) она, видимо, забыла, как представляла Наполеона III мировым злом, и писала о Троице, в которой Наполеон III - бог-Отец, Максимилиан - бог-сын, а она сама - дух святой и одновременно богородица... И в каких-то снах не то видениях являлось ей воинство небесное, предводительствуемое императором Наполеоном I, и являвшееся отражением его воинство земное, которым командует император Наполеон III...
Потом в её письмах проявились садо-мазохистские мотивы: она стала писать не о браке, а о кровавой дуэли ("мы будем погружать наши шпаги друг в друга как можно глубже и вынимать их... они должны быть в крови по самый эфес"), затем - о порке ("...я испытываю жестокое желание быть выпоротой. Я снимаю панталоны... я ложусь на канапе, выставив зад... и бью резко, чтобы оставались следы"), она призывает адресата выпороть её...
Приступ безумной графомании закончился так же внезапно, как и начался. Больше писем она не писала (кстати, тут важно ещё вот что - и, возможно, тут прослеживается связь с переживаниями оставшейся бездетной Шарлотты - начало и окончание её графоманского припадка совпадают с моментом смерти наследника бельгийского престола, десятилетнего Леопольда, и, соответственно, с рождением 3 июня 1869 нового наследника, принца Бодуэна...).
Шарлотта прожила ещё 50 лет. Всё это время состояние её было скорее стабильно - она была спокойна, лишь изредка случались у неё приступы буйства, если можно их так назвать (у неё и правда бывали периоды, когда она считала, видимо, себя мужчиной и отказывалась от услуг горничных-женщин, иногда она не причёсывалась и не одевалась по три дня, иногда, наоборот, вставала рано и посвящала много времени своему туалету).
До 1879 года она пребывала во дворце Тервюрен. Когда дворец сгорел, Шарлотту отвезли в Бушу, где она жила до самой смерти.
При августейшей безумице менялись врачи, никто так и не помог ей (впрочем, её состояние ещё в 1870 году было признано безнадёжным), она жила спокойной, тихой, размеренной жизнью. Острых приступов, мешавших её общению с обществом, с ней, кажется, больше не случалось. Она нечасто и неохотно покидала свои владения, и за ней постоянно приглядывали. Впрочем, один из её докторов вспоминал, что однажды она, будучи приглашённой на школьный праздник, умудрилась вырваться из-под присмотра и проникла на школьную кухню. Там, по старой памяти, когда, угнетаемая манией преследования и отравления, не ела почти ничего, она опустила руку в котёл с готовящейся едой и получила сильный ожог...
День её, судя по воспоминаниям приближённых, был размерен и спокоен, выезжала за пределы своих владений она нечасто. Она любила играть на рояле в четыре руки, а если дежурная фрейлина не музицировала, садилась за инструмент одна...
Говорят также, будто она могла не слышать вопроса, прямо к ней обращённого и не реагировать на него, но запомнить то, что сказал кто-то рядом за столом, и ответить на вскользь брошенную и не ей адресованную фразу... но не сразу, а через полчаса. А также, будто она бывала молчалива, но беседовала иногда вслух только со своими никому не видимыми воображаемыми собеседниками...

Остались и воспоминания о том, что в июне, когда расцветают розы, она просила каждый день срезать цветок и класть его к фотографии Максимилиана, которую она ставила в комнате на видном месте и иногда переносила с собой из комнаты в комнату, а порой и целовала перед сном...
Шарлотта в сопровождении фрейлины и дворецкого

Одна из последних фотографий Шарлотты
Ей была суждена долгая, очень (слишком?) долгая жизнь. Она пережила всех, кого знала и любила.
Шарлотта умерла в 1927 году.

Посмертная фотография Шарлотты
Но вы - запомните её такой:

Ибо такой она была, когда надеялась ещё на счастье...

P.S.
***
Отбросим пальмы. Выделив платан,
представим М., когда перо отбросив,
он скидывает шелковый шлафрок
и думает, что делает братан
(и тоже император) Франц-Иосиф,
насвистывая с грустью "Мой сурок".

"С приветом к вам из Мексики. Жена
сошла с ума в Париже. За стеною
дворца стрельба, пылают петухи.
Столица, милый брат, окружена
повстанцами. И мой сурок со мною.
И гочкис популярнее сохи.

И то сказать, третичный известняк
известен как отчаянная почва.
Плюс экваториальная жара.
Здесь пуля есть естественный сквозняк.
Так чувствуют и легкие, и почка.
Потею, и слезает кожура.

Опричь того, мне хочется домой.
Скучаю по отеческим трущобам.
Пошлите альманахов и поэм.
Меня убьют здесь, видимо. И мой
сурок со мною, стало быть. Еще вам
моя мулатка кланяется. М".

И. Бродский. "Мексиканский дивертисмент".

Максимилиан и Франц-Иосиф всё-таки родные братья, а не кузены. Вот оно, пагубное влияние Бродского :)

Картина дня

наверх